Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 14:11, контрольная работа
Жизненный цикл товара - это стадии, через которые проходит товар от его появления через зрелость к упадку. Разные стадии требуют различных способов маркетинга.
Значительное влияние на объемы продаж и размер прибыли магазина от продажи той или иной товарной категории оказывают следующие факторы: особенности стадий жизненного цикла товара; продолжительность каждой стадии и жизненного цикла в целом; особенности перехода от одной стадии к другой.
стимулирование уже
проведение
поиск новых групп потребителей и стимулирование их к совершению покупки;
постепенное снижение уровня цен.
На заключительном этапе
стадии зрелости насыщенность рынка
достигает максимума, объем продаж
постепенно начинает снижаться. Основной
спрос предъявляют
Таблица
Основные стратегии на стадии зрелости
Стратегия |
Мероприятия |
Модификация рынка |
Увеличение объема продаж путем: 1) завоевания доверия потребителей, не пользующихся ранее товарами данной фирмы; 2) вывода товара на новые сегменты рынка; 3) переключения внимания и интересов клиентов компаний-конкурентов на товары, производимые данной фирмой; 4) стимулирования более интенсивного потребления товара покупателями (более интенсивное, многократное применение одним покупателем; разнообразие возможностей и способов использования товара) |
Модификация товара |
Повышение качества товара. Улучшение свойств товара. Улучшение внешнего дизайна и оформления товара |
Модификация маркетинга- микса |
Организация непрерывного мониторинга за направлениями использования инструментов маркетинга. Формирование и внедрение мероприятий с оптимальным целевым сочетанием инструментов маркетинга |
Стадия насыщения и спада. О наступлении стадии насыщения свидетельствуют такие показатели, как отсутствие роста объемов продаж в течение достаточно длительного времени или даже тенденции к его снижению. Привлечь дополнительных покупателей удается в основном за счет гибкой ценовой политики и проведения разнообразных акций по предоставлению ценовых скидок. При этом прибыльность от продажи товара может сохраняться, так как закупочные цены на него не растут, а напротив, могут снижаться за счет снижения затрат производителей на совершенствование производства, так как удается свести количество бракованных изделий к минимуму и полностью освоить имеющуюся технологию. При этом магазин для поддержания объемов сбыта должен осуществлять дополнительные затраты на проведение рекламных мероприятий и стимулирование своего персонала к эффективным продажам данного товара. Со временем удерживать объемы продаж и прибыльность на прежнем уровне становится все труднее, так как рынок уже насыщен, а конкуренция по-прежнему остается острой.
На стадии насыщения в качестве мероприятий по стабилизации объемов продаж можно использовать следующие:
совершенствование самого товара и товарного предложения за счет предоставления дополнительных услуг, эффективного использования системы мерчандайзинга и др.;
повышение эффективности сервисного обслуживания;
снижение уровня цен;
активизация рекламной политики.
На стадии насыщения покупатель становится более взыскательным, так как хорошо знает товар и с легкостью может выявить все его несовершенства и недостатки.
Характерными чертами данной стадии являются:
постепенное снижение объема продаж;
снижение уровня конкуренции,
так как часть магазинов
снижение уровня цен на товар. Особенностью является тот факт, что в конце данной стадии цены могут даже несколько вырасти, так как рыночное предложение данного товара существенно уменьшается и может сформироваться его дефицит;
снижение прибыли от продажи товара и даже получение убытков;
снижение затрат на все маркетинговые мероприятия, в том числе и на рекламу.
Логическим завершением данной стадии является ситуация, когда устаревший товар заменяется новым.
Заключительную стадию жизненного цикла товара условно можно разделить на три характерных этапа.
Первый характеризуется тем, что у магазина еще есть возможность продлить жизненный цикл товара за счет активной политики продвижения, гибкой ценовой политики, совершенствования товарного предложения.
На втором этапе магазин
хочет извлечь максимально
Третий этап — исключение товара из ассортимента магазина. Данное исключение носит плановый характер и вызвано низкой оборачиваемостью и низкой рентабельностью товара.
Жизненный цикл товара — это естественный процесс, и бороться с ним бессмысленно, однако задача маркетинга состоит в том, чтобы учесть все особенности протекания каждой из стадий жизненного цикла и по максимуму их использовать для повышения эффективности работы магазина.
Руководство торгового предприятия в своей деятельности должно стремиться:
к максимальному использованию всех потенциальных возможностей товара на каждой стадии жизненного цикла с целью максимизации прибыли и объемов продаж;
к учету всех проблем и возможных угроз на каждой из стадий цикла.
В реальности жизненный цикл товара может отклоняться от классической схемы и иметь специфический характер. Например, известен такой вариант жизненного цикла, как «бум». В этом случае отсутствуют четкие границы между стадиями выхода на рынок, роста, зрелости и спада. При таком варианте развития события наблюдается резкий рост объема продаж и прибыли уже на первой стадии жизненного цикла, а на последующих стадиях осуществляется поддержание достигнутых показателей. Такой вариант жизненного цикла товара возможен при высокоэффективной маркетинговой политике магазина.
Существует и другой вариант, который получил название «увлечение». В этом случае наблюдается быстрый рост объема продаж и столь же быстрое его падение. В случае «продолжительного увлечения» наблюдаются резкие рост и падение объемов продаж, но в результате сохраняется остаточный объем продаж на уровне средних показателей. Можно еще отметить такой вариант жизненного цикла, как «мода» или «сезонный». В этом случае наблюдаются неоднократные рост и падение объемов продаж в разные временные периоды.
С учетом концепции жизненного цикла товара формируется ассортиментная политика.
Жизненный цикл товара, представленный в упрощенном виде, всегда используют преподаватели, потому что надо с чего-то начинать и потому что жизнь многих товаров массового потребления действительно развивается близко к этой схеме, поэтому они являются хорошим примером для изучения. Покопайтесь в маркетинговой литературе, и вы найдете некоторое несоответствие в схемах, описывающих жизненный цикл отдельных товаров. Однако эта схема заслуживает внимания, и мы поговорим о ней.
На следующем рисунке показан жизненный цикл товара, который мы уже рассматривали в статье 4, но вы можете заметить некоторые отличия. Я добавила пятую стадию — стадию разработки товара. Я также рассмотрела жизненный цикл товара с точки зрения сбыта и прибыли, используя доллар в качестве единицы измерения успеха товара.
Товар начинается с оригинальной
идеи, искры, загорающейся от понимания
вами клиентов. Если эта идея хорошая,
расчет времени правильный, ваш товар
вступит в стадию роста. Это хорошо,
но другие увидят успех вашего товара,
и на вашей счастливой сцене скоро
возникнут конкурирующие
Теперь для вас наступает трудное время — переход от юности к зрелости (надо надеяться, что она будет стабильной). Ваше внимание отвлекается от клиентов и переводится на конкурентов. Соперничество заставляет вас заниматься стратегией товара, выбирать между сосредоточением на подсегментах рынка и добавлением чего-то «нового и улучшенного». Эта стадия зрелости в развитии товара, когда вы боретесь за то, чтобы зацепиться за все, что было хорошего на стадии роста, может длиться десятилетия, если вы будете правильно руководить делом.
Несмотря на пересмотр позиции, расширение марки и снижение цены, сбыт большинства товаров со временем снижается. Вы должны выбрать один из нескольких способов прекращения выпуска товара. Вы можете решить снизить производство, но все-таки сохранить его, поставляя товар оставшимся покупателям.
Жизненный цикл товара практически неизбежен. Только один товар из тысяч становится кока-колой, фаворитом на многие годы, несмотря на изменение привычек потребителей, научные разработки или течение времени. Ожидайте того, что ваше предложение, очевидно, пойдет на спад. Лучше иметь в голове стратегию для реакции на это, чем рассчитывать на то, что вы станете одним из тех немногих, кто выиграет.
Кузнецы не так распространены сейчас, как когда-то, но в большинстве сельских областей все-таки есть один или два. Вы можете продавать линию товаров тем, кто ценит их качество. Или вы могли бы своевременно прекратить производство, чтобы избежать напрасной траты времени и денег.
Что мы можем сделать, чтобы увеличить жизненный цикл товара? В стабильных компаниях имеются товары, находящиеся на разных стадиях жизненного цикла. Наличие новых товаров в стадии разработки является частью бизнеса. Вы не хотите пережить синдром «пустого гнезда», когда хорошо продаваемые в настоящее время товары исчерпают свой потенциал.
Времена меняются, и с ними меняются рынки. Я не могу предсказать развитие вашей конкретной ситуаций, она слишком уникальна, но я думаю, что вы поняли, насколько важно иметь что-то наготове. Этой теме посвящена следующая статья.
Как продавец, вы должны узнать
кое-что о жизненном цикле
Жизненный цикл товара в основном заключается в следующем. Вы выводите на рынок новый товар. Если он удачен, он переходит в стадию роста. В конце концов он достигает зрелости, за которой неизбежно следует фаза упадка. Товары не обязательно проходят через этот цикл, но категория товаров в целом, как правило, проходит. Подумайте об охлажденном вине, классическом примере маркетинга. Этот товар был создан виноделами, которые искали альтернативу пиву, чтобы предложить ее молодежи. Первые товары были созданы Сиграмсом и Галло, у которых были имя и деньги, чтобы создать новый вид товара и довести его до зрелости.
Двадцатилетние клиенты, к которым они обращались, были ненадежными потребителями. Охлажденные вина потеряли успех уже через пару лет после своего появления на рынке. В конце жизненного цикла этого товара на рынке было представлено новое светлое пиво. Продажи разочаровали. Чтобы поддержать эту чахнущую ветвь, к нему был добавлен родственный продукт — пиво, которое теперь было янтарного цвета.
Ваша компания может стать лидером на рынке , наладив производство новой продукции. Или вы можете выбрать более консервативную позицию, вступив на рынок с товарами, которые почти достигли стадии зрелости. При правильном
Когда спад не является спадом? Не каждое сокращение объема реализации означает конец жизненного цикла вашей продукции. Иногда малые продажи указывают на другие проблемы, например на смешение каналов распределения или деятельность конкурентов. Если происходит временный спад объема реализации, рассматри- вайте это как предупредительный сигнал, а не как похоронный звон.
сочетании цены и стоимости можно сделать деньги даже на продукции, которая находится на стадии спада производства. Важно знать следующее: нужно, чтобы у вас были товары, находящиеся на нескольких стадиях жизненного цикла, чтобы избежать неожиданных подъемов и провалов в ваших объемах реализации и в получении прибыли. На следующем рисунке показан типичный жизненный цикл товара. Вы знаете, на какой стадии сейчас находятся ваши предложения?
Никогда не забывайте первое
правило маркетинга (если вы не знаете
его, ии-смотрите статью 2): люди покупают
не товар, они покупают решение своих проблем.
Если вы сможете создать продукцию, которая
будет непрерывно развиваться, удовлетворяя потребности клиентов, по мере того как
они видоизменяются, у вас будет успешная
долгосрочная стратегия производства
товара.
Источник: http://www.znaytovar.ru/s/