Мотивация в управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 09:33, курсовая работа

Краткое описание

Путь к эффективному управлению человеком лежит через понимание его мотивации. Только зная то, что движет человеком, что побуждает его к деятельности, какие мотивы лежат в основе его действий, можно попытаться разработать эффективную систему форм и методов управления им. Для этого нужно знать, как возникают или вызываются те или иные мотивы, как и какими способами мотивы могут быть приведены в действие, как осуществляется мотивирование людей.
Сегодня имеется колоссальное количество способов воздействия на мотивацию конкретного человека, причем диапазон их постоянно растет.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………..2
Понятие мотивации, основные потребности человека и принципы
лежащие в основе трудовой мотивации……………………………………...3
Этапы развития систем мотивации…………………………………………..10
Отличительные особенности систем мотивации предприятий России
от предприятий других стран………………………………………………....12
Макроэкономические проблемы……………………………………………..14
Заключение…………………………………………………………………………….17
Список литературы…………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

организ.поведение (мотивация в управлении).docx

— 57.37 Кб (Скачать файл)

3. Потребность в принадлежности  к социальной группе играет очень существенную роль в жизни человека. Социальные контакты, которые работники устанавливают с товарищами по работе в процессе профессионального труда, являются важным фактором, оказывающим положительное влияние на их трудовую мотивацию.

Чтобы помочь работникам в удовлетворении этой группы потребностей, некоторые компании сознательно  организуют коллективные мероприятия, позволяющие объединить и сплотить рабочий коллектив - общие празднования знаменательных для организации  событий и дат, выезды на природу. Любые коллективные мероприятия, в  том числе и спортивные, обеспечивают прекрасную возможность для установления и поддержания дружеских взаимоотношений. Если работникам длительное время приходится работать в одиночестве, они начинают испытывать серьезный дискомфорт, что  негативно сказывается на их рабочих  результатах, ухудшает отношение к  работе и вызывает высокую текучесть  кадров.

4. Потребность в оценке и уважении. Люди стремятся занять определенное место в обществе или в организации и подчеркнуть это положение определенными символами статуса (отдельный кабинет, машина, квартира в определенном районе, манера одеваться и т.д.). Для многих людей, когда они выбирают место работы, соображения престижа имеют очень большое (а иногда определяющее) значение. Поскольку человек часто отождествляет себя с той организацией, в которой он работает, то для него важно, чтобы в глазах других людей его организация представлялась как привлекательное и достойное место работы. Сюда можно отнести также потребность в самоуважении и в профессиональных достижениях, желание добиться успеха, иметь престижную и уважаемую другими работу и в получении одобрения, признания со стороны организации, руководства, товарищей по работе или подчиненных. Для удовлетворения этой группы потребностей может служить сложившаяся в организации система оплаты труда, система оценки рабочих результатов, система должностного и профессионального роста и планирования карьеры. Кроме того, для удовлетворения потребности работников в оценке и уважении в организации могут устраиваться торжественные мероприятия, на которых отмечаются заслуги наиболее

отличившихся сотрудников. Формы  признания заслуг могут быть самыми разными – от наделения отдельных  людей определенными привилегиями (отдельный кабинет, служебная автомашина) до заметок в местных органах  печати или вручения недорогих сувениров. Практически для всех организаций, добившихся значительных успехов и  ставших признанными мировыми лидерами, программы обеспечения признания  и поощрения за достижения в работе являются обязательным элементом системы  управления персоналом.

5. Потребность в самоактуализации – это желание максимально реализовать свой профессиональный и личный потенциал. Люди с высокой потребностью в самоактуализации стремятся работать на максимуме своих возможностей. Это делает их самым ценным резервом организации. Создание необходимых условий для использования этого резерва - это важнейший шаг, способствующий повышению конкурентоспособности и эффективности организации.

6. Власть и оказание влияния. В условиях организации этот мотив может проявляться не только в стремлении человека оказывать влияние на других людей, но и в желании осуществлять контроль за своей рабочей ситуацией, в стремлении к большей самостоятельности в работе. Учет этой группы потребностей проявляется в том, что все нарастающее число компаний готовы делегировать больше полномочий и ответственности своим сотрудникам.

7. Потребность в достижении. Потребность в достижении высокого результата, желание преуспеть в условиях конкуренции имеет большое значение для понимания рабочего поведения человека. Люди с высокой потребностью в достижении предпочитают принимать на себя ответственность при решении проблем, стремятся устанавливать для себя довольно сложные цели и идут на рассчитанный риск, чтобы достичь этих целей. Кроме того, они стремятся получать обратную связь относительно того, насколько хорошо они выполняют свою работу. Успешные компании стремятся как можно лучше использовать эту группу потребностей, организуя конкурсы и соревнования, награждая лучших сотрудников, формируя проектные (целевые) группы, которым поручается решение особо важных проблем, создание новых продуктов. Потребность в достижении результата многие ученые рассматривают как важнейший фактор, оказывающий влияние на рабочее поведение человека. Работники с высокой потребностью в достижении стремятся к труднодостижимым целям, к сложной работе, их привлекает самостоятельная, разнообразная работа. Работники с низкой потребностью достижения предпочитают стабильные, надежные, предсказуемые ситуации. Они болезненно относятся к формальному, жесткому контролю, предпочитая более мягкие формы контроля.

8.Потребность  в принадлежности и приверженности  к организации. Восприятие целей и задач, стоящих перед организацией, как своих собственных является мощным фактором, оказывающим влияние на трудовую мотивацию работников. Организации, сумевшие поддержать и развить эту потребность у своих работников, получают в итоге колоссальную отдачу. Поддержание высокого уровня осведомленности работников о положении дел в организации и о перспективах ее развития, привлечение работников к решению важнейших организационных проблем, практика управления, ориентированная на более полный учет интересов работников - все эти меры способствуют усилению трудовой мотивации персонала, повышению готовности работников напряженно работать в интересах компании.

9.Потребность  в профессиональном росте и  должностном продвижении. Руководители могут воздействовать на мотивацию подчиненных, учитывая их потребность в профессиональном росте и должностном продвижении.

10.Потребность  в личностном росте. Личностный рост для многих работников является мощным стимулом к работе. Работники, которым на работе предоставляются такие возможности, могут полнее раскрыть свой потенциал, они склонны испытывать более высокий уровень удовлетворенности своим трудом. Некоторые люди испытывают чувство неудовлетворенности своей работой и организацией в целом, если у них на работе нет возможности личностного роста.

Основные  принципы, лежащие в основе трудовой мотивации

Для понимания трудового поведения  человека и построения обоснованной системы стимулирования персонала  важно понимание тех психологических  закономерностей и ключевых принципов, которые лежат в основе трудовой мотивации. К этим ключевым принципам  могут быть отнесены:

Полимотивированность  трудового поведения 

Деятельность  человека является полимотивированной, то есть на поведение работников может  одновременно влиять множество мотивов. Понимание этого может помочь руководителям, с одной стороны, так организовать рабочий процесс, чтобы подчиненные работали эффективно и с желанием, а с другой - избежать конфликта мотивов, когда разные мотивы требуют от человека разных линий поведения, разных действий или решений. Например, рабочий может стремиться соответствовать требованиям бригадира, что связано с высокой производительностью труда, и в то же время стараться избежать противопоставления себя товарищам по бригаде, что предполагает, что он не будет "высовываться" и превышать негласно установленный уровень производительности.

Множественность мотивов, влияющих на поведение человека, предполагает существование  определенной связи между ними. Между  мотивами могут устанавливаться  компенсаторные отношения. Недостаточная  сила (выраженность) одних мотивов  может быть скомпенсирована или  уравновешена действием других. Например, не очень интересная работа может  быть привлекательна в силу высокой  зарплаты. И наоборот, недостаточно высокая, с точки зрения работника, оплата его труда может компенсироваться возможностью выполнения самостоятельной  и творческой работы.

Иерархическая организация  мотивов 

Говоря об иерархической организации трудовой мотивации, обычно имеют в виду такое  отношение между трудовыми мотивами и рабочим поведением, когда более  выраженное влияние на поведение  оказывают мотивы, в основе которых  лежат потребности, имеющие для  человека более важное значение и  занимающие поэтому более высокое  место в иерархии трудовой мотивации. Так, к примеру, усиление влияния  на поведение неудовлетворенных  потребностей, приобретающих для  человека большую значимость, приводит к ситуациям, хорошо отраженным в  русских пословицах: "У кого чего болит, тот о том и говорит", "У голодной куме все хлеб на уме", "Голодное брюхо к ученью глухо" и т.п.

От индивида к индивиду положение  данного мотива в иерархии может  изменяться, при этом будет меняться и его влияние на рабочее поведение. К примеру, для одного человека отношение  к работе будет определять заработок, для другого - стремление к власти, для третьего - возможность иметь  свободное время для занятий  с ребенком.

Значимость определенного мотива и его место в иерархии может  меняться и от ситуации к ситуации. Если при начале работы в организации  для работника на первый план могут  выходить мотивы, связанные с ориентацией  на новом месте работы, с установлением  личных контактов с коллегами, то позднее, когда работник уже в  полной мере освоился на новом месте, может возрастать значение мотивов, связанных с потребностью в должностном  и профессиональном росте.

Принцип справедливости

Трудовая  мотивация делает пристрастным отношение  человека к самым разным аспектам рабочей ситуации. Пристрастность в  определенной мере выражается в оценке справедливости отношений, установившихся между работником и организацией. Работники нацелены на установление справедливых отношений с организацией и с другими людьми и стремятся  изменить те рабочие взаимоотношения, которые они оценивают как  несправедливые. Люди хотят, чтобы между  ними и организацией устанавливались "честные" отношения, когда обмены, осуществляемые между ними и организацией, являются

справедливыми и уравновешенными. Любое нарушение равновесия, как  в пользу организации, так и в  пользу работника (недоплата или  переплата) будет вызывать возникновение  напряжения, которое может выразиться в определенных действиях со стороны  работника. Здесь очень важно  отметить, что понятие справедливости является субъективным : это мнение , восприятие или представления работника  относительно справедливости оценки его  трудового вклада. То, что работник может рассматривать как несправедливую оценку его трудового вклада ("недоплату"), его руководитель может считать  вполне справедливым или даже расценивать  как переплату (то есть работник получает от организации больше того, что  заслуживает).

Принцип подкрепления

Поведение или  действия человека, вызванные определенной ситуацией или событием, как правило, имеют определенные последствия. Если эти последствия являются для  него позитивными, то в похожих ситуациях  человек будет стремиться действовать  подобным образом. Если же последствия  будут негативными, нежелательными, то человек в будущем постарается  изменить свое поведение, чтобы избежать таких последствий. Например, работники  стремятся в точности исполнять  требования своего непосредственного  руководителя, потому что нарушение  этих требований в прошлом каралось наказанием (выговором, лишением премии, исключением из состава резерва  или переносом отпуска на неудобное  время).

Позитивное подкрепление - это стимулы, которые повышают вероятность желательного поведения. Так, например, школьник за хорошие отметки в школе получает позитивное подкрепление от своих родителей  в той или иной форме (от похвалы  до покупки привлекательных для  него вещей, например, велосипеда). В  условиях трудовых отношений, значимое для работника позитивное подкрепление может быть использовано для закрепления  эффективных рабочих действий и  улучшения работы. При этом следует  иметь в виду, что подкрепление, представляющее ценность для одного работника, может не представлять никакого интереса для другого. К примеру, для одних работников большое  значение имеют соображения престижа и значимости работы, тогда как  других интересует только уровень оплаты ("Какая разница, чем заниматься, лишь бы платили хорошо").

Негативное подкрепление может  не только тормозить нежелательные  действия или поведение работника, но и стимулировать деятельность, ведущую к успеху. Например, более  напряженная работа с целью скорейшего завершения проекта может подкрепляться  тем, что дает возможность не выслушивать  выговоры или замечания придирчивого руководителя, позволяя избежать лишения  премии или других негативных последствий.

Трудности в процессе практической реализации принципа подкрепления Многие руководители рассматривают проблему мотивации подчиненных очень  просто: плати деньги - и работник будет работать. Но в случае недостаточно глубокого понимания законов  подкрепления при попытке воздействия  на мотивацию - а значит и на работу персонала - могут возникнуть определенные трудности:

•  Мотивация работника будет снижаться, если результаты его работы не вознаграждаются должным образом, то есть когда результаты работы или усилия работника не воспринимаются им как инструмент для получения вознаграждения.

•  Работник может иметь низкую мотивацию, если он уже имеет максимальный для него в данной компании уровень оплаты, и повышение производительности и улучшение качества его работы уже не может отразиться на его оплате.

•  И наконец, даже если работник получает вознаграждение, соответствующее его трудовому вкладу, у него может быть низкая мотивация, если это вознаграждение имеет для него низкую привлекательность . Например, человек, чьи доходы измеряются десятками и сотнями тысяч долларов, вряд ли будет очень мотивирован выполнить какую-то работу, за которую ему заплатят 100 долларов, тогда как для человека со средним для нашей страны достатком значимость такого вознаграждения будет довольно высокой.

Информация о работе Мотивация в управлении