Эволюционные процессы развития государства и права в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 16:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучить особенности эволюции права, его историю и развитие, которое в жизни человека играет огромное значение. Это возможность пользоваться всеми правами, которые записаны в Конституции – основном законе страны. Для достижения поставленной цели мы должны решить следующие задачи: - показать как шло развитие права начиная с рабовладельческого и феодального строя, как постепенно, в ходе истории, складывались общие правила – правовые нормы; - рассмотреть основные правовые теории развития права; - раскрыть революционность в развитии права, которое коренным образом изменила тип государственного устройства.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...2
I. Изучение процессов становления права ………………………………………..4
1.1 Понятие и сущность права…………………………………………………..4
1.2 Эволюция в развитии права………………………………………………….5
1.3 Основные правовые теории развития права………………………………17

II. Правовая революция в современной России………………………………….23

Заключение……………………………………………………………………….....27

Список используемой литературы…………………………………………….......28

Вложенные файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 54.87 Кб (Скачать файл)

Судебник - сборник законов. В 1497 Судебник Ивана III (составлен дьяком Гусевым на основании «Русской правды» и состоял из 68 статей). Установил единые нормы налогообложения и порядок ведения следствия и суда. Кроме того, в судебнике в общих чертах определена компетенция должностных лиц. Он был направлен, прежде всего, на защиту жизни и собственности феодальных землевладельцев, а так же государства в целом, совещательным органом является Боярская дума.

Следующим важным источником права являлся  Судебник  1550 г. (в истории он получил  название Царского судебника). Он представлял  собой новую редакцию Судебника 1497 г. В нем отразились изменения в российском законодательстве в период с 1497 по 1550 г.

Судебник Ивана IV (1550), царский судебник, ограничил власть царя Боярской думой  и Земским собором; увеличил нормы  пожилого; ввёл суровые кары за участие  в восстаниях, возложил на барина ответственность  за преступления крестьян. Судебник отразил  рост государственного аппарата (введены  наказания для бояр и дьяков-взяточников), рост значения приказов (изб) и госчиновников (дьяконов), подготовил ликвидацию наместников (дворяне освобождены от подсудности  боярам-наместникам), провозглашал установление губных и земских органов управления, заложил предпосылки реформ во многих областях государственной и общественной жизни. Судебник ликвидировал привилегии монастырей не уплачивать налоги в  казну. Согласно Судебнику было запрещено  продавать в холопы детей боярских. Судебник 1550 указывал, что если крестьянин прожил 5 лет за феодалом, то становился старожилцем. В документе говорилось об установлении новых повинностей, розыске и возврате вышедших «не в срок и без отказа». Поскольку в XVI в. наблюдалось широкое использование холопов в производстве, наделение их средствами производства, это свидетельствовало о тенденции к полному исчезновению холопства. По своей структуре Судебник 1550-го был расширен, лучше систематизирован, в нём учтена судебная практика и являлся важным шагом на пути централизации Русского государства.

Соборное  Уложение 1649 г. — значительный шаг  вперед по сравнению с предыдущим законодательством. В этом законе регулировались не отдельные группы общественных отношений, а все стороны общественно-политической жизни того времени. В Соборном Уложении 1649 г. нашли отражение правовые нормы  различных отраслей права.

Соборное  уложение 1649 года было первым печатным памятником русского права, было продолжением предшествующих кодексов права. В сфере  экономики оно закрепило путь образования единой формы феодальной земельной собственности на основе слияния двух ее разновидностей - поместий и вотчин. В социальной сфере Уложение 1649 г. было новым в истории феодального права России, значительно продвинувший разработку системы феодального  законодательства. Уложение 1649 г. более двухсот лет не утрачивало своего значения: оно открыло в 1830 г. «Полное собрание законов Российской империи» и в большой мере было использовано при создании XV тома Свода законов и уголовного кодекса 1845 г. - Уложения о наказаниях.

Впервые в истории издании памятника  Уложение было названо «Соборным». В изданиях оно называлось «Уложением». В начале появились учебные издания Уложения 1649 г. В 1907 г. Московский университет выпустил полное и частичное издания текста. Следующий выпуск был предпринят в 1951 г. Московским юридическим институтом. В 1957 г. Уложение вошло в состав «Памятников русского права». Между тем уже почти полтора столетия идет изучение Уложения - крупнейшего памятника феодального права  как в целом, так и по отдельным проблемам - происхождение кодекса, источники, состав, нормы уголовного, гражданского, государственного и процессуального права.

На ранней стадии развития Великое княжество  Литовское (ХIII в. —1569 г.)действовало свое местное обычное право, а также нормы Русской Правды, международных договоров и церковное право.

С конца XIV в. получает развитие писаное право  в виде специальных грамот или  привилеев (частных законов), направленных на обеспечение прав отдельных лиц, групп и даже всего класса феодалов.

Правовая  система княжества в своем  развитии достигла высокого уровня. Некоторые  нормы Литовских статутов будут  восприняты и русским законодательством XVII в.

Переход к абсолютизму знаменовался широким  развитием законодательства. При  этом авторами законов часто являлись сами монархи. Особенно много внимания и сил уделяли законотворчеству Петр I и Екатерина II. Говорили даже о легисломании Екатерины, т. е. о страсти к изданию законов. Над Воинским уставом Петр работал целый год, а над Морским — пять лет. Генеральный регламент, определявший права и обязанности должностных лиц, подвергался редактированию двенадцать раз.

В период становления и упрочения абсолютизма  происходит существенное развитие права. Издаются многие крупные законы, проводится работа по систематизации законодательства. Хотя нового общего уложения подготовлено не было, впервые в истории русского права создаются кодексы —  военно-уголовный, процессуальный.

Консерватизм  и реакционность политической надстройки России первой половины XIX в. предопределили такие же особенности российской правовой системы. Все изменения  в праве производятся только для  того, чтобы отстоять устои феодализма, абсолютистские порядки. В силу этого  и изменения в праве, в его  существе невелики.

Стремление  удержать и подкрепить устои шатающегося  феодализма приводит к идее своеобразной феодальной законности. Вслед за Петром I, требовавшим неуклонного соблюдения законов, ту же мысль проводит спустя столетие Александр I. При этом он демагогически  связывает и себя рамками законности. В одной из резолюций Александр I писал:«3акон должен быть для всех единствен. Коль скоро я себе дозволяю нарушать законы, кто тогда почтет за обязанность наблюдать их?»  Стремление закрепить существующие порядки приводит к идее систематизации законодательства.

Если  содержание права в данный период изменилось несущественно, то этого  нельзя сказать о его форме. Была проведена грандиозная работа по систематизации российского законодательства, составившая целую эпоху в  его истории.

Так, в  первой половине XIX в. была оформлена система российского права, дожившая в своей основе до последних дней Российской империи.

Во второй половине XIX в. на содержание права России значительное влияние оказали буржуазные реформы. Феодальное право тормозило развитие капитализма, но в него все больше проникают нормы буржуазного права и все большее влияние на него оказывают буржуазные правовые принципы. В недрах феодального права начинают складываться и развиваться основы буржуазного права.

Основные  источники права в это время  не изменились. Как и прежде, действовало  Полное собрание законов Российской империи — публикуются второе и третье его издания, появился XVI том Свода законов Российской империи.

Издается  большое количество различных законодательных  и ведомственных актов, в которых  обнаруживается стремление их составителей регламентировать все до мельчайших подробностей — характерная черта  полицейского государства. Ни в одной  стране не было такого обилия законов, как в царской России, но вместе с тем законности в России в  то время не было. Несмотря на множество  законов, они не всегда могли в  условиях самодержавия соблюдаться  и исполняться в соответствии с их точным смыслом.

Это время  знаменуется существенными изменениями  в развитии права. Земская и городская, а также судебная реформы привели к существенному развитию такой подотрасли права, как избирательное право. Крестьянская реформа резко расширила круг гражданских прав крестьянина, его гражданскую правоспособность. Судебная реформа принципиально изменила процессуальное право России.

Экономическое, социальное, политическое развитие России в начале XX в. требовало существенных изменений в праве, которое развивается под знаком революции. Одним из ее последствий явился новый шаг по пути превращения феодальной монархии в буржуазную. В России издается некое подобие конституции.

Право России в период первой мировой войны  вызвала необходимость внесения изменений в действующее законодательство и принятия новых правовых актов. Ряд изменений был внесен в  административное, финансовое, гражданское, трудовое и уголовное право. Война  внесла определенные изменения в право Российской империи, однако они не были принципиальными и даже сколько-нибудь существенными.

Правовая  система России в период Февральской  революции и после революции  претерпела небольшие изменения. Особенно заметны они в сфере государственного права. Временному правительству пришлось санкционировать завоеванные народом  в боях демократические права, свободы, которые теперь стали осуществляться без всяких ограничений. Издание  избирательных законов для выборов  в Учредительное собрание и органы местного самоуправления внесло принципиальные изменения в избирательное право, построенное теперь на основе наиболее передовых для своего времени  принципов буржуазной демократии.

Постепенное развитие права привело к потребности  создания новой конституции, которая  в любой стране возникает после  каких-либо масштабных событий общественно-политического  характера: революции, завоевание независимости, распада государства, образование  нового государственного единства, изменение  формы правления и политического  режима.

Каждая  новая конституция обобщает конкретный опыт истории и обогащает его  новым содержанием.

Предыстория конституции в России берёт свое начало в начале Х1Х века. Либеральные  конституционные идеи пробивали  себе дорогу в борьбе с доктриной  самодержавия. Русская либерально-правовая мысль исходила из того, что конституция - это учредительный закон, устанавливающий основные начала государственного устройства страны.

Сторонниками  конституционного правления были представители  наиболее прогрессивной дворянской аристократии. Они предлагали посредством  конституционных реформ осуществить  переход к конституционной монархии, обосновывали целесообразность  ограничения  власти монарха народным представительством, ратовали за установление демократической  формы правления и режим законности, избавление России от произвола чиновников и полиции. К числу первых конституционных  проектов в России можно отнести  «План государственного преобразования»  графа М.М. Сперанского (1809) и «Государственную уставную грамоту Российской империи» Н.Н. Новосильцева (1818). Сперанский в  своем проекте выдвигал идею конституционной  монархии, ограниченной парламентом, и  постепенной отмены крепостного  права. Под конституцией он понимал  государственный закон «определяющий  первоначальные права и отношения  всех классов государственных между  собой».

Однако  прогрессивные идеи конституционных  преобразований в России того времени  остались нереализованными, так как  не имели ни социально-экономических, ни политических предпосылок. Законы Российской империи выражали идею самодержавия, а конституция повлекла бы ограничение  царской власти.

Первым  шагом на пути перехода от монархии к республике в России стало оформление конституционной монархии путем  принятия Манифеста от 6 августа 1905 года, который учредил Государственную  Думу - первый русский парламент  с совещательными функциями, и провозгласил избирательные права российских подданных. Манифест от 17 октября 1905 года «Об усовершенствовании государственного порядка» шел ещё дальше. Государственная  Дума наделялась законодательными функциями. Провозглашались неотъемлемые гражданские права: неприкосновенность личности, свобода совести, слова, собраний, союзов, избирательные права. Манифест от 19 октября 1905 года учреждал в России правительственный орган - Совет Министров.

Послеоктябрьское  конституционное развитие характеризовалось  ломкой имперской государственной  системы и формированием основ  новой государственности. Декреты  первых лет послереволюционного  периода отражали ликвидацию капиталистической  системы хозяйства, национализацию крупной собственности, помещичьих земель, отмену частной собственности; слом старого государственного аппарата - администрации, суда, армии, полиции, земства.

 Конституционные  акты послеоктябрьского периода  в России базировались на утопических  представлениях о тенденциях  мирового революционного процесса, ожидании близкой победы социализма  во всех странах и установление  коммунизма. В этих актах воплощена  идеологизированная, классовая направленность диктатуры пролетариата. Начиная от первых декретов Октября конституционное законодательство России прошло довольно длительную эволюцию: от конституций 1918, 1925, 1937,1978 годов до Конституции Российской Федерации 1993 года.

Первая Конституция РСФСР была принята V Всероссийским съездом Советов 10 июля 1918 г. Это был Основной закон государства переходного периода от капитализма к социализму. Её сущность состояла в юридическом закреплении диктатуры пролетариата. Верховным носителем власти провозглашалось всё рабочее население страны, объединенное в городских и сельских Советах, Конституция 1918 г. оформила систему представительной демократии в лице Советов.

Признавались  равные права граждан независимо от их расовой и национальной принадлежности. Объявлялись незаконными какие-либо привилегии или преимущества и на этом основании какое бы то ни было угнетение национальных меньшинств или ограничение их равноправия(ст.20). В то же время, идеологизированная направленность Конституции проявлялась в лишении избирательных прав непролетарских слоёв населения - представителей так называемого «эксплуататорского класса», духовенства, бывших служащих полиции, особого корпуса жандармерии и охранного отделения, членов царствующего дома. При формировании Советов всех уровней рабочим представлялись определенные преимущества по сравнению с крестьянами. Одной из главных целей государства диктатуры пролетариата провозглашалось беспощадное подавление эксплуататоров.

Информация о работе Эволюционные процессы развития государства и права в России