Дискриминация на рынке труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 15:52, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель работы изучить особенности дискриминации на рынке труда по национальному признаку.
В связи с поставленной целью выдвинуты следующие задачи:
1. Определить понятие и виды рыночной дискриминации, а также проанализировать существующие теории, объясняющие дискриминационные различия.
2. Выявить причины возникновения и последствия дискриминации на примере одного из видов – дискриминации по национальному признаку. Оценить масштабы дискриминации по национальному признаку на рынке труда в России и странах СНГ.
3. Рассмотреть основные мероприятия, проводимые государством, направленные на устранение дискриминации на рынке труда и оценить их эффективность.

Содержание

Введение
1. История возникновения проблемы дискриминации
1.1 Современный тип экономики и его основные негативные стороны
1.2 Описание теорий дискриминации в условиях рыночной экономической системы
2. Характеристика дискриминации по национальному признаку в России
2.1 Оценка дискриминации по национальному признаку в сфере обучения и образования
2.2 Рынок труда и национальная структуризация на нем
3. Пути улучшения ситуации на рынке труда
3.1 Сотрудничество мирового сообщества в сфере борьбы с дискриминацией
3.2 Пути улучшения ситуации на рынке труда в Российской Федерации
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Дискриминация на рынке труда.docx

— 55.06 Кб (Скачать файл)

Рассмотрим  модель склонности к дискриминации  или модель дискриминации Г. Беккера. Суть данной теории заключается в  том, что работодатель или коллеги  по работе или же потребители имеют  определенные предубеждения или  предпочтения. В связи с этим они  не желают взаимодействовать с определенными  социальными группами, вследствие чего несут дополнительные издержки. Так, например, работодатель предпочитает нанимать на работу только людей славянской внешности, несмотря на то, что и  другие национальные группы имеют те же самые характеристики и не менее  производительны. Это чисто субъективное мнение работодателя и выражает личное предубеждение. И чем более склонен  к дискриминации работодатель, тем  больше он будет максимизировать  полезность, а не прибыль. Г. Беккер предложил ввести коэффициент дискриминации, который показывает насколько сильно предубеждение нанимателя против работников из дискриминируемой группы:

 

 

 

                                                                                 (1)

                                                                                           (2)

Важный  вывод из теории Г. Беккера – дискриминация  экономически не эффективна. Используя  общие характеристики социальной группы, работодатель жертвует своими прибылями  ради своих предубеждений, максимизируя полезность. Но, к сожалению данная теория не может объяснить, почему экономически невыгодная работодателю дискриминация продолжает существовать.

Одно  из объяснений дискриминационных различий в заработной плате дает модель дискриминирующей монопсонии на рынке труда. Предпосылками этой модели являются различная эластичность предложения труда у различных групп работников и отсутствие мобильности между группами.

Являясь единственным работодателем на рынке  труда, монопсонист использует разные условия для различных групп работников. При этом заработная плата работников первой группы с более высокой эластичностью предложения труда будет выше заработной платы, которая могла быть установлена без дискриминации, а работников с низкой эластичностью предложения труда – ниже. Усредняя заработок работников, монопсонист повышает заработную плату для одних и понижает для других работников, дискриминируя их.

Одной из форм дискриминации является профессиональная сегрегация, ее объясняет модель переполненного рынка. Как ранее отмечалось, профессиональная сегрегация представляет собой разделение профессий на группы: только для  работников – местного населения  или только для работников – мигрантов. Подробные ситуации объясняются  тем, что при выборе своей будущей  профессии молодые люди инвестируют  в образование, если знают, что смогут в дальнейшем найти себе работу по специальности. В трудовой карьере  женщины возможны перерывы из-за воспитания детей, поэтому и предпочтения женщин в выборе профессий также очевидны.

Кроме того, довольно часто на выбор будущей  профессии оказывает влияние  и семейные традиции. В России многие дети выбирают профессию родителей  или прислушиваются к их мнению при  выборе работы. Вследствие вышесказанного и происходит четкое разделение на мужские и женские профессии. Модель «переполненного рынка» объясняет  не саму профессиональную сегрегацию, а тот факт, что заработная плата  дискриминируемой группы работников в  этом случае ниже.

В случае, когда работодатель принимает решение  о найме или продвижении по службе работника, основываясь на средних  характеристиках, присущих группе, к  которой принадлежит работник, имеет  место быть модель статистической дискриминации. В условиях несовершенства информации работодатель опирается на ряд косвенных  признаков: образование, опыт, возраст, пол и т.д. Он может не принять  на работу женщину, зная, что она  находится в возрасте, когда возможность  рождения ребенка и ухода в  декретный отпуск максимальна. При  этом, он может лишиться ценного работника.

С разнообразными проявлениями дискриминации на рынке  труда в большинстве стран  ведется борьба, но она осложняется  устойчивым характером общественных традиций, нравов предубеждений. А предубеждение, как правило, является очень существенной одной из основных причин для отказа потенциальному работнику.

Существующие  экономические теории, объясняющие  явление дискриминации разнообразны и проявляются в определенных условиях. Совершенной модели, которая  могла бы описать причину возникновения  явления дискриминации и возможные  пути его устранения не существует. Кроме того, не смотря на многочисленные международные документы, законы, принимаемые не только на территории страны, но и в других международных общественных организациях запрещающих дискриминацию по признакам национальности, возраста, пола и т.д. это явление продолжает существовать. Важно отметить, что дискриминационные различия приносят потери или работодателям или работникам дискриминируемой группы. Необоснованные дискриминационные различия в заработной плате или занятости приводят к потерям в благосостоянии, и выигрыш от дискриминации одних не компенсирует проигрыша других. Однако в большинстве случаев дискриминация может приводить к экономической выгоде, поэтому и является устойчивой.

 

2. Характеристика дискриминации  по национальному признаку в  России

2.1 Оценка дискриминации  по национальному признаку в  сфере обучения и образования

На сегодняшний  день образование рассматривается  как одна из основных ценностей, без  которых невозможно дальнейшее развитие. В современном мире право на образование  рассматривается как одно из фундаментальных  естественных основных прав человека. Такое понимание права на образование  закреплено Всеобщей декларацией прав человека, Конвенцией о борьбе с  дискриминацией в области образования, Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод и  рядом других международных документов. ЮНЕСКО рекомендует рассматривать  право на образование как элемент  права на жизнь, права на развитие, права на непрерывное образование, которое должно реализовываться  в течение всей жизни человека.

Конвенция о борьбе с дискриминацией в области  образования установила равенство  в получении образования не зависимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и других убеждений, национального  или социального происхождения, экономического положения или рождения.

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод гласит, что никому не может быть отказано в праве  на образование. Данной формулировкой  Европейская конвенция подтверждает право каждого человека на образование, налагает запрет, на какую бы то ни было дискриминацию в праве на образование.

Как уже  упоминалось, дискриминация в образовании  определяется ограничением доступа  к нему по принадлежности человека к определенной группе (этнической, гендерной, религиозной и т.п.). Нас интересует доступность высшего образования для национальных меньшинств, поскольку нередко получение престижной профессии определяет положение на рынке труда, социальный статус индивидуума в обществе и дальнейшую его жизнь.

Довольно  часто представители этнических меньшинств испытывают языковые и психологические  трудности в процессе школьного  обучения, понижающие затем доступность высшего образования.

Постановка  проблемы о влиянии языка обучения в школе на доступность высшего  образования в широком смысле, учитывающем выбор конкретного  ВУЗа, специальности, возможности горизонтальной мобильности, включенность в социальные сети определенного типа, актуальна  как с точки зрения общих проблем  российской системы образования, так  и с позиций произошедших в новейшей истории России этнополитических изменений. Во многих бывших республиках Советского Союза и в Республиках входящих в состав РФ язык стал национальным символом, особой этнической ценностью. В этих условиях задачей национальной системы образования является перевод языка из этнического символа в реально действующий инструмент познания окружающего мира, истории народа, его духовных ценностей.

Однако  следует помнить, что целенаправленная политика создания преимуществ в  получении высшего образования  для определенных групп населения  может приводить к существенному  снижению доступности высшего образования  для других граждан, если целевая  группа достаточно многочисленна.

Например, в Эстонии, после проведения социологического исследования было выяснено, что если брать все население трудоспособного  возраста, то неэстонцы имеют пока незначительное преимущество перед эстонцами и в целом удельный вес среди учащихся и студентов среди эстонской и неэстонской молодежи одинаковый. Тем не менее, в Таллинне обучалось 65% эстонцев 15-25 лет и лишь 43% неэстонцев. Существенные различия наблюдались в той возрастной группе, для которой характерно обучение в высших учебных заведениях: здесь у эстонской молодежи было преимущество в 1,4 раза по Эстонии и в 1,9 раза в Таллинне – именно во столько раз доля обучающихся среди эстонской молодежи была больше, чем среди неэстонской.

Подобная  ситуация имеет место быть и в  соседнем нам Казахстане, а также  в «дружественной» Украине. На сегодня  Казахстан, являющийся Родиной для  большинства русских и других этнических групп, выступает фактически как национальное государство казахов, где доминируют экономические, социальные, культурные и иные проблемы титульной  нации. Высшие учебные заведения  в Казахстане, как правило, заканчивают  «национальные кадры» и, следовательно, имеют больше возможностей для самореализации и, как правило, занимают ведущие  вакансии на рынке труда.

Исследования, проведенные в Республике Бурятия  и в Республике Татарстан (там  проживают представители более 100 национальностей) свидетельствуют, что  язык, на котором ведется преподавание в школе и ВУЗе является существенно  менее значимым дифференцирующим фактором в сфере доступности высшего  образования, чем социальный капитал, уровень доходов и образование родителей.

Говоря  о доступности высшего образования, стоит упомянуть и о такой  социальной группе как мигранты. Мигрантов можно охарактеризовать как одну из социально-проблемных групп населения, для которой затруднен доступ к получению многих социальных благ, в том числе и образования. Уязвимость мигрантов и их детей является результатом действия многих факторов. Одним из таких факторов является принадлежность к другой этнокультурной и языковой среде.

Мигрантам на пути к высшему образованию  приходится преодолевать помимо общих  трудностей еще и специфическое  давление со стороны государства, направленное на то, чтобы удержать мигрантов  в пределах отведенной им ниши. Тот  факт, что в экономике страны мигранты занимают в основном низкоквалифицированные и низкооплачиваемые рабочие места, не требующие высшего образования, негативно влияет на ориентацию детей мигрантов на получение высшего образования. Недостаточное владение русским языком является фактором, порождающим неравенство в доступе к высшему образованию.

Возможность получения престижного элитного образования определяется не столько  способностью абитуриентов (знаниями, умениями и навыками), сколько материальным положением семей, их национальностью  в ряде стран СНГ, неформальными  связями родителей и местом их проживания. Языковой барьер, как фактор доступности образования может быть легко устраним. В системе среднего и профессионального образования могут реализовываться специальные языковые программы для потенциальных абитуриентов, чтобы ликвидировать языковые трудности (сейчас таких программ единицы в России и в странах СНГ).

В качестве барьеров, воздвигнутых на пути к престижной профессии, могут выступать не только национальность школьника, но и качество среднего образования, язык, на котором идет обучение в школе, социальное положение родителей. Человеку, родившемуся в бедной семье, может просто не хватить денег для продолжения обучения. Социологические исследования показывают, что иммигранты имеют и низкие заработки, следовательно, инвестировать в образование им сложнее.

Доступность престижного образования во многом определяет будущее молодых людей. В современном мире часто встречается  формальное ограничение доступа  человека к образованию по причине  его национальности. Если говорить о неравенстве прав для титульных  и нетитульных национальностей, то принадлежность к определенной этнической группе является непреодолимым барьером для получения престижного образования, что затрудняет доступ представителей этой группы к высокооплачиваемым профессиям, чем снижает уровень доходов и укрепляет профессиональную сегрегацию. Модель переполненного рынка четко проявляется и такая ситуация может воспроизводиться из поколения в поколение, потому что русским в Казахстане (или в Эстонии, например) невыгодно вкладывать в образование деньги, если они знают, что никогда не будут работать по полученной специальности, сфера их деятельности определена изначально. Молодежь проявляет пассивность в сфере образования, не стремится к получению престижных профессий, что может навсегда закрыть им дорогу к вершине социальной лестницы.

 

2.2 Рынок труда и национальная  структуризация на нем

Дискриминация является настолько распространённым фактом в современном обществе, что  не может быть никаких сомнений в  её существовании. Дискриминация является не единичным случаем, а представляет собой комплекс родственных форм человеческого поведения, что затрудняет не только её определение но, зачастую, и полное понимание.

Профессиональная  сегрегация проявляется в устойчивом разделении профессий и должностей между разными группами работников и является одной из форм дискриминации  на рынке труда.

Нас интересует деление профессий между представителями  разных этнических групп (например, профессии, предназначенные «только для  русских» и «только для украинцев»). В разных секторах экономики в  соответствии с величиной заработной платы и по занимаемому на карьерной  лестнице положению определенные профессии  «резервируются» за работниками  титульной нации, а для работников других национальностей часть рабочих  мест является недоступной. В подобных ситуациях межпоколенная мобильность невелика, а шансы изменить человека свою судьбу зависят не от него самого, а предопределены с рождения. Молодые люди не вкладывают инвестиции в свое образование, поскольку уверены в том, что не найдут работу, соответствующую полученной профессии.

В бывших республиках Советского Союза наши соотечественники испытывают некоторые  трудности, касающиеся не только гражданства.

По словам известного в Эстонии социолога  Алексея Семенова Рамочная конвенция  по защите национальных меньшинств для Эстонии далеко не роскошь, потому что в стране действительно существуют проблемы с положением национальных меньшинств и очень серьезные.

Информация о работе Дискриминация на рынке труда