Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 19:54, контрольная работа
Важность и необходимость изучения теории организации в высших учебных заведениях России проявилась в результате транзитивности ее экономики в рыночные отношения. Теория организации занимает особое место в ряду дисциплин управленческих и других смежных экономических специальностей. В мире не было ни одного предприятия, ни одного учреждения, ни одного общественного объединения, в которых бы не использовались общие законы и принципы создания, развития и функционирования организации как единого целого. Следовательно, перед теорией организации встают задачи изучить социальные организации и взаимоотношения внутри этих организаций, а также их взаимосвязь с окружающей средой.
Введение…………………………………………………………………3-4
Основополагающие идеи теории организации………………………...5-8
Школа научного управления…………………………………………….9-11
Концепция «человеческих отношений» Э. Мэйо………………………12-13
Каким образом можно разрешить противоречие относительно «возраста» теории организации?............14-15
Что, на ваш взгляд, является предметом теории организации?..............16
Каковы место и роль теории организации в системе научного знания? С какими науками она «взаимодействует» непосредственно, а с какими — опосредованно?..............17-20
Заключение…………………………………………………………………..21-22
Список использованной литературы………………………………………..23
Содержание
5. Каким образом можно разрешить
противоречие относительно «возраста»
теории организации?..................
6. Что, на ваш взгляд, является предметом теории организации?..............16
7. Каковы место и роль
теории организации в системе научного
зна¬ния? С какими науками она «взаимодействует»
непосредственно, а с ка¬кими — опосредованно?................
8. Заключение……………………………………………………
9. Список использованной литературы………………………………………..23
Введение
Важность и необходимость изучения теории организации в высших учебных заведениях России проявилась в результате транзитивности ее экономики в рыночные отношения. Теория организации занимает особое место в ряду дисциплин управленческих и других смежных экономических специальностей. В мире не было ни одного предприятия, ни одного учреждения, ни одного общественного объединения, в которых бы не использовались общие законы и принципы создания, развития и функционирования организации как единого целого. Следовательно, перед теорией организации встают задачи изучить социальные организации и взаимоотношения внутри этих организаций, а также их взаимосвязь с окружающей средой.
Теория организации рассматривается как один из фундаментальных элементов научной базы менеджмента. Организация представлена не только как инструмент достижения предпринимательских целей, но и как объект исследования. Анализируются основные положения, определения и смысловые варианты понятия «организация», методология научного исследования организационных процессов и организационных отношений. Организация рассматривается как система, представленная объективированной структурой, и как процесс, т. е. как функция управления. Особое значение придается самоорганизации.
Организация – сложный организм. В нем переплетаются и уживаются интересы личности и групп, стимулы и ограничения, жесткая технология и инновации, безусловная дисциплина и свободное творчество, нормативные требования и неформальные инициативы. У организаций есть свой облик, культура, традиции и репутация. Они уверенно развиваются, когда имеют обоснованную стратегию и эффективно используют ресурсы. Не понимая сущности организаций и закономерностей их развития, нельзя ни управлять ими, ни эффективно использовать их потенциал, ни осваивать современные технологии их деятельности.
Основополагающие идеи теории организации
Ф. Тейлор (1911 г.) в своей фундаментальной работе «Принципы научного управления» определил принципы, которые составили основу классической теории организации:
– разделение труда в широком смысле слова – и рабочий, и менеджер ответственен за какую-либо одну функцию;
– функциональное руководство – замена власти одного мастера функциональной администрацией, каждый из которых дает указания рабочему в пределах своей компетенции;
– измерение труда – измерение рабочего времени с помощью «единиц времени»;
– задачи-предписания – примерные инструкции по выполнению конкретных задач;
– программы стимулирования – премия за производительность выше нормы;
– мотивация – личная заинтересованность является движущей силой;
– роль индивидуальных способностей – проводятся различия между способностями рабочих (работают за вознаграждение в настоящем) и менеджеров (ради вознаграждения в будущем).
Принципы организации А. Файоля для эффективной работы организации:
– четкие цели;
– один центр подчинения (единство управления) и один центр управления (единство контроля);
– использование «мостика» Файоля в цепи подчинения (^);
– равенство прав и обязанностей;
– рациональное разделение труда;
– определение ответственности за результаты труда;
– благоприятные возможности для проявления инициативы. Бюрократия (правление государственных служащих: точность, дисциплина, ответственность) М. Вебера, который разработал принципы построения идеальной структуры организации:
– определение задач и обязанностей каждого должностного лица на основе разделения труда;
– организация строится на принципах иерархии – строгом подчинении;
– деятельность организации регулируется на основе инструкций и правил, определяющих ответственность каждого;
– управление организацией исключает личные эмоции;
– назначение на должность основываются на квалификации и заслугах.
В результате проведения Хоторнского эксперимента Э. Мэйо на заводе фирмы «Уэстерн электрик» (1924–1927 гг.) получила развитие «школа человеческих отношений» и сделаны выводы, противоречащие концепции «рационального работника» (рабочие почувствовали к себе особое внимание как к участникам эксперимента, в результате чего повысилась производительность труда, а не из-за улучшения освещенности рабочих мест):
– разделение и нормирование труда не всегда ведут к повышению производительности;
– работники более отзывчивы к социальному влиянию равных им людей, а не к мерам контроля высшего руководства;
– менеджер должен быть профессионалом в человеческих отношениях – понимать потребности людей, выслушивать проблемы, уметь дать нужный совет, убедить принять перемены.
Ч. Бернард и целенаправленные организации: элементами организации являются и люди, и техника, и сосредоточение на одном не ведет к оптимизации. Суть его идей:
– кооперация – действенный способ преодоления физиологических и биологических ограничений, сотрудничество приводит к согласованным эффективным действиям;
– успех организации зависит от удовлетворенности ее членов;
– организации могут быть формальные и неформальные (как защита индивидов перед формальной);
– власть – это информационная связь (команда) – так как персонал решает, выполнять или не выполнять распоряжения.
Д. Макгрегор и теория×– теория Y. Книга «Человеческая сторона предпринимательства» посвящена вопросам практического управления: управляющий строит свое поведение с подчиненными в соответствии со своими личными представлениями о работниках и их способностях.
В соответствии с теорией×(прямое применение власти): каждому человеку присуще от природы нежелание работать, поэтому он избегает затрат труда, где это возможно; поэтому людей надо принуждать; люди стараются избегать ответственности и предпочитают быть ведомыми; больше всего люди желают личного спокойствия и нуждаются в защите.
В соответствии с теорией У (субординация как партнерство): затраты физических и духовных сил на работе столь же естественны, как при отдыхе – человек не отказывается от выполнения обязанностей; угроза наказания не является стимулом – люди наделены способностью к самоконтролю и самоуправлению; награда за деятельность соответствует выполненным задачам; творчество весьма распространено среди населения, но из-за высокоразвитых технологий скрыто.
Школа научного управления.
Школа научного управления сформировалась и получила широкую известность во всём мире под наименованием «научный менеджмент» или «научная организация труда» на пороге ХХ в. и связано с именами Ф.У. Тейлора (1856-1915), супругов Френка (1868-1924) и Лилии Гилбрет (1878-1972), Г. Эмерсоном (1853-1931), Г. Ганнта (1861-1919) .
Концепция Тейлора заключалась в расчленении процесса физического труда и организации на составные части, т.е. на труд исполнительский и труд распорядительский, и последующем анализе этих частей. В производственной системе, работающей как слаженный механизм, каждый работник должен быть ответственен за свои функции. Тейлор говорил, что «человек одного типа должен сначала составить план работы, а человек совершенно другого типа должен выполнить её» .
Целью Тейлора было создание системы научной организации труда, базирующей на основе экспериментальных данных и анализе процессов физического труда и его организация.
Тейлор считал, что менеджеры должны думать, а рабочие – работать. Это привело к появлению большого числа функциональных менеджеров и углублённоё специализации на базе операционного труда. По его мнению, администрация призвана выполнять следующие функции:
• разрабатывать научными методами каждый элемент работы;
• на научной основе производить отбор, развитие и обучение рабочих;
• соединять рабочих и науку воедино;
• обеспечить строгое разделение труда между рабочими и менеджерами .
Классическая (административная) школа в управлении.
Классическая, или административная школа, рассматривает организацию с точки зрения перспективы, пытаясь определить общие характеристики и закономерности организаций. Родоначальником данной школы считается Анри Файоль (1841-1925)9. Представители этой школы Джеймс Д. Муни, А.К. Рейли, Алфред П. Слоун, Л. Урвик, Г. Гьюлик10.
В отличие от школы научного управления, которая занималась в основном вопросами рациональной организации труда отдельного рабочего и повышение эффективности производства, представители классической школы занялись разработкой подходов к совершенствованию управления организацией в целом.
Цель данной школы было создание универсальных принципов управления. Эти принципы затрагивали два основных момента. Одним из них была разработка рациональной системы управления организацией. Вторая категория классических принципов касалась построения структуры организации и управления работниками.
Заслуга Файоля заключается в том, что он разделил все функции управления на общие, относящиеся к любой сфере деятельности, и на специфические, относящиеся непосредственно к управлению организацией.
На основе разработок Файоля и его последователей сформировалась классическая модель организации, базирующейся на 5 основных принципах:
1. планирование;
2. организация;
3. распорядительство;
4. координация;
Концепция «человеческих отношений»
Концепция «человеческих отношений» как теория получила своё развитие в 20-30 годы в США. Возникновение данной концепции связывают с именами учёных Э. Мейо, Ф. Ротлисберг, У. Френч, А. Маслоу. Связано это с ростом значения человеческого фактора. Наконец обратили внимание на то, что человек – это прежде всего личность, и им надо управлять по иному, чем другими факторами производства.
Мэйо провёл большую серию экспериментов в течении нескольких лет в 20-30-х годах на ряде предприятий фирмы «Вестерн Электрик Компани» в городе Хоторне штат Филадельфия. Это исследование получило название «хоторнских экспериментов».
Возникновение концепции – это период попыток понять место людей в производстве. Её основоположники утверждали, что для человека основными стимулами являются не материальные блага, а моральное удовлетворение, психологический комфорт, самоудовлетворение и др. психологические мотивы.
Мейо отмечал, что группа рабочих – это социальная система, в которой есть собственные системы контроля. Определённым образом воздействуя на такую систему, можно улучшить результаты труда. Человек всегда откликался на влияние группы, т.к. он в большей степени реагирует на людей равных ему по статусу, чем на руководство. Т.о., появилось понятие неформальных групп и отношений в данной концепции.
Неформальные группы – это структура, возникшая на основе симпатий и антипатий. Эти отношения естественны, необходимы и полезны для организации. Иногда, интересы неформальных групп, вступают в противоречие с интересами формальных организаций. В таком случае задачей менеджмента является согласование этих интересов.
Каким образом можно разрешить противоречие относительно «возраста» теории организации?
Системный анализ противоречий и формирование внутренней среды организации
является одним из важнейших аспектов управленческой деятельности. Любой
руководитель должен уметь управлять организационными отношениями. Дружный и
работоспособный коллектив – залог успеха деятельности любого предприятия в
независимости от того, в какой сфере работает организация. Хороший
руководитель всегда стремиться к созданию и совершенствованию условий для
образования такого коллектива.
Основой организационных отношений являются различные коммуникации, которые
представляют собой внутренние и внешние связи. Коммуникации можно
рассматривать и как просто явление, и как процесс.
Коммуникации как явление – это все установленные нормы; правила поведения и
принципы; положения и инструкции; закономерности. Это отношения людей в
организации в процессе выполнения ими своих функций, процедур и операций.
Сюда же входит и система документооборота.
Коммуникации как процесс выражаются непосредственно в отношении работников
друг к другу, к клиентам, партнерам (поставщикам), а также в отношениях между
личностью и информационными технологиями.
Характеризоваться эти отношения могут полной поддержкой и взаимопониманием,
но в процессе деятельности между участниками (субъектами) этих отношений
могут возникать противоречия. Причиной этому могут являться различные
интересы руководства и подчинённых, разная степень удовлетворения их
Информация о работе Контрольная работа по «Теории организации»