Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2014 в 13:56, шпаргалка
Понятие науки теории государства и права. Многие гуманитарные науки изучают государственно-правовые явления. В отличие от них теория государства и права имеет юридический характер, изучает прежде всего юридический аспект социальных явлений. Во-первых, теория государства и права изучает государственно-правовые явления целиком, в комплексе. Остальные юридические науки являются узкоспециализированными, исследуют лишь отдельные юридические аспекты государства и права. В свою очередь, теорию государства и права характеризует комплексный, всесторонний подход к изучению государственно-правовых явлений. Ее предмет охватывает все основные юридические признаки государства и права, взятые в единстве и взаимодействии.
76.Понятие пробелов в
законодательстве. Аналогия закона
и аналогия права как способы преодоления
пробелов в процессе применения норм права.
Пробел в законодательстве - это отсутствие
конкретной нормы, необходимой для регламентации
отношения, входящего в сферу правового
регулирования. Пробелы в законодательстве
существуют в основном вследствие двух
причин: во-первых, в результате появления
новых общественных отношений, которые
в момент принятия закона не существовали
и не могли быть учтены законодателем;
во-вторых, из-за упущений при разработке
закона. Таким образом, пробелы в праве
являются следствием того, что ни одна
даже самая совершенная юридическая система
не в состоянии охватить все возможные
случаи, с которыми могут встретиться
правоприменительные органы в процессе
своей деятельности. В результате появляются
аналогия закона и аналогия права. Аналогия
закона - это применение к не урегулированному
в конкретной норме отношению нормы закона,
регламентирующей сходные отношения.
Необходимость применения данного приема
заключается в том, что решение по юридическому
делу обязательно должно иметь правовое
основание. Поэтому если нет нормы, прямо
предусматривающей спорный случай, то
надо отыскать норму, регулирующую сходные
со спорным отношения. Правило найденной
нормы и используется в качестве правового
основания при принятии решения по делу.
Применение закона, предусматривающего
наиболее сходный случай, при отсутствии
закона, прямо предусматривающего рассматриваемый
случай, называется применением закона
по аналогии. Таким образом, аналогия может
применяться лишь как исключение, а не
как правило; ее применение ограничивается
узкими рамками и производится лишь как
средство восполнения неизбежных пробелов
в законе, который всех случаев жизни вообще
предусмотреть заранее никогда не может.
Аналогия в праве имеет совершенно иное
значение. Она является не средством обхода
закона, а средством, обеспечивающим действительно
правильное применение закона. Допускается
аналогия не против закона и не вопреки
закону, а только на основании закона и
в пределах закона. Поэтому совершенно
исключается применение аналогии, когда
данный случай предусмотрен законом. Если
же данный рассматриваемый случай прямо
законом не предусмотрен, то необходимо
установить, как решает закон другие случаи
того же рода, одинаковые с данным случаем
по существу, но отличающиеся каким-либо
отдельными второстепенными признаками,
и применять закон, предусматривающий
наиболее сходный по существу случай.
77.Основные требования к правильному применению норм права. Это Законность, обоснованность, целесообразность, справедливость. Законность. Это требование означает, что при решении конкретного случая правоприменительный орган должен основываться на определенной норме права. Законность требует, чтобы правовые нормы применялись всегда, когда присутствуют обстоятельства, предусмотренные нормой. Обоснованность. Это требование означает, что: должны быть выявлены все относящиеся к делу факты; такие факты должны быть тщательно и объективно изучены и признаны достоверными; все недоказанные и сомнительные факты должны быть отвергнуты. Обоснованность требует, чтобы обстоятельства дела были подтверждены проверенными, достоверными доказательствами. Целесообразность. Проблема целесообразности в праве имеет два аспекта. С одной стороны, нормативный акт с точки зрения законодателя сам по себе целесообразен, содержит оптимальные требования по регулированию общественных отношений. Поэтому следование ему есть наиболее целесообразное решение вопроса, достижение той цели, которую ставил перед собой законодатель при его издании. С другой стороны, целесообразность в праве - это соответствие деятельности органов и лиц в рамках закона конкретным условиям места и времени, выбор оптимального пути осуществления нормы в конкретной жизненной ситуации. Справедливость. Это требование к актам применения права, отражающее идею о социальной справедливости демократического общества, означает осознание правильности решения дела с точки зрения интересов народа и государства; убежденность лица, применяющего право, а также окружающих в том, что принятое решение согласуется с принципами морали, общечеловеческими ценностями, отвечает потребностям и интересам отдельных граждан, их коллективов, предприятий, учреждений.
78.Понятие и
признаки актов применения
79.Виды актов применения норм права. По субъектам правоприменения: 1.акты органов законодательной власти; 2. акты органов исполнительной власти; 3. акты органов правосудия; 4.акты контрольно-надзорных органов. По отраслевой принадлежности: 1. акты применения норм уголовного права; 2. акты применения норм гражданского права; 3. акты применения норм других отраслей. По функциональному признаку: 1.правонаделительные; 2.правообеспечительные; 3.акты-регламентаторы. По наименованию: 1.приказы; 2.постановления; 3.указания; 4. представления; 5. резолюции; 6. указы Президента о награждении, о помиловании; 7. протоколы; 8. решения; 9.разрешения; 10.предупреждения; 11.предписания; 12.приговоры. По способу принятия: 1.коллегиальные (например, постановление Государственной Думы о создании согласительной комиссии); 2.единоначальные (например, приказ директора предприятия о принятии на работу сотрудника).
80.Понятие и
значение толкования норм
81.Способы толкования норм права. Главная цель толкования заключается в обеспечении правильного и единообразного понимания и реализации права. Толкование способствует приданию праву признака формальной определенности. Первый способ толкования норм права. Грамматическое толкование норм права - это анализ юридического текста с использованием правил языкознания - грамматики, орфографии, морфологии, синтаксиса, пунктуации и т. п. При данной разновидности толкования норм права выясняется значение отдельных слов, формулировок, знаков препинания, связи слов в предложениях и т.д. 2.Систематическое толкование норм права - это выявление смысла и содержания нормы путем ее сравнительного анализа с другими нормами права. 3.Логическое толкование норм права - это использование логического анализа, т.е. исследование внутренних связей между словами, формулировками и суждениями. 4.Историческое толкование норм права - это изучение конкретно-исторических условий создания нормы, причин и целей издания соответствующего нормативно-правового акта. 5.Функциональное толкование норм права - это изучение сложившейся практики применения правовых норм.
82.Виды толкования
норм права за субъектами. Офиц
83.Виды толкования норм права по объему их содержания. По объему содержания выделяют: 1.буквальное толкование; 2.расширительное толкование; 3.ограничительное толкование. При буквальном толковании результаты толкования полностью совпадают с текстом толкуемой нормы. При расширительном толковании результаты толкования шире текстового содержания нормы. При ограничительном толковании толкование сужает текстовое содержание нормы.
84.Понятие и
признаки актов толкования
85.Виды актов толкования норм права. Виды актов толкования различаются в зависимости от: 1.типов официального толкования (акты нормативного и казуального толкования); 2.юридической природы (интерпретационные акты правотворческих и правоприменительных органов); 3.конкретных органов, осуществляющих толкование, (акты суда, прокуратуры, администрации и др.); 4.формы (постановления, разъяснения, приказы, инструкции и т.д.); 5.предмета правового регулирования (акты толкования конституционного, гражданского, административного, уголовного права и др.); 6.характера (материальные и процессуальные интерпретационные акты). Самостоятельное значение, прежде всего, имеют интерпретационные акты правотворчества и интерпретационные акты правоприменения. Акты толкования не подменяют собой акты правотворчества и правоприменения, они имеют дополнительное (субсидиарное) значение к названным нормативно- правовым и индивидуальным актам.
86.Понятие, состав
и виды правомерного поведения.
87.Правонарушение:
понятие, признаки и состав. Правонаруше
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"