Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 03:49, курсовая работа
Защита прав потребителей – понятие, недавно вошедшее в нашу действительность. Работы по ее правовому и организационному обеспечению выдвинули ее в число основных направлений социально-экономической политики государства.
До недавнего времени потребители в нашей стране по существу были бесправны. Производители товаров и услуг, торговля диктовала им свои условия. Ведомственные нормативные акты и инструкции ограничивали права потребителя и не давали им возможности предъявить свои обоснованные претензии. Судебная защита практически отсутствовала
Введение 3
1) Общая характеристика законодательства РФ о защите
прав потребителей 4
2) Права потребителей на получение объективной
информации о товаре (работе, услуге) и ответственность
другой стороны договора за их нарушение 9
3) Права потребителей на безопасность товара (работы,
услуги) и ответственность другой стороны договора за
нарушение этих прав 10
4) Права потребителей в случае продажи им товаров
ненадлежащего качества 13
5) Претензии и иски потребителей 24
6) Выводы и предложения 31
Список использованной литературы
4. Сроки, указанные в настоящей статье, доводятся до сведения потребителя в информации о товаре, предоставляемой потребителю в соответствии со статьей 10 настоящего Закона.
5. В случае выявления
существенных недостатков
5) Претензии и иски потребителей
Если вам кажется, что ваши права нарушены, то действовать вам надо следующим образом.
Прежде всего, попросите вызвать руководителя или пойдите к нему сами и спокойно (главное – спокойствие!) поинтересуйтесь, где находится книга жалоб. Вопреки распространенному мнению, книгу эту обязано иметь каждое предприятие торговли вне зависимости от формы собственности. Находиться она должна в доступном для потребителя месте и выдаваться по первому требованию. Вы можете оставить запись в книге, кратко изложив свою претензию, а уж любая контролирующая организация непременно проверит эти записи и примет соответствующие меры.
Если руководитель демонстративно не намерен удовлетворять ваши претензии, запишите адреса и телефоны вышестоящих и контролирующих организаций – они также должны быть вывешены в торговом зале.
Самое же главное – не пользуйтесь больше услугами этого магазина. Уж сейчас-то есть из чего выбирать!
Если магазин на устное требование о замене товара ответил отказом, то напишите в адрес магазина претензию в двух экземплярах, один из которых отдайте в магазин, а другой оставьте у себя с отметкой магазина, что претензия принята. Если принять претензию у вас отказываются, по пошлите ее по почте письмом с описью вложения и уведомлением о вручении.
Если на вашу претензию ответа нет, то обращайтесь в суд. Но, как правило, магазины в добровольном порядке идут на удовлетворение законных требований потребителей.
Порядок заявления претензий и исков о защите прав потребителей
Для наглядности рассмотрим пример.
В мае 1997 г. в магазин обратился покупатель и потребовал принять от него бракованную обувь, которую он, по его словам, приобрел в этом магазине в апреле 1997 г. Чек он не предъявил, но двое других граждан подтвердили факт покупки обуви в данном магазине. В сложившейся судебной практике встречаются случаи, когда суд выносит решение об обмене товара при отсутствии чека на основании свидетельских показаний.
Как в данном случае следует поступить магазину?
При покупке
обуви в магазине гражданин заключил
договор розничной купли-
Договор считается
заключенным в надлежащей форме
с момента выдачи продавцом покупателю
кассового или товарного чека
или иного документа, подтверждающего
оплату товара, если иное не предусмотрено
законом или договором
При рассмотрении
ситуации, изложенной в вопросе, необходимо
разграничить два момента: обращение
гражданина в магазин с претензией
(внесудебный порядок
Внесудебный порядок рассмотрения спора заключается в обращении с претензией непосредственно к лицу, предположительно нарушившему право потребителя (в нашей ситуации к продавцу). Причем данный порядок не является обязательным, если законом не предусмотрено иное (например, ст.797 ГК РФ). Кроме того, не исключается возможность добровольного удовлетворения продавцом требований потребителя.
В пункте 5 ст. 18 Закона РФ от 07.02.92 № 2300-1 «О защите прав потребителей», регулирующего отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами (см. преамбулу Закона), установлено, что требования потребителя рассматриваются при предъявлении потребителем товарного или кассового чека, а в отношении товаров, на которые устанавливаются гарантийные сроки, – технического паспорта или иного заменяющего его документа. Иначе говоря, с одной стороны, у потребителя (покупателя) есть обязанность по предъявлению указанных документов, а с другой – у продавца есть право не рассматривать претензию потребителя (покупателя) при непредъявлении или при отсутствии документа, подтверждающего факт заключения договора розничной купли-продажи (свидетельские показания могут им не учитываться). Если разногласия между ними не сняты, то и та, и другая стороны имеют право обратиться в суд8.
Следует обратить внимание на то, что принятое в соответствии с вышеназванным Законом РФ «О защите прав потребителей», постановление Правительства РФ от 08.10.93 N 995 «О правилах продажи отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров», в том числе устанавливает для сезонных товаров (одежды, обуви и других изделий) специальный порядок исчисления срока заявления претензий (с момента наступления соответствующего сезона), время сезона для каждого региона РФ определяется органами исполнительной власти с учетом местных климатических условий (п. 12 Постановления).
Обязательного предварительного порядка урегулирования споров для розничной купли-продажи обуви не установлено, т.е. покупатель может напрямую обратиться в суд (данное положение также нашло отражение в Постановлении Пленума ВС РФ от 29.09.94 N 7 (в редакции Постановления Пленума ВС РФ от 17.01.97 N 2)).
Что касается судебной защиты прав потребителей, то, как было отмечено в п. 21 вышеуказанного Постановления Пленума ВС РФ (абз. 3 п. 5), отсутствие у потребителя товарного чека или другого соответствующего ему документа само по себе не может служить основанием для отказа в судебной защите его прав. Поскольку договор купли-продажи в системе розничной торговли, как правило, заключается в устной форме и время заключения договора совпадает с его исполнением, потребитель в соответствии со статьями 159, 493 ГК РФ вправе доказывать факт покупки товара с помощью свидетельских показаний, которые оцениваются судом в совокупности со всеми собранными по делу доказательствами.
Таким образом, для разрешения дела суд исследует все представленные материалы в совокупности. Свидетельские показания признаются доказательствами наравне с объяснениями сторон и третьих лиц, письменными, вещественными доказательствами и заключениями экспертов (ч. 2 ст. 49 ГПК РСФСР).
Суд может вынести
решение в том числе и на
основании свидетельских
В подтверждение своей правоты продавец может представить письменные документы (договоры с поставщиками обуви, бухгалтерские документы, отражающие движение товара, где также указываются идентификационные признаки товара, его количество, по которому заявляются претензии и т.п.). Например, может быть выяснено, что такой обуви не было продано ни одной пары или такая обувь в магазин вообще не поступала. Кроме того, можно привлечь к делу экспертов, которые, проведя экспертизу вещественного доказательства (обуви), могут установить, что действительный износ не соответствует сроку, в течение которого покупатель носил обувь, или что недостатки в обуви возникли по вине покупателя и т.п.
Таким образом, если продавец уверен в качестве своего товара или в том, что данная пара обуви не приобреталась в его магазине, в его распоряжении достаточно много способов отстоять в суде свои права как добросовестной стороны договора.
Самое главное – храните товарные чеки! Чек – доказательство того, что вы действительно купили именно этот товар именно в этом магазине. Только при наличии чека с вами будут разговаривать.
Почему потребитель не всегда может защитить себя сам?
Всем понятно, что на рынке сталкивается продавец-профессионал и потребитель-дилетант. А в чью пользу обычно заканчивается «матч» дилетантов с профессионалами – понятно. Конечно, многое зависит от нас, потребителей. Насколько грамотно мы будем себя вести в различных потребительских ситуациях, насколько хорошо мы знаем свои права – все это влияет на наше положение на рынке.
Да, потребитель может сделать многое, но не все. Для того чтобы общаться с продавцом на равных, за потребителя тоже должны «играть» профессионалы.
Роль государства в защите прав потребителей
Главным профессионалом, безусловно, является государство. Хорошо известно, что в любом цивилизованном государстве за соблюдением порядка в различных областях жизни следят государственные службы. Чтобы преступники не гуляли свободно по улицам, а повседневная жизнь была бы относительно безопасна, необходима милиция, а в целом за эту работу в стране отвечает Министерство внутренних дел. Министерство здравоохранения отвечает за то, чтобы нам была вовремя оказана квалифицированная медицинская помощь. Чтобы обучение в школе всегда было на должном уровне, своевременно вводились новые предметы с учетом изменения времени, чтобы все школьники были обеспечены учебниками, да и просто чтобы на всех детей хватило школ – существует Министерство образования и многочисленные районные организации, курирующие школы. И так можно долго перебирать различные области жизни и называть ответственные за них организации.
Государство законом утвердило некоторые наши права как потребителей. Но задача государственного регулирования в любой области – не только предоставить определенные права, но и обеспечить их реальное соблюдение. Для этого государство создает специальные организации, наделяя их особыми правами по контролю за соблюдением потребительского и иного законодательства.
Органы общей компетенции
Органы общей компетенции – это организации, на которые возложены функции защиты прав граждан в целом, а не только как потребителей. Это милиция, прокуратура, суд. Защита прав потребителей для таких органов – лишь одно из направлений деятельности.
Органы внутренних дел (милиция) принимают оперативные меры при нарушении прав потребителей (составляют протоколы о нарушениях прав потребителей, проводят проверки по жалобам и заявлениям граждан и т.п.). Если вас обвесили или обсчитали, обманули, вы вполне можете обращаться в милицию.
Задача прокуратуры – надзор за законностью во всех сферах жизни общества. Прокуратура защищает интересы потребителей в том случае, если потребитель в силу возраста или состояния здоровья не может защитить свои права самостоятельно либо если нарушение выходит за рамки гражданского законодательства и следует привлечь нарушителей к уголовной ответственности (недавно в Уголовном Кодексе РФ появилась статья, предусматривающая ответственность за обман потребителей).
Суд выполняет особую роль в охране прав граждан. Задача суда – объективно разобраться в конфликте по специальной процедуре и, при необходимости, принудить нарушителя удовлетворить законные требования потребителя. Очень часто именно суд является радикальным средством при разрешении конфликта между потребителем и продавцом.
Органы специальной компетенции
Органы специальной компетенции – это государственные органы, основной задачей которых является контроль за соблюдением интересов потребителей. Они же принимают меры в случаях нарушения прав потребителей.
Специальные органы по защите прав потребителей подразделяются на федеральные и местные, то есть на действующие на территории всей страны и защищающие всех российских потребителей и работающие на местном уровне – области, города, района. Местные органы не подчиняются федеральным и действуют абсолютно самостоятельно.
Федеральные органы по защите прав потребителей
В России главным федеральным
органом по защите прав потребителей
является Государственный
Антимонопольный комитет и его территориальные органы имеют право по определенной процедуре рассматривать дела о нарушениях прав потребителей, выдавать предписания об устранении этих нарушений и налагать на нарушителей штрафы. В частности, ГАК РФ рассматривает дела о недобросовестной рекламе и выдает предписания о прекращении такой рекламы.
Информация о работе Законодательство о защите прав потребителей