Шпаргалка по "Теория государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2015 в 15:59, шпаргалка

Краткое описание

1. ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ ТГП. МЕСТО ТГП В СИСТЕМЕ ЮРИД. НАУКИ И ПРАКТИКИ

Предмет изучения ТГП составляют основные общие закономерности существования и развития гос-но-правовых явлений, т.е. изучение наиболее общих закономерностей функционирования гос-ва и права, формулирует понятия, категории, конструкции и модели отдельных юридических явлений.

Вложенные файлы: 1 файл

ТГП (64 вопроса).docx

— 247.70 Кб (Скачать файл)

 

 4. По степени определённости изложения элементов правовой нормы в статьях НПА:

    1. абсолютно-определённые - точно определяют условия своего действия, прав и обязанностей, меры юр. ответ-ти за нарушение прав и обязанностей (взятие под стражу);
    2. относительно-определённые – предусматривают верх. и ниж. пределы (наказание от 2 до 5);
    3. альтернативные - предусматривается несколько вариантов (или штраф или арест). 

5. По юр. силе: 

    1. законы (основные, обыкновенные, кодифицированные). - ФЗ действуют на всей тер-рии РФ, НПА органов местного самоуправления действуют на тер-рии данной местности
    2. подзаконные акты (указы, постановления). 

6. По специализации норм права:

    1. закрепительные - выражают определённые элементы регулируемых общ. отношений в общем виде (ст. 14 УК разъясняет, что такое преступление и его признаки);
    2. дефинитивные - содержат научно-сформулированные определения понятий (в ГК, что такое сделка);
    3. нормы-принципы - устанавливают общие или отраслевые правовые принципы или задачи определённой системы юр. норм (задачи УК - в ст.2, принципы - в др. ст.). 

7. По кругу лиц:

    1. общие - делятся на всех;
    2. специальные - в отношении определённого круга лиц.

8. По способу прав. регулирования:

    1. императивные - не допускают отступлений от правила поведения (срок иск. давности - 3 года);
    2. диспозитивные - представляют субъектам самим определять конкретное содержание своих прав и обязанностей (в ГК исполнение обязательств по частям).
    3. Альтернативный – в норме предлагаются варианты поведения

9. По времени действия:

а) временные (мораторий)

б) постоянные (Конституция)

10.По хар-ру прав. нормы:

а) материальные (права и обяз-ти);

б) процессуал. (регламент. порядок реал-ции матер. нормы)

 

 

15. СТРУКТУРА НОРМЫ  ПРАВА И ХАРАКТЕРИСТИКА ЕЕ  ЭЛЕМЕНТОВ.

 

Норма права – обязат. правило поведения, выраж. в законах и иных офиц. источниках и выступающая в кач-ве регулятора обществ. отн-й

Структура нормы права - способ взаимосвязи ее элементов, каковыми являются гипотеза, диспозиция, санкция. 

Гипотеза  (предположение) – структ. элемент нормы права, который указывает на конкрет. жизн. обст-ва, при наличие или отсутствии которых реал-ся норма (Н-р: абитуриент поступил в уч. заведение)

Виды Г:

  1. Простые (1 обст-во)
  2. Сложные (2 и более)
  3. Альтернативные (ставит действия юр. нормы в зав-сть от перечисленных обст-в)

Диспозиция (распоряжение) – модель поведения субъектов с помощью установленных прав и обяз-тей, возникающих при наличии указанных в Г. обст-в (Н-р: Студент обязан надлежащим образом учиться). Диспозиция представляет собой ядро, сердцевину нормы права.

Виды Д:

  1. Простые (указ-ся модель поведения, но не разъясняется)
  2. Описательные (описывают все существующие признаки поведения)
  3. Ссылочные = бланкетные (не излагают правила поведения, а отсылают для ознакомления с ними к др. норме)

Санкция  (взыскание) – последствия для субъекта, который реализ-ет Д (Н-р: В противном случае студента отчислят).

Виды С:

  1. По степени определенности
    1. абсолютно-определённые - точно определяют условия своего действия, прав и обязанностей, меры юр. ответ-ти за нарушение прав и обязанностей (взятие под стражу);
    1. относительно-определённые – предусматривают верх. и ниж. пределы (наказание от 2 до 5);
    2. альтернативные - предусматривается несколько вариантов (или штраф или арест). 
  1. По реакции на противоправное деяние:

а) карательные

б) право отрицающие

в) право восстанавливающие

3) По соц. последствиям

       а) личные (лишение родит. прав)

      б) материальные (штраф)

 

Только при наличии всех своих элементов норма права обретает реальный характер и влечет за собой определенные правовые последствия.

Способами изложения правовых норм в статьях:

  1. прямой (в статье НПА излагают гипотезу, диспозицию и санкцию)
  2. отсылочный (отсылает к другим родственным статьям того же НПА)
  3. бланкетный. (устанавливает ответственность за нарушение определенных правил. Однако самих правил, которые нарушены, в статье не содержится, нет также прямой отсылки к другой статье этого закона. Здесь есть гипотеза и санкция, а диспозиция называется, но не раскрывается)

 

16. ФОРМЫ (ИСТОЧНИКИ) ПРАВА: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ

 

Формы права - это способы внешнего выражения и закрепления содержания норм права способ.

В литер. сущ-ют 2 основные точки зрения на проблему соотношения понятий "источник права" и "форма права":

а) согласно первой - названные понятия тождественны;

б) согласно второй - понятие "источник права" более широкое, чем понятие "форма права".

Последняя точка зрения является господ-щей на сегод. день. применительно к юр. явлениям следует понимать под источником права три фактора:

1) источник  в материальном смысле (материальные  условия жизни общества, формы  собственности, интересы и потребности  людей и т.п.);

2) источник  в идеологическом смысле (различные  правовые учения и доктрины, правосознание  и т.д.);

3) источник  в формально-юридическом смысле - это и есть форма права.

 

Виды форм права:

1. Нормативный акт – это власт-е предписание гос-ва, устанавл-ющее, изменяющее или отменяющее нормы права, это официальный, письменный документ, изданный органом гос-ва, в пределах установленной компетенции. Этот документ всегда обращен к персонально неопределенному кругу лиц. Это важнейший источник права.(КРФ, законы, подз.акты).

2. Правовой обычай – это исторически сложив-ся правило поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее в привычку в результате многократного применения, приводящее к правовым последствиям. Этот источник права имеет субсидиарное (дополняющее) значение. В России правовой обычай используется ограниченно. Например, в морском праве, где для каждого морского порта испокон веков установлены свои обычаи.

3. Судебный прецедент - это общее офиц-ное правило, которое устанав-ся судьей при решении конк-ого дела (в тексте суд.реш-я по конк-му делу), в том случае, когда он обнаруживает, что из всех дейст-щих правовых норм ни одна из них не подходит к данному случаю. Это общее правило становится обязат-м, частью действ-го права, кот.подлежит применению судами, равными по статусу данному суду, а также всеми нижестоящими судами. Судебный прецедент - один из основных источников права в странах, принадлежащих к англосаксонской правовой семье.

4. Нормативный договор – согл-ие между правотворческими субъектами, в результате кот-го возник-т новая норма права (например, Федер. договор РФ 1992 г.). Участники заключающие норм.идоговор, создают новое правило поведения - новую норму права, выступая правотв-ми субъектами.

5. Принцип права - основополагающая идея права (справедливость, народовластие, презумпция невиновности, причиненный вред должен быть возмещен). Принципы права используются при решении конкретных дел в случае, если невозможно найти подходящих правовых норм для данного случая.

6. Правовая (юр.) доктрина. выражающаяся в виде теорий, концепций, идей. Особенное значение она имеет для стран, кот-е относятся к романо-германской правовой семье.

Юр. доктрина как источник права:

1) оказывает существенное влияние на сознание законодателей;

2) разрабатывает юридические термины и конструкции;

3) ориентирует юридическую Де на прогрессивное развитие права и гос-ва;

4) определяет тенденции и закономерности развития гос-ва и права.

7. религиозные догмы, имеющие значение для религиозного права (Коран).

8. НПА–принятый компетентным гос. органом письм.офиц. документ, кот-й устанавливает, изменяет или отменяет нормы права.

 

17. НПА: ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ. СИСТЕМА НОРМАТИВНЫХ АКТОВ В РФ

 

НПА - это правовой акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование общественных отношений, принимаемый в особом порядке и в конкретной письменной форме, а так же состоящий в иерархических отношениях с другими актами.

1. Издается  компетентным гос. органом или  референдумом.

2. Обладает  юр. силой

3. Документально  оформлен

4. Охраняется  силой гос. принуждения.

 

Признаки НПА:

1. Имеет  наибольшую распространённость,

2. создается  правотвор-ми органами и санкционируется  гос-ом.,

3. Принимаются  и осуществляются в чётко обозначаемом  процессуальном порядке,

4. Имеет  чёткую устойчивую форму, реквизиты, порядок вступления в силу,

5. М.б. быстро изменён в соотв-вии с потребностью,

6. Реализация  обеспечивается комплексом мер  гос-го воздействия.

7. содержит  нормы права, т.е. правила поведения.

8. Иерархическая  подчиненность.

Все нормат. акты являются гос-ми по своему хар-ру и издаются и санкционируются только органами гос-ва.

Виды НПА:

1. по особенностям правового положения субъекта правотворчества:

    • НПА гос-ых органов;
    • иных соц-ых структур (муниц. органов, проф-ов, АО, тов-тв);
    • совместного характера (гос. органов и иных соц. структур);
    • принятые на референдуме.

2.по сфере действия:

    • внешние (охватывают весь круг субъектов, не зависимо от их видов Де) – КоАП, УК, ГК
    • внутр. (касаются опред. круга субъектов, входящих в отдел. ведомства) – «З-н о полиции»

3. по сроку действия:

    • неопределенно длит. действия=постоянные;
    • Временные.

4. по юр. силе (система НПА):

    • законы – норм. акты, принятые в особ. порядке, обладают наивысшей юр. силой, принимаются высш. законодат. органом гос-ва либо референдумом и регулирующий наиб. важные группы обществ. отн-й
    • подзаконные акты – изданные на основе и во исполнение законов НПА, содержащие юр. нормы (Указы Президента РФ, Постановления правительства РФ, инструкции, письма, акты органов местного самоуправления
  1. по способу издания (зав. и юр. сила):
    • референдумом
    • органами гос. власти
    • президентом
    • органами мест. самоуправления

Иерархия:

1. КРФ, т.к.:

    1. общий хар-р, основа текущего закон-ва,
    2. имеет высшую юр.силу, прямое действие, дейст-на на всей тер-рии РФ,
    3. охватывает все сферы жизни;

2. ФКЗ;

3. ФЗ;

4.Конституции и уставы субъектов РФ;

5. законы субъектов;

6. Постановления Правительства;

7. Указы  и распоряжения Президента;

8. правовые акты министерств и ведомств.

 

 

 

 

 

 

18. ЗАКОН В СИСТЕМЕ НПА: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ

 

Законы занимают главное место в системе НПА.

Закон - это принятый в особом порядке акт законодательного органа, обладающий высшей юрид. силой и направл-ый на регулир-ие наиболее важных общ-ых отношений.

Признаки закона:

1) приним-тся  только органом закон-ой власти  или референдумом;

2) порядок  его подготовки и издания определяется  К РФ и Регламентами палат  Фед.Собр. РФ;

3) в  идеале закон должен выражать  волю и интересы народа;

4) обладает  высшей юр-ой силой, и все подзаконные  акты должны соответствовать  ему и не противоречить;

5) регулирует  наиболее важные, ключевые общ-ые  отношения.

Именно данные признаки и выделяют закон в системе иных НА и придают ему качество верховенства. Изменить или отменить з-н вправе только тот орган, к-рый его принял, причем в строго оговоренном порядке.

Информация о работе Шпаргалка по "Теория государства и права"