Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2014 в 21:11, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 150 вопросов по дисциплине "Теория государства и права".

Вложенные файлы: 1 файл

Т Г П ответы.docx

— 251.78 Кб (Скачать файл)

2) политическое  сознание, характеризующее психологические  и идеологические стороны политической  власти и политической системы

3) социально-политические  и правовые нормы, регулирующие  политическую жизнь общества  и процесс осуществления политической  власти;

4) Политические  отношения, складывающиеся между  элементами системы по поводу  политической власти;

5) Политическая  практика, состоящая из политической  деятельности и совокупного политического  опыта.

 

Обычно выделяют следующие политические системы: открытые — закрытые; стабильные — нестабильные; демократические, авторитарные, тоталитарные; унитарные, федеративные, конфедеративные.

Взаимодействуя с внешней средой, политическая система выступает как составная часть более широкой целостности - социума. Она стремится обеспечить стабильность и развитие общества. Решение данной задачи предполагает выполнение политической системой ряда функций:

1) регулятивной функции. Она выражается в координации поведения групп, индивидов, общностей на основе введения политических и правовых норм, соблюдение которых обеспечивается исполнительной и судебной властью;

2) экстракционной функции. Сущность ее заключается в способности системы черпать из внешней или внутренней среды ресурсы, необходимые для своего функционирования. Любая система нуждается в материальных, финансовых ресурсах, политической поддержке;

3)дистрибутивной функции. Она предполагает распределение политической системой благ, статусов, привилегий социальным институтам, индивидам и группам. Так, централизованного финансирования требуют образование, управление, армия. Эти средства черпаются из внешней среды, например, из экономической сферы, через налогообложение. Поступающие в виде налогов ресурсы позволяют финансировать бюджетные сферы и содержать органы государства;

4) функции реагирования. Она выражается в способности политической системы быть восприимчивой к импульсам из внешней среды. Эти импульсы приобретают форму требований, которые предъявляют власти различные группы населе ния. Развитая реагирующая способность системы определяет ее эффективность и результативност

 

 

48.     Государство в политической системе общества

Государство является центральным элементом политической системы, т. к. политическая система общества появляется только вместе с государством, без государства не может быть и по-литической системы. Место и роль государства в политической системе определяется рядом его черт и признаков, которые ставят государство в особое положение по сравнению с другими субъ-ектами политической системы. Государство – центральный элемент политической системы (политическая система общества появляется только вместе с государством). Место и роль государства в политической системе определяется рядом его черт и признаков, которые ставят государство в особое положение по сравнению с другими субъектами политической системы.

Черты государства, определяющие его положение в политической системе:

– универсальность государственной власти (государство – организация, объединяющая все общество в целом);

– обладает монополией на государственное принуждение;

– создает правовую основу организации и деятельности для других элементов политической системы, для их формирования;

– обладает монополией на налоги и в руках государственной власти сосредоточен бюджет;

– обладает суверенитетом, является его главным субъектом, основным источником реализации политической власти;

– прерогатива государственной власти как составляющая его суверенности (государство может разрешить, запретить, приостановить на своей территории деятельность любой другой власти, любых других субъектов политической системы);

– обладает единством законодательных, управленческих и контрольных функций, это единственная полновластная организация в масштабе всей страны

 

49.    Нормативная основа политической системы общества

нормативная основа выступает в качестве важнейшей формы регулирования политических отношений, обеспечивающих определенный уровень организованности, стабильности и устойчивости как политических институтов, так и всей системы в целом. Нормативная основа политической системы общества выступает, таким образом, как весьма сложное образование, состоящее из следующих компонентов:- правовые принципы и нормы, имеющие политическое содержание;- принципы и нормы, содержащиеся в актах партийных органов и общественных организаций;- политические традиции;- политические обычаи;- принципы и нормы морали (нравственности). В нормативной основе политической системы общества особое место занимают нормы морали (нравственности). Предъявляя к участникам отношений более широкие требования, чем другие социальные нормы, они тем самым возлагают дополнительные обязанности на субъектов политических отношений.

 

 

50.    Конституционный суд в политической системе общества

Для политической системы особенно важен конституционный суд. Он имеет право рассматривать любые законы или их применение, указы и распоряжения на соответствие конституции. Если этого не делать, то правительство, местные органы могут своими распоряжениями фактически отменять или изменять в определённых частях главный закон страны. Конституционный Суд России осуществляет судебную власть путем рассмотрения в заседаниях дел о конституционности международных договоров и нормативных актов; рассмотрения в заседаниях дел о конституционности правоприменительной практики и дачи заключений в установленных законом случаях. Схожим, по существу, путем осуществляется судебная власть конституционными судами и других стран.

 

51 понятие виды и функции политических  партий

Политическая партия - активная и организованная часть общества, объединенная общими интересами, целями или идеалами и стремящаяся овладеть государственной властью или решающим образом повлиять на ее осуществление.

Вследствие огромного многообразия политических партий в политической науке существуют различные их классификации. Наиболее распространенными являются следующие:1. По целям выделяют партии избирательных компаний и парламентские партии.Партии избирательных кампаний ограничивают свою деятельность организацией и проведением избирательной кампании кандидата.Парламентские партии выполняют три основные функции:организация избирательной кампании;контроль за деятельностью партийной фракции в парламенте;формирование правительства, вплоть до определения кандидатуры премьер-министра2. По типу связи гражданина с партией партии разделяют на кадровые и массовые. Их сравнительная характеристика приведена в таблице3. По идеологии общепринятым является деление партий на левые, правые и центр.

Внутренние функции касаются набора новых членов, обеспечения финансирования партии, налаживания эффективного взаимодействия между руководством и местными отделениями и т.д.

Внешние функции являются определяющими для партийной деятельности:

  • выражение, отстаивание и защита интересов больших социальных групп и слоев; о интеграция людей внутри социальных групп на основе общих целей, мобилизация масс для решения важных социальных задач;
  • разработка идеологии, формирование общественного мнения,распространение политической культуры;
  • создание возможностей для политической социализации личности;
  • подготовка кадров для политических институтов, участие в формировании политической элиты;
  • организация избирательных кампаний и участие в них;
  • борьба за государственную власть и участие в политическом управлении.

 

 

52 политическая система РФ и  основные направления её совершенствования

Политическая система РФ базируется на демократических принципах: действует принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную; в Конституции закреплены идейный и политический плюрализм, многопартийность, равенство граждан перед законом, права и свободы человека и гражданина согласно общепринятым принципам и нормам международного права.

Президент занимает центральное место в системе органов власти РФ. По Конституции он определяет основные направления внутренней и внешней политики страны. В ряде случаев президент может выполнять функции, которые обычно осуществляются законодательными и судебными органами власти.

Как глава государства президент является гарантом соблюдения Конституции, прав и свобод граждан

Высшим органом представительной и законодательной власти РФ является парламент — Федеральное Собрание, состоящее из двух палат: нижней — Государственной Думы и верхней — Совета Федерации. Государственная Дума, избираемая всеобщим голосованием на 4 года, состоит из 450 депутатов. Её основная функция — принятие законов Российской Федерации

При этом можно выделить четыре первоочередных направления дальнейшего совершенствования политической системы: 1) совершенствование законодательства, закрепляющего правовой статус компонентов политической системы; 2) принятие действенных мер по повышению правовой и политической культуры населения; 3) расширение социальной базы политических партий и общественных объединений и повышение их роли в делах государства; 4) укрепление законности в деятельности всех компонентов политической системы.

Другим важнейшим направлением укрепления законности в политической сфере является деятельность государства по борьбе с правонарушениями, совершаемыми государственными служащими. Дело не только в том, что без решения этой проблемы нельзя будет сколько-нибудь успешно бороться с организованной преступностью. Власть, не уважающая и не соблюдающая собственные законы, никогда не сможет построить правового государства и привлечь на свою сторону большую часть населения страны, сделать его активным проводником политики государства

 

 

53 понятие, принципы и условия  формирования и жизнедеятельности  гражданского общества

Гражданское общество – общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями между его членами, независимыми от государства, но взаимодействующее с ним, общество граждан высокого социального, экономического, политического, культурного и морального статуса, создающее совместно с гос-вом развитые правовые отношения.  Принципы гражданского общества:

  • равенство  прав и свобод граждан.
  • гарантированная юридическая защита прав и свобод человека;
  • экономическая независимость индивидов;
  • гарантированная законом возможность граждан создавать независимые общественные объединения по интересам и профессиональным признакам;
  • свобода граждан в образовании партий и гражданских движений;
  • обеспечение необходимых материальных и прочих условий для развития науки, культуры, образования и воспитания граждан;
  • свобода создания и деятельности средств массовой информации;
  • существование механизма, стабилизирующего отношения между государством и гражданским обществом (механизм консенсуса) и обеспечивающего безопасность гражданского общества.

Условия формирования граждаснкого общества:

1. Осуществление  разгосударствления собственности, так как экономическая самоорганизация  и экономическая самостоятельность  возможны только на основе  частной собственности.

2. Средний  класс - как многочисленная социальная  группа.

3. Становление  культуры гражданской ответственности  и гражданской инициативы.

4. Гражданское  общество не может нормально  функционировать без соответствующей  нормативно - правовой базы

 

54 взаимные обязанности государства  и граждан в гражданском обществе

Вгражданском обществе должен действовать принцип взаимной ответственности и 
обязанности государства и граждан. Этот принцип означает, что государство иегограждане являются равными субъектами права и все их отношения строятся именно направе.Взаимные права порождают и взаимные обязанности. Граждане, равно как и государство, должны выполнять определённые обязанности друг перед другом. Например, все граждане обязаны платить налоги, а государство в свою очередь, обязано предоставлять определённый набор государственных услуг, таких как, защита от внешних врагов, обеспечение правопорядка, пенсионное обеспечение, социальное страхование, медицинское обеспечение и другие

 

 55 конституционализм как режим взаимоотношений государства и гражданского общества

В силу длительной эволюции и разнообразия конкретных форм проявления конституционализм как режим отношений государства и гражданского общества имеет различное толкование.  
По классическому правовому определению конституционализм, как и парламентаризм, и абсолютизм, представляет собой конкретную форму правления. Абсолютизм – это форма государства, в котором вся полнота власти сосредоточена у монарха. В такой интерпретации конституционализм противостоит абсолютизму как форма правового государства, где отношения между государством и гражданским обществом регламентируются правовыми нормами. Формально-правовая сторона конституционализма означает наличие в обществе основного закона государства (конституции), определяющего народное правительство, разделение и объемы полномочий разных ветвей власти и гарантии прав граждан.

Переход от феодального абсолютизма к гражданскому обществу в большинстве стран Запада осуществлялся через острый конфликт старого государства (в лице абсолютной монархии) и нового общества (выразителем интересов которого являлся сословный парламент). В ряде случаев этот конфликт вылился в буржуазные революции. Победа буржуазных революций положила начало коренному преобразованию общества. Оно началось с конституирования, введения буржуазных конституций, принципа разделения властей, с подчинения и государства, и гражданского общества единым правовым нормам

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"