Шпаргалка по предмету "Общая теория государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 15:48, шпаргалка

Краткое описание

Краткий курс по предмету "Общая теория государства и права"

Содержание

1. Общая теория государства и права в системе юридических и общественных наук.
2. Методология общей теории государства и права.
3. Общая характеристика догосударственной эпохи.
4. Основные теории происхождения государства и права.
5. Предпосылки и пути возникновении государства и права.
6. Понятие типологии государства и права.
7. Формационный подход к типологии государства и права.
8. Цивилизационный подход к типологии государства и права.
9. Понятие и структура политической системы общества.
10. Понятие и сущность государства.
11. Функции государства.
12. Понятие формы государства.
13. Форма правления.
14. Форма государственного устройства.
15. Политический (государственный) режим.
16. Понятие механизма государства. Государственный аппарат.
17. Органы государства и их классификация.
18. Государственный служащий. Должностное лицо.
19. Органы государственной власти.
20. Органы государственного управления.
21. Судебные органы.
22. Контрольно-надзорные органы.
23. Принцип разделения властей и система сдержек и противовесов.
24. Понятие и многообразие регуляторов общественных отношений.
25. Место права в системе социальных регуляторов.
26. Право и мораль.
27. Право и корпоративные нормы.
28. Право и религия.
29. Плюрализм учений о сущности права.
30. Естественная школа права.
31. Социологическая школа права.
32. Историческая школа права.
33. Нормативная школа права.
34. Психологическая школа права.
35. Признаки права.
36. Объективное и субъективное право.
37. Публичное и частное право.
38. Функции права.
39. Право и политика.
40. Право и экономика.
41. Понятие и классификация правовых принципов.
42. Характеристика общих принципов права.
43. Понятие правового регулирования, его предмет и пределы.
44. Способы воздействия права на общественные отношения.
45. Методы правового регулирования.
46. Типы правового регулирования.
47. Механизм правового регулирования: понятие и структура.
48. Понятие и признаки правовой нормы.
49. Классификация правовых норм.
50. Структура правовой нормы.
51. Понятие и виды гипотезы.
52. Понятие и виды диспозиции.
53. Понятие и виды санкции.
54. Соотношение правовой нормы и статьи нормативного правового акта.

Вложенные файлы: 1 файл

Ответы на вопросы по общей теории права..doc

— 309.00 Кб (Скачать файл)

16.Понятие  механизма государства.Государственный  аппарат. В юридической науке понятия «государственный аппарат» и «механизм государства» различаются или же используются как синонимы. Различие заключается в том, что в понятие «механизм государства» включаются и материальные придатки государственного аппарата (вооруженные силы, милиция, исправительно – трудовые учреждения и т.п.), опираясь на которые государственный аппарат осуществляет свою деятельность. Механизм государства – это материальная часть государства или система органов при помощи которых осуществляются функции государства. В государственный механизм входят все ветви власти (законодательная, исполнительная и судебная), а также и иные органы государства. Характерные черты аппарата государства: аппарат государства построен в соответствии с иерархическим принципом – ниже стоящие подчиняются выше стоящим; аппарат государства невозможен без особой группы людей – государственных служащих, чиновников; аппарат государства связан с формой государства, сущностью его, с целями и задачами государства;  первичным элементом аппарата государства является орган государства. В аппарате государства выделяются 2 подсистемы: система высших органов государственной власти и управления; органы принуждения. Кроме того в механизм государства входят государственные учреждения (школы, больницы и т.д.), а также материально – вещественные дополнения (транспорт, банки, нотариальные конторы и т.д.). Главным звеном государственного механизма являются органы государства, т.е. государственный аппарат, наделенный властными полномочиями по управлению обществом. Реализация функций государства его механизмом строится на следующих принципах: 1)приоритет прав и свобод человека. Он предполагает соответствующие обязанности государственных органов, их служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы граждан, 2)демократизм предполагает широкое участие граждан в формировании и организации деятельности органов государственного аппарата, 3)законность выражает такое состояние общества, при котором государственные органы, с одной стороны, и граждане – с другой, обязаны строго соблюдать конституцию, законы и подзаконные акты. Толкование этих актов и применение на всей территории государства должно быть единообразным, 4)профессионализм. При его помощи создаются благоприятные условия для подбора и использования наиболее квалифицированных работников в государственном аппарате, 5)разделение властей предусматривает разделение государственной власти на: законодательную, исполнительную, судебную. Таким образом, механизм государства – это целостная, иерархическая система государственных органов учреждений и организаций практически осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства.   

17.Органы государства и их классификация. Главным звеном государственного механизма являются органы государства, т.е. государственный аппарат, наделенный властными полномочиями по управлению обществом. Органы государства – это структурно  - обособленное звено механизма государства, которое участвует в осуществлении функции государства и которая для этого поделено властными полномочиями. Признаки органа государства отличающие его от иных организаций: 1)орган государства действует на основе норм права, т.е. на правовой основе, 2)орган государства занимает определенное место в системе государственных органов, т.е. он сам подчиняется и ему подчиняются, 3)орган государства имеет штатную численность, счет в банке, печать, иные реквизиты и определенную структуру, 4)орган государства наделен компетенцией, 5)в органе государства работают государственные служащие, 6)орган государства – это самостоятельный элемент механизма государства. В основу принципа разделения властей положена структурно – функциональная определенность каждого высшего государственного органа власти и зависит от формально – материального статуса и фактического разделения их функций и конкретной компетенции. Каждый орган обладает относительной самостоятельностью по отношению друг к другу. Классификация органов государства: 1)по способу формирования: избираемые, назначаемые органы, первичные (президент – первичный), производные (прокурор – вторичный), 2)по территории действия: центральные, местные, 3)по объему компетенции: общая компетенция (правительство), специальная (образование, здравоохранение), 4)по порядку принятий решений: единоначальные, коллегиальные (правительство), 5)по ветвям власти: органы законодательной власти, исполнительной, судебной власти.  

18.Государственны  служащий. Должностное лицо. Государственным служащим является гражданин Республики Беларусь, занимающий в установленном законодательством порядке государственную должность, наделенный соответствующими полномочиями и выполняющий служебные обязанности за денежное вознаграждение из средств республиканского или местных бюджетов либо других предусмотренных законодательством источников финансирования. Под должностными лицами понимаются:- лица, постоянно или временно либо по специальному полномочию занимающие в учреждениях, организациях или на предприятиях (независимо от форм собственности), ..., должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно- хозяйственных обязанностей, либо лица, уполномоченные в установленном порядке на совершение юридически значимых действий. 

19.Органы  государственной  власти. В Республики Беларусь в систему органов государственной власти входят:1) Президент Республики Беларусь (президентская власть);2) органы законодательной (представительной) власти;3) органы исполнительной власти (исполнительно-распорядительные);4) органы судебной власти;5) контрольно-надзорные органы Эти институты олицетворяют единую государственную власть. В законах страны закреплен их статус, определены функции и полномочия в управлении обществом.. Гос. власть эффективно выполн. свои ф-ции там, где реализован принцип .Законодат. власть. Высшим законод. и представ. органом гос-ва явл. парламент. Парламент бывает однопалатным (Дания, Швеция, Финляндия и пр.) и двухпалатным (США, Канада, Великобритания, Россия, Беларусь и пр.). Нижняя палата парламента  избир. народом и ответственна за реш. всех повседневных вопросов внутр. и внеш. политики. Верхняя палата выступает экспертом работы нижней, рассм. принятые законопроекты с точки зрения их соответствия конституции. В Республике Беларусь законод. власть, наряду с парламентом, принадл. также избирательному корпусу и Президенту. Глава гос-ва вправе издавать декреты, имеющие силу закона.Для принятия правомочных решений определ. кворум (лат «quorum» – присутствие достаточно). Для эффект. работы парламента необходимы след. условия: высок. ур-нь образованности членов парламента; работа парламентариев должна быть организов. на профес. основе; необходима определ. структура парламента (его палат). Основ. элементом в каждой из палат явл. комиссии и комитеты, разрабатыв. основы закон-ва. Осн. ф-ции парламента: Законотворческая, Представительская, Ф-ция обратной связи, Формир. бюджета, иногда выделяют налоговые полномочия, Формир.  гос. органов, Контроль над дея-тью прав-ва, Внешнеполит. ф-ции.Исполнительная власть. К исполнительной власти относятся глава гос-ва ( монарх, президент), прав-во во главе с председателем (премьер-министр, канцлер и т.д.). Правительство – это исполн. власть, кабинет министров, управляющ. повседневными делами страны. Осн. ф-ции главы гос-ва: представительcкие ф-ции;  полномочия в области гос. управления;  полномочия в законод. сфере; полномочия в военной сфере; в области правосудия.; в сфере личн. статуса; в сфере госбезопасности; чрезвычайные; в эконом. сфере.В РБ Совет Министров формир. президентом. Премьер-министр назнач. президентом и одобряется Палатой представителей. Прав-во включ. в себя премьер-министра и пять его заместителей (один из них первый), ф-ции которых специализир. по определ. сферам дея-ти (промышленность, АПК, экономика и т.д.). Полномочия правительства: формир. гос. аппарата и рук-во его дея-тью; исполн. законов; составл. и исполн. бюджета; прогнозир. соц.-эконом. развития; рук-во отдельными отраслями хоз-ва, духовн. и соц. сферами; участие в законод. дея-ти; принятие нормативных актов, конкретизир. закон-во; ведение международ. переговоров и заключ. соглашений.Судебная власть. Суд – это орган, кот. применяет гос. санкции. Он назнач. наказание за наруш. общеобязательных правил, установл. гос-вом. Система судоустройства и судопроизводства основ. на след. принципах: независимость суда, кот. обеспечивается рядом гарантий, в том числе несменяемостью судей; коллегиальность при рассм. большинства дел; профессионализм судей; право на обжалование решений; гласность при рассм. абсолютного большинства дел; равноправие сторон в суд. процессе и состязательность при рассм. дел.Осн. ф-ции суда: ф-ция наказания (кары) за наруш. гос. предписаний; ф-ция рассм. споров и конфликтов между гос-вом и гражданином; разреш. конфликтов между гос. структурами:  между субъектами федерации; местными органами власти, центральными органами власти. В РБ сущ. Конституционный суд, который возбуждает дела по предложению Президента и Парламента, а сам такими полномочиями не обладает. В него входят 12 судей, срок их полномочий 11 лет. Число сулей в РБ 1022. 
 

20.Органы  государственного  управления. Правительство — Совет Министров Республики Беларусь — является центральным органом государственного управления. Государственный таможенный комитет Республики Беларусь. Министерство внутренних дел Республики Беларусь. Совет министров (Правительство) Республики Беларусь. Комитет государственного контроля Республики Беларусь Местное управление и самоуправление осуществляется гражданами через местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, органы территориального общественного самоуправления, местные референдумы, собрания и другие формы прямого участия в государственных и общественных делах. Местное самоуправление организуется в границах административно-территориальных единиц. Единую систему местных Советов депутатов в Республике Беларусь составляют сельские, поселковые, городские, районные, областные Советы депутатов. Они призваны обеспечивать согласованную деятельность органов территориального общественного самоуправления. Местные Советы депутатов являются представительными органами государственной власти на территории соответствующих административно-территориальных единиц и основным звеном местного самоуправления. Конституцией установлена исключительная компетенция местных Советов депутатов по следующим вопросам: утверждения программ экономического и социального развития, местных бюджетов и отчетов об их исполнении; установления в соответствии с законом местных налогов и сборов; определения в пределах, установленных законом, порядка управления и распоряжения коммунальной собственностью; назначения местных референдумов. Местные Советы депутатов избираются гражданами соответствующих административно-территориальных единиц сроком на 4 года. В соответствии с Основным Законом руководители местных исполнительных и распорядительных органов назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом или в установленном им порядке и утверждаются в должности соответствующими местными Советами депутатов. Конституция Республики Беларусь устанавливает обязательную силу на соответствующей территории решений местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов, принятых в пределах своей компетенции, что является одной из гарантий их эффективной деятельности. 

21 Судебные органы.В судебную систему Республики Беларусь входят Конституционный Суд, общие суды (во главе — Верховный Суд), хозяйственные суды (во главе — Высший Хозяйственный Суд). Судебная власть – система полномочий и гос органов по осуществлению правосудия на основе Конституции страны и принятых в соответствии с ней иных норм-правовых актов.Судебная власть РБ принадлежит судам. Система судов строится на принципах террит и специализации. Суд – орган, который применяет государственные санкции.Функции суда:- Наказание за уголовное, административное правонарушение- Рассмотрение споров и конфликтов между личностью и государством - Разрешение споров между гос структурами и негосударственными структурами.Структура судебных органов:• Конституционный Суд РБ – следит за соблюдение норм Конституции в стране;• Общие суды (Верховный Суд РБ, областные, городские, военные суды);• Хозяйственные суды (Высший Хозяйственный Суд РБ, областные и городские хозяйственные суды);• Хозяйственный суд города Минска.Статья 116 Конституции Республики Беларусь: «контроль за конституционностью нормативных актов в государстве осуществляется Конституционным Судом Республики Беларусь». 

22.Контрольно-надзорные  органы. Контрольно-надзорные органы в политической системе.К ним относятся органы прокуратуры и Комитет государственного контроля.Надзор за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов, нормативных актов Правительства осуществляет Генеральная Прокуратура РБ, областные, городские, районные и специализированные (транспортная, военная) прокуратуры.Государственный контроль исполнения республиканского бюджета, использования государственной собственности, исполнения актов Президента, Правительства и других государственных органов осуществляет Комитет государственного контроля, который образуется Президентом.. 

23.Принцып  разделения властей.Система  сдержек и противовесов. Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является одним из важнейших принципов организации государственной власти и функционирования правового государства.Принцип разделения властей означает, что законотворческая деятельность осуществляется законодательным (представительным) органом, исполнительно-распорядительная деятельность — органами исполнительной власти, судебная власть — судами, при этом законодательная, исполнительная и судебная ветви власти самостоятельны и относительно независимы. Разделение властей основывается на естественном разделении таких функций, как законотворчество, государственное управление, правосудие. Каждая из ветвей в той или иной степени осуществляет государственный контроль. Современное понимание принципа разделения властей дополнено также необходимостью разделения полномочий (предметов ведения) между органами государственной власти и управления и муниципальными органами. В федеративном государстве система государственных органов двухуровневая, разделена на федеральные органы власти и органы власти субъектов федерации.Принцип разделения властей заключается в том, чтобы властные полномочия были распределены и сбалансированы между различными государственными органами, чтобы исключить сосредоточение всех полномочий либо большей их части в ведении единого органа государственной власти либо должностного лица и тем самым предотвратить произвол. Независимые ветви власти могут сдерживать, уравновешивать, а также контролировать друг друга, не допуская нарушения Конституции и законов, это так называемая «система сдержек и противовесов». Например, в СССР существовали Верховный Совет и Верховный Суд, но их нельзя было назвать отдельными ветвями власти, так как они не были частью системы «сдержек и противовесов».Характерно, что в государствах с тоталитарным и авторитарным режимом, как правило, не признаётся принцип разделения властей или же разделение властей в них закреплено лишь формально. 

Информация о работе Шпаргалка по предмету "Общая теория государства и права"