Источники формирования соцзащиты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 11:11, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность проблемы социальной защиты населения связана с решением задачи оптимальных путей управления социальными реформами, предоставления социальных гарантий, улучшения качества жизни, разработки инновационных моделей социальной защиты. Тем более, что многие методологические, теоретические и практические вопросы эффективности социальной защиты населения все еще ждут своего разрешения, что определило выбор темы, цели и задач настоящего исследования.
Цель работы охарактеризовать социальную защиту как важную часть социальной политики и пути совершенствования бюджетного финансирования.

Вложенные файлы: 1 файл

источники формирование соцзациты.docx

— 39.56 Кб (Скачать файл)

Введение

Социально-экономические  преобразования в Российской Федерации  привели к системным переменам  в облике и жизнедеятельности  российского социума, его региональных составляющих - народов регионов, представляющих собой относительно устойчивые социальные общности. К числу системообразующих общественных отношений социума относятся отношения по социальной защите населения.

В рамках отечественной социальной мысли проблема изучения социальной защиты не получила должной разработанности  как в силу политической невостребованности, так и официальной закрытости информации о проблемах данной сферы общественной жизни.

В условиях углубления кризисных  явлений в российском обществе и  резкого снижения уровня жизни широких  слоев населения во второй половине 90-х годов для российских исследователей чрезвычайно актуальной стала проблема обоснования приоритетов социальной защиты как атрибута социального  государства, ее усиления и конкретизации  направленности с целью защиты различных  групп населения. В работах этого  периода было уделено большое  внимание специфическим проблемам  социальной защиты представителей различных  социально - демографических групп.

Актуальность проблемы социальной защиты населения связана с решением задачи оптимальных путей управления социальными реформами, предоставления социальных гарантий, улучшения качества жизни, разработки инновационных моделей социальной защиты. Тем более, что многие методологические, теоретические и практические вопросы эффективности социальной защиты населения все еще ждут своего разрешения, что определило выбор темы, цели и задач настоящего исследования.

Цель работы охарактеризовать социальную защиту как важную часть  социальной политики и пути совершенствования бюджетного финансирования.

 

1.  СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА: СУЩНОСТЬ, МЕХАНИЗМ

Право граждан Российской Федерации на социальную защиту закреплено в Конституции Российской Федерации  от 12.12.93 г., которая провозгласила, что  Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную  жизнь и свободное развитие человека (ст. 7). Конкретизация этого положения  содержится в ст. 39 Конституции, в  соответствии с которой каждому  гарантируется социальное обеспечение  в случае нетрудоспособности, для  воспитания детей и иных случаях, установленных законом.

Социальная защита населения  в широком смысле этого понятия  — это совокупность социально-экономических  мероприятий, проводимых государством и направленных на обеспечение нетрудоспособных граждан Российской Федерации трудовыми  пенсиями по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу  лет, социальными пенсиями, пособиями  по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, на содержание детей, по безработице, на погребение, оказание адресной помощи малоимущим слоям населения, помощи гражданам, попавшим в экстремальные ситуации, в том числе беженцам и переселенцам, на санаторно-курортное лечение, содержание в домах для престарелых и инвалидов, обеспечение инвалидов транспортными средствами, протезно-ортопедическими изделиями, профессиональное обучение и переобучение инвалидов, их трудоустройство, на создание комплекса новых социальных служб — Центров социального обслуживания населения, социальную помощь на дому, социальные приюты для детей, социальные гостиницы и т.д.

Социальное обеспечение  — это основная часть социальной защиты населения. В соответствии с Федеральным закон от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" (с изменениями от 10, 25 июля 2002 г., 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г.) — социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.1

Законом устанавливаются  государственные пенсии и социальные пенсии, поощряется добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и  благотворительности.

Каждый гражданин имеет  право на социальную защиту. Конституция  возлагает обязанность на государство  создавать все необходимые условия  для осуществления этого права.

Конституция Российской Федерации  не только провозглашает право граждан  на социальную защиту, но и четко  определяет пути его реализации —  прежде всего, это государственное  страхование работающих, создание других фондов, являющихся источниками финансирования социальной защиты населения, а также  принятие федеральных законов, гарантирующих  реализацию этих прав: 02.08.95 г. был принят Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», 24.11.95 г. — «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года № 3061-I).

В первоочередном порядке  в социальной защите в Российской Федерации нуждаются:

- граждане пожилого возраста, особенно одинокие и одиноко

 проживающие (в том  числе и одинокие супружеские  пары);

- инвалиды Великой Отечественной  войны и семьи погибших

 военнослужащих;

- инвалиды, в том числе  с детства, и дети-инвалиды;

- инвалиды из числа  воинов-интернационалистов;

- граждане, пострадавшие  от последствий аварии на Чернобыльской  АЭС и радиоактивных выбросов  в других местах;

- безработные;

-вынужденные беженцы и переселенцы;

- дети — круглые сироты;

- дети с девиантным поведением;

- семьи, в которых проживают  дети-инвалиды, дети — круглые  сироты, алкоголики и наркоманы;

- малообеспеченные семьи;

- многодетные семьи;

- одинокие матери;

- молодые, студенческие, семьи;

- граждане, инфицированные  ВИЧ и больные СПИДом;

- лица с ограниченными  возможностями;

- бомжи.

 

2. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ И ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ

 

Государство как основной субъект социальной работы осуществляет управляющее воздействие на экономику  социальной сферы при помощи финансовой политики.

Финансы в социальной работе - важнейшая составная часть всей финансовой системы государства. Это  система предоставления, организации  и расходования средств в социальной сфере.

Основные функции финансирования следующие: распределительная, стимулирующая, контролирующая.

Их реализация в социальной сфере осуществляется на основе принципов:

1) Принцип использования  всех финансово-экономических факторов  для повышения уровня социальной  защиты и формирования социальных  фондов.

2) Принцип социального  реагирования предполагает пересмотр  социальных нормативов в выделении  денежных средств в связи с инфляцией, ростом стоимости жизни, повышением стоимости бюджета прожиточного минимума, изменением уровня занятости трудоспособного населения.

3) Принцип выборочного  подхода при определении размеров  социальной помощи в зависимости  от региона и местных условий. 

4) Принцип самостоятельности  местных органов власти в накоплении  и использовании средств в соответствии с законодательством.

5) Учет государственных  минимальных стандартов, в пределах  которых должны выделяться средства  по основным социальным позициям (уровень жизни, наука, культура, образование, медицина, экология).

6) Преимущество социальной  сферы при распределении дополнительных  бюджетных доходов. 

Финансирование мероприятий  по социальной защите населения осуществляется из различных источников:

I. Государственный бюджет, в том числе: 

- федеральный бюджет;

- бюджеты субъектов федерации  (республик, краев, автономных  областей и др.);

- муниципальные бюджеты. 

II. Государственные внебюджетные  фонды, в том числе: 

- пенсионный фонд;

- фонд социального страхования; 

- фонд обязательного медицинского  страхования; 

- фонд занятости; 

- республиканский (федеральный)  и территориальные фонды социальной  поддержки населения. 

III. Негосударственные источники  финансирования (частные и общественные  благотворительные фонды и др.).

В переходной экономике расходы  бюджета на социальные нужды имеют  особое значение. Это связано прежде всего с тем, что в этот период происходит резкое падение уровня жизни населения из-за инфляции, а также реальных доходов основной массы населения.

Важную роль в формировании финансовых источников социальной поддержки  населения и особенно наиболее нуждающихся  граждан играет созданный в 1992 г. Республиканский (федеральный) фонд социальной поддержки населения, обеспечивающий дополнительное сверхбюджетное финансирование федеральных и республиканских целевых программ по социальной поддержке граждан.2

Средства республиканского (федерального) и территориальных  фондов расходуются на:

- предоставление помощи  в виде предметов первой необходимости  (одежды, обуви, питания) бесплатно  или по льготным ценам; 

- предоставление дотаций  на приобретение лекарств;

- оплату коммунальных  услуг; 

- обеспечение ночного  проживания бездомных граждан; 

- создание дополнительных  рабочих мест для граждан с  ограниченной трудоспособностью  и другие мероприятия. 

За счет средств Республиканского фонда социальной поддержки населения  финансируются программы многих регионов России по оказанию помощи многодетным и малообеспеченным семьям, детям-сиротам, детям-инвалидам.

Государственная система  социальной защиты населения в значительной мере подкрепляется местными ресурсами. Основным источником формирования бюджетов всех уровней, особенно местных бюджетов, являются налоги.

Налоги - это обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и граждан по ставке, устанавливаемой в законодательном порядке.

Бюджетную систему РФ «питают» 44 вида налогов, сборов и других платежей. Кроме того, существует около 20 государственных  внебюджетных фондов, доходная часть  которых формируется за счет целевых  отчислений.

Три пятых общей суммы  отчислений во внебюджетные фонды составляют отчисления в социальные фонды. Внебюджетные фонды социального назначения формируются  по тарифам страховых взносов, определяемых законами. Так, законом от 21 декабря 1995 г. «О тарифах страховых взносов  в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального  страхования РФ, Государственный  фонд занятости населения РФ и  фонды обязательного медицинского страхования РФ на 1996 год», определены ставки платежей (начисления на фонд оплаты труда):

- в Пенсионный фонд - 28% для работодателей-организаций,  а для занятых в производстве  сельскохозяйственной продукции  - в размере 20,6% выплат; для индивидуальных  предпринимателей - в размере 5% полученного  от их деятельности дохода; для  граждан, использующих труд наемных  работников в личном хозяйстве, - 28%, а для работающих граждан  - в размере 1% от указанных выплат;

- в Фонд социального  страхования страховые взносы  начисляются на все виды оплаты  труда в размере 5,4%, за исключением  определенных п. 15 Положения о  Фонде социального страхования  РФ, а именно: компенсации за неиспользованный  отпуск, выходное пособие при  увольнении, выплаты в возмещение  ущерба и в качестве материальной  помощи, выплаты в виде поощрения  и т.п.;

- в Фонд занятости населения  - в размере 1%;

- в Фонд обязательного  медицинского страхования - 3,6% к  начисленной оплате труда, кроме  выплат в качестве компенсации  за неиспользованный отпуск, выходного  пособия при увольнении, стоимости  рациона бесплатного питания,  спецодежды, стоимости путевок, дивидендов  на акции и др.

Сущность налогов состоит  в изъятии государством в свою пользу определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного  взноса. В рыночной экономике налоги выполняют столь важную роль, что  без хорошо налаженной, четко действующей  налоговой системы, отвечающей условиям развития общественного производства, невозможна не только эффективная рыночная экономика, но и эффективная социальная поддержка неимущих слоев населения.

Однако вернемся к источникам финансирования социальной защиты населения.

Необходимо отметить, что  существует определенное разграничение  полномочий между федеральными и  региональными органами власти в  финансировании системы социальной защиты населения и в целом  социальной сферы.

Так, федеральные органы власти:

- устанавливают единую  систему гарантий в области  пенсионного обеспечения, пособий,  оплаты труда, медицинского обслуживания, образования, культуры;

- формируют внебюджетные  государственные фонды: пенсионный  фонд; фонд занятости населения;  фонд обязательного медицинского  страхования; фонд социальной  поддержки населения; 

- финансируют объекты  социальной инфраструктуры, находящиеся  в федеральном ведении; 

- определяют условия и  порядок компенсации денежных  доходов населения в связи  с инфляцией. 

Информация о работе Источники формирования соцзащиты