Шпаргалка по дисциплине "Конституционное правосудие"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2014 в 12:31, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Конституционное правосудие".

Вложенные файлы: 1 файл

констит.docx

— 135.66 Кб (Скачать файл)

К признакам, свидетельствующим о невозможности непосредственного применения положений международного договора Российской Федерации, относятся содержащиеся в договоре указания на обязательства государств-участников по внесению изменений во внутреннее законодательство этих государств. В этих случаях наряду с международным договором следует применять и соответствующий внутригосударственный правовой акт, принятый для осуществления положений указанного международного договора. Так, ст. 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" устанавливает, что обязательной ратификации подлежит широкий круг международных договоров, в том числе те, исполнение которых требует изменения действующих или принятия новых федеральных законов, а также устанавливающие иные правила, чем предусмотренные законом.

 

14. Использование  решений Европейского Суда по  правам человека в практике  Конституционного Суда РФ

 

 

 

 

15. Конституционный Суд Российской Федерации: этапы развития, место в системе органов государственной власти.

 

 

 

 

16.Основные  полномочия Конституционного Суда  РФ: виды, динамика.

Конституционный суд Российской Федерации согласно статье 125 Конституции:

  • По запросам президента РФ, Совета Федерации или одной пятой его членов, Государственной думы или одной пятой её депутатов, Правительства РФ, Верховного суда РФ, Высшего арбитражного суда РФ, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов президента РФ, Совета Федерации, Государственной думы, Правительства РФ, конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам ведения РФ и совместного ведения, договоров между органами государственной власти, не вступивших в силу международных договоров РФ.
  • Разрешает споры о компетенции между органами государственной власти РФ и субъектов РФ.
  • По жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, применённого или подлежащего применению в конкретном деле.
  • По запросу президента, Государственной думы, Правительства, Совета Федерации, органов законодательной власти субъектов РФ даёт толкование Конституции РФ.
  • По запросу Совета Федерации даёт заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против президента РФ.

Также КС осуществляет иные полномочия, предоставленные ему Конституцией (например, согласно ст. 104 он также вправе выступать с законодательной инициативой по вопросам своего ведения) и федеральными конституционными законами (например, по запросу Президента РФ или Верховного суда проверяет конституционность референдума РФ согласно статьям 15 и 23 закона «О референдуме Российской Федерации»).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17. Дополнительные  полномочия Конституционного Суда  РФ: виды, динамика.

Дополнительные (помимо установленных Конституцией) полномочия Конституционного Судане могут, естественно, противоречить его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля

Особая роль Конституционного Суда в системе власти обусловила тот факт, что на конституционном уровне закреплено положение о юридической силе, правовых последствиях его решений.

ФКЗ о Конституционном Суде выделяет следующие виды решений:

– итоговое решение, именуемое постановлением или заключением;

– определение, т.е. все иные решения, принимаемые в ходе осуществления конституционного судопроизводства, например об отказе в принятии обращения к рассмотрению, о прекращении производства по делу;

– решения по вопросам организации деятельности1.

По итогам рассмотрения дела Конституционный Суд может признать нормативный акт или договор либо отдельные их положения соответствующими или не соответствующими Конституции, а по спорам о компетенции – подтвердить или, наоборот, отрицать полномочие соответствующего органа издать акт или совершить действие правового характера, послужившие причиной спора о компетенции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18. Разграничение  полномочий конституционных судов, общих и арбитражных судов  в сфере конституционного контроля

Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов Федерации самостоятельны и независимы в пределах их полномочий, очерченных соответствующими кон¬ституциями, уставами и законами. Принимая решения, феде¬ральныйКонституционный Суд действует с позиций Конститу¬ции РФ, а конституционные (уставные) суды руководствуются конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации, но только в той мере, в какой они соответствуют Конститу¬ции РФ. Тем самым они ограничены компетенцией друг друга:

•          Конституционный Суд РФ не вправе рассматривать дела, находящиеся в юрисдикции конституционных (уставных) судов субъектов Федерации (например, проверять конституционность актов, принятых по вопросам исключительной компетенции субъекта,что получило подтверждение в ч. 2 ст. 85 ФКЗ);

•          конституционные (уставные) суды субъектов Федерации не вправе вторгаться в юрисдикцию федерального Конституци¬онного Суда РФ и рассматривать подведомственные ему дела.

При рассм дел находящихся в совместном введении варианты разграни¬чения полномочий Конституционного Суда РФ и конституци¬онных (уставных) судов

•          заявитель по своему усмотрению направляет запросы в Конституционный Суд РФ или конституционный (уставный) суд о проверке конституционности законов или нормативных актов субъекта Федерации;

Федеральное законодательство о полномочиях судов общей и арбитражной юрисдикции должно быть скорректировано с учетом компетенции конституционных (уставных) судов.

Общие суды призваны уступать конституционным (устав¬ным) судам свою компетенцию по публично-правовым делам в той мере, в какой она закрепляется законом субъекта Федера¬ции за конституционными (уставными) судами. В части пред¬метов ведения конституционных (уставных) судов данный за¬кон должен быть согласован с Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. (ч. 1 ст. 27) и другими федераль¬ными законами. При этом должна быть исключена правовая ситуация, когда какие-либо акты, действия или решения пуб¬личного характера в случае их оспаривания оказались бы не¬подсудны конституционным (уставным) судам.

Во всяком случае суды общей и арбитражной юрисдикции, действующие на территории субъекта Федерации, не вправе рассматривать дела о конституционности законов, норматив¬ных правовых актов органов государственной власти субъекта Федерации и органов местного самоуправления, давать толко¬вание конституции (уставу), если законом субъекта Федерации они отнесены к ведению конституционных (уставных) судов. Суды общей и арбитражной юрисдикции вправе отменять неза¬конные правоприменительные решения, признавать недейст¬вующиминормативно-правовые предписания, противоречащие основным учредительным актам и законодательству субъектов Российской Федерации, если это не отнесено к компетенции их конституционных (уставных) судов. Обращения, исходящие от конституционных (уставных) судов, обязательны для всех органов государственной власти (ч. 1 ст. 6 Федерального кон¬ституционного закона от 31 декабря 1996 г.), следовательно, они обязательны и для общих судов.

Решение конституционного или уставного суда субъекта Российской Федерации, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено иным судом (ч. 4 ст. 27 названно¬го Федерального конституционного закона). Это положение означает, что суд общей и арбитражной юрисдикции не наде¬лен полномочиями, позволяющими ему преодолевать решения конституционного (уставного) суда, и при вынесении своих ре¬шений должен исходить из правовой позиции конституционно¬го (уставного) суда по поводу конституционности нормативно¬го акта, данного им толкования конституции или устава субъ¬екта Федерации.

Суды общей и арбитражной юрисдикции направляют в кон¬ституционные (уставные) суды запросы о проверке конститу¬ционности законов субъектов Федерации, примененных или подлежащих применению в конкретном деле.

Конституционные (уставные) суды воздерживаются от уста¬новления фактических обстоятельств дела в тех случаях, когда это входит в юрисдикцию других судов.

 

 

 

 

 

 

19. Конституционно-правовая  ответственность: понятие, основания, субъекты.

Конституционно-правовая ответственность – обязанность субъекта правоотношения (гражданина, органа власти, должностного лица) претерпевать неблагоприятные последствия в виде ограничений личного или имущественного характера своих незаконных действий (бездействий), установленная Конституцией РФ и другими федеральными законами.

Как и любая другая юридическая ответственность, конституционно-правовая возникает вследствие совершения субъектом правоотношения виновного правонарушения.Правонарушение в сфере конституционно-правовых отношений складывается из: 1) субъекта (граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, государственные органы власти, должностные лица); 2) субъективной стороны (только при наличии виновного поведения субъекта); 3) объекта (общественные отношения, возникающие по поводу сохранения конституционного строя РФ, федеративного устройства, защиты прав и свобод личности, работы государственных органов власти и порядка их формирования и иных конституционных гарантий); 4) объективной стороны (она выражается в действиях или бездействиях субъекта, направленных на нарушение российского законодательства в сфере конституционных отношений).

Как и любая другая юридическая ответственность, конституционно-правовая возникает вследствие совершения субъектом правоотношения виновного правонарушения.Правонарушение в сфере конституционно-правовых отношений складывается из: 1) субъекта (граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, государственные органы власти, должностные лица); 2) субъективной стороны (только при наличии виновного поведения субъекта); 3) объекта (общественные отношения, возникающие по поводу сохранения конституционного строя РФ, федеративного устройства, защиты прав и свобод личности, работы государственных органов власти и порядка их формирования и иных конституционных гарантий); 4) объективной стороны (она выражается в действиях или бездействиях субъекта, направленных на нарушение российского законодательства в сфере конституционных отношений).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20. Понятие  и классификация конституционно-правовых  санкций

конституционной санкции (меры, формы) - это возможность наступления неблагоприятных последствий через законодательное принуждение по отношению к субъекту права в случае неисполнения им конституционных обязанностей или в случае злоупотребления своими правами.

Главным основанием для классификации санкций должны быть названы те их существенные признаки, которые были выделены: неблагоприятные последствия и характер или способ законодательного принуждения к нарушителям конституционного законодательства. Другими словами цели и последствия санкций - это основные критерии их классификации. Они делятся на четыре вида:

-правовосстановительные санкции (признание неконституционным федерального закона и др.).

-предупредительные санкции (письменное  предупреждение органов юстиции  о прекращении деятельности общественного  объединения и др.).

-меры взыскания, имеющие цель  наказать правонарушителя (досрочные  выборы, отрешение от должности  Президента, лишение гражданства  и др.), т.е. карательные санкции.

-санкции пресечения (введение чрезвычайного  положения, приостановление действия акта органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, вето Президента Российской Федерации).

Итак, предупредительными мерами конституционной ответственности являются следующие санкции:

-неудовлетворительная оценка деятельности  органов государственной власти.

-письменное предупреждение регистрирующих  органов о несоответствии деятельности  общественных объединений их  уставным целям.

приостановление деятельности общественных объединений на основании заявления прокурора на срок 6 месяцев.

Карательные санкции (меры взыскания за конституционные правонарушения)

Итак, правовосстановительными конституционными санкциями являются следующие меры:

-принуждение к выполнению конституционной  обязанности.

-отмена незаконных правовых  актов (признание неконституционными  федеральных законов, нормативных  актов Президента, отмена Президентом  РФ Постановлений и распоряжений  Правительства РФ).

-обязанность государства возместить  причиненный ущерб.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

21. Самостоятельность  и независимость Конституционного  Суда Российской Федерации и  гарантии его деятельности.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Конституционное правосудие"