Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 12:22, курсовая работа
Цель: анализ внешней среды и определение степени влияния на деятельность предприятия.
Задачи:
- Выявить основные составляющих внешней среды.
- Проанализировать подходы к внешней среде и степень влияния на деятельность предприятия.
- Расписать организационно-экономическую характеристику предприятия.
- Показать анализ внешней и внутренней среды предприятия ОАО «Татнефть».
- Оценить влияние внешней среды на предприятие.
Введение
Предприятие -
это самостоятельный хозяйственный субъект
созданный предпринимателем или объединением
предпринимателей для производства продукции,
выполнения работ и оказания услуг в целях
удовлетворения общественных потребностей
и получения прибыли. Все предприятия
испытывают влияние внешней среды, которая
является источником, питающим его ресурсами.
Предприятие находится в состоянии постоянного
обмена с внешней средой, обеспечивая
тем самым себе возможность выживания.
Естественно, эти моменты должны быть
предметом постоянного внимания со стороны
управляющего предприятием. Поэтому основной
задачей данной курсовой работы будет
рассмотрение элементов внешней среды
организации, находящихся в постоянном
взаимодействии. Но также будет необходимо
уделить немного внимания и внутренней
среде, поскольку и она также несет определенное
влияние на функционирование предприятия.
В первой главе будет представлен краткий
обзор понятий внешней и внутренней среды
предприятии, а также рассмотрены их основные
характеристики. Во второй главе будет
представлено описание макро- и микросреды
предприятия, их основные факторы и их
влияние на предприятие. Каждый фактор
подробно рассмотрен. В третьей – внешняя
среда рассмотрена на примере ОАО «Татнефть»,
даны основные характеристики организации
и кратко изложены влияния факторов микро
и макросред. В условиях хозяйственной
Цель: анализ внешней среды и определение степени влияния на деятельность предприятия.
Задачи:
- Выявить основные составляющих внешней среды.
- Проанализировать подходы к внешней среде и степень влияния на деятельность предприятия.
- Расписать организационно-экономическую характеристику предприятия.
- Показать анализ внешней и внутренней среды предприятия ОАО «Татнефть».
- Оценить влияние внешней среды на предприятие.
- Разработать рекомендации по совершенствованию анализа среды влияния на деятельность предприятия.
1. Теоретические основы, анализ внешней среды и степень влияния на деятельность предприятия
1.1 Основные составляющие внешней среды
Все предприятия являются открытыми системами, т. е. они испытывают влияние внешней среды. Они могут существовать лишь при условии активного взаимодействия с внешней средой. Предприятие также можно рассматривать как совокупность его параметров, которые меняются под воздействием этой среды и управленческих решений. Понимание важности оценки внешней среды при управлении деятельностью предприятия окончательно сформировалось в конце 50-х гг., так как внешнее окружение организации все больше становилось и является по сей день источником многих проблем руководителей. Предприятие, как открытая система зависит от поставок ресурсов, энергии, кадров, а также потребителей. В общем внешнюю среду предприятия можно охарактеризовать как всю совокупность факторов, влияющих на деятельность организации, а именно: потребители, конкуренты, правительственные учреждения, поставщики, финансовые организации, источники трудовых ресурсов, а также наука, культура, состояние общества и природные явления. Поскольку факторы внешней среды имеют различную силу влияния на организацию, их разделяют на прямые и косвенные факторы, а всю внешнюю среду на среду прямого (микросреду) и косвенного (макросреду) действия.
Микросреда - среда
прямого влияния на предприятие,
которую создают поставщики материально-технических
ресурсов, потребители продукции (услуг)
предприятия, торговые и маркетинговые
посредники, конкуренты, государственные
органы, финансово-кредитные
Макросреда - среда косвенного влияния. Она влияет на микросреду предприятия и включает демографическую, научно-техническую, экономическую, экологическую, политическую и международную среды. Иными словами, к факторам косвенного воздействия относят: состояние экономики, научно-технический прогресс, политика, социально-культурный фактор, а также международный фактор. Руководитель предприятия не в силах изменить внешнюю среду. Следовательно, он должен изучать ее и приспосабливаться к ней. Предприятие должно ограничивать негативные воздействия внешних факторов, наиболее существенно влияющих на результаты его деятельности или, наоборот более полно использовать благоприятные возможности. После установления миссии предприятия, его целей и постановки задач перед персоналом высшее руководство предприятия приступает к анализу воздействия внешней среды, чтобы определить возможности и угрозы для фирмы [2, с. 66]
Характеристики внешней среды
Выделяют следующие основные характеристики внешней среды:
1. Взаимосвязанность факторов внешней среды — уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы. Изменение какого-либо фактора окружения может обуславливать изменение других;
2. Сложность внешней среды — характеризуется большим число факторов, на которые организация обязана реагировать, а также уровень вариативности каждого;
3. Подвижность среды — скорость, с которой происходят изменения в окружении организации. Окружение современных организаций изменяется с нарастающей скоростью. Подвижность внешнего окружения может быть выше для одних подразделений организации и ниже для других. В высокоподвижной среде организация или подразделение должны опираться на более разнообразную информацию, чтобы принимать эффективные решения;
4. Неопределенность внешней среды — соотношение между количеством информации о среде, которой располагает организация, и уверенностью в точности этой информации. Она предполагает, что если информации мало или есть сомнения в ее точности, то среда становится более неопределенной, что затрудняет работу организации.
1.2 Подходы к анализу внешней среды
Основные цели, которые ставит перед собой фирма, сводятся к одной обобщенной характеристике – прибыли. При этом, естественно, должны учитываться как внешняя среда фирмы, так и внутренняя. Информация o внутренней среде фирмы необходима управляющему предприятием, чтобы определить внутренние возможности, потенциал, на которые они могут рассчитывать в конкурентной борьбе для достижения поставленных целей. Анализ внутренней среды позволяет так же лучше уяснить цели и задачи предприятия. Важно то, что по мимо производства продукции, оказания услуг оно обеспечивает возможность существования своим работникам, создает определённые социальные условия для их жизнедеятельности. Внутренняя среда ситуационные факторы внутри организации, на которые оказывают воздействие управленческие решения. Хотя многие из этих факторов могут контролироваться руководством организации, часть из них выступает в роли заданных, но которые должны учитываться в управлении организацией.
Анaлиз внyтpeннeй cpeды пpoвoдят пocлeдyющим нaпpaвлeниям:
Пpoизвoдcтвo: oбъeм, cтpyктypa, тeмпы пpoизвoдcтвa; нoмeнклaтypa пpoдyкции пpeдпpиятия; oбecпeчeннocть cыpьeм и мaтepиaлaми, ypoвeнь зaпacoв, cкopocть иx иcпoльзoвaния, cиcтeмa кoнтpoля зaпacoв; нaличие пapка oбopyдoвaния и cтeпeнь eгo иcпoльзoвaния, peзepвныe мoщнocти, тexничecкaя эффeктивнocть мoщнocтeй; мecтoнaxoждeниe пpoизвoдcтвa и нaличиe инфpacтpyктypы; экология пpоизводства; кoнтpoль кaчecтвa, издepжки и кaчecтвo тexнoлoгий; пaтeнты, тopгoвыe мapки и т.п.;
Пepcoнaл: cтpyктypa, пoтeнциaл, квaлификaция, кoличecтвeнный cocтaв paбoтникoв, пpoизвoдитeльнocть тpyдa, тeкyчecть кaдpoв, cтoимocть paбoчeй cилы, интepecы и пoтpeбнocти paбoтникoв;
Оpгaнизaция yпpaвлeния: opгaнизaциoннaя cтpyктypa. Cиcтeмa yпpaвлeния; ypoвeнь мeнeджмeнтa, квaлификaция, cпocoбнocти интepecы выcшeгo pyкoвoдcтвa; фиpмeннaя кyльтypa; пpecтиж и имидж фиpмы; opгaнизaция cиcтeмы кoммyникaций;
Мapкeтинг: тoвapы пpoизвeдeнныe фиpмoй, дoля нa pынкe; вoзмoжнocть coбиpaть нeoбxoдимyю инфopмaцию o pынкax; кaнaлы pacпpeдeлeния и cбытa; мapкeтингoвый бюджeт и eгo иcпoлнeниe; мapкeтингoвыe плaны и пpoгpaммы; нoвoввeдeния; имидж, peпyтaция и кaчecтвo тoвapoв; cтимyлиpoвaниe cбытa, peклaмa, цeнooбpaзoвaниe;
Финaнcы и yчeт: финансовая устойчивость и платёжеспособность; прибыльность и рентабельность (пo тoвapaм, peгиoнaм, кaнaлaм cбытa, пocpeдникaм); coбcтвeнныe и зaeмныe cpeдcтвa и иx cooтнoшeниe; эффeктивнaя cиcтeмa yчeтa, в тoм чиcлe yчeтa издepжeк, фopмиpoвaния бюджeтa, плaниpoвaния пpибыли
[1, с.12]
Такое деление на
сферы деятельности носит условный
характер и конкретизируется в общей
и производственной организационных
структурах. В наше время внешняя
среда изучается не менее тщательно,
чем внутренняя. Внешние факторы
в совокупности с факторами внутренней
среды оказывают решающее воздействие
на функционирование организации. Все
переменные тесно переплетаются
и влияют друг на друга. Управляющий
предприятием должен знать состояние
внешней среды и уметь
Внешняя среда предприятия - это совокупность активных хозяйствующих субъектов, экономических, общественных и природных условий, национальных и межгосударственных институционных структур и других внешних условий и факторов, действующих в окружении предприятия и влияющих на различные сферы его деятельности. Это внешние по отношению к нему силы: потребители, поставщики, торговые посредники, инвесторы, конкуренты, а также факторы макросреды: демографические, географические, экономические, научно-технические, экологические, экономические. Как уже было сказано, основная цель любого предприятия - получение прибыли. Основная задача системы его управления - обеспечить производство товаров, привлекательных с точки зрения целевых рынков. Однако успех руководства предприятием зависит и от деятельности остальных его подразделений, и от действий его посредников, конкурентов и различных контактных аудиторий. Микросреда представлена силами, имеющими непосредственное отношение к предприятию и его предпринимательским возможностям, т.е. поставщиками, клиентами, маркетинговыми посредниками, конкурентами и контактными аудиториями.
Предприятие
При разработке маркетинговых планов руководители службы маркетинга должны учитывать интересы прочих групп внутри самого предприятия: высшее руководство, финансовая служба, служба НИОКР, служба материально-технического снабжения, производство, бухгалтерия и т.д. Для разработчиков маркетинговых планов все эти группы как раз и составляют его микросреду.
Поставщики
Поставщики - это разные субъекты хозяйствования, деловые организации и отдельные лица, обеспечивающие предприятию и его конкурентов материальными ресурсами, необходимыми для производства конкретных товаров или услуг. События в «среде поставщиков» могут серьезно повлиять на маркетинговую деятельность предприятия. Нехватка тех или иных материалов, забастовки и прочие события могут нарушить регулярность поставок и график отгрузки товаров заказчикам. В краткосрочном плане будут упущены возможности сбыта, а в долгосрочном - подорвано благорасположение к предприятию со стороны ее клиентуры.
Маркетинговые посредники
Маркетинговые посредники - это организации, помогающие предприятию в продвижении, сбыте и распространении его товаров среди клиентов. К ним относятся торговые посредники, фирмы-специалисты по организации товародвижения, агентства по оказанию маркетинговых услуг и кредитно-финансовые учреждения.
Торговые посредники - это деловые организации, помогающие предприятию подыскивать клиентов и/или непосредственно продавать им его товары. Торговые посредники могут обеспечить удобство места, времени и процедуры приобретения товара заказчикам с меньшими издержками, чем смогло бы это сделать само предприятие. Удобство места создается торговыми посредниками путем накопления запасов товаров в местах нахождения самих клиентов. Удобство времени создается за счет экспонирования и обеспечения наличия товаров в периоды, когда потребители хотят покупать их. Удобство процедуры приобретения заключается в продаже товара с одновременной передачей права владения им.
Фирмы-специалисты по организации товародвижения помогают предприятию создавать запасы своих изделий и продвигать их от места производства до места назначения. Склады - это предприятия, обеспечивающие накопление и сохранность товаров на пути к их очередному месту назначения. В число транспортных фирм входят железные дороги, организации автотранспортных перевозок, авиалинии, грузовой водный транспорт и прочие грузообработчики, перемещающие товары из одного места в другое.
Агентства по оказанию маркетинговых услуг - фирмы маркетинговых исследований, рекламные агентства, организации средств рекламы и консультационные фирмы по маркетингу - помогают компании точнее нацеливать и продвигать ее товары на подходящие для них рынки[7, с.85]
К числу кредитно-финансовых учреждений относятся банки, кредитные, страховые компании и прочие организации, помогающие предприятию финансировать сделки и/или страховать себя от риска в связи с покупкой или продажей товаров. Большинство компаний и клиентов не могут обойтись без помощи кредитно-финансовых учреждений при финансировании своих сделок. Серьезное влияние на эффективность маркетинговой деятельности компании могут оказать повышение стоимости кредита и/или сокращение возможностей кредитования. С учетом этого компании необходимо наладить прочные связи с наиболее важными для нее кредитно-финансовыми учреждениями.