Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2014 в 22:45, реферат
Цель данной работы заключается в попытке разобрать и изучить ключевые факторы внешней среды, влияющие на структуру и деятельность организации, а также рассмотреть, в каких именно направлениях данные влияния проявляются.
Введение 3
Понятие и трактовка внешней среды организации 5
Параметры / характеристики внешней среды организации 6
Сложность внешней среды 6
Динамичность внешней среды 7
Неопределённость / определённость внешней среды 7
Концентрация / рассеяние внешней среды 8
Турбулентность внешней среды 8
Логика внешней среды как ситуационной переменной 9
Влияние неопределённости ( 2 аспекта: сложность и динамичность) внешней среды 9
П. Лоуренс и Дж. Лорш 9
Т. Бернс и Дж. Сталкер 10
Зависимость от других организаций 12
Астонская группа 12
Модель сложной организации Дж. Томпсона 12
Модель ресурсной зависимости 14
Влияние макроокружения на организацию 14
Влияние национальной культуры на культуру в самой организации 14
Протестанская этика М.Вебера 16
Выводы 17
Список литературы 18
Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Национальный
исследовательский университет
«Высшая школа экономики»
На тему
Студент ф-та логистики группы № 223
Казаков Илья Геннадьевич
Руководитель работы:
кандидат наук, доцент кафедры теории организаций
Попова Елена Павловна
Москва, 2013
Оглавление
В рамках теории организации считается, что организация не может не взаимодействовать с внешней средой. Тем самым организация при планировании и осуществление своей деятельности обязана учитывать факторы внешней среды, окружающие данную организацию для более эффективного достижения своих целей и просто для того, чтобы выжить.
Внешней средой в Западной Европе заинтересовались в 60-е, 70-е годы, в СССР – в 80-е.
Актуальность проблемы была обусловлена возросшим в то время влиянием внешней среды на деятельность организации. Прежде всего это было связано с тем, что рынки, на которых функционировали организации стали насыщенными. Раньше на рынке было недостаточно продуктов, чтобы удовлетворить весь потребительский спрос, и предприятия главным образом ориентировались на увеличение производительности и увеличение объёмов выпуска (так называемый, рынок производителя). Затем постепенно большая часть потребителей перестала нуждаться в данном товаре, т.е. рынок насытился, дальнейшее увеличение объёмов выпуска стало нерентабельным, и организациям стало необходимо искать новые конкурентные преимущества, больше ориентироваться на потребителей, чтобы остаться на рынке (рынок потребителя).
В последнее время всё чаще можно встретить организации разорившиеся из-за того, что не смогли вовремя заметить изменения внешней среды и приспособиться к ним (например, компания Guiltless Gourmet, производившая обезжиренную продукцию).
Новая конкурентная ситуация, изменение интересов поставщиков ресурсов и потребителей, новые социальные тенденции, инновационные технологии – всё это может существенно повлиять на организацию, и всё это относится к составляющим внешней среды. [Р.Дафт]
Внешняя окружающая среда служит источником основных опасностей, с которыми сталкиваются современные организации. Она часто налагает существенные ограничения на организационные решения менеджеров.
Считается, что внешняя среда организации необходима для выживания и функционирования организации, но также внешняя среда накладывает существенные ограничения на это выживание и функционирование. Чтобы остаться на плаву организации должны учитывать все факторы внешнего окружения, уметь их анализировать. Изучение внешней среды необходимо организации, если руководители хотят избежать внезапных проблем и не пропустить благоприятных моментов. По мере увеличение динамизма и неопределенности внешнего окружения более актуальной будет становиться и данная тема. Достаточно недавно в мировой практике даже стали применяться инвайроментальные модели организации. Инвайроментальные концепции организации ориентируют на баланс с внешней средой. Суть этих концепций состоит в том, что невозможно понять того, что происходит и будет происходить в организации без учёта взаимодействия с внешней средой. Внешняя среда и организация – это взаимозависимые элементы, которые оказывают влияние друг на друга.
Вообще проблема взаимоотношения организации
Как мы можем видеть, данная проблема довольно хорошо проработана. Над этой проблемой трудились такие выдающиеся учёные, как П.Лоуренс, Дж.Лорш, М.Вебер, Т.Бернс, Дж.Томпсон, Г.Саланчик и др.
Цель данной работы заключается в попытке разобрать и изучить ключевые факторы внешней среды, влияющие на структуру и деятельность организации, а также рассмотреть, в каких именно направлениях данные влияния проявляются.
Внешняя среда организации – все внешние факторов, которые находятся за пределами данной организации и могут на неё влиять и воздействовать. Границы внешней и внутренней среды организации определяются через самореференцию, т.е. организация сама определяет эти границы. Внешняя среда начинается там, где перестают работать внутрифирменные нормы, которые регулируют саму организацию.
В теории организации существуют различные представления о природе и строении внешней среды. В период введения этого термина (20-30-е гг.) понятие внешней среды трактовалось очень широко. Так, один из родоначальников экологического подхода в социологии, американский социолог Р.Э.Парк, включал в это понятие наряду с собственно социальными элементами и природный компонент. В дальнейшем внимание исследователей было сосредоточено в основном на социальном компоненте внешней среды.
В настоящее время, как правило, различают широкую и узкую трактовку внешней среды организации. Широкая трактовка предполагает рассмотрение внешней среды организации в виде макро- и микроокружения (классификация М.Зей-Феррел).
К макроокружению относятся характеристики культуры (ценности, нормы, институциональные образцы, в том числе и юридические нормы), языковая среда и другие. Микросреда включает их носителей – общности, группы, социальные институты, социальные популяции, другие организации. [Щербина В.В.]
Также факторы внешней среды подразделяются на две основные группы: прямого и косвенного воздействия. Авторы данной классификации Майкл Мескон, Майкл Альберт, Франклин Хедоури.
Прямое воздействие на организацию оказывают факторы, которые непосредственно влияющие на организацию, изменяющие эффективность ее работы, влияющие на способность организации достигать своих целей. Среду прямого воздействия еще называют непосредственным деловым окружением организации. В это непосредственное деловое окружение включают клиентов, поставщиков, дистрибьюторов, конкурентов, торговых и финансовых посредников, контактные аудитории, государственное регулирование и требования муниципальных властей, профсоюзы и торговые ассоциации. Организация тесно взаимодействует с этой частью своей среды, а менеджеры пытаются управлять ее параметрами, воздействовать на «ближнее» окружение с целью изменения их в благоприятном для организации направлении.
Факторы косвенного воздействия включают все те факторы, которые могут оказывать на организацию не прямое, а косвенное воздействие. Это, например, требования законодательства, политическая обстановка, экономические особенности, изменения в государственной или региональной политике, социально-демографические и культурные особенности. Менеджеры не могут управлять параметрами «дальнего» окружения, но должны отслеживать тенденции их изменения и учитывать их в своих планах.
В практике современного управления чаще всего используется узкая трактовка внешней среды организации. Причём в её рамках чаще всего выделяется лишь определенная часть микроокружения, т.е. те организации, социальные группы, социальные популяции, с которыми данная организация находится в непосредственном взаимодействии (взаимозависимости или конкуренции) и от которых непосредственно зависит её эффективность и выживание. В этом случае внешняя среда называется целевым окружением организации. Целевое окружение рассматривается как инстанция, контролирующая необходимые организации ресурсы, а внешняя среда – как совокупность других организаций, с которыми она непосредственно взаимодействует. [ Щербина В.В.] Такой подход (использование модели целевого окружения) связан с тем, что влияние целевого окружения легче выявить и исследовать.
Характеристики внешней среды:
Рассмотрим сущности основных параметров внешней среды и способы их измерения:
Сложность внешней среды определяется количеством организаций, групп, с которыми наша организация взаимодействует, а также очень важно на сколько эти внешние организации и группы различны (аспект гомогенности и гетерогенности организаций). Большая часть зарубежных, а в последнее время и российских организаций функционирует в условиях сложного делового окружения, на которое они должны реагировать. К ним относятся законодательные и нормативные акты, конкуренты, союзные организации, технологические изменения1, поставщики, клиенты, группы влияния (стейкхолдеры)2, профсоюзы, и др.
Простая внешняя среда отличается тем, что организации, которая работает в такой среде, приходится иметь дело с небольшим числом сторонних организаций, с несколькими поставщиками, потребителями.
Динамичность внешней среды – это скорость и темпы её изменений. С развитием научно-технического прогресса внешнее окружение современных организаций изменяется всё быстрее и быстрее, поэтому важно учитывать этот фактор при деятельности организации.
Также динамичность внешней среды может определяться как устойчивость процесса изменения (происходят ли изменения постоянно или же они прерывисты). В случае низких темпов динамичности и относительном постоянстве появляется возможность вырабатывать стандарты, рутинизировать деятельность и процессы в организации.
Внешняя среда считается стабильной (нединамичной), если она остаётся прежней в течение месяцев или лет. В нестабильных условиях элементы меняются внезапно. Нестабильность может возникнуть, например, когда конкуренты начнут реагировать на рекламу или пояление новых товаров агрессивными контрмерами. [Р.Дафт]
Неопределённость внешней среды организации зависит от двух предыдущих параметров внешней среды: сложности и динамичности.
Также неопределённость внешней среды в значительной степени зависит от объёмов, достоверности и своевременности информации о конкретных факторах среды, влияющих на организацию. Известно, что недостаток ин-формации и её недостоверность порождают недоверие к ней и, соответственно, можно говорить о высоком уровне неопределённости. Слишком большой объём информации также иногда приводит к неопределённости. Это обусловлено тем, что информация может поступать из разных источников, из разных стран в самом различном виде. Сбор, обработка и анализ такой информации требуют больших затрат времени, трудовых и материальных ресурсов, что часто не под силу организации, и поэтому решения принимаются до того, как будет обработана и проанализирована вся поступившая информация. [Семиков В.Л]
Руководитель каждой организации должен хорошо понимать, что, чем более неопределённой является внешняя среда, тем труднее принимать адекватные и эффективные решения. Неопределённость увеличивает риск неудачи ответных на изменения внешней среды действий организации и затрудняет подсчёт убытков и вероятности результатов альтернативных решений.
Как таковых чётких способов измерения неопределённости нет, обычно этот параметр определяется через опрос ключевых фигур данной организации.
Концентрация или рассеяние внешней среды означает распределение элементов в ней. Находятся ли в одном месте или разбросаны по большой площади? Организации будет легче работать, если внешняя среда более концентрированная. Например, концентрация основных клиентов организации на определённой территории. Если бы клиенты были раскиданы по территории огромной площади, то тогда бы у организации были большие логистические издержки, связанные с хранением, перевозкой товара и созданием дистрибутивных сетей.
Турбулентность внешней среды сильна похожа на нестабильность, она означает, что среди элементов в окружающей среде присутствуют большое количество причинных взаимосвязей (жестких стыковок). В турбулентной среде очень высок процент взаимосвязей общественных образований со средой обитания. В турбулентной среде экономический сдвиг имеет политические и технологические воздействия.
[Ричард Х. Холл]
Начнём с того, что разберём, что такое ситуационные переменные. Ситуационные переменные – совокупность элементов внутренней среды организации, определяющих специфику ситуации, в которой эта организация действует. Поскольку организация представляет собой созданную людьми систему, то внутренние переменные, в основном, являются результатом управленческих решений. Это, однако, вовсе не означает, что все внутренние факторы полностью контролируются руководством. Часто они есть нечто «данное», что руководство должно преодолеть в работе.