Государственные и муниципальные предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 20:13, курсовая работа

Краткое описание

Определить понятие «унитарные предприятия»;
Указать особенности данных предприятий;
Рассмотреть виды и признаки унитарных предприятий;
Провести анализ на примере конкретного предприятия

Содержание

1. Государственные и муниципальные организации. 7
2. Понятие и признаки государственного унитарного предприятия 13
3. Унитарное предприятие ФГУП «Почта России». Характеристика 24
Заключение 28
Список использованных источников 30

Вложенные файлы: 1 файл

Государственные и муниципальные организации.docx

— 189.43 Кб (Скачать файл)

7) назначает на должность руководителя  унитарного предприятия, заключает  с ним, изменяет и прекращает  трудовой договор в соответствии  с трудовым законодательством  и иными содержащими нормы  трудового права нормативными  правовыми актами;

8) согласовывает прием на работу  главного бухгалтера унитарного  предприятия, заключение с ним,  изменение и прекращение трудового  договора;

9) утверждает бухгалтерскую отчетность  и отчеты унитарного предприятия;

10) дает согласие на распоряжение  недвижимым имуществом, а в случаях,  установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми  актами или уставом унитарного  предприятия, на совершение иных  сделок;

11) осуществляет контроль за  использованием по назначению  и сохранностью принадлежащего  унитарному предприятию имущества;

12) утверждает показатели экономической  эффективности деятельности унитарного  предприятия и контролирует их  выполнение;

13) дает согласие на создание  филиалов и открытие представительств  унитарного предприятия;

14) дает согласие на участие  унитарного предприятия в иных  юридических лицах;

15) дает согласие в случаях,  предусмотренных настоящим Федеральным  законом, на совершение крупных  сделок, сделок, в совершении которых  имеется заинтересованность, и иных  сделок;

16) принимает решения о проведении  аудиторских проверок, утверждает  аудитора и определяет размер оплаты его услуг;

17) имеет другие права и несет  другие обязанности, определенные  законодательством Российской Федерации.

Собственник имущества казенного  предприятия помимо указанных правомочий, вправе:

- изымать у казенного предприятия излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество;

- доводить до казенного предприятия обязательные для исполнения заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд;

- утверждать смету доходов и расходов казенного предприятия.

Порядок распределения прибыли  в унитарном предприятии определяется его уставом. В соответствии с  уставом прибыль после уплаты налогов отчисляется в фонд материального  поощрения, фонд социальных мероприятий  и другие стимулирующие фонды.

По решению собственника часть  чистой прибыли, остающаяся в распоряжении предприятия, может быть направлена на увеличение его уставного фонда.

Оставшаяся после обязательных отчислений часть чистой прибыли  используется предприятием на:

- внедрение, освоение новой техники и технологии, мероприятия по охране окружающей среды и труда;

- развитие и расширение финансово-хозяйственной деятельности предприятия, пополнение оборотных активов;

- строительство, реконструкцию, обновление объектов основных средств;

- проведение научно-исследовательских работ, изучение конъюнктуры рынка, потребительского спроса, маркетинг.

Особенностью финансов унитарных  предприятий может быть использование  ими целевых бюджетных источников финансирования.

Ассигнования из федерального, регионального  и местных бюджетов направляются прежде всего на осуществление отдельных  программ и мероприятий социального  характера.

Эти ассигнования предоставляются  в форме дотаций, субвенций и  субсидий.

Государственные унитарные предприятия, в том числе и муниципальные, могут получать от государственного органа или органа местного самоуправления дотации на покрытие убытков. Данные средства не являются базой для налогообложения. Дотации — одна из форм государственной  помощи в виде выделения из бюджета  средств, направляемых на финансирование как капитальных вложений, так  и текущих расходов. К таким  расходам могут относиться дополнительные расходы унитарного предприятия  в связи с проведением конверсии, закупкой комбикормов, расходами на отопление жилищного фонда и  теплиц и т. д.

Исходя из вышесказанного можно  сделать следующий вывод о  том, что основные решения в управлении унитарным предприятием принимает  собственник имущества унитарного предприятия, например, он может принимать решения о ликвидации, реорганизации, об использовании имущества унитарного предприятия, о различного рода проверках и многое другое.

 

3. Унитарное предприятие  ФГУП «Почта России». Характеристика, деятельность, структура

Федеральное государственное унитарное  предприятие «Почта России», создано  в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.09.2002 № 1227-р.

Член Всемирного почтового союза. Штаб-квартира — в Москве. Находится в ведении Минкомсвязи России (до апреля 2013 года находилась в ведении Россвязи). 29 марта 2013 года вошла в Перечень стратегических предприятий Российской Федерации под номером 516.

Цель предприятия - удовлетворение общественных потребностей населения  в результатах его деятельности и получения прибыли.

Предприятие выполняет задачи по обеспечению  на всей территории  Российской Федерации  наиболее полного удовлетворения потребностей граждан, органов государственной  власти Российской Федерации,  органов  государственной власти субъектов  Российской Федерации, органов  местного самоуправления, и  юридических лиц  в предоставлении услуг почтовой связи 

Почта России  – один из ключевых элементов национальной инфраструктуры. Предприятие имеет большое влияние  на развитие других

отраслей, предоставляя услуги по доставке товаров, поддерживая  обмен корпоративной документацией, оказывая услуги прямой рекламы. Почта  России также несет высокую социальную нагрузку, обеспечивая информационный обмен между регионами страны и являясь одним из крупнейших работодателей. Ежегодно Почта России обслуживает десятки миллионов  клиентов по всей стране, оказывая широкий  перечень почтовых и 

финансовых услуг, доставляя ежегодно:

- 1,5 млрд писем;

- 48 млн посылок;

- 2,8 млн экспресс-отправлений;

- 1,7 млрд экземпляров газет и журналов;

- 113 млн единиц денежных переводов;

- 595 млн единиц коммунальных и иных платежей;

- 488 млн единиц выплат пенсий и пособий.

Не являясь банковским институтом и предоставляя ограниченный перечень финансовых услуг, Почта России по объему финансовых операций входит в число  крупнейших компаний, оказывающих розничные  платежно-расчетные услуги. Бренд  Почты России остается одним из самых  узнаваемых и вызывающих доверие  – в рейтинге доверия брендам, составленном исследовательским холдингом  «Ромир» в 2010 году, Почта России занимает

первое место.

«Почта России» осуществляет следующие виды деятельности согласно своему уставу:

- все виды услуг почтовой связи — действия по приему, обработке, перевозке, доставке (вручению) почтовых отправлений, а также по осуществлению почтовых переводов (под брендом «КиберДеньги»);

- универсальные услуги почтовой связи по удовлетворению нужд пользователей услуг почтовой связи в обмене письменной корреспонденцией в пределах территории России, по тарифам, регулируемым государством;

- услуги международной почтовой связи, а также обмен международными почтовыми отправлениями между иностранными почтовыми операторами (иностранными почтовыми администрациями);

- услуги по хранению почтовых отправлений, грузов и товаров, а также складские услуги;

- услуги гибридной почты;

- услуги по распространению рекламы на почтовых отправлениях и других видах продукции;

- транспортно-экспедиционные услуги;

- финансовые услуги посредством договорных отношений с финансовыми учреждениями в области реализации их услуг через сеть отделений почтовой связи («Почта России» сотрудничает со Связь-Банком, Ситибанком, Райффайзенбанком, платежной системой «Яндекс.Деньги» и другими финансовыми организациями);

- услуги по доставке и выдаче пенсий, пособий и других выплат целевого назначения, прием жилищно-коммунальных и прочих платежей;

- услуги по подписке, доставке и распространению периодических печатных изданий;

- организация изготовления, типографские работы, издание и реализация государственных знаков почтовой оплаты и почтовой продукции, специальных почтовых штемпелей России, почтовых марок, блоков, почтовых конвертов и карточек (открыток), каталогов, альбомов почтовых марок;

- розничная и оптовая торговля различными товарами;

- услуги таможенного брокера, а также услуги по декларированию и таможенному оформлению;

- редакционно-издательская деятельность (предприятие издает журнал «Почта России», газету «Почтовые вести», а также является учредителем 14 региональных газет).

Предприятие занимает 97 % рынка доставки письменной корреспонденции, 96 % рынка доставки посылок, 69 % рынка подписки и доставки периодической печати, 49,5 % рынка доставки пенсий, 45 % рынка денежных переводов по России.

 

В структуру ФГУП «Почта России» (рис. 1) входят:

- центральный аппарат управления, состоящий из 22 подразделений (дирекции, департаменты, секретариат);

- 87 филиалов;

- 41 901 отделение почтовой связи.

Рисунок 1.

Филиалы предприятия подразделяются на 82 территориальных управления федеральной  почтовой связи (УФПС) и 5 специализированных, в число которых входят:

- Главный центр магистральных перевозок почты — филиал ФГУП «Почта России»;

- EMS Почта России;

- Автоматизированные сортировочные центры — филиал ФГУП «Почта России»;

- Центры гибридной почты — филиал ФГУП «Почта России»;

- Russian Post — филиал ФГУП «Почта России» в Берлине.

В состав филиалов входят обособленные структурные подразделения, в том  числе почтамты, отделения перевозки  почты, магистральные и региональные сортировочные центры.

 

Заключение

Унитарным предприятием признается коммерческая организация, имущество которой  остается неделимой собственностью ее учредителя [1, ст. 113, п.1]. Это коммерческая организация с трудовым коллективом работников, учрежденная собственником имущества в целях удовлетворения общественных потребностей государственного или местного значения, действующая в соответствии со специальной правосубъектностью, закрепленной в уставе, и на основе переданного ей собственником имущества на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, возглавляемая руководителем, назначаемым собственником, отвечающая по своим обязательствам всем принадлежащим ей имуществом, при субсидиарной ответственности собственника в установленных законодательством случаях.

Российское законодательство предусматривает  две организационно-правовые формы  государственных и муниципальных  унитарных предприятий. К первой относятся предприятия, экономической  основой которых является имущество, закрепленное за ними на праве хозяйственного ведения. Ко второй относятся предприятия, имущество за которыми закрепляется на праве оперативного управления, - казенные предприятия. Правомочия государства, субъектов РФ, муниципальных образований - собственников имущества этих предприятий  по управлению определяются в зависимости  от правовых оснований, на которых предприятиям передано имущество.

Проведенный анализ особенностей государственных (муниципальных) предприятий позволяет  сделать вывод о двойственности их природы. С одной стороны, это  юридические лица, которые обладают существенными признаками коммерческих организаций и признаны таковыми законодателем. В отличие от прочих государственных (муниципальных) организаций  они приспособлены для активного  участия в имущественном обороте. С другой стороны, унитарные предприятия  обладают признаками публично-правовых организаций - органов власти и государственных (муниципальных) учреждений, главным из которых является сочетание таких факторов, как высокая степень контроля над деятельностью предприятий со стороны учредителей и наличие значительной некоммерческой составляющей в их работе.

В своей деятельности государственные (муниципальные) унитарные предприятия  не могут руководствоваться только задачами, которые перед ними ставит рынок. Они должны проводить в  жизнь политику публично-правовых образований  по обеспечению граждан, организаций, самих публично-правовых образований  теми или иными товарами независимо от целесообразности такой деятельности для предприятий как участников имущественного оборота. Следовательно, государственные (муниципальные) предприятия  унитарные активно участвуют  в имущественном обороте для  того, чтобы выполнять функции  публично-правовых образований.

На примере ФГУП «Почта России» мы рассмотрели основные структурные черты и особенности управления унитарным предприятием.

Государственные и муниципальные  унитарные предприятия обладают определенным правовым статусом, который служит отправным пунктом их предпринимательской правосубъектности. С точки зрения значимости социального положения в системе предпринимательских отношений государственные и муниципальные предприятия являются необходимым и незаменимым элементом данной системы. В России исторически государство в силу географических, климатических и внешнеполитических факторов наряду с обычными функциями, свойственными всем государствам, выполняло функцию хозяйствующего субъекта. На сегодняшний день унитарные предприятия являются одной из основных форм участия государства в предпринимательской деятельности, а важность и необходимость участия самого государства в коммерческом обороте очевидна.

 

Список использованных источников

  1. Гражданский кодекс РФ.
  2. ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».
  3. Годовой отчет ФГУП «Почта России», 2010 г.

Информация о работе Государственные и муниципальные предприятия