Концепции лидерства. Сравнительный анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 18:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель – комплексный анализ и сравнение существующих теорий лидерства. Задачи:
- определение понятия «лидерство»;
- исторической обозрение осмысления и развития темы лидерства;
- определение существующих основных теорий о лидерстве;
- классификация основных современных теорий лидерства;
- анализ постулатов основных теорий о лидерстве.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Общая характеристика понятия лидерства………………………….6
1.1. Определение понятия «лидерство»……………………………………….6
1.2. Лидерство как социально-психологическая категория…………………10
1.3. История теорий (концепций) о лидерстве……………………………….14
Глава 2. Характеристика теорий (концепций) о лидерстве.
Сравнительный анализ………………………………………………………...17
2.1. Теория черт и харизматическая концепция лидерства…………………17
2.2. Поведенческие и психологические концепции
(бихевиористические теории лидерства)…………………………………….20
2.3. Личностно-ситуационные концепции (теории) лидерства…………….24
2.4. Функциональные, синтетические и иные концепции (теории)
лидерства……………………………………………………………………….28
Заключение…………………………………………………………………….32
Список использованной литературы……………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик Саши.doc

— 176.00 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Сибирская академия государственной  службы  
кафедра Государственного и муниципального управления

 

 

 

 

 

 

                                            КУРСОВАЯ РАБОТА

                     по дисциплине: «Теория управления» 
по теме: «Концепции лидерства. Сравнительный анализ»

 

 

 

 

Выполнил:

Студент группы 9113

Ханенко А.С.

 

Проверила:

преподаватель кафедры

Морозова Т.Ю.

 

 

 

 

                                      

                                               Рославль 2011

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Общая характеристика понятия лидерства………………………….6

1.1. Определение понятия  «лидерство»……………………………………….6

1.2. Лидерство как социально-психологическая категория…………………10

1.3. История теорий (концепций) о лидерстве……………………………….14

Глава 2. Характеристика теорий (концепций) о лидерстве.

Сравнительный анализ………………………………………………………...17

2.1. Теория черт и  харизматическая концепция лидерства…………………17

2.2. Поведенческие и психологические концепции

(бихевиористические теории лидерства)…………………………………….20

2.3. Личностно-ситуационные концепции (теории) лидерства…………….24

2.4. Функциональные, синтетические и иные концепции (теории)

лидерства……………………………………………………………………….28

Заключение…………………………………………………………………….32

Список использованной литературы…………………………………………35

Приложение 1. Управленческая решетка…………………………………….36

 

Введение

лидерство социальный психологический

Лидерство – это искусство влияния  на людей, умение вдохновить их на то, чтобы они стремились достичь нужных целей. Люди следуют за лидером потому, что он в состоянии предложить им средства для удовлетворения их потребностей, указать направление деятельности. Если провести статистический анализ публикаций по менеджменту, то весьма вероятно, лидерство окажется самой популярной темой. Феномен лидерства занимает особое место также и в политической психологии. С одной стороны, власть в политико-психологическом измерении — это способность властвующего субъекта («верхов») заставить себе подчиняться, то есть некоторая потенция лидера, политического института или режима. С другой стороны, власть — это готовность «низов» подчиняться «верхам».

Представляется, что внимание к  феномену лидерства не случайно и, более  того, сам он в определенном смысле оказывается интегратором целого ряда серьезных проблем современного менеджмента. В частности, резко возросшая скорость изменений бизнес - среды привела к необходимости пересмотра знаменитой дилеммы "менеджер или лидер": теперь, когда делегирование полномочий является не исключением, а нормой, практически любой менеджер должен в той или иной степени владеть искусством лидерства. Но наука породила такое множество теорий лидерства, что иногда трудно разобраться, применение какой именно из них уместно в данной управленческой ситуации. Для ответа на этот вопрос необходимо представлять проблемное поле лидерства. Этим определяется актуальность и научный интерес темы исследования.

Объект исследования – теории лидерства. Предметом настоящего исследования является сравнительный анализ теорий лидерства.

Цель – комплексный анализ и сравнение существующих теорий лидерства. Задачи:

- определение понятия «лидерство»;

- исторической обозрение осмысления  и развития темы лидерства;

- определение существующих основных теорий о лидерстве;

- классификация основных современных  теорий лидерства;

- анализ постулатов основных  теорий о лидерстве.

Методология настоящей работы представляет собой сочетание ряда общенаучных  методов (индукция, дедукция, анализ и  синтез, метод комплексного подхода, системный, логический, и др.) и специально-научные (метод социологического исследования, наблюдения, статистический метод).

Данная тема ввиду её значимости часто раскрывается в научной  и публицистической литературе, однако среди ученых – социологов, историков, политологов нет единого мнения и понимания современной феномена лидерства, что определяет многообразие теорий о лидерстве. Попытки классифицировать теории лидерства предпринимались неоднократно, однако и среди классификаций нет единства или наиболее точной их систематизации.

Настоящая работа состоит из двух глав. Первая глава «Общая характеристика понятия лидерство» состоит из трёх параграфов – параграф первый «Определение понятий «лидерство», параграф второй «Лидерство как социально-психологическая категория» и параграф третий «История теорий лидерства». В главе раскрываются общие теоретические положения о феномене лидерства. В ней дается определение понятия «лидерство», освещаются различные точки зрения и подходы, в том числе социальный и психологический, а также дается исторический обзор теорий лидерства. Вторая глава «Характеристика теорий о лидерстве» состоит из четырех параграфов. В первом параграфе второй главы «Теория черт и харизматическая концепция лидерства» раскрываются основные положения первых теорий о лидерстве, связанные с концепцией великого человека. Во втором параграфе «Бихевиористические теории лидерства (поведенческие и психологические концепции)» дается характеристика теорий, основанных на признании качеств лидера, которые можно воспитать. В третьем параграфе – «Личностно-ситуационные теории лидерства» раскрыты положения смешанных теорий.В четвертом параграфе «Функциональные, синтетические и иные теории лидерства» описаны теории, обосновывающие лидерство как функцию группы, а также совмещающие другие теории.

 

Глава 1. Общая характеристика понятия лидерства

1.1 Определение понятия  «лидерство»

 

Слово лидер происходит от английского lead (вести). Значит, лидер – это  ведущий, идущий впереди. Лидер –  член организации, обладающий высоким личным статусом, оказывающий сильное влияние на мнение и поведение окружающих его людей, членов какого-либо объединения, организации и выполняющий комплекс функций.

Лидерство определяют как процесс  социального влияния, при котором лидер ищет добровольного участия подчиненных в деятельности по достижению организационных целей (Шрисхайн), или как процесс оказания влияния на групповую активность, которое направлено на достижение целей (Стогдилл).

Лидерство можно определить как  тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей. Из этого определения следует, что лидерство является функцией лидера, последователей и ситуационных переменных.

Лидерство определяют также как  конкретные действия лидера по координации  и управлению деятельностью группы (Фридлер).

Собственно, проблема определения  понятия лидерства завит от того, какой теории придерживаться и в зависимости от этого расставлены акценты в определении. В общем смысле лидерство можно определить как отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе.

В современной науке, при наличии  общности исходных позиций, лидерство характеризуется неоднозначно. Можно выделить основные подходы к его трактовке:

1. Лидерство – это разновидность  власти, спецификой которой является  направленность сверху вниз, а  также то, что ее носителем  выступает не большинство, а один человек или группа лиц. Политическое лидерство, – пишет Жан Блондель, – это «власть, осуществляемая одним или несколькими индивидами с тем, чтобы побудить членов нации к действиям».

2. Лидерство – это управленческий  статус, социальная позиция, связанная с принятием решений, это руководящая должность. Такая интерпретация лидерства вытекает из структурно-функционального подхода, предполагающего рассмотрение общества как сложной, иерархически организованной системы социальных позиций и ролей. Занятие в этой системе позиций, связанных с выполнением управленческих функций (ролей), и дает человеку статус лидера. Иными словами, как отмечает Даунтон, лидерство – это «положение в обществе, которое характеризуется способностью занимающего его лица направлять и организовывать коллективное поведение некоторых или всех его членов».

3. Лидерство – это влияние  на других людей (В. Кац, Л.  Эдингер и др.). Однако это не  любое влияние, а такое, для  которого характерны четыре особенности:  во-первых, необходимо, чтобы влияние было постоянным, во-вторых, руководящее воздействие лидера должно осуществляться на всю группу (организацию, общество), в-третьих, политического лидера отличает явный приоритет во влиянии, в-четвертых, влияние лидера опирается не на прямое применение силы, а на авторитет или хотя бы признание правомерности руководства. Отдельные ученые, например Ж. Блондель, допускают использование принуждения при осуществлении лидерства.

Заглянув в социологический  словарь, можно обнаружить следующие  определения лидерства: «Лидерство — 1) ведущее положение отдельной личности, социальной группы… обусловленное более эффективными результатами деятельности… 2) процессы внутренней самоорганизации и самоуправления группы, коллектива, обусловленные индивидуальной инициативой их членов»1

Первое определение обладает двумя  несомненными достоинствами. Одно из них  состоит в том, что это определение  показывает субъективный характер данного  понятия: человек, достижения которого признает определенная группа людей, может  быть для этих людей лидером, и в то же время другая группа может отрицать его лидерство, если не рассматривает соответствующие достижения как выдающиеся. Другое достоинство этого определения — его операциональность, ибо оно указывает определенный путь к лидерству.

С другой стороны, приведенное определение страдает и рядом существенных недостатков. Во-первых, выдающиеся достижения не гарантируют лидерства. Эйнштейн, например, был безусловным гением физики ХХ в., однако его вряд ли можно назвать лидером, поскольку у него практически не было учеников. Поэтому данное определение формулирует необходимое, но недостаточное условие лидерства. Во-вторых, такое определение как бы фиксирует лидерское положение личности или группы, в то время как на наших глазах постоянно происходит смена лидеров, даже в том случае, если прежние достижения старых лидеров не оспариваются. В-третьих, и на это мы хотим обратить особое внимание, рассматриваемое определение статично: оно не отражает динамизм процесса лидерства. Действительно, лидерство — это не только положение личности или группы, это еще и процесс вовлечения последователей в деятельность, направленную на достижение определенных целей. Данный аспект отражен во втором определении лидерства, однако это сделано в столь общей форме, что отличить лидерство от других процессов в социальных группах на основании подобного определения оказывается практически невозможным2.

Богатство сторон, аспектов лидерства  определяет многообразие его типологии. Наиболее простой и широко распространенной классификацией лидерства в организации является выделение его трех типов (иногда их называют ролями лидера): деловое лидерство (характерно для групп, возникающих на основе производственных целей, в основе такие качества, как высокая компетентность, умение лучше других решать организационные задачи, деловой авторитет, опыт),  эмоциональное лидерство (возникает в социально-психологических группах на основе человеческих симпатий, притягательности межличностного общения), ситуативное лидерство (по своей природе может быть и деловым, и эмоциональным, его отличительной чертой является неустойчивость, временная ограниченность, связь лишь с определенной ситуацией).

 

 

1.2. Лидерство  как социально-психологическая категория

 

Феномен лидерства коренится в  самой природе человека и общества. Явления, во многом схожие с лидерством встречаются в среде животных, ведущих коллективный, стадный образ жизни. Здесь всегда выделяется наиболее сильная, достаточно умная, упорная и решительная особь — вожак, руководящий стадом (стаей) в соответствии с его неписаными законами, которые диктуются взаимоотношениями со средой и являются биологически запрограммированными.

В человеческой среде лидерство  проявляется везде и всегда является частью человеческого взаимодействия. Оно встречается как малый  группах, в т.ч. микрогруппах, так и в больших общностях (политическое лидерство).

В течение многих веков  феномены этого явления изучались  философами, социологами, психологами. Вследствие этого, точки зрения относительно природы лидерства чрезвычайно  разнообразны. Одни авторы полагают, что причины его появления следует искать в наличии особых лидерских качеств у индивида («теория черт»). Ч. Ламброзо трактует стремление к лидерству как паранойю, 3. Фрейд и А. Адлер— как невроз. Г. Лассуэлл рассматривает лидерство как попытку компенсации в условиях заниженной самооценки. Кроме того, данный феномен определяется и как стремление преодолеть физические недостатки: низкий рост (Наполеон, Гитлер); паралич (Ф. Рузвельт).

Другие настаивают на том, что лидеров «делают» окружающие их люди (теория определяющей роли последователей). Лидер трактуется как человек, который наиболее успешно осуществляет ориентацию на других людей.

Третьи считают, что  лидеров формирует ситуация (ситуационная теория). Каждая ситуация выдвигает  на первый план тех людей, которые способны ее разрешить.

Наконец, еще одна группа ученых отстаивает точку зрения, согласно которой лидерство  есть результат воздействия целого ряда факторов (синтетическая теория).

В малых группах, основанных на непосредственных контактах их членов, институциализация лидирующих позиций может не происходить. Здесь на первый план выдвигаются индивидуальные качества личности, ее способность объединить группу, повести ее за собой.

Лидером является такой член малой  группы, который выдвигается в результате взаимодействия членов группы для организации группы при решении конкретной задачи. Он демонстрирует более высокий, чем другие члены группы, уровень активности, участия, влияния в решении данной задачи. Таким образом, лидер выдвигается в конкретной ситуации, принимая на себя определенные функции. Остальные члены группы принимают лидерство, т.е. строят с лидером такие отношения, которые предполагают, что он будет вести, а они будут ведомыми. Лидерство необходимо рассматривать как групповое явление: лидер немыслим в одиночку, он всегда дан как элемент групповой структуры, а лидерство есть система отношений в этой структуре.

Информация о работе Концепции лидерства. Сравнительный анализ