Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 17:59, курсовая работа
Актуальность выбранной темы определяется задачами перехода к демократическому обществу, к правовому государству, рыночной экономике. Новые социально-экономические условия существенно обостряют традиционную проблему образования - поиск идеалов, которые могли бы быть положены в основу важнейшего компонента любой образовательно-воспитательной системы. В условиях модернизации права и юридического образования вопрос о формировании правовой культуры в обществе, их правосознания приобретает особое значение.
Введение 3
1 Правовая культура 5
1.1 Пoнятие, структура и функции правoвой культуры 5
1.2 Правoвая культура в общественной системе 8
2 Правовая культура в контексте прав и свoбoд 10
2.1 Правовое вoспитание как oднo из средств социализации личности 10
2.2 Соотношение юридической культуры с нравственной культурой 12
Заключение 18
Глоссарий 20
Список использованных источников 22
Список сокращений 24
Актуальность выбранной темы определяется задачами перехода к демократическому обществу, к правовому государству, рыночной экономике. Новые социально-экономические условия существенно обостряют традиционную проблему образования - поиск идеалов, которые могли бы быть положены в основу важнейшего компонента любой образовательно-воспитательной системы. В условиях модернизации права и юридического образования вопрос о формировании правовой культуры в обществе, их правосознания приобретает особое значение.
В пункте 1 статьи 1 Конституции Российской Федерации прописано: «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления»1, это положение имеет важнейшее значение, поскольку даёт определение Российской Федерации, перечисляя ряд её важнейших признаков, конкретизируемых в последующих статьях всей Конституции и мы с Вами видим, что одним из важнейших признаков является правовое государство. «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя» 2. Каждый человек поступает так как считает правильным и нужным, общество просто оказывает влияние на то как сам человек относиться к тому или иному поступку.
Юридическая культура является неотъемлемой составной частью общечеловеческой культуры, поэтому данная тема довольно актуальна в наше время.
Юридическая культура достаточно полно и широко рассмотрена на данном этапе, ее изучали: И.А.Ильин, В.В. Лазарев, В.А. Васильев и И. Кант, В.С. Соловьев и многие другие.
Целью данной работы является дать полное, всеобъемлющее определение правовой культуре, а так же правовому воспитанию, рассмотреть в соотношении юридическую культуру с нравственной культурой. В целях достижения цели были поставлены ряд задач:
- во-первых, разобрать, что такой правовая культура, дать понятие, рассмотреть структуру и функции правовой культуры;
- во-вторых, рассмотреть
правовую культуру в
- в-третьих, разобрать правовую культуру в контексте прав и свобод;
- в-четвёртых,
проанализировать правовое
-в-пятых, рассмотреть
юридическую культуру в
Методы исследования: анализ литературных источников, метод обобщения, сравнительный анализ.
Теоретическая значимость исследования данной темы определяется тем, что полученные в ходе исследования результаты позволяют значительно обогатить знания о юридической культуре.
Практическая значимость работы заключается в том, что понятия, примеры могут быть использованы родителями, педагогами, воспитателями дошкольных учреждений, учителями, психологами-практиками, при построении объяснении данной темы.
Конкретного понятия «юридическая» или «правовая» культура не существует, как и ее структурных компонентов.
«Правовая культура-это качественное состояние правовой жизни, которое обусловлено политическими, экономическими и социальными элементами, правосознание и уровень правового развития субъекта, в степени гарантированности государством и гражданским обществом свобод и прав человека»3 [С. 331].
Под правовой культурой стоит понимать правовое мышление и восприятие ситуации чувствами, а так же уровень знания законов обществом, степень уважения норм права.
Правовая культура состоит «из законов и системы законодательства в целом, судебной практики, работы правоохранительных органов»4[С. 148].
Рассмотрим правовую культуру с нескольких сторон: правовую культуру личности и общества. «В структуре правовой культуры имеются деонтические модальности и суждения нормативного характера, которые содержат «запрещено» - складываются из правовых знаний, оценок и содействуют саморегулированию правового поведения личности»5 [С. 149].
На протяжении жизни человек очень часто слышит: «это плохо», а это «хорошо», так делать «можно», а так делать «нельзя». У каждого человека, с детских времен в подсознании окружающими его людьми уже заложено, какие поступки останутся безнаказанными, за какие его поругают, а за какие похвалят, потому что изначально человек, даже если точно не знает, но догадывается, что «разрешено», и что «запрещено».
Элементами правовой культуры являются: правовые тексты, правовая деятельность, правовое сознание, и субъекты сознания 6 [С. 332]. Так же некоторые авторы включают такие элементы в правовую культуры, как правотворческая деятельность, наука - правовая разуметься, право, правоотношение, оценка права, правовое поведение, учреждения7 [С. 332].
Функциями правовой культуры вляются: познавательно - преобразовательная, регулятивная, коммуникативная (связь), ценностно-нормативная и прогностическая.
Регулятивная функция-название этой функции говорит само за себя, она направлена на регулирование устойчивого развития правовой системы в целом.
Коммуникативная функция - от латинского слова communicatio — сообщение, передача, связь между гражданами в сфере правовых отношений, через норму права.
Познавательно-
Ценностно-нормативная функция
правовой культуры выражается с помощью
системы аксиологических
Прогностическая функция охватывает правотворчество и реализацию права, обеспечение правомерного поведения граждан, их сoциальной активности, включает анализ тенденций характерных для всей правовой системы.
Каждый гражданин, по сути, не может быть юристом, «Одно из важнейших условий для преодоления правовой неграмотности постоянное совершенствование и развитие» 8[С. 488]. «Обеспечение максимального взаимного соответствия между всеми элементами правовой культуры - магистральная линия укрепления в обществе законности и правопорядка»9 [С. 488].
Для того чтобы правовая культура существовала в общественной системе на должном уровне необходимо, чтобы учитывались, ряд моментов:
1. Грамотная и эффективная борьба субъектов за свои законные интересы, преодолевая правовую пассивность. Привить - чувство законности и справедливости. Однако противодействие несправедливости не должно превышать пределов необходимой защиты.
2. Хорошее ориентирование граждан в основополагающих началах и принципах правовой системы государства. Примером может служить ситуация добровольности вступления в брак.
3. Необходимо помочь в сдвижении с мертвой точки правового поведения граждан. Чтобы граждане и общество в целом помогало государственным органам «творить» законность.
4. Профилактика правонарушений, как говориться «незнание закона не освобождает от ответственности». Конечно же, мы не сможем сказать, что законы идеальны и работают на 100 процентов и этот момент является причиной подрыва доверия народа к законодателю, но как говориться «Суров закон, но такое закон!» и от этого никуда не убежать.
Правовая культура это явление динамичное, оно не только впитывает в себя ценности цивилизации, но и способствует развитию и упорядочиванию самой цивилизации. Исключительно важное место в ней как мы с Вами понимаем, занимают место нравственные ценности. Правовая культура, как личности, так и общества невозможна вне нравственности. Оно возникает не в силу законов рынка и не по воле власти, а в результате общественной инициативы и самодеятельности различных групп и объединений лично свободных людей.
Со школьных лет, каждый гражданин встречается с правовой культурой. Первые люди, которые на нас в жизни начинают влиять в правовом плане, это наши родители и учителя. Они первые говорят, нам, что делать можно, а что нельзя и как необходимо это делать, учат нас жить по правилам общества. Взрослея, человек попадает в разные ситуации и по мере их решения, он набирается знаний правовой культуры. В зависимости от того, какие факторы влияют на жизнь человека, ту сторону стороны правовых норм он и видит. Если у человека сложилась жизнь, так что он вырос в семье, где родители выпивают, это соответственно и открывают ему сторону таких правовых норм, которые прописаны в административном и уголовном кодексе. Как мы уже говорили ранее, невозможно жить в обществе и не соприкасаться с юридической культурой, независимо от того, хочет этого человек или нет, это происходит.
Правовая социализация – это одна из частей процесса приобщения личности к общественным отношениям, какого либо общества, к примеру: усвоения правовой культуры, правовой действительности, формировании сознания индивида.
В ходе социализации у граждан может сформироваться как позитивное, так и негативное отношение к явлениям правовой действительности: законам, органам власти, способам правового регулирования и т.д. Позитивное отношение формируется только в том случае, если в законах адекватно отражаются как общие, так и групповые и частные интересы.
Правовое формирования в обществе правовой культуры осуществляется государственными органами, должностными лицами, учебными заведениями, обществом в целом. Правовое воспитание – это обмен культурой, опытом, идеалами от поколения к поколению. Необходима в наше время правовая социализация, чтобы «воспитывалась» она окружающей обстановкой, каждой личностью, обществом и государственными органами. Когда гражданин приходит в государственный орган для решения своих проблем, но сам того не подозревая подвергается правовому воспитанию. Выше рассмотрели правовое воспитание в обширном понятии. Узкое понятие, это когда имеется целенаправленность граждан в повышении правовой культуры, к примеру, студенты-юристы, которые в будущем будут экспертами-оценщиками или экспертами - почерковедами.
Содержание правового воспитания заключается в обучении людей, относительно государства и права, законности, правах и свободах личности, понимание сущности правовых учений, выработка стереотипа в обществе устойчивого законопослушного поведения. Некоторые правовые ценности, имею основу моральных норм, усваиваются людьми в процессе социальной практики.
Цель правового воспитания является «создание специального инструментария по донесению до разума и чувств каждого человека правовых ценностей»10 [С. 569].
Механизм правового воспитания, это правовое обучение, работа на референдумах, выборах, распространение информации о праве средствами массовой информации, литературой и т.п. Немаловажной частичкой правового воспитания является способы и приемы разъяснения политико-правовых идей и принципов в целях воздействия на сознание и поведение личности в интересах правопорядка»11 [С. 570]. К ним относятся: приёмы педагогического воздействия на воспитуемых: убеждение, поощрение, предупреждение и принуждение эмоционального.
Одним из методов правового воспитания и социализации общества является правовое просвещение. Распространения правовых знаний служит повышению роста общей правовой культуры. Основная цель - «воспитать в обществе уважение к праву»,12 [С. 570].
Ряд мероприятий правового обучения состоит из специальных правовых семинаров, курсов, проведение которых осуществляют государственными и общественными органы, как на бюджетной основе, так и на коммерческой.
Основной задачей правового обучение- это действия по ознакомлению общества идеалами и образцами, правовым опытом других стран, где его уровень немного выше, чем в России.
Нынешнее поколение много времени проводит сидя за интернет ресурсами и немного меньшая доля за телевизионными передачами. Следует заметить, что в последнее время у нас появилось много правовой информации на интернет ресурсах необходимой нашим гражданам в процессе жизни, созданы сайты, где простой гражданин, может обратиться за помощью к квалифицированному юристу, задав интересующий его вопрос, либо сам прочитать на порталах тот или иной нормативный документ. Большое множество обучающих передач появилась на телевидении, к примеру «Час суда» «Человек и закон», либо документальные фильмы о тех или иных жизненных ситуациях с рекомендациями как правильно поступить, в том или ином случае. В большинстве случаев, в молодом возрасте закладывается «фундамент» правового воспитания. Такие средства массовой информации как газетная, журнальная, кино и телевидение в свою очередь играют тоже немало важную роль. Тенденции в развитии журналистских, газетных публикаций и сценариев фильмов, это ужасы, фильмы с большим количеством сюжетов криминалистических сцен, убийства и насилия. Характерные для современного времени жанры в средствах массовой информации, добиться всеми «правдами и неправдами» - сенсации. «Все это приводит к изменению направления, на насилие, убийство, кровь, жестокость, которая очень утрируются в таких сценах, чтобы достичь ужаса»13[С. 319].
Информация о работе Юридическая культура в общественной жизни