Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2015 в 15:59, шпаргалка
1. ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ ТГП. МЕСТО ТГП В СИСТЕМЕ ЮРИД. НАУКИ И ПРАКТИКИ
Предмет изучения ТГП составляют основные общие закономерности существования и развития гос-но-правовых явлений, т.е. изучение наиболее общих закономерностей функционирования гос-ва и права, формулирует понятия, категории, конструкции и модели отдельных юридических явлений.
Суть: гос-во возникает как результат добровольного повиновения людей представителям власти, исходя из особенностей человеческой психики. Предшественницей гос. власти являлась власть верхушки первобытного общества (шаманы, вожди, жрецы), которая основывалась на их особой психологической энергии, с помощью которой они влияли на остальных членов общества
Достоинства:Отчасти она справедлива, т.к. стремление к общению, подчинению, доминированию свойственны человеческой психике.
Недостатки:Теория не учитывает др. факторы, благодаря которым возникло гос-во (социальные, эконом., политические)
Суть: при повышении роли войн, при необходимости захвата чужих и удержания собственных территорий, появилась необходимость в гос-ве.
Насилие выражалось, как правило, в присвоении материальных благ и средств производства сильным (вооруженным) меньшинством:
- сбор дани дружинниками;
- расширение подвластных королю (феодалу) территорий
- огораживание (сгон крестьян и присвоение угодий) и.т.д.
Многие иные формы гос. деятельности подкреплены принудительной силой гос-ва в том случае, если обязанности не исполняются добровольно.
Недостатки:
Насилие (при его важной роли) было не единственным фактором, повлиявшим на возникновение гос-ва. Для этого необходим такой уровень экон. развития общества, который позволил бы содержать гос. аппарат. Если этот уровень не достигнут, никакие завоевания сами по себе не могут привести к возникновению гос-ва.
Д. Китай, Месопотамия, Египет
Суть: гос-во возникло в целях коллективного ведения земледелия в долинах крупных рек путем эффективного использования их вод (ирригация)
За: первые гос-ва возникли в долинах крупных рек. Против: теория не объясняет причины появления государств, расположенных не в долинах рек (горных, степных)
К. Маркс, Ф.Энгельс
1)Раздробление рода и
2)Растет производительность
3)Начало неолитической
4)Развивается и углубляется разделение труда. Формируются различные социальные группы.
5)Дарообмен --> в товарообмен.
6)Формируется частная
7)разделение на имущих и
Гос-во. необходимо имущим классам, как аппарат принуждения и контроля над не имущими.
Гос-во - аппарат, способный разрешить конфликт между антогонистическими классами.
Расовая теория рассматривает в качестве основных предпосылок возникновения и развития Гос деление общества по расовому признаку. Согласно этой теории в мире существуют высшие расы, которые призваны господствовать и низшие, которым самой природой предназначено находиться в подчинении у высших рас. Появление Гос-ва по логике этой теории, необходимо для обеспечения постоянного господства одних рас над другими. Исторически расовая теория изжила себя и была полностью дискредитирована несколько десятилетий назад.
Теория происхождения права
Нормативное регулирование – это процесс упорядочивания обществ. Отношений и обществ. Состояний, осуществляемый при помощи различных средств.
Результатом норм. регулирования является общетсв. порядок.
Норма – это правило поведения, модель поведения, при помощи которой организуется поведение субъекта внутри обществ. отношений.
Социальные нормы – это правила, регулирующие поведение людей и Де организаций в их взаимоотношениях.
Это правила поведения общего хар-ра, направленные на регулирование социально значимого поведения.
Технические нормы регулируют отношения между людьми и внешним миром – природой, техникой. Это отношения человек-машина, человек и производство.
Технические нормы не имеют социального содержания, но их соблюдение важно (иначе неизбежны аварии, катастрофы).
Технические нормы создаются людьми.
Т.о. социальные нормы представляют собой связанные с волей и сознанием людей общие привила регламентации формы их социального взаимодействия, возникающие в процессе исторического развития и функционирования общества, соответствующие типу культуры и характеру его организации.
Признаки соц. нормы:
Функции соц. норм:
Регулятивная. Эти нормы устанавливают правила поведения в обществе, регламентируют социальное взаимодействие.
Оценочная. Социальные нормы выступают в обществе ной практике критериями отношения к тем или иным действиям, основанием оценки социально значимого поведения конкретных субъектов (моральное — аморальное, правомерное — неправомерное).
Трансляционная. Можно сказать, что в социальных нормах сконцентрированы достижения человечества в организации общественной жизни, созданная поколениями культуры отношений, опыт (в том числе негативный) общественного устройства.
Классификация соц. норм:
Мораль (М) - это система норм и принципов, регул-х поведение людей с позиций добра и зла, справед-го и несправедливого и т.п.
Право (П) – это система соц норм, которые устанавливаются и защищаются гос-ом, формально определены, и общеобязательны для всех.
Единство права и морали состоит в том, что:
1. они представляют собой разновидности соц. норм, образующих в совок-ти целостную систему нормативного регулирования и в силу этого обладают некоторыми общими чертами, у них единая нормативная основа;
2. П и М преследуют в конечном счете одни и те же цели и задачи — упорядочение и совершенствование общ-ной жизни, внесение в нее организующих начал, развитие и обогащение личности, защиту прав чел-ка, утверждение идеалов гуманизма, справедливости;
3. у П и М один и тот же объект регулирования — общ-ные отношения (только в разном объеме), они адресуются к одним и тем же людям, слоям, группам, коллективам; их требования во многом совпадают;
4. право и мораль в качестве норм-х явлений определяют границы должных и возможных поступков субъектов, служат средством выражения и гармонизации личных и общ-ных интересов;
5. право и мораль в философском плане представляют собой надстроечные категории, обусловленные прежде всего эконом-ми, а также полит-ми, культ-и и иными факторами, что делает их социально однотипными в данном обществе или в данной формации;
6. право и мораль выступают в качестве фундам-ых общеисторических ценностей, показателей соц-го и культ-го прогресса общества, его созидательных и дисциплин-х начал. Цель права — «установить совместную жизнь людей так, чтобы на столкновения, взаимную борьбу, ожесточенные споры тратилось как можно меньше душевных сил»ю
Отличие морали от права:
1. способом формирования (установления). Право создается гос-ом. Нормы морали – в процессе практической деятельности людей.
2. по методам их обеспечения. Право охраняется гос-ом. Мораль опирается на силу общ-ного мнения. Нарушение нрав-ных норм не влечет за собой вмешательства гос-ных органов.
3. по форме их выражения, фиксации. Правовые нормы закрепляются в спец. юр. актах гос-ва, то нравственные нормы не имеют четких форм выражения, а возник. и сущ-ют в сознании людей-участников общественной жизни.
4. по характеру и способам их воздействия на сознание и поведение людей. Право регул-ет взаимоотношения между субъектами с точки зрения их юридических прав и обязанностей, а мораль -с позиций добра и зла.
5. по хар-ру и порядку ответственности за их нарушение. Противоправные действия влекут за собой реакцию гос-тва, т.е. особую, юр. ответственность, Иной характер носит "воздаяние" за нарушение нравственности. Четкой процедуры нет. Наказание выражается в том, что нарушитель подвергается моральному осуждению, к нему применяются меры общ-ого воздействия
6. по уровню требований, предъявляемых к поведению человека. Выше у морали, которая требует от личности гораздо большего, чем юридический закон, хотя он и предусматривает за некоторые противоправные действия весьма суровые санкции. Нравственность выверяет поступки людей
7. по сферам действия. Моральное пространство гораздо шире правового. Право регулирует не все, а лишь важные области общ-ной жизни (собственность, власть, труд, управление, правосудие.)
9. у П и М различные исторические судьбы. Мораль "старше по возрасту", древнее, она всегда существовала, и будет существовать в обществе, тогда как право возникло лишь на определенной ступени социальной эволюции.
Право – это система общеобязательных норм, опирающихся на идеи справедливости и свободы, выраженных в признаваемых гос-вом источниках и являющихся критерием правомерно-дозволенного, запрещающего и предписанного поведения.
Право понимается неоднозначно разл. специалистами в отдельных науках, в следствии чего порождаются разл. подходы к сущности права:
Право – это уровень осознания субъекта, ценности и полезности прав предписания
Признаки права (термины):
- обычные права, вошедшие в привычку
- сис-ма морал. прав
Информация о работе Шпаргалка по "Теория государства и права"