Закон синергии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 16:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – изучение закона синергии, а также анализ этого закона на примере фирмы «Нестле».
Достижение поставленной цели возможно при решении следующих задач:
Необходимо рассмотреть сущность закона синергии;
Изучить варианты реализации синергетического эффекта;

Вложенные файлы: 1 файл

Основная часть курсовой.docx

— 60.28 Кб (Скачать файл)

Введение

Законы организации образуют теоретический фундамент теории организации, способствуют переходу от эмпирического подхода к профессиональному, позволяют правильно оценить  возникающую ситуацию, помогают объективно анализировать накопленный опыт, способствуют повышению управленческой культуры в компаниях.

Многие руководители не знают  законов организации и руководствуются  здравым смыслом, который часто  приводит их к правильным результатам. Однако этот путь требует больших  временных, нервных и ресурсных  затрат. Нужно ли самому изобретать то, что уже давно создано другими  и приводит к хорошим результатам? Профессиональное использование законов  организации ведёт к центростремительным  движениям в деятельности компании в сторону устойчивости и процветания.

Одним из самых важных законов  в организации является закон  синергии. Закон синергии – это  одно из основных понятий в теории организации. Без достижения синергетического эффекта в организации намного сложнее, если не сказать большего, вообще невозможно достичь высот и получать хорошую и регулярную прибыль. Для того чтобы добиться результатов необходимо, чтобы каждый человек в организации от руководителя до рядового рабочего стремился к достижению не только своей собственной цели, а в первую очередь к достижению единой цели организации. Ведь если каждый сотрудник будет зациклен на себе, то организация в скором времени «развалится». Общую цель организации можно достичь только совместными усилиями, а не по отдельности.

Руководителей компании конечно  в большей степени должен интересовать закон синергии, так как знание механизма его действия может существенно им помочь в управлении организацией.

В связи с этим, особую актуальность представляет собой изучение закона синергии, т.к. в современных условиях акценты в управлении организации все больше смещаются, и вместо максимального получения прибыли, упор делается на комплексную эффективность функционирования непосредственно самой организации.

Цель данной работы – изучение закона синергии, а также анализ этого закона на примере фирмы «Нестле».

 Достижение поставленной цели возможно при решении следующих задач:

    1. Необходимо рассмотреть сущность закона синергии;
    2. Изучить варианты реализации синергетического эффекта;
    3. Перечислить признаки достижения синергии;
    4. Рассмотреть закон синергии на примере фирмы «Нестле».

Объектом исследования является закон синергии в теории управления организацией.

Предметом исследования является анализ закона синергии в теории управления организацией на примере фирмы «Нестле».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Общие понятия закона синергии

    1. Законы и закономерности в организации

В любой организации имеются  управляемые, частично управляемые  и неуправляемые процессы. Каждый процесс включает 4 составляющие1:

  • входное воздействие (вход) (поступающая информация, распоряжение руководителя);
  • преобразование входящего воздействия (обработка вход воздействия по известным или новым алгоритмам);
  • результат преобразования ввод воздействия (управленческое решение или исполнительское действие самого руководителя);
  • влияние результата на входное воздействие (корректировка алгоритма обработки начального входного воздействия или изменение его значения);

Между входным воздействием и выходным результатом имеется  зависимость, которая может иметь различный вид: табличный, графический, формульный, словесный.

Зависимости могут быть объективными (формируются независимо от воли и  сознания людей) и субъективными (формируются  людьми для реализации глобальных целей  организации или страны); кратковременными (например, зависимость выбора вариантов  решения оперативного планирования от имеющегося времени) и долговременными (например, зависимость заработной платы работника от его производительности); моральными (связаны с соблюдением в обществе норм повеления человека, идеалов добра и зла) и аморальными (связаны с обычаями и традициями, так или иначе нарушающих права человека)2. Эти зависимости проявляются в незаконных общественных формированиях или в организациях, находящихся в неестественных условиях существования.

Таким образом, все решения  и поступки человека, так или иначе, подчиняются некоторым осознанным или неосознанным зависимостям.

Закон – это зависимость, которая либо зафиксирована в  законодательных документах; является общепринятой нормой для большой  группы людей или организаций (такие  нормы в Библии, Коране); получила признание и поддержку авторитетных ученых (законы организации)3.

Закономерность является частью закона. Закон или закономерность с позиций менеджмента можно  представить как связь целей  управления со средствами и методами их достижения. Таким образом, закон  имеет механизм действия и механизм использования. Механизм действия заключается  в формировании зависимости выходных параметров от входных, а механизм использования - это набор правил и норм для  реализующего механизм действия работника  с указанием перечня его прав и ответственности.

Законы организации имеют  в своем составе общее и  особенное. Общая часть закона имеет  механизм действия независимо от географического  расположения, страны, сферы деятельности организации, а особенное – это  та часть закона, которая не меняет его сути и отражает особенности  организации как социальной системы. (Например, общий уровень культуры и профессиональной подготовки).

Законы играют решающую роль в теории организации, в том числе  образуют теоретический фундамент, способствуют переходу от эмпирического подхода к профессиональному, позволяют правильно оценить возникающую ситуацию и анализировать зарубежный опыт.

Законы организации по важности делятся на 2 уровня:

    • основополагающие (законы синергии, самосохранения, развития)
  • менее важные (информативности-упорядоченности, единства синтеза и анализа, композиции и пропорциональности, специфические законы социальной организации).

Всего существует несколько  законов организации4:

  • закон синергии – это адекватное планирование, эффективный обмен знаниями и оперативной информацией между сотрудниками организации и текущая координация работы;
  • закон самосохранения – каждая материальная система (организация, коллектив, семья) стремится сохранить себя (выжить) и использует для этого весь свой потенциал (ресурс);
  • закон развития – каждая материальная система стремится достичь наибольшего суммарного потенциала при прохождении всех этапов жизненного цикла;
  • закон информативности-упорядоченности – чем большей информацией о внешней и внутренней среде располагает организация, тем большую вероятность устойчивого функционирования она имеет;
  • закон единства анализа и синтеза – каждая материальная система, живой организм, социальная организация стремится настроиться на наиболее экономичный режим функционирования за счет постоянного изменения своей структуры или функций;
  • закон композиции и пропорциональности – каждая материальная система стремится сохранить в своей структуре все необходимые элементы (композицию), находящиеся в заданной соотносительности или в заданном подчинении (пропорции).

Перечислив все основные законы организации, наиболее подробно будет интересно рассмотреть  закон синергии, а также продемонстрировать его на примере фирмы «Нестле».

 

1.2. Сущность  закона синергии

Закон синергии имеет большое  значение для оптимизации системы  организации. Он является основополагающим законом теории и практики организации. Ведь именно благодаря ориентации на его реализацию организация наряду с предметами и средствами труда  и самим трудом становится высокоэффективным  фактором производства. Его основополагающая роль определяется также и тем, что  действие других законов организации, в конечном счете, направлено на достижение более высокого результата синергетического эффекта.

Синергия (сотрудничество, содействие) – означает совместное и однородное функционирование элементов системы.

Синергия, синергизм —  это совместное, содружественное, взаимозависимое действие двух или нескольких сил, агентов, факторов в каком-либо одном направлении5. Современное понимание сложных систем требует иного отношения к функционированию их подсистем — не как к подчиненным целому элементам, а как к синергически взаимодействующим частям, рождающим целое. Синергетика исследует особое состояние сложных систем в области неустойчивого равновесия, точнее, динамику их самоорганизации вблизи неравновесных состояний, состояний в области бифуркации.

В экономике слова синергия и кооперация часто выступают  как синонимы.

Синергизм — это умение оценивать совместные эффекты, связанные с новым продуктом или рынком6. Функциональная структура любой эффективной организации обуславливает такое взаимодействие ее членов и разнокачественных потенциалов, которое максимально реализует положительные комбинированные (синергические) эффекты и исключает отрицательные эффекты взаимодействия. Для того чтобы использовать совместные синергетические эффекты, необходимо знать синергетические характеристики фирмы и выстраивать стратегию развития, используя синергетический потенциал. Можно следующим образом представить некоторые совместные синергетические эффекты:

    • синергизм масштаба
    • синергизм продаж
    • оперативный синергизм
    • инвестиционный синергизм

В любой организации возможен как прирост энергии, так и  снижение общего энергетического ресурса  по сравнению с простой суммой энергетических возможностей входящих в неё элементов.

По закону синергии сумма  свойств организованного целого должна быть больше, чем сумма свойств  всех элементов в него входящих.

При этом под свойствами элементов и целого понимается изменение  различных параметрических характеристик (например, для социально-экономических систем это производительность труда, объём производства, прибыль, рентабельность и другое), их взаимозависимость и  изменение во времени.

Три основных процесса в синергетическом действии — это адекватное планирование, эффективный обмен знаниями и текущей информацией между сотрудниками организации и текущая координация работы; все это можно объединить под общим термином «коллективное мышление» или «мозговой штурм»7.

Варианты результатов  взаимодействия специалистов:

  1. Вариант первый. Самый частый случай. Классический вариант «лебедя, рака и щуки». Специалисты пытаются делать работу вместе, взаимодействуют, но процесс осложняется амбициями, взаимонепониманием, уходом от основной темы работы, конфликтами, повторами. В результате работа затягивается, одни и те же вещи приходится переделывать помногу раз, совещания проходят по типовому сценарию — в попытках примирить разные точки зрения, и заканчиваются ничем. Вся работа оказывается выполненной посредственно. В этом случае результат меньше суммы составных частей (1+1+1+1=S, где S<4).
  2. Второй вариант. Самый простой, но как показывает практика, довольно редкий. Вклад каждого специалиста хорошо вписывается в общую картину, совместные усилия себя оправдывают, общий результат равен сумме вкладов всех специалистов. Так, если над заданием работают четыре специалиста, их результат работы равен результату который могли сделать четыре специалиста, работай они по отдельности. Тут суммарный эффект (1+1+1+1=4).
  3. Третий вариант (синергетический). Последний вариант — это синергетический. (Следует отметить, что он встречается реже всего) Искусство управления интеллектуальным капиталом состоит именно в том, чтобы умело объединять усилия нескольких людей и добиваться сверхаддитивного эффекта (1+1+1+1=S, где S>4). Следовательно, выигрывают все участники синергетического процесса - так как, в результате, доля каждого участника больше 1. Очевидно, что для объединения усилий требуется, чтобы вектора этих усилий были согласованы (направлены к одной цели).

Получаемый при этом организационный  суммарный эффект носит название синергетического. Задача организатора заключается в том, чтобы найти  такой набор элементов и так  соединить их между собой, используя  прогрессивные формы организации, при которой синергия обеспечивала бы качественное увеличение потенциала, как части системы, так и системы  в целом.

Синергетический эффект будет  иметь место, если все элементы и  части предприятия ориентированы  на достижение одной общей цели. Если же они будут стремиться к  достижению частных целей, не связанных  с общей целью фирмы, синергетического эффекта не произойдёт.

Информация о работе Закон синергии