Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 15:52, курсовая работа
Основная цель работы изучить особенности дискриминации на рынке труда по национальному признаку.
В связи с поставленной целью выдвинуты следующие задачи:
1. Определить понятие и виды рыночной дискриминации, а также проанализировать существующие теории, объясняющие дискриминационные различия.
2. Выявить причины возникновения и последствия дискриминации на примере одного из видов – дискриминации по национальному признаку. Оценить масштабы дискриминации по национальному признаку на рынке труда в России и странах СНГ.
3. Рассмотреть основные мероприятия, проводимые государством, направленные на устранение дискриминации на рынке труда и оценить их эффективность.
Введение
1. История возникновения проблемы дискриминации
1.1 Современный тип экономики и его основные негативные стороны
1.2 Описание теорий дискриминации в условиях рыночной экономической системы
2. Характеристика дискриминации по национальному признаку в России
2.1 Оценка дискриминации по национальному признаку в сфере обучения и образования
2.2 Рынок труда и национальная структуризация на нем
3. Пути улучшения ситуации на рынке труда
3.1 Сотрудничество мирового сообщества в сфере борьбы с дискриминацией
3.2 Пути улучшения ситуации на рынке труда в Российской Федерации
Заключение
Список литературы
Таким образом,
в советский период законы предусматривали
запрет дискриминации в сфере
трудовых отношений. Кроме того, Советский
Союз был многонациональным
Наблюдается
преемственность
Трудовой кодекс, принятый в 2002 году, выделяет запрещение дискриминации в сфере труда в отдельную статью 3. Этим подчеркивается значение одного из основополагающих принципов трудовых отношений – недопущение дискриминации в области труда и занятий, закрепленного в декларации МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда.
Запрещение
дискриминации в сфере труда
направлено на то, чтобы все граждане
имели равные возможности в осуществлении
своих способностей к труду. Только
деловые качества работника должны
учитываться как при заключении
трудового договора, так и при
оплате труда. Трудовой кодекс не содержит
исчерпывающего перечня обстоятельств,
влияющих на неравенство возможностей
в сфере труда. Любой мотив, не
указанный в статье 3 является нарушением
равенства возможности в сфере
труда, если он не относится к деловым
качествам работника. Нарушение
правила о запрещении дискриминации
в сфере труда является основанием
для обращения в органы системы
федеральной инспекции труда
и в суд с заявлением об устранении
дискриминации. Материальный ущерб, причиненный
дискриминацией, подлежит возмещению.
Статья 3 гарантирует компенсацию
морального труда причиненного нарушением
той или иной статьи о запрещении
дискриминации. При определении
его размера учитывается
В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2009 № 2 «О применении судами РФ трудового кодекса РФ», в статье 10 поясняется, что следует понимать под деловыми качествами работника.
Итак, под
деловыми качествами работника следует
понимать способности физического
лица выполнять определенную трудовую
функцию с учетом имеющихся у
него профессионально-
Таким образом, принципы государственной политики в области предоставления защиты и гарантий от дискриминаций в сфере труда и занятий были закреплены в законодательстве в советский период, а ныне - в нормативно-правовых актах Российской Федерации. Проблема дискриминации является острой, для многих категорий населения, о чем свидетельствует существование специальных законов, предусматривающих обеспечение их занятости путем проведения различных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности в сфере труда.
Проблемы, связанные с дискриминацией по национальному признаку приводят к социально-политической нестабильности. В некоторых регионах России, вставших на путь конструктивного решения национального вопроса, достигнуты немалые успехи. Накоплен большой позитивный опыт проведения национальной политики: разработки нормативной базы, институционального и финансового ее обеспечения, взаимодействия органов государственной власти с организациями и объединениями национальных меньшинств.
Подобный
опыт должен учитываться не только
органами государственной власти и
местного самоуправления, но и организациями
национальных меньшинств, для того
чтобы нарабатывать процедуры и
механизмы согласования интересов
большинства и меньшинства. К
сожалению, довольно часто проводимая
и декларируемая политика в области
устранения дискриминации на рынке
труда различаются, недостаточно внимания
уделяется действенности
Приведем некоторую статистику того, что в России ежегодно возбуждается несколько десятков дел по статье 282 («Возбуждение национальной и религиозной вражды») и только единицы из них доходят до судебного разбирательства. Например, в 2000 году из 37 дел, возбужденных по статье 282 до суда дошло 6, ни одного приговора вынесено не было, а в 2003 году из 60-ти возбужденных дел 20 было направлено в суд, вынесено 17 приговоров.
Многочисленные нарушения прав представителей национальных меньшинств в сфере труда не находят отражения в судебной практике, что является не только следствием декларативности и неэффективности законодательства, которое должно пресекать попытки дискриминации по признаку национальности, расы, вероисповедания, но и тем, что дискриминация осуществляется, формально не нарушая закона, в связи со слабостью судебной власти.
Таким образом, можно сделать вывод, что нормативно-правовые акты, документы, закрепленные международным законодательством и РФ, запрещающие проявление дискриминации и утверждающие принципы равенства, являются необходимыми, но недостаточными условиями. Дискриминация в области труда не исчезнет, даже если она запрещена законом. Необходимо также эффективное действие правоприменительных механизмов, позитивные действия, беспристрастная система образования, услуги по профессиональному обучению и последующему трудоустройству. Такое сочетание политики и инструментов ее реализации является необходимой предпосылкой для организации борьбы с дискриминацией в любой ее форме.
Заключение
Итак, рассмотрев понятие, виды, причины дискриминации на основе принадлежности работника к той или иной национальности в трудовых отношениях, а так же законодательство, затрагивающее данную проблему, следует сделать следующие выводы.
Дискриминация на рынке труда проявляется в тех случаях, когда группа работников, при равных способностях, выполняющие одинаковую трудовую функцию, имеют неравные возможности в трудовой сфере (различия в заработной плате, ущемление при продвижении по карьерной лестнице, при приеме на работу и т.д.). Анализ существующих теорий рыночной дискриминации показал, что совершенной модели нет. Каждая из них проявляется на рынке труда в определенных условиях. Все существующие модели взаимосвязаны и в ряде случаев приносят ущерб не только работнику, но и работодателю.
Следует отметить, что дискриминация по национальному признаку является актуальной проблемой в Росси и в странах СНГ. К сожалению, в некоторых странах на постсоветском пространстве дискриминация национальных меньшинств является распространенным явлением. И, несмотря на гарантии, закрепленные в международных документах, эта проблема носит очень острый характер и фактически не имеет никакого решения. Как выяснилось, национальность работника чаще всего определяет его статус и заработную плату на рынке труда.
Устранение дискриминации по национальному признаку - важнейшая предпосылка для того, чтобы люди были способны избирать свою профессиональную стезю, развивать свои таланты и способности и получать вознаграждение в соответствии со своими заслугами и достижениями, не взирая на цвет кожи и этническую принадлежность. Дискриминация приводит к возникновению неравенства на рынке труда и появлению несправедливых преимуществ. Справедливый и честный характер трудовых отношений способствует укреплению чувства самоуважения работника, его морали и мотивации. Более производительная и лояльная рабочая сила в сочетании с эффективными ресурсами способствует росту производительности и конкурентоспособности предприятия. Дискриминация же создает стрессовые состояния, снижает мотивацию к труду, затрагивает самоуважение и укрепляет еще более существующие предрассудки.
Таким образом, устранение дискриминации в области труда - это стратегически важный шаг в направлении борьбы за искоренение дискриминации во всех других сферах, который поможет создать более демократические рынки труда, сделать таковым все общество в целом, а так же снизить опасность конфликтов, повысить производительность труда и ускорить рост экономики.
Список литературы
1. Абдуманалов Р. Трудовая миграция // Территория согласия – 2005. – № 2(7). С. 22-24
2. Большой экономический словарь / Под. ред. А.Н. Азриляна. М.: Институт новой экономики, 2002. – 1280 с.
3. Большой российский энциклопедический словарь / Москва. Большая российская энциклопедия. Изд-во «Дрофа» 2003 г. – 1888с.
4. Высшее образование в России. // http:/ www. socpol.ru
5. Всеобщая декларация прав человека // Дискриминация вне закона: сборник документов / Отв. Ред. А.Я. Капустин. – М.: Юристъ, 2003. – 383с.
6. Гендер и экономика: мировой опыт и экспертиза российской практики // Отв. редактор и составитель, к.э.н. Е.Б. Мезенцева. – М.: ИСЭПН РАН – МЦГИ – «Русская панорама», 2002. – 352с.
7. Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии и убедеждений. // Дискриминация вне закона: сборник документов / Отв. Ред. А.Я. Капустин. – М.: Юристъ, 2003. – 383с.
8. Декларация ЮНЕСКО о расе и расовых предрассудках // Дискриминация вне закона: сборник документов / Отв. Ред. А.Я. Капустин. – М.: Юристъ, 2003. – 383с.
9. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод // Дискриминация вне закона: сборник документов / Отв. Ред. А.Я. Капустин. – М.: Юристъ, 2003. – 383с.
10. Доступность высшего образования в России // Отв. ред. О.В. Шишкин. Независимый институт социальной политики. – М., 2009. – 500с.
11. Исупова О. недостаточно оплачиваемая работа: почему мы соглашаемся? // Социс. 2002. №3. С. 62-71
12. Конвенция 97 МОТ «О работниках-мигрантах (пересмотренная в 1949г.)// Дискриминация вне закона: сборник документов / Отв. Ред. А.Я. Капустин. – М.: Юристъ, 2003. – 383с.
13. Конвенция 111. Конвенция о дискриминации в области труда и занятий // Дискриминация вне закона: сборник документов / Отв. Ред. А.Я. Капустин. – М.: Юристъ, 2003. – 383с.
14. Конвенция ЮНЕСКО о борьбе с дискриминацией в области образования// Дискриминация вне закона: сборник документов / Отв. Ред. А.Я. Капустин. – М.: Юристъ, 2003. – 383с.
15. Конституция Российской Федерации. Ст. 37, п. 3 (принята всенародным голосованием 12.12.1993г.)
16. Кодекс законов о труде РСФСР от 09.12.1971г гл. 3; ст. 16. (в ред. от 25.09.1992г)
17. Колосницына М.Г. Экономика труда: Учебное пособие для студентов. – М. 2009
18. Костин Л. Миграция и мигранты // Человек и труд. 2001. №8. С.62
19. Мазин А.Л. Трудовая дискриминация и управление персоналом // Управление персоналом. – 2002. – № 12. С. 19-24
20. Мазин А.Л. Трудовая дискриминация: болезнь, которую нужно лечить // Человек и труд. 2003. №4. С.28-32.
21. Меркин В. Дискриминация – установленный факт (по данным социологических опросов). // Институт стратегических оценок. // http://www. russedina.ru (04.10.2005)