Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2014 в 21:11, шпаргалка
Работа содержит ответы на 150 вопросов по дисциплине "Теория государства и права".
2) политическое
сознание, характеризующее
3) социально-политические
и правовые нормы, регулирующие
политическую жизнь общества
и процесс осуществления
4) Политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти;
5) Политическая
практика, состоящая из политической
деятельности и совокупного
Обычно выделяют следующие политические системы: открытые — закрытые; стабильные — нестабильные; демократические, авторитарные, тоталитарные; унитарные, федеративные, конфедеративные.
Взаимодействуя с внешней средой, политическая система выступает как составная часть более широкой целостности - социума. Она стремится обеспечить стабильность и развитие общества. Решение данной задачи предполагает выполнение политической системой ряда функций:
1) регулятивной функции. Она выражается в координации поведения групп, индивидов, общностей на основе введения политических и правовых норм, соблюдение которых обеспечивается исполнительной и судебной властью;
2) экстракционной функции. Сущность ее заключается в способности системы черпать из внешней или внутренней среды ресурсы, необходимые для своего функционирования. Любая система нуждается в материальных, финансовых ресурсах, политической поддержке;
3)дистрибутивной функции. Она предполагает распределение политической системой благ, статусов, привилегий социальным институтам, индивидам и группам. Так, централизованного финансирования требуют образование, управление, армия. Эти средства черпаются из внешней среды, например, из экономической сферы, через налогообложение. Поступающие в виде налогов ресурсы позволяют финансировать бюджетные сферы и содержать органы государства;
4) функции реагирования. Она выражается в способности политической системы быть восприимчивой к импульсам из внешней среды. Эти импульсы приобретают форму требований, которые предъявляют власти различные группы населе ния. Развитая реагирующая способность системы определяет ее эффективность и результативност
48. Государство в политической системе общества
Государство является центральным элементом политической системы, т. к. политическая система общества появляется только вместе с государством, без государства не может быть и по-литической системы. Место и роль государства в политической системе определяется рядом его черт и признаков, которые ставят государство в особое положение по сравнению с другими субъ-ектами политической системы. Государство – центральный элемент политической системы (политическая система общества появляется только вместе с государством). Место и роль государства в политической системе определяется рядом его черт и признаков, которые ставят государство в особое положение по сравнению с другими субъектами политической системы.
Черты государства, определяющие его положение в политической системе:
– универсальность государственной власти (государство – организация, объединяющая все общество в целом);
– обладает монополией на государственное принуждение;
– создает правовую основу организации и деятельности для других элементов политической системы, для их формирования;
– обладает монополией на налоги и в руках государственной власти сосредоточен бюджет;
– обладает суверенитетом, является его главным субъектом, основным источником реализации политической власти;
– прерогатива государственной власти как составляющая его суверенности (государство может разрешить, запретить, приостановить на своей территории деятельность любой другой власти, любых других субъектов политической системы);
– обладает единством законодательных, управленческих и контрольных функций, это единственная полновластная организация в масштабе всей страны
49. Нормативная основа политической системы общества
нормативная основа выступает в качестве важнейшей формы регулирования политических отношений, обеспечивающих определенный уровень организованности, стабильности и устойчивости как политических институтов, так и всей системы в целом. Нормативная основа политической системы общества выступает, таким образом, как весьма сложное образование, состоящее из следующих компонентов:- правовые принципы и нормы, имеющие политическое содержание;- принципы и нормы, содержащиеся в актах партийных органов и общественных организаций;- политические традиции;- политические обычаи;- принципы и нормы морали (нравственности). В нормативной основе политической системы общества особое место занимают нормы морали (нравственности). Предъявляя к участникам отношений более широкие требования, чем другие социальные нормы, они тем самым возлагают дополнительные обязанности на субъектов политических отношений.
50. Конституционный суд в политической системе общества
Для политической системы особенно важен конституционный суд. Он имеет право рассматривать любые законы или их применение, указы и распоряжения на соответствие конституции. Если этого не делать, то правительство, местные органы могут своими распоряжениями фактически отменять или изменять в определённых частях главный закон страны. Конституционный Суд России осуществляет судебную власть путем рассмотрения в заседаниях дел о конституционности международных договоров и нормативных актов; рассмотрения в заседаниях дел о конституционности правоприменительной практики и дачи заключений в установленных законом случаях. Схожим, по существу, путем осуществляется судебная власть конституционными судами и других стран.
51 понятие виды и функции
Политическая партия - активная и организованная часть общества, объединенная общими интересами, целями или идеалами и стремящаяся овладеть государственной властью или решающим образом повлиять на ее осуществление.
Вследствие огромного многообразия политических партий в политической науке существуют различные их классификации. Наиболее распространенными являются следующие:1. По целям выделяют партии избирательных компаний и парламентские партии.Партии избирательных кампаний ограничивают свою деятельность организацией и проведением избирательной кампании кандидата.Парламентские партии выполняют три основные функции:организация избирательной кампании;контроль за деятельностью партийной фракции в парламенте;формирование правительства, вплоть до определения кандидатуры премьер-министра2. По типу связи гражданина с партией партии разделяют на кадровые и массовые. Их сравнительная характеристика приведена в таблице3. По идеологии общепринятым является деление партий на левые, правые и центр.
Внутренние функции касаются набора новых членов, обеспечения финансирования партии, налаживания эффективного взаимодействия между руководством и местными отделениями и т.д.
Внешние функции являются определяющими для партийной деятельности:
52 политическая система РФ и
основные направления её
Политическая система РФ базируется на демократических принципах: действует принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную; в Конституции закреплены идейный и политический плюрализм, многопартийность, равенство граждан перед законом, права и свободы человека и гражданина согласно общепринятым принципам и нормам международного права.
Президент занимает центральное место в системе органов власти РФ. По Конституции он определяет основные направления внутренней и внешней политики страны. В ряде случаев президент может выполнять функции, которые обычно осуществляются законодательными и судебными органами власти.
Как глава государства президент является гарантом соблюдения Конституции, прав и свобод граждан
Высшим органом представительной и законодательной власти РФ является парламент — Федеральное Собрание, состоящее из двух палат: нижней — Государственной Думы и верхней — Совета Федерации. Государственная Дума, избираемая всеобщим голосованием на 4 года, состоит из 450 депутатов. Её основная функция — принятие законов Российской Федерации
При этом можно выделить четыре первоочередных направления дальнейшего совершенствования политической системы: 1) совершенствование законодательства, закрепляющего правовой статус компонентов политической системы; 2) принятие действенных мер по повышению правовой и политической культуры населения; 3) расширение социальной базы политических партий и общественных объединений и повышение их роли в делах государства; 4) укрепление законности в деятельности всех компонентов политической системы.
Другим важнейшим направлением укрепления законности в политической сфере является деятельность государства по борьбе с правонарушениями, совершаемыми государственными служащими. Дело не только в том, что без решения этой проблемы нельзя будет сколько-нибудь успешно бороться с организованной преступностью. Власть, не уважающая и не соблюдающая собственные законы, никогда не сможет построить правового государства и привлечь на свою сторону большую часть населения страны, сделать его активным проводником политики государства
53 понятие, принципы и условия
формирования и
Гражданское общество – общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями между его членами, независимыми от государства, но взаимодействующее с ним, общество граждан высокого социального, экономического, политического, культурного и морального статуса, создающее совместно с гос-вом развитые правовые отношения. Принципы гражданского общества:
Условия формирования граждаснкого общества:
1. Осуществление
разгосударствления
2. Средний класс - как многочисленная социальная группа.
3. Становление
культуры гражданской
4. Гражданское
общество не может нормально
функционировать без
54 взаимные обязанности
Вгражданском
обществе должен действовать принцип
взаимной ответственности и
обязанности государства и граждан. Этот
принцип означает, что государство иегограждане
являются равными субъектами права и все
их отношения строятся именно направе.Взаимные
права порождают и взаимные обязанности.
Граждане, равно как и государство, должны
выполнять определённые обязанности друг
перед другом. Например, все граждане обязаны
платить налоги, а государство в свою очередь,
обязано предоставлять определённый набор
государственных услуг, таких как, защита
от внешних врагов, обеспечение правопорядка,
пенсионное обеспечение, социальное страхование,
медицинское обеспечение и другие
55 конституционализм как режим взаимоотношений государства и гражданского общества
В силу длительной
эволюции и разнообразия конкретных форм
проявления конституционализм как режим
отношений государства и гражданского
общества имеет различное толкование.
По классическому правовому определению
конституционализм, как и парламентаризм,
и абсолютизм, представляет собой конкретную
форму правления. Абсолютизм – это форма
государства, в котором вся полнота власти
сосредоточена у монарха. В такой интерпретации
конституционализм противостоит абсолютизму
как форма правового государства, где
отношения между государством и гражданским
обществом регламентируются правовыми
нормами. Формально-правовая сторона конституционализма
означает наличие в обществе основного
закона государства (конституции), определяющего
народное правительство, разделение и
объемы полномочий разных ветвей власти
и гарантии прав граждан.
Переход от
феодального абсолютизма к гражданскому
обществу в большинстве стран Запада осуществлялся
через острый конфликт старого государства
(в лице абсолютной
монархии) и нового общества (выразителем
интересов которого являлся сословный парламент). В ряде случаев
этот конфликт вылился в буржуазные революции. Победа буржуазных
революций положила начало коренному
преобразованию общества. Оно началось
с конституирования, введения
буржуазных конституций,
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"