Законодательство о защите прав потребителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 03:49, курсовая работа

Краткое описание

Защита прав потребителей – понятие, недавно вошедшее в нашу действительность. Работы по ее правовому и организационному обеспечению выдвинули ее в число основных направлений социально-экономической политики государства.
До недавнего времени потребители в нашей стране по существу были бесправны. Производители товаров и услуг, торговля диктовала им свои условия. Ведомственные нормативные акты и инструкции ограничивали права потребителя и не давали им возможности предъявить свои обоснованные претензии. Судебная защита практически отсутствовала

Содержание

Введение 3
1) Общая характеристика законодательства РФ о защите
прав потребителей 4
2) Права потребителей на получение объективной
информации о товаре (работе, услуге) и ответственность
другой стороны договора за их нарушение 9
3) Права потребителей на безопасность товара (работы,
услуги) и ответственность другой стороны договора за
нарушение этих прав 10
4) Права потребителей в случае продажи им товаров
ненадлежащего качества 13
5) Претензии и иски потребителей 24
6) Выводы и предложения 31
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

законадательсто о защите прав покупателей.doc

— 197.50 Кб (Скачать файл)

Если раньше потребитель  имел право  потребовать  замены любого товара при возникновении  в  нем  даже  незначительных дефектов, то теперь Закон  установил  ограничения  на  замену сложно-технических товаров. Право на  их  замену  потребитель  имеет только в случае обнаружения существенного недостатка.

Другой новацией Закона  стало  установление  сроков,  в течение  которых   продавец   обязан   исполнить   требования потребителя о соразмерном  уменьшении  покупной  цены  товара  или  расторжении  договора. Продавец (изготовитель)  обязан выполнить такое требование не позднее  семидневного срока  с момента  обращения  потребителя.  За  каждый  день  просрочки возврата потребителю денег установлена неустойка.

Аналогичные   сроки    установлены    для    исполнения требований  потребителя  при  оказании  ему  различного  рода услуг.

Закон  установил  более  суровую   ответственность   за нарушение прав потребителей. Как  и  прежде,  Государственный антимонопольный  комитет РФ   осуществляет   государственный контроль за соблюдением хозяйствующими   субъектами   прав потребителей.  Однако  если  прежде  сумма  взыскиваемого  за нарушение  прав  потребителей  штрафа  не   могла   превышать 1000000 руб., то  принятые  изменения дают  право наложения штрафа в сумме до 5000 минимальных размеров оплаты труда.

Как известно, одной из форм  деятельности  общественных объединений является предъявление исков  в  защиту  отдельных  потребителей или неопределенного  круга  потребителей. Эти иски требуют большой предварительной подготовки,  затраты на которую ложатся на организацию. В целях изменения ситуации  в Закон введена норма о  возмещении  общественным  объединениям потребителей  расходов,  связанных с подготовкой судебного иска, с привлечением к участию в деле экспертов и юристов.

И  наконец,  еще  одно  изменение   в   Законе, прямо затрагивающее интересы  общественных объединений потребителей. Статья 13 Закона устанавливает право  судов  при удовлетворении   требований   потребителей взыскивать с ответчика штраф в бюджет за нарушение  добровольного  порядка удовлетворения требований потребителя. С принятием  изменений 50% от  взысканных  сумм будет направляться в бюджет организации потребителей, которая выступила инициатором иска.

 

2) Права потребителей  на получение объективной информации  о товаре (работе, услуге) и ответственность  другой стороны договора за  их нарушение

 

Потребитель вправе потребовать  от продавца (изготовителя,  исполнителя) предоставления необходимой  и  достоверной  информации  о  его предприятии, реализуемых им товарах (работах,  услугах) и о режиме его работы3. Если в подобной информации потребителю отказано или она доводится не в полной форме, то он имеет право добиться получения ее с помощью статьи 8.

Указания в настоящей  статьи  информация в наглядной  и доступной форме доводится  до сведения  потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров  о выполнении работ (оказание услуг) способами, принятыми в отдельных  сферах обслуживания  потребителей, на русском языке, а по усмотрению  изготовителя на государственных языках  субъектов Российской Федерации и родных языках народов РФ.

Ответственность за ненадлежащую информацию о товаре

В случае  если предоставление недостоверной или недостаточно полной информации о товаре (работе, услуге), а также изготовителе (исполнителе, продавце) повлекло приобретение товара (работы,  услуги) не обладающего необходимыми потребителю свойствами, потребитель  вправе расторгнуть договор и потребовать возмещение причиненных ему убытков; невозможность использования приобретенного товара (работы, услуги) по назначению, потребитель вправе  потребовать предоставления  в разумно короткий срок надлежащей информации.  Если информация в оговоренный срок не будет предоставлена, потребитель вправе расторгнуть договор и потребовать возмещения причиненных ему убытков. При этом потребитель обязан возвратить товар изготовителю.

В случае причинения вреда  жизни,  здоровью и имуществу  потребителя он вправе предъявить продавцу (изготовителю, исполнителю) требования предусмотренные статьей 14 настоящего Закона,  а также потребовать возмещения убытков, причиненных природным объектом, находящимся во владении потребителя на праве собственности,  либо по иным основаниям,  предусмотренным законом или договором.

При рассмотрении  требований  потребителя  о  возмещении убытков, причиненных недостоверной или  недостаточно полной информации о товаре, необходимо исходить  из предположения  об отсутствии у потребителя специальных познаний о его свойствах и характеристиках.

 

 

3) Права потребителей  на безопасность товара (работы,

услуги) и ответственность  другой стороны договора

за нарушение  этих прав

 

Введеные в действие на территории РФ законы “О сертификации продукции и услуг”, “О стандартизации”, “О защите прав потребителей” ужесточают требования к качеству и безопасности производимых (подаваемых) изготовителями (исполнителями, продавцами) товаров или оказываемых ими услуг4.

Указанные законы предусматривают  обязательную сертификацию товаров (работ, услуг), потенциально опасных для здоровья, жизни и имущества граждан, в том числе при их импорте в РФ.

Закон “О защите прав потребителей” (ст.5) устанавливает что потребитель  имеет право на то, чтобы товары (работы, услуги) при обычных условиях их использования, при их хранении и транспортировке были безопасны для его жизни, здоровья, окружающей среды, а также не причиняли вреда его имущества. В целях обеспечения упомянутого права в стандартах устанавливаются обязательные требования которые должны это обеспечивать.

Безопасность должна обеспечиваться при разработке и  изготовлении товаров, путем обеспечения  возможности его ремонта и  технического обслуживания. Ответственность  за определение необходимости и  разработку специальных правил несет изготовитель (исполнитель). это обстоятельство важно, поскольку распределение обязанностей между государственными органами, исполнителями (изготовителями) и продавцом может иметь существенное значение при определении ответственного за причиненный вред лица в том случае, если специальные правила не были разработаны, утверждены, доведены до потребителя либо оказались недостаточными или не были утверждены требования к продукции по ее безопасности.

Закон требует не только довести до сведения потребителя специальные правила использования, транспортировки, хранения и утилизации товаров результатов работ), но и предупредить его о продолжительности срока службы (годности) изделия (то есть о его потенциальной опасности после истечения указанного срока), необходимые действия по его истечении и возможных последствиях в случае не выполнения этих действий. Предупреждение должно быль сделано продавцом (исполнителем) в порядке, установленном Законом для предоставления потребителю информации о продукции. В случае, если изготовитель (исполнитель) не обеспечит безопасность товаров (работ, услуг) в течение установленных сроков, он обязан возместить потребителю убытки в соответствии со статьей 12 Закона.

Каждый из органов, контролирующих безопасность товаров, реализует предоставленные ему полномочия в закрепленной области или по определенной группе товаров (работ, услуг) в соответствии со своей компетенцией, установленные законодательством.

Длительное время существовала практика, когда все требования по безопасности, утвержденные специальными контролирующими органами, переносились в государственный стандарт на соответствующую продукцию (или на них делалась ссылка), который утверждался Госстандартом. Определенный шаг в этом направлении сделан Положением о Госстандарте России, утвержденным постановлением правительства России от 25.12.95г. Этим документом установлено, что разграничение полномочий по отдельным видам деятельности в области стандартизации, метрологии и сертификации межу Госстандартом России и другими центральными органами федерально исполнительной власти регулируются положениями об этих органах и соглашениями между ними и Госстандартом России.

Закон “О защите прав потребителей”  не ограничивается установлением порядка  и формы правового регулирования  требований к безопасности товаров (работ, услуг). Одновременно устанавливается порядок проверки соответствия изготовленной продукции упомянутым требованиям, а также меры, направленные на предотвращение поступления опасной продукции к потребителю. Для указанной цели предусматривается введение обязательной сертификации продукции на соответствие требованиям безопасности.

На сертифицированные  товары в установленном порядке  выдается сертификат. Номенклатуру товаров (работ, услуг) подлежащих обязательной сертификации, согласно Закону определяет Госстандарт России.

Продукция прошедшая  сертификацию и выпускаемая предприятиями  может оказаться фактически не соответствующей  установленным требованиям безопасности. На этот случай Закон предусматривает: если установлено, что при использовании, транспортировке или хранении товаров (результатов работ) с соблюдением установленных правил они причиняют или могут причинить вред – принять меры по изъятию их из оборота, приостановить их производство.

Закон недостаточно четко  дифференцирует обязанности изготовителей (исполнителя) и продавцов в случае выпуска продукции с нарушением требований к безопасности. Необходимые меры должны приниматься немедленно, независимо от того, кем установлены эти факты и обстоятельства. Производство продукции и ее реализация должны быть приостановлены до устранения причин, вызывающих вред, т. е. до устранения нарушений производственного происхождения или других недостатков.

Законом установлено, что  за нарушение требований по безопасности товаров (работ, услуг) предусмотренных п.5 ст.5, а также за необоснованную выдачу сертификата ответственность определяется п.2 ст.41 Закона (до 3-х должностных окладов на руководителей и органов сертификации).

Изготовитель  обязан:

  • обеспечить изготовление продукции в соответствии с установленными требованиями к ее качеству;
  • представить продукцию на сертификацию;
  • разработать специальные правила использования продукции;
  • установить срок службы (годности) продукции;
  • обеспечить разработку и доведение до потребителя необходимой информации;
  • в установленных случаях приостановить производство и реализацию продукции либо снять ее с производства, принять меры по изъятию из оборота и у потребителей опасной продукции;
  • в установленных случаях возместить в полном объеме причиненный ущерб.

 

Продавец  обязан:

  • обеспечить реализацию товаров, имеющих сертификат безопасности;
  • обеспечить доведение до потребителя необходимой информации;
  • в установленных случаях приостановить реализацию, принять меры по изъятию из оборота и у потребителей опасной продукции;
  • в установленных случаях возместить в полном объеме починенный ущерб.

Итак, если изготовитель (исполнитель) не обеспечит безопасность товаров (работ, услуг) в течение  установленных сроков, он обязан возместить потребителю убытки в соответствие со ст.12 Закона.

 

 

4) Права потребителей в случае продажи им товаров

ненадлежащего качества

 

1. Статья 18, открывающая  главу II Закона, претерпела серьезные  изменения по сравнению с первоначальной  редакцией. Кроме того, при применении  главы II необходимо учитывать  главу 30 ГК РФ, регулирующую договор купли-продажи, которая содержит, в частности, общие положения о купле-продаже (параграф 1) и нормы о розничной купле-продаже (параграф 2). В связи с этим важно отметить два обстоятельства: первое – положения параграфа 1 применяются к отдельным видам договора купли-продажи (розничной, поставке и др.), если иное не предусмотрено правилами ГК об этих видах договоров (п. 5 ст. 454 ГК). Таким образом, приоритет отдается специальным нормам; второе – к отношениям по договору розничной купли-продажи с участием покупателя-гражданина, не урегулированным ГК, применяются законы о защите прав потребителей и иные правовые акты, принятые в соответствии с ними (п. 3 ст. 492 ГК). Таким образом, в принципе установлена следующая иерархия применения норм о розничной купле-продаже: специальные нормы ГК, общие положения о купле-продаже, законодательство о защите прав потребителей. (см. п. 3 комментария к ст. 1)5

2. Статья 18 определяет  права потребителя в случае  продажи товара ненадлежащего  качества (в первой редакции – с недостатками). В тексте Закона эти понятия применяются как равнозначные. Потребитель вправе предъявить любое из перечисленных требований по своему усмотрению при обнаружении в товаре недостатка. Из этого правила сделаны три исключения, два из которых связаны с характером товара, а одно со спецификой продавца.

В отношении технически сложных товаров, перечень которых  утвержден Правительством РФ, в новой  редакции Закона предусмотрено серьезное  нововведение: для того чтобы заменить их на аналогичный товар или товар другой марки или расторгнуть договор купли-продажи, недостаточно наличия простого недостатка.

Необходимо, чтобы недостаток был существенным. Остальные перечисленные  в статье требования могут быть предъявлены  при наличии любого недостатка в этих товарах. Условие о замене товара лишь при наличии существенного недостатка распространено ГК (ст. 503) также и на дорогостоящие товары, понятие которых не раскрывается.

Вторым исключением  из объема прав потребителя, установленных  ст. 18, является правило, согласно которому в отношении товара, купленного в комиссионном магазине и имеющего недостатки, требования о безвозмездном устранении недостатков или о возмещении расходов на их исправление, а также о замене на товар аналогичной марки (модели, артикула) может быть удоволетворено лишь с согласия продавца. В отношении других требований действует обязанность продавца их удовлетворить. При этом на технически сложные товары, купленные в комиссионном магазине, также распространяется правило о необходимости наличия существенного недостатка для предъявления требований о замене или расторжении договора. Поскольку комиссионный магазин, согласно ст. 990 ГК, совершает сделки от своего имени, приобретает права и становится обязанным по сделке с третьими лицами (покупателями), то на него, естественно, ложатся все неблагоприятные последствия приемки и продажи товаров с недостатками. В случае удовлетворения требований потребителя об уменьшении покупной цены магазин не вправе, если это не оговорено в договоре комиссии, относить сумму уценки на комитента.

Информация о работе Законодательство о защите прав потребителей