Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2014 в 13:56, шпаргалка

Краткое описание

Понятие науки теории государства и права. Многие гуманитарные науки изучают государственно-правовые явления. В отличие от них теория государства и права имеет юридический характер, изучает прежде всего юридический аспект социальных явлений. Во-первых, теория государства и права изучает государственно-правовые явления целиком, в комплексе. Остальные юридические науки являются узкоспециализированными, исследуют лишь отдельные юридические аспекты государства и права. В свою очередь, теорию государства и права характеризует комплексный, всесторонний подход к изучению государственно-правовых явлений. Ее предмет охватывает все основные юридические признаки государства и права, взятые в единстве и взаимодействии.

Вложенные файлы: 1 файл

шпоргалка по тгп.docx

— 139.93 Кб (Скачать файл)

 
76.Понятие пробелов в  законодательстве. Аналогия закона и аналогия права как способы преодоления пробелов в процессе применения норм права. Пробел в законодательстве - это отсутствие конкретной нормы, необходимой для регламентации отношения, входящего в сферу правового регулирования. Пробелы в законодательстве существуют в основном вследствие двух причин: во-первых, в результате появления новых общественных отношений, которые в момент принятия закона не существовали и не могли быть учтены законодателем; во-вторых, из-за упущений при разработке закона. Таким образом, пробелы в праве являются следствием того, что ни одна даже самая совершенная юридическая система не в состоянии охватить все возможные случаи, с которыми могут встретиться правоприменительные органы в процессе своей деятельности. В результате появляются аналогия закона и аналогия права. Аналогия закона - это применение к не урегулированному в конкретной норме отношению нормы закона, регламентирующей сходные отношения. Необходимость применения данного приема заключается в том, что решение по юридическому делу обязательно должно иметь правовое основание. Поэтому если нет нормы, прямо предусматривающей спорный случай, то надо отыскать норму, регулирующую сходные со спорным отношения. Правило найденной нормы и используется в качестве правового основания при принятии решения по делу. Применение закона, предусматривающего наиболее сходный случай, при отсутствии закона, прямо предусматривающего рассматриваемый случай, называется применением закона по аналогии. Таким образом, аналогия может применяться лишь как исключение, а не как правило; ее применение ограничивается узкими рамками и производится лишь как средство восполнения неизбежных пробелов в законе, который всех случаев жизни вообще предусмотреть заранее никогда не может. Аналогия в праве имеет совершенно иное значение. Она является не средством обхода закона, а средством, обеспечивающим действительно правильное применение закона. Допускается аналогия не против закона и не вопреки закону, а только на основании закона и в пределах закона. Поэтому совершенно исключается применение аналогии, когда данный случай предусмотрен законом. Если же данный рассматриваемый случай прямо законом не предусмотрен, то необходимо установить, как решает закон другие случаи того же рода, одинаковые с данным случаем по существу, но отличающиеся каким-либо отдельными второстепенными признаками, и применять закон, предусматривающий наиболее сходный по существу случай.

77.Основные требования  к правильному применению норм  права. Это Законность, обоснованность, целесообразность, справедливость. Законность. Это требование означает, что при решении конкретного случая правоприменительный орган должен основываться на определенной норме права. Законность требует, чтобы правовые нормы применялись всегда, когда присутствуют обстоятельства, предусмотренные нормой. Обоснованность. Это требование означает, что: должны быть выявлены все относящиеся к делу факты; такие факты должны быть тщательно и объективно изучены и признаны достоверными; все недоказанные и сомнительные факты должны быть отвергнуты. Обоснованность требует, чтобы обстоятельства дела были подтверждены проверенными, достоверными доказательствами. Целесообразность. Проблема целесообразности в праве имеет два аспекта. С одной стороны, нормативный акт с точки зрения законодателя сам по себе целесообразен, содержит оптимальные требования по регулированию общественных отношений. Поэтому следование ему есть наиболее целесообразное решение вопроса, достижение той цели, которую ставил перед собой законодатель при его издании. С другой стороны, целесообразность в праве - это соответствие деятельности органов и лиц в рамках закона конкретным условиям места и времени, выбор оптимального пути осуществления нормы в конкретной жизненной ситуации. Справедливость. Это требование к актам применения права, отражающее идею о социальной справедливости демократического общества, означает осознание правильности решения дела с точки зрения интересов народа и государства; убежденность лица, применяющего право, а также окружающих в том, что принятое решение согласуется с принципами морали, общечеловеческими ценностями, отвечает потребностям и интересам отдельных граждан, их коллективов, предприятий, учреждений.

78.Понятие и  признаки актов применения норм  права. Акт применения права - это индивидуальное, государственно-властное веление (предписание), вынесенное в результате решения юридического дела. акт применения права представляет собой категоричное, обязательное к исполнению веление. В целом основные признаки правоприменительных актов и их отличия от иных правовых актов уже были рассмотрены в первом вопросе данной темы. Можно указать следующие признаки актов применения права: 1.принимаются компетентными органами государства, должностными лицами и уполномоченными общественными организациями; 2.носят государственно-властный (обязательный) характер; 3.индивидуализируют нормы права применительно к конкретным ситуациям и лицам; 4.имеют, как правило, документальную форму; 5. выступают юридическими фактами, т.е. влекут возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Примерами актов применения права служат решения и приговоры суда, приказы администрации предприятий, учреждений, организаций (например, приказ об увольнении, приказ об отчислении студента) и т.д.

79.Виды актов  применения норм права. По субъектам правоприменения: 1.акты органов законодательной власти; 2. акты органов исполнительной власти; 3. акты органов правосудия; 4.акты контрольно-надзорных органов. По отраслевой принадлежности: 1. акты применения норм уголовного права; 2. акты применения норм гражданского права; 3. акты применения норм других отраслей. По функциональному признаку: 1.правонаделительные; 2.правообеспечительные; 3.акты-регламентаторы. По наименованию: 1.приказы; 2.постановления; 3.указания; 4. представления; 5. резолюции; 6. указы Президента о награждении, о помиловании; 7. протоколы; 8. решения; 9.разрешения; 10.предупреждения; 11.предписания; 12.приговоры. По способу принятия: 1.коллегиальные (например, постановление Государственной Думы о создании согласительной комиссии); 2.единоначальные (например, приказ директора предприятия о принятии на работу сотрудника).

80.Понятие и  значение толкования норм права. Под толкованием норм права понимается деятельность органов государства, должностных лиц, общественных организаций, отдельных граждан, направленная на установление содержания норм права, на раскрытие выраженной в них воли социальных сил, стоящих у власти. Разработка новых юридических предписаний невозможна без толкования, поскольку в развитой системе законодательства большинство издаваемых норм так или иначе связано с уже существующими законодательными положениями. Значение толкования. Толкование играет значимую роль для создания сводов законов, собраний и справочников по законодательству, для учета нормативных актов. Процесс толкования неизбежен при реализации правовых норм органами суда, прокуратуры, арбитража, других государственных органов, при заключении сделок и договоров. В процессе толкования устанавливаются смысл нормы права, ее основная цель и социальная направленность. Толкование правовых норм представляет собой сложное явление интеллектуального характера, направленное на познание и объяснение смысла права. По поводу определения его содержания в юридической литературе пока еще нет единства мнений. Существующие точки зрения по этому вопросу можно сгруппировать следующим образом: a)толкование есть уяснение смысла правовых норм; b) сущность толкования составляет разъяснение норм права; c) толкование представляет собой уяснение и разъяснение норм права. Толкованием права как определенный мыслительный процесс, направленный на установление смысла (содержания) норм права, находит свое выражение в совокупности его способов.

81.Способы толкования  норм права. Главная цель толкования заключается в обеспечении правильного и единообразного понимания и реализации права. Толкование способствует приданию праву признака формальной определенности. Первый способ толкования норм права. Грамматическое толкование норм права - это анализ юридического текста с использованием правил языкознания - грамматики, орфографии, морфологии, синтаксиса, пунктуации и т. п. При данной разновидности толкования норм права выясняется значение отдельных слов, формулировок, знаков препинания, связи слов в предложениях и т.д. 2.Систематическое толкование норм права - это выявление смысла и содержания нормы путем ее сравнительного анализа с другими нормами права. 3.Логическое толкование норм права - это использование логического анализа, т.е. исследование внутренних связей между словами, формулировками и суждениями. 4.Историческое толкование норм права - это изучение конкретно-исторических условий создания нормы, причин и целей издания соответствующего нормативно-правового акта. 5.Функциональное толкование норм права - это изучение сложившейся практики применения правовых норм.

82.Виды толкования  норм права за субъектами. Официальное - это толкование права компетентными государственными органами, носящее общеобязательный характер. Официальное толкование осуществляется в установленной процессуальной форме, его результат оформляется специальным актом. Акты официального толкования обладают юридической силой, то есть признаком общеобязательности. Официальное толкование классифицируют по субъекту на аутентичное или авторское и делегированное. Аутентичное толкование осуществляется самим органом, издавшим толкуемую норму. В данном случае субъект правотворчества и субъект толкования права совпадают в одном лице. Делегированное толкование осуществляется специально уполномоченным субъектом. Например, Конституционный Суд уполномочен законом официально толковать нормы Конституции Украины. По содержанию официальное толкование подразделяется на нормативное и правоприменительное - казуальное. Нормативное толкование распространяется на все юридические ситуации определенного рода. Правоприменительное или казуальное толкование распространяется на конкретную юридическую ситуацию - казус.

83.Виды толкования  норм права по объему их  содержания. По объему содержания выделяют: 1.буквальное толкование; 2.расширительное толкование; 3.ограничительное толкование. При буквальном толковании результаты толкования полностью совпадают с текстом толкуемой нормы. При расширительном толковании результаты толкования шире текстового содержания нормы. При ограничительном толковании толкование сужает текстовое содержание нормы.

84.Понятие и  признаки актов толкования норм  права. В процессе толкования норм права практическое значение имеют акты толкования (интерпретационные акты). Акт толкования права - это правовой акт, содержащий разъяснение смысла юридических норм. Акты толкования не просто разъясняют смысл норм права, но содержат прежде всего конкретизирующие предписания. Это не нормативные предписания, так как они не имеют самостоятельного значения и действуют на основе толкуемых норм права. Так как субъекты толкования не являются субъектами правотворчества, «предписания общего характера, содержащиеся в интерпретационных актах, следует считать не нормами права, а правоположениями. В отличие от норм они не имеют юридической силы, но имеют юридическое значение. Последнее проявляется в том, что правоприменительные органы (нижестоящие суды) должны при решении конкретных вопросов учитывать содержание правоположений. Однако при этом они не могут составлять основу правоприменительных решений» Для них характерен признак соподчиненности. Во главе системы Конституционные законы, законы и подзаконные акты, т.е. та же последовательность, что и у нормативных актов, но нормативный акт содержит нормы права, а интерпретационный лишь толкует, объясняет эти нормы. Иначе говоря, толкование при всей своей значимости не может «творить» новые нормы, а интерпретатор не может заменить законодателя. Не имея норм права, интерпретационный акт неотделим от толкуемого нормативного акта. Признаки актов толкования: 1.являются продуктом волевой сознательной деятельности, охраняемой государством; 2.имеют целевой характер; 3.существуют в строго определённой правовой форме; 4.служат юридической основой и гарантией осуществления законности.

85.Виды актов  толкования норм права. Виды актов толкования различаются в зависимости от: 1.типов официального толкования (акты нормативного и казуального толкования); 2.юридической природы (интерпретационные акты правотворческих и правоприменительных органов); 3.конкретных органов, осуществляющих толкование, (акты суда, прокуратуры, администрации и др.); 4.формы (постановления, разъяснения, приказы, инструкции и т.д.); 5.предмета правового регулирования (акты толкования конституционного, гражданского, административного, уголовного права и др.); 6.характера (материальные и процессуальные интерпретационные акты). Самостоятельное значение, прежде всего, имеют интерпретационные акты правотворчества и интерпретационные акты правоприменения. Акты толкования не подменяют собой акты правотворчества и правоприменения, они имеют дополнительное (субсидиарное) значение к названным нормативно- правовым и индивидуальным актам.

86.Понятие, состав  и виды правомерного поведения. Правомерное поведение - это поведение, соответствующее предписаниям правовых норм. Правомерное поведение - это деятельность личности в сфере правового регулирования, которая основывается на сознательном выполнении норм права (соблюдение, исполнение и использование). Правомерное поведение определяется как «поведение людей, которое в полной мере согласуется со всеми требованиями норм права» Состав правомерного деяния, как и противоправного деяния, представляет единство четырех элементов: объекта, субъекта, объективной стороны, субъективной стороны. Правомерное поведение выражается в усвоении и передаче другим субъектам социально ценных норм. Виды противоправного поведения: (субъективной стороны) Социально-активное поведение является высшей формой правомерного поведения, которое выражается в высоком уровне правосознания и правовой культуры. Привычное поведение означает приверженность определенным стандартам, вариантам поведения, является постоянно повторяющимся действием, привычным поведенческим актом. При этом личность не анализирует правильность требований, сформулированных в законодательстве, а лишь следует в своих действиях в рамках дозволенного и предписанного поведения. Конформистское поведение представляет собой форму пассивного соблюдения личностью норм права, приспособление модели своего поведения под общую модель. Подчинение действиям окружающих, конформизм - могут быть положительным и отрицательным (социально вредным). Конформизм (в отрицательной мотивации) в основном предполагает наличие внешнего согласия с окружающими. Конформизм (в положительной мотивации) в целом является социально ценным фактом, основанным на соблюдении и использовании права. Маргинальное поведение является также формой соблюдения права, но оно находится на грани антиобщественного проявления, т.е. является пограничным. Правосознание маргинала расходится с предписаниями правовых норм, но соответствует правовым предписаниям под воздействием государственного принуждения, из-за страха перед наказанием. Правомерное поведение можно также классифицировать и по другим основаниям: по сферам деятельности, по отраслям права, по формам, по культуре и т.д.

87.Правонарушение: понятие, признаки и состав. Правонарушение - это противоправное, виновное, волевое деяние лица, противоречащее предписаниям норм права, причиняющее вред интересам общества и личности, влекущее за собой юридическую ответственность (общественно-опасное, противоправное, виновное деяние). Признаки: 1.поведение человека, выраженное в деянии (действии или бездействии); 2.общественная вредность (вредный результат) противоправного деяния; 3.противоправность поведения (противоречие деяния образцу поведения, установленному правовой нормой). Противоправность выражается в превышении должностных полномочий, в неисполнении возложенных обязанностей, в прямом нарушении запретов; 4.виновность поведения субъектов права означает, что правонарушением считается только виновное деяние. Содержание вины заключается в отрицательном отношении субъекта к охраняемым законодательством интересам общества; 5.наказуемость противоправного деяния означает необходимость применения к правонарушителю мер государственно-властного воздействия, которое выражается в неблагоприятных последствиях для правонарушителя. Наказуемость деяния предусмотрена в санкции правовой нормы. Состав правонарушения обозначает систему его признаков (элементов), необходимых и достаточных для привлечения к юридической ответственности правонарушителя. Юридический состав правонарушения включает в себя следующие элементы: субъект, объект, субъективная и объективная стороны.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"