Контроль в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 20:14, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является исследование теоретических и практических вопросов реализации функции контроля в современной организации. В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:
рассмотреть понятие сущности термина «контроль» в управленческой науке ;
выявить особенности построения системы управленческого контроля в организации;
провести оценку системы управленческого контроля в организации ОАО «Уралкалий»;
разработать практические предложение усовершенствования системы управленческого контроля в организации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. 5
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СУЩНОСТИ И СОДЕРЖАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ 5
Понятие сущности термина «контроль» в управленческой науке 5
Особенности построения системы управленческого контроля в организации 9
ОЦЕНКА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ В ОРГАНИЗАЦИИ 15
2.1. Общая характеристика ОАО «Уралкалий» 15
2.2. Характеристика системы управленческого контроля на ОАО «Уралкалий» 19
На данный момент система управленческого контроля в организации осуществляется с помощью автоматизации на базе финансовых модулей Oracle Applications [6]. 21
2.3. Практические предложение усовершенствования системы управленческого контроля в организации 21
ВЫВОДЫ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28

Вложенные файлы: 1 файл

Моя Курсовая!!!.doc

— 184.50 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Контроль – это особый вид деятельности в организации, который сосредоточен на наблюдении за процессом управления и на его оценке. Контроль является конечной функцией управления, и просчеты и недостатки в его исполнении приводят к ухудшению результатов хозяйствования.

Контроль является таким  типом деятельности по управлению организацией, который позволяет своевременно выявить проблемы, разработать и осуществить мероприятия, направленные на корректировку хода и содержания работ в организации до того времени, когда проблемы приобретут признаков кризиса. Одновременно контроль дает возможность выявить и распространять позитивные начинания, поддерживать наиболее эффективные направления деятельности в организации.

Главная цель контроля: способствовать сближению фактических и требуемых результатов выполняемых работ, то есть обеспечить выполнение задач (достижения целей), стоящих перед организацией.

Таким образом, исследование особенностей системы контроля в современной организации является очень интересным и актуальным направлением, которому и посвящена выбранная тема курсовой работы .

Целью настоящей работы является исследование теоретических  и практических вопросов реализации функции контроля в современной организации. В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:

  • рассмотреть понятие сущности термина «контроль» в управленческой науке ;
  • выявить особенности построения системы управленческого контроля в организации;
  • провести оценку системы управленческого контроля в  организации ОАО «Уралкалий»;
  • разработать практические предложение усовершенствования системы управленческого контроля в организации.

Предметом исследования выступает процесс управленческого контроля деятельности на ОАО «Уралкалий».

Объектом исследования являются взаимосвязи внутри управленческой структуры ОАО «Уралкалий».

Методологическая база исследования представляет собой совокупность методов анализа и синтеза, сравнения, а также эмпирико-теоретического метода. 

 

ГЛАВА 1.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СУЩНОСТИ И СОДЕРЖАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ

 

    1. Понятие сущности термина «контроль» в управленческой науке

 

 

Контроль (от франц. controle − проверка) – процесс, обеспечивающий достижение системой поставленных целей и состоящий из трех основных элементов:

– установление стандартов деятельности системы, подлежащих проверке;

– сопоставление достигнутых  результатов с ожидаемыми;

– корректировка управленческих процессов, если достигнутые результаты отличаются от установленных стандартов [1, с. 7].

Экономическое содержание контроля следует определить как многогранную межотраслевую систему наблюдения и проверки процесса функционирования и фактического состояния объекта в интересах оценки обоснованности и эффективности принятых решений и результатов их выполнения с целью выявления отклонений от требований этих решений и устранение неблагоприятных ситуаций. Многие авторы рассматривают понятие «контроль» с точки зрения его принадлежности к системе управления.

Являясь частью системы  управления, цель контроля направлена на достижение установленных задач. В теории контроля выделяют следующие основополагающие задачи:

– определение предела  допустимых отклонений;

– установление основных контролируемых параметров;

– сбор, обработка и  анализ информации о фактических  результатах объекта контроля;

– сравнение фактических  результатов с плановыми показателями, выявление отклонений;

– анализ причин полученных отклонений от установленных нормативов;

– разработка программы  и предложений о принятии по мере необходимости соответствующего воздействия для достижения намеченных целей;

– утверждение предложенных мер воздействия и организация  его осуществления;

– установление порядка  осуществления обратной связи [2].

Характерные особенности  контроля более подробно раскрывают его принципы: соответствия, законности, ответственности, непрерывности, компетентности, независимости, научности.

В научной литературе встречаются понятия «внутрихозяйственный контроль», «внутренний контроль», «система управленческого контроля», «внутренний управленческий контроль», «управленческий контроль», которые употребляются непоследовательно и неоднозначно. Однако отсутствует четкая и однозначная трактовка понятия системы управленческого контроля.

Несмотря на многообразие толкований, понятие «управленческий  контроль» в современных условиях обладает достаточным набором признаков, позволяющих говорить о его автономности и обособлении от иных сходных понятий.

Управленческий контроль – совокупность механизмов, позволяющих  решать внутренние задачи организации. По нашему мнению, отличительной особенностью управленческого контроля, является способность оказывать воздействие на сотрудников, принимающих управленческие решения, в целях повышения рентабельности деятельности организации и достижения поставленных целей.

Одним из направлений  деятельности управленческого контроля можно считать выделение центров ответственности.

Различают следующие  типы центров ответственности:

− центры издержек или  расходов;

− центры поступлений;

− центры прибылей;

− центры инвестиций.

Центры издержек или  расходов – это центры ответственности, отвечающие за подконтрольные им расходы. Этот тип делится на две категории: центры нормативных издержек и центры дискреционных расходов.

Центры нормативных  издержек – это подразделение, деятельность которого подлежит измерению. Измерить деятельность центров дискреционных расходов не представляется возможным и не прослеживается четкая зависимость между исходными ресурсами и полученными результатами.

Центры поступлений  – это подразделения, отвечающие только за финансовые результаты, в виде поступлений от реализации продукции (работ, услуг).

Центры прибылей –  это те подразделения, в полномочия которых входит как управление расходами, так и управление поступлениями.

Центры инвестиций –  это центры ответственности, руководители которых вправе принимать решения не только по поступлениям от реализации, расходам, но и эффективному использованию оборотных средств.

При помощи выделения  центров ответственности представляется возможным осуществлять учет ответственности, который заключается в сборе и обобщении информации о расходах и поступлениях в рамках каждого центра ответственности, с целью выявления отклонений фактических показателей от запланированных.

Учет ответственности  основан на принципе контролируемости. Данный принцип означает определение сферы ответственности конкретного центра, при условии его способности оказать влияние на различные факторы. Практика показывает, что подразделение факторов на контролируемые и неконтролируемые, в чистом виде, встречается редко.

Выделяют три типа неконтролируемых факторов:

− экономические и  конкурентные факторы;

− состояние природы;

− взаимозависимости [3].

Как контролируемые, так  и неконтролируемые факторы оказывают влияние на финансовые результаты деятельности центров ответственности. В целях определения степени такого влияния возможно использование следующих способов:

− анализ отклонений;

− гибкие нормативы показателей  деятельности;

− оценка относительных  показателей функционирования;

− субъективная оценка показателей  функционирования.

Нельзя не согласиться с мнением многих ученых, что самым распространенным способом является анализ отклонений. Анализ отклонений направлен на выявление тех факторов, которые привели к изменениям фактических результатов от запланированных. В рамках анализа отклонений представляется возможным выявить сотрудников, виновных в возникновении отклонений.

 

 

 

    1.  Особенности построения системы управленческого контроля в организации

 

Для управления хозяйствующим  субъектом управленцам нужна постоянная оценка оперативности и действенности принимаемых решений и предпринимаемых мер путем соотнесения поставленных целей, достигнутых результатов и затрат на достижение этих целей. Такую информацию может предоставить организованный в масштабах хозяйствующего субъекта внутренний контроль, который способствует целевому продвижению управленческих решений. При этом следует отметить такую особенность в определении эффективности управления, как непосредственная связь процесса управления с контрольными, аналитическими и учетными процессами. Именно эта связь предопределила наличие в рыночной экономике степени неопределенности экономического поведения субъекта, когда нужно принимать обоснованные управленческие решения, оценивая возможные ситуации и альтернативные варианты ее решения [9].

Руководство организации должно обеспечить существование такой системы управленческого контроля, которая обеспечивала бы полноту, достоверность, точность и выполнение других требований. Для успешного функционирования системы контроля в организации целесообразно разработать и выполнять программы, контролирующие функционирование учетной системы (документооборот первичных и бухгалтерских документов, их анализ и разноска по счетам), эффективность политики управления в области планирования, долгосрочного прогнозирования, финансирования и т.д.

Система управления организацией должна полученную информацию систематизировать, обобщать и анализировать, по результатам чего принимаются необходимые новые управленческие решения, которые опять поступают в структурные подразделения хозяйствующего субъекта.

Особую роль при этом играет информация управленческого контроля. Основная задача контроля – повышение эффективности, которое достигается путем обеспечения достоверности данных, возможностью оперативного доступа к ним.

Функции контроля должны тесно соприкасаться с функциями планирования, учета и анализа.

Контрольную информацию, вырабатываемую внутренними контролерами-аудиторами можно рассматривать как один из конечных продуктов процесса выработки и принятия управленческих решений, который призван оказывать помощь управленцам всех уровней при выполнении ими своих функций.

В процессе принятия решений о дальнейшем использовании имущества, обеспечении экономического процветания деятельности хозяйствующего субъекта со стороны собственника необходим контроль за использованием вложенных средств и выполнением первоначально разработанных планов.

Особое внимание контрольная  служба или ревизионная комиссия должна уделить эффективному использованию  средств  организации, анализу их использования, борьбе с хищениями этих средств, выявлению виновных в нарушениях и другим вопросам, актуальным для данной организации [2].

Существуют особые понятия, относящиеся как к внешнему, так и к внутреннему контролю - это объективность и независимость.

Независимость внешнего контроля обусловлена требованиями законодательства. Независимость службы управленческого контроля обеспечивается не только федеральным законодательством, но и требованиями внутренних нормативных актов организации, поэтому, конечно, независимость управленческого контроля по сравнению с внешним не может быть полной.

Ориентация управленческого контроля на предупреждение негативных явлений в области управления экономикой организации, придание внутреннему контролю превентивного характера, отказ от преимущественно только фиксирующего контроля – вот то наиболее важное, что необходимо учитывать в организации осуществления контрольной функции хозяйствующего субъекта.

Превентивный характер управленческого контроля, действующего как информационная система, проявляется в повышении роли предварительного и текущего контроля, своевременном и полном устранении причин и условий, способствующих нарушениям и злоупотреблениям, в активизации контрольной функции всех подсистем управления экономикой хозяйствующего субъекта, в улучшении управления системой бухгалтерского учета и отчетностью и других систем, формирующих информацию для принятия решений, в обеспечении сохранности имущества, предотвращении нецелесообразных и экономически необоснованных расходов, в повышении ответственности материально ответственных и должностных лиц. С учетом целей управления хозяйствующим субъектом формирование информации должно идти по таким направлениям, как получение информации о фактическом состоянии хозяйствующего субъекта; информации с целью контроля и оценки усилий, приложенных к получению прибыли как основного условия деятельности хозяйствующего субъекта, использование информации о фактическом состоянии и отклонениях с целью прогнозирования будущих показателей деятельности хозяйствующего субъекта.

Информация о работе Контроль в организации