Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2014 в 21:11, шпаргалка
Работа содержит ответы на 150 вопросов по дисциплине "Теория государства и права".
33. Формы и методы осуществления функций государства
Формы осуществления
представляют собой деятельность конкретных
государственных органов по реализации
функций государства: правовые и не правовые.
Правовые: -правотворческая деятельность
(подготовка и издание нормативно-правовых
актов, без которых реализация др функций
государства невозможна),–
Методы осуществления функций: 1) Убеждение –субъект воздействует на общественное индивидуальное сознание, способствует его формированию в форме обоснования, объяснения, внушения. 2) Принуждение –призвание обеспечить исполнение правил поведения осредством определения мер (пресечения, предупреждения, ответственности) т.е. возможность применения силы. 3) Стимулирование – это побуждение к действию, побудительная причина поведения. Стимулы могут быть материальными и моральными
34. Тенденции развития функций современного Российского государства
Научно-технические достижения 20 века предопределили появление у многих государств мира новой функции-стимулирование НТП и ограничение его вредных последствий. Эта функция имеет двоякое проявление. С одной стороны, деятельность государства проявляется в стимулировании НТП. Это вызвано тем, что современные масштабы научных исследований и экспериментальных работ чрезвычайно велики и постоянно растут. Поэтому государство берет на себя обязанность стимулировать НТП, почти полностью оплачивать расходы на фундаментальные теоретические исследования. Государство поддерживает и защищает интеллектуальную собственность, создает условия для успешной научной деятельности, обеспечивает справедливую оценку научного труда и достойное вознаграждение за внедрение результатов научных разработок. С другой стороны человечество не сразу осознало вредные последствия НТП, а государство с опозданием стало принимать адекватные меры по ограничению опасности.В современных условиях создание экологически чистых производств, безотходных технологий - одна из важнейших целей, достижение которых позволит человечеству выжить. Без их создания всемирная катастрофа неизбежна.Сегодня экологическая функция выходит на иной качественный уровень. К появлению новой информационной функции государства подталкивает быстро развивающаяся информатизация общества. Специфика этой функции заключается в способах ее воздействия на общество: целенаправленное информирование населения и тем самым создают необходимые условия для нормального функционирования всех ветвей власти и органов государства.
35. Механизм государства: понятие и структура
Механизмом государства называют систему государственных органов и организаций, действующую на основе единых, законодательно закрепленных принципов, призванную реализовывать государственную власть, выполнять функции и решать задачи государства.
Для изучения механизма государства используют структурно-функциональный подход. Он представляет собой одно из направлений системного анализа и базируется на исследовании структуры и функций механизма государства в их взаимосвязи, определяет роль и место элементов системы.
Признаки механизма государства:
Структуру механизма государства составляют следующие виды (группы, подразделения) государственных органов:
1) государственные органы, которые связаны между собой отношениями соподчинения и наделены правами совершать действия от имени государства:
2) государственные учреждения, которые не обладают властными полномочиями и специально не исполняют функции по управлению, но на основании государственной собственности, а также властных распоряжений вышестоящих органов они осуществляют функции в области производства, культуры, науки, образования, здравоохранения и т. д.:
Механизм государства действует на основе принципа разделения властей, который заключается в том, что государственная власть делится на следующие ветви власти:
1) законодательная – власть, которая имеет верховный характер, так как формируется напрямую и непосредственно народом и определяет правовую базу государственной, а также общественной жизни;
2) исполнительная – та власть, которая представляет, которая занимается непосредственной реализацией, проведением в жизнь принятых законодательными органами нормативных документов;
3) судебная – власть, которая действует самостоятельно от исполнительной и законодательной, посредством судебных органов осуществляет охрану прав и свобод граждан, защищает правовые устои государственной и общественной жизни от каких-либо посягательств независимо от того, кто совершил данное нарушение.
36. Понятие и виды государственных органов
Государственный орган -то звено механизма государства, участвующее в осуществлении функций государства и наделенное для этого властными полномочиями.
Классификация государственных органов:1) способу возникновения: – первичные (не создаются другими органами, возникают либо в порядке наследования, либо избираются по установленной процедуре и получают властные полномочия от избирателей);– производные (создаются первичными органами, которые наделяют их властными полномочиями); 2)о характеру выполняемых задач (в соответствии с принципом разделения властей) (представительные (законодательные), исполнительные, судебные);– по структуре (способу) организации: – простые (не имеют внутреннего подразделения); – сложные (обладают структурой);4) объему властных полномочий:– высшие (наиболее полно олицетворяют государственную власть, распространяющуюся на территорию всего государства);– местные (функционируют в административных единицах, их полномочия распространяются только на эти регионы);5)о широте компетенции:– общей компетенции (правомочны решать широкий круг вопросов. Например, правительство, исполняя законы, активно участвует в осуществлении всех функций государства);– специальной компетенции (специализируются на выполнении какой-то одной функции одного вида деятельности);– по порядку осуществления компетенции (коллегиальные, единоличные);– выборные и назначаемые
37. Принципы организации и деятельности государственного аппарата
Принципы организации и деятельности государственного аппарата – основополагающие начала, идеи, определяющие характер функционирования и развития аппарата государства в целом. Современное государство и государственный аппарат строятся на принципах, к которым предъявляют следующие требования:
Различают также две группы принципов организации и деятельности государственного аппарата: общие и частные.
Общие принципы относятся ко всему государственному механизму и подразделяются насоциально-политические и организационные.
К социально-политическим принц
К организационным принципам относятся:
Частные принципы организации и деятельности государственного аппарата – это те, которые имеют действие только на отдельные органы механизма государства
38. Бюрократия и бюрократизм в государственном управлении
БЮРОКРАТИЯ–
система управления, основанная на вертикальной
иерархии и призванная выполнять поставленные
перед нею задачи наиболее эффективным
способом.
Признаки бюрократии
1. Специализация
и разделение труда. Каждый сотрудник
имеет определенные
2. Вертикальная иерархия. Структуру бюрократической
организации можно сравнить с пирамидой:
большинство находится в ее основании,
а меньшинство – в верхней части. Каждый
человек, входящий в эту вертикальную
иерархию, руководит нижестоящими людьми
и в свою очередь, подчиняется вышестоящим,
благодаря чему осуществляется контроль
за деятельностью каждого элемента организации.
3. Четкие правила. Деятельность каждого
члена организации регламентирована правилами,
цель которых – это рационализация всего
процесса управления. В идеале эти правила
должны сделать предсказуемой деятельность
каждого работника и всей организации.
Хотя правила и могут видоизменяться,
в целом они должны быть устойчивы в течение
долгого времени.
4. Обезличенность взаимоотношений. В идеальной
бюрократии личные симпатии, чувства и
предпочтения не играют роли. Этот принцип
является единым для взаимоотношений
внутри организации, и в ее отношениях
с внешними для организации партнерами.
Условием идеальной бюрократии также
является то, что набор новых сотрудников
проводится на основе соответствия определенным
объективным критериям вне зависимости
от личных знакомств и привязанностей..
Бюрократия и бюрократизм стары, так же
как старо государство, они неотрывны
от него, во многом характеризуют его механизм
(аппарат).. К. Маркс относился к бюрократии
резко отрицательно, оценивал ее как абсолютное
зло.
Главный ресурс бюрократов — именно власть
и возможность ею злоупотреблять, извлекать
выгоду из должности, из службы. В руках
бюрократа этот ресурс конвертируется
в другие виды капитала, материальных
благ.
Основная причина живучести бюрократизма
кроется в многообразии и противоречивости
интересов, в возможности ими манипулировать
в корыстных целях. Одной из характерных
черт бюрократизма является стремление
к тайне, засекречиванию деятельности.
Пожалуй, самый важный закон бюрократического
аппарата — сохранение и увеличение власти,
ее самовозрастание. Отсюда разбухание
государственного аппарата — верный признак
его бюрократического загнивания.
Антиподом и самым действенным способом
борьбы с бюрократизмом служит демократия.
Постоянный демократический контроль
за всеми звеньями государственного механизма,
отчетность и сменяемость работников
государственных органов, гласность и
критика — надежное лекарство против
этой болезни.
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"