Эволюция форм правления в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 15:02, курсовая работа

Краткое описание

Уровень научной разработанности темы: многими авторами трудов по гуманитарным и иным дисциплинам изучались формы государственного правления, а так же формы правления отдельных исторических периодов существования Российского государства.
Целью работы является изучение особенностей развития российских форм правления в период с XVII по XXI век.
В связи с этим были поставлены следующие задачи:
раскрыть понятие форм правления и их классификацию;
описать сущность республиканской и монархической форм правления;
проследить изменение форм правления в России в период с XVII по XXI век.
исследовать современную форму правления в Российской Федерации.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Форма правления как разновидность формы государства 5
1.1. Понятие форм правления 5
1.2. Республиканская форма правления 6
1.3. Монархическая форма правления 8
Глава 2. Эволюция форм правления в России 10
2.1. Имперская Россия: от абсолютной монархии до конституционной. 10
2.2. Формы правления в России после революции 1917 года. 17
Глава 3. Характеристика формы правления в Российской Федерации. 21
Заключение 23
Глоссарий 25
Использованные нормативно-правовые акты, литература и
интернет - ресурсы 26

Вложенные файлы: 1 файл

курсак.doc

— 260.00 Кб (Скачать файл)

В результате начавшейся в 1946 г. «Холодной войны» в странах Восточной Европы (Венгрия, Польша, Румыния, Болгария, Чехословакия, ГДР) были установлены коммунистические режимы, находившиеся в полной зависимости от СССР. Возникла Организация Варшавского договора. Резко обострились отношения с Западом.

В 1962 году накал холодной войны достиг пика в ходе Карибского кризиса, когда она чуть не перешла в ядерную войну между двумя сверхдержавами: СССР и США. После разрешения конфликта стороны проводили политику «разрядки».

Период, когда Леонид Брежнев возглавлял партию и вместе с нею государство, называют «эпохой застоя», так как он означал стабильность, но одновременно и постепенное отставание от передовых западных стран в технологическом плане. В области внешней политики Брежнев немало сделал для достижения политической разрядки в 1970-х годах. Процесс разрядки был перечёркнут введением советских войск в Афганистан (1979).

После смерти Брежнева в 1982 году новый генеральный секретарь Ю. В. Андропов предпринимает попытки реформ, ужесточения дисциплинарной ответственности, однако через год он умирает. После смерти следующего генсека Черненко в 1985 году к власти приходит Горбачёв.

С 1985 года, с приходом к власти Михаила Горбачёва, в СССР была объявлена политика перестройки, направленная на реформирование политической и экономической системы СССР. Однако в конечном итоге эта политика привела к углублению кризиса, распаду страны и переходу от социалистического строя к капитализму. На территории СССР разгорелся ряд межнациональных конфликтов.

Союзные республики вступили с центром в «войну суверенитетов», объявив о приоритете своих законов над союзными и прекратив отчисление налогов. 12 июня 1990 года Съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете Советской России. В ней впервые была поставлена задача разработки новой Конституции РСФСР на основе провозглашенных в ней принципов, включая принцип разделения властей.

18 августа 1991 года консервативной частью руководства СССР была предпринята попытка спасения советского государственного строя. В историю эта попытка вошла под именем «Августовский путч», а инициативная группа — как Государственный комитет по чрезвычайному положению. Его целями были: отстранение Горбачёва от власти, ограничение демократических преобразований 1990—1991 годов и предотвращение распада страны. Однако, 21 августа ГКЧП ввиду массовых акций протеста отдал приказ о выводе войск из Москвы, что означало их фактический провал. В последующие дни республики, входившие в СССР, провозгласили независимость и вышли из государственного союза, тем самым они преобразовались в независимые государства, что предусматривало полную ликвидацию СССР.

8 декабря 1991 года главы РСФСР, Украины и Белоруссии подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств, в СМИ обычно именуемое Беловежским соглашением, в котором констатировалось, «что Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает своё существование». До 25 декабря 1993 года Конституция СССР действовала на территории России согласно статье 4 Конституции Российской Федерации — России (РСФСР), однако, начиная с провозглашения суверенитета Советской России в 1990 году, конституция РСФСР противоречила конституции СССР.

3-4 октября 1993 года в Москве произошёл противоречащий действовавшей в то время Конституции разгон Верховного Совета. Этому событию предшествовало взаимное выражение недоверия между Президентом Российской Федерации Борисом Ельциным и Верховным Советом. 9 октября 1993 года Президент незаконно прекращает полномочия советов народных депутатов всех уровней.

15 октября 1993 года президент Б. Н. Ельцин подписал указ о всенародном голосовании по проекту конституции России и утвердил «Положение о всенародном голосовании по проекту Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года». Согласно Положению, Конституция считалась одобренной, если за её принятие проголосовало большинство избирателей, принявших участие в голосовании, при том условии, что участие в голосовании приняло более половины числа зарегистрированных избирателей. Термин «всенародное голосование» (а не «референдум») был использован для того, чтобы обойти положение действовавшего Закона о референдуме РСФСР, согласно статье 9 которого референдум мог быть назначен лишь Съездом народных депутатов или Верховным Советом РФ. Конституция Российской Федерации 1993 года вступила в силу в день её опубликования в «Российской газете» — 25 декабря 1993 года.

    Ст.1 Российской Конституции гласит: «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». Ст.10 Конституции закрепила демократический республиканский правой строй, утверждая принцип разделения властей. Таким образом, государственную власть в Российской Федерации осуществляют: Президент РФ, Федеральное Собрание РФ (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды Российской Федерации.4

 
      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Характеристика  формы правления в Российской Федерации

 

Согласно ст.1 Конституции Российской Федерации, Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. 

Статья 1 имеет основополагающее значение. В ней устанавливаются форма государственной власти в Российской Федерации и, соответственно, режим политической, экономической и иной свободы личности в обществе.

Особенностью  формы правления в современной  России является то, что наряду с полномочиями, характерными для любого главы государства, решением вопросов гражданства, предоставлением политического убежища, награждением государственными наградами, присвоением почетных званий, осуществлением помилования и пр., Президенту России присущ и ряд иных полномочий.

В соответствии со ст. 80 Конституции Российской Федерации  Президент России является главой государства, он представляет Российскую Федерацию  как внутри страны, так и в международных  отношениях.

Таким образом, Конституция наделяет Президента правом ведения переговоров и подписания соглашений не только с руководителями иностранных государств, международных правительственных организаций, но и с полномочными представителями органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Обширные полномочия Президента России проистекают из закрепленного  Конституцией положения (п.2 ст. 80) о том, что он выступает гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, в установленном порядке принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

К особенностям формы правления следует отнести  то, что, не будучи формально главой исполнительной власти, Президент Российской Федерации имеет возможность непосредственно влиять на организацию деятельности исполнительной ветви власти. Такой вывод следует из закрепленного в Основном законе страны права Президента определять основные направления внутренней и внешней политики государства, участвовать в определении персонального состава Правительства РФ и организации его работы. В самом деле, п. «а»—«д» ст. 83 прямо говорят о том, что Президент России назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ, принимает решение об отставке Правительства РФ, по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров, имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации и т. п.

В отношении  других государственных органов  Президент России также уполномочен  п. «е»—«м» ст. 83 представлять кандидатуры  для назначения на должности Председателя Центрального Банка, судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного

Устанавливая  республиканскую форму правления  в Российской Федерации, Конституция  закрепляет следующие ее признаки:

  • отказ от какого-либо независимого и длительного обладания государственной властью, основанного на индивидуальном праве;
  • ориентация государственного строя Российской Федерации на разум и опыт, а не на достижение идеальных целей, приводящих обычно к тоталитаризму правого или левого толка;
  • создание государственных органов на основе согласования интересов управления государством с нерушимостью гражданских свобод;
  • формирование государственных органов путем свободных выборов и на ограниченный срок.

Сочетание признаков  президентской и парламентской  республике в Российской Федерации  выражается в наличии сильной  президентской власти при сохранении некоторых типичных признаков парламентской формы (наличие председателя Правительства, возможность, хотя и ограниченная, отстранения от власти Правительства парламентом и роспуска парламента Президентом).

С момента своего становления в качестве конституционного государства Российская Федерация постоянно двигалась в сторону усиления в ней черт президентской республики. Однако, став, в конечном счете, по своему характеру президентской республикой, она по-прежнему сохраняет некоторые внешние признаки парламентского государства.

В настоящее  время Российская Федерация имеет  президентско-парламентскую, или, как  иногда ее называют в юридической литературе, «полупрезидентскую» республиканскую форму правления: во-первых, Президент избирается всеобщим голосованием (в этом ее отличие от парламентской формы), во-вторых, он располагает собственными прерогативами, позволяющими ему действовать независимо от Правительства, в-третьих, наряду с Президентом действуют Председатель Правительства и министры, образующие Правительство, в определенной мере ответственное перед парламентом (в этом ее отличие от президентской формы). Именно названные признаки и характеризуют Российскую Федерацию как «полупрезидентскую» (смешанную) республику.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

В теоретическом  осмыслении категория «форма правления» занимает особое место, поскольку именно она во многом определяет, кто и как осуществляет государственную власть.

В настоящее  время главным критерием деления  форм правления на монархии и республики следует признать способ передачи власти. Если власть (хотя бы формальная) передается по наследству на основе закона, то это монархия, если приобретается в результате выборов — республика.

Основными формами  правления являются монархии (абсолютная и ограниченная) и республики - как  парламентская и президентская, так и смешанная. Наряду с ними существуют нетипичные формы правления: коллективная (Объединенные Арабские Эмираты), выборная монархия (Малайзия) и др.

Первоначально наименование форм правления соответствовало  их этимологии, то есть монархия реализовывалась  как единоличная (как правило - деспотичная) власть одного человека, а республика отражала участие населения в управлении делами государства.

В современных  условиях эта связь утрачена: в  условиях тоталитарных режимов власть может принадлежать одному человеку, хотя формально существует республика (Германия 1933-1945 гг., СССР 1927-1953 гг.), и, напротив, в условиях парламентской монархии население участвует в осуществлении власти.

Таким образом, в представленной курсовой работе рассмотрены  формы правления в Российском государстве со времён Петра I до современной России.

Условно их можно  разделить на следующие периоды:

  1. При Петре I в 1721 году была провозглашена Российская империя. И до 1917 года она оставалась фактически абсолютной монархией (как и до правления Петра).
  2. Республикой Россия была объявлена 1 сентября 1917 года, хотя фактически стала ею 3 марта 1917 года в результате Февральской революции.
  3. С 10 января 1918 года — РСФСР.
  4. 30 декабря 1922 года РСФСР вошла в состав образовавшегося в этот день СССР, который перенял ряд функций своей крупнейшей республики (так, у РСФСР до 1990 года, в отличие от остальных республик, не было своей компартии, некоторых министерств и т. п.).
  5. 12 июня 1990 года I Съездом народных депутатов РСФСР принята декларация о государственном суверенитете РСФСР, однако уже в проекте Конституции, принятом Конституционной комиссией РСФСР за рабочую основу 12 октября 1990 года, предполагалось именовать государство Российской Федерацией.
  6. 7—8 декабря 1991 года в Беловежской пуще прошла встреча глав России, Украины, Белоруссии, где было объявлено о прекращении существования СССР и об образовании СНГ. После этого 25 декабря 1991 года РСФСР была переименована в Российскую Федерацию (Россию); это название было закреплено VI Съездом народных депутатов Российской Федерации в апреле 1992 года и подтверждено вступившей в силу 25 декабря 1993 года ныне действующей конституцией Российской Федерации.

Изучением понятия, признаков и классификации формы  правления занимались виднейшие  ученые не только античности, средневековья, но и современности.

Информация о работе Эволюция форм правления в России