Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 20:31, тест
Рецепция юридической психологией знаний научающе-бихевиоральной теории А. Маслоу. Типы психологических обликов людей, объединяемые общими устойчивыми чертами психического склада и поведения, типами характера. Учет конкретных особенностей личности осужденного, для обеспечения действенности процесса перевоспитания.
Задание 1. Определите возможность рецепции (заимствования) юридической психологией знаний гуманистической теории личности А. Маслоу. Укажите, для решения каких исследовательских проблем юридической психологии целесообразно обращаться к этой теории. Приведите примеры подобного заимствования, существующие в отечественной или зарубежной юридической психологии. Опишите преимущества и недостатки, характерные для использования данных рассматриваемой теории, возникающие при решении задач юридической психологии.
Задание 2. Используя типологию акцентуированных типов, раскрывая особенности каждого психотипа, смоделируйте особенности изложения обстоятельств произошедшего преступного события свидетелем, принадлежащим к конкретному психотипу. Укажите вероятные фразы и поговорки, эмоциональную и аналитическую составляющие этого рассказа
Список использованной литературы
Томский государственный университет
систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР)
Факультет дистанционного обучения
Контрольная работа
По дисциплине « Юридическая психология»
Выполнил:
студент ФДО ТУСУР
специальности 030501
Ценалис В.Н
г. Тюмень
2013
Содержание
Задание 1. Определите возможность рецепции
(заимствования) юридической психологией
знаний гуманистической теории личности
А. Маслоу. Укажите, для решения каких исследовательских
проблем юридической психологии целесообразно
обращаться к этой теории. Приведите примеры
подобного заимствования, существующие
в отечественной или зарубежной юридической
психологии. Опишите преимущества и недостатки,
характерные для использования данных
рассматриваемой теории, возникающие
при решении задач юридической психологии.…………………………………………………
Задание 2. Используя типологию акцентуированных
типов, раскрывая особенности каждого
психотипа, смоделируйте особенности
изложения обстоятельств произошедшего
преступного события свидетелем, принадлежащим
к конкретному психотипу. Укажите вероятные
фразы и поговорки, эмоциональную и аналитическую
составляющие этого рассказа…………………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………17
Задание 1. Определите
возможность рецепции (заимствования)
юридической психологией знаний
гуманистической теории личности А.
Маслоу. Укажите, для решения каких
исследовательских проблем
Рецепция юридической
психологией знаний научающе-бихевиоральной
теории А. Маслоу возможна в аспекте
анализа причин девиантного и
делинквентного поведения. Нередко
асоциальное поведение
Метапотребности направлены
на реализацию нашего потенциала, который
проявляется в достижении: целостности,
совершенства, активности, доброты, красоты,
уникальности и др. Неудовлетворение
метапотребностей приводит к метапатологии,
которая проявляется в
Таким образом, мы видим, что неудовлетворение потребностей приводит к результатам неблагоприятным для общества, с точки зрения Маслоу.
Еще одним фактором, с точки зрения Малоу, является то, что природой в человеке заложены потенциальные возможности для позитивного развития и самосовершенствования. Наиболее отличительной и универсальной характеристикой людей является творчество. Творчество проявляется в разных формах. Врожденная способность человека к творчеству может утратиться в результате «окультуривания» или подчинения человека нормам, господствующим в обществе.
Данный контроль на сегодняшний день осуществляется в рамках работы с условно – осужденными и людьми, находящимися в исправительных учреждениях.
Также согласно Маслоу, для того чтобы объяснить поведение (и таким образом понять личность), нужно только проанализировать состояние психического здоровья.
Маслоу считал, что мы не сможем понять психическое заболевание, пока не поймем психическое здоровье.
Самосовершенствование является основной темой жизни человека, а изучение самоактуализирующихся здоровых людей позволит создать универсальную психологическую науку.
Маслоу описал человека как
«желающее существо», потребности
которого требуют постоянного
В основании этой иерархической
пирамиды - физиологические потребности
; выше - потребности безопасности и
защиты; еще выше — потребности
принадлежности и любви ; далее - потребности
самоуважения; а завершают пирамиду
потребности самоактуализации или
личного
Данный факт полезен при
работе с несовершеннолетними
Обратным вариантом теории Маслоу, является система лишения свободы и наказания за совершенные деяния.
При профилактике стрессов
у работников юридических специальностей
можно использовать теорию потребностей
и мотивации через потребности.
В следственной психологии
важно использовать теорию Маслоу.
Это можно применять при
В юридической практике так же можно использовать следующие приемы:
1. Закономерности реакции людей на регуляцию уровня удовлетворения их потребностей и связанные с этим стереотипы поведения используются во многих житейских ситуациях.
Существуют и показательные
экспериментальные
Таким образом, существенным моментом в реализации этого приема также является опора на наиболее напряженную потребность или иные актуальные мотивы поведения, либо их предварительное напряжение.
Данный прием актуален при работе в следственной системе и системе наказаний.
2. Задание отдаленной временной перспективы личности. Этот прием широко используется в педагогике, спортивной педагогике, управлении персоналом, политике, религии – везде, где поведение и деятельность, осуществляемые в настоящее время, должны быть сопряжены с целями, ориентированными на будущее. Действующими факторами и механизмами, лежащими в основе этого приема, выступают механизмы формирования квазипотребности, подражания, внушения, убеждения, опирающиеся дополнительно на использование определенных видов власти.
Так, например, следователь или работник учреждения для несовершеннолетних преступников, опираясь на свой авторитет или ориентируя своего подопечного на некоторые образцы, т.е. используя элементы харизматической власти, создают у него образ отдаленной цели, связав его с конкретными формами активности. Далее ситуация может развиваться в нескольких вариантах:
на основе побуждения смыслообразования удается сформировать квазипотребность, удовлетворяемую в контексте требуемых видов активности, столь действенную, чтобы подпитывать своим побуждением иные мотивы. Примером может быть как ориентация на конкретные цели (закончить вуз, выносить ребенка, выиграть первенство, приобрести автомобиль), так и достаточно абстрактные (построить светлое будущее, коммунизм, достичь спасения, вырваться из нищеты, прославиться);
Мы рассмотрели только некоторые приемы использования теории Маслоу, но можно сказать, что данная теория может быть использована в юридической психологии весьма успешно.
Задание 2. Используя
типологию акцентуированных типов,
раскрывая особенности каждого
психотипа, смоделируйте особенности
изложения обстоятельств
Исследование индивидуальных особенностей людей является чуть ли не основной задачей психологической науки. Стремясь к пониманию этого явления, учеными выделялись и описывались типы психологических обликов людей, объединяемые общими устойчивыми чертами психического склада и поведения, типами характера.
Выделенные психотипы личности различаются по внешним динамическим признакам, по особенностям характера и по тем ситуациям, которые являются для них потенциально конфликтогенными.
1. Эпилептоид
• Внешность. Человек нормального среднего телосложения. Одет аккуратно: обычно классический стиль одежды.
• Манера держаться и двигаться. Подвижен, требователен и придирчив к себе и окружающим. Быстро принимает решения, авторитарен.
• Особенности общения с другими людьми. Говорит четко и громко. Речь хорошо организована и понятна. Не склонен к случайным знакомствам. Добросовестно выполняет нормы ритуального общения. Не раскрывается, не стремится глубоко познать других. Не понимает эмоционального общения.
• Особенности характера. Огромный психоэнергетический потенциал; высокий уровень активности и самообладания; активизация деятельности в экстремальных ситуациях; гневливость, взрывчатость, готовность обвинять, придирчивость; гипертрофированное стремление к справедливости; злопамятность, мстительность; консервативность в отношении с другими людьми; устойчивое, ровное настроение; самолюбие и принципиальность; парадоксально уживающиеся сентиментальность и жестокость.
• Отталкивающие черты. Эгоцентризм и жестокость; нетерпимость к инакомыслию; нечувствительность к чужому горю; чрезмерная требовательность, приводящая к раздражительности в связи с замеченным отсутствием у других присущих ему положительных черт; ревность и злопамятность.
• Конфликтогенные ситуации. Изменение и ломка устоявшихся порядков и установленных правил, особенно если это приходится делать самостоятельно; жесткая конкуренция со стороны таких же сильных и энергичных людей; ограничение возможности проявлять свой авторитет, свою власть над другими людьми, в том числе и над родителями; критика действий и насмешки над его недостатками; повседневная работа, требующая длительных усилий при отсутствии возможности выделиться среди окружающих; ущемление его прав и интересов; неподчинение ему лиц, не являющихся для него авторитетами; измена близкого человека.
2. Параноик
• Внешность. Человек среднего или крепкого телосложения, активный, энергичный. Одевается не модно, но практично и удобно.
• Манера держаться и двигаться. Постоянно в движении. В действиях ориентируется на целесообразность, а не на внешнее впечатление; абсолютно уверен в своей правоте.
• Особенности общения с другими людьми. Громкий голос, быстрый темп речи. В общении конфликтен. Общение для него — средство достижения цели, но не установления контакта с людьми. В общении агрессивен.
• Особенности характера. Целеустремлен; пренебрегает интересами окружающих; способен к самопожертвованию во имя достижения поставленной самим себе цели; автономен, самостоятелен; готовность преступить нормы и законы; тяготение к глобальной генерации целей; высокий энергетизм и агрессивность, раздражительность; склонность к обвинениям; верность идее; альтруизм по отношению ко всему человечеству; слабое развитие эмпатии; навыки психосаморегуляции; ровность настроения; честолюбие.
• Отталкивающие черты. Непоследовательность; вспышки раздражительности, обидчивости и придирчивости; проявление недовольства и грубости в ответ на реплики и замечания; немотивированный временный разрыв отношений с компанией, друзьями; замкнутость и безразличие.
• Конфликтогенные ситуации. Эмоциональное отвержение со стороны значимых для него людей; коренная ломка жизненных стереотипов, привычек; неожиданные поручения, просьбы, требования, противоречащие текущему настроению; предъявление к ним претензий; притеснения и неудачи; психические нагрузки, особенно в стадии спада настроения.
3. Гипертимик
• Внешность. Активный, подвижный, человек крепкого телосложения, часто склонный к полноте. Одет неоднородно, неодностильно. В облике чувствуется небрежность.
• Манера держаться и двигаться. Неусидчив. Все время ходит, пластичен, координирован. Достигает успеха в любом деле. Но суетлив, говорлив, бессистемен в своих действиях.
• Особенности общения с другими людьми. Темп речи очень высокий — спешит, захлебывается, сбивается, не успевает за своими мыслями. Хорошая артикуляция, но в спешке может проглатывать слова. Общителен. Очень любит и ценит общение.
• Особенности характера. Энергетичность; повышенное настроение; психологическая независимость от ситуативных факторов; неорганизованность, неупорядоченность действий; быстрое воспламенение и столь же быстрое угасание эмоций; неглубокие и нестойкие чувства; краткие приступы самолюбия; неэгоистичность; щедрость; любовь к ближнему, альтруизм; склонность совершать необдуманные поступки; отсутствие честолюбия; доброта и незлопамятность; способность не ждать благодарности за свои дела и неумение быть благодарным другим; постоянная несдержанность любых проявлений характера; устойчивость к нервным расстройствам; оптимистичность.