Организация малых предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 18:23, курсовая работа

Краткое описание

Нельзя сказать, что проблемы малого предпринимательства находятся вне государственного внимания, но проблемы остаются, появляются новые и решать многие из них приходится предпринимателям самостоятельно.
В настоящее время предпринимательство нуждается в серьезной государственной поддержке. Содействие малому бизнесу должны оказывать как государственные органы власти, так и общественные организации самих предпринимателей (союзы, ассоциации, агентства). Для этого необходимо сформулировать четкую, единую государственную и негосударственную политику в отношении малого бизнеса.

Содержание

Введение
Теоретические основы малого предпринимательства
История развития предпринимательства…………………….5-7
Понятие малого предприятия…………………………………8-12
Развитие малого предприятия………………………………...12-17
Организационная структура малого предприятия…………..17-18
Влияние кризисных явлений в экономике на малый бизнес.18-21
ОАО «Матрица»
Общая характеристика предприятия…………………………22-27
Направление развития ОАО «Матрица» в настоящее время.28-29
Заключение…………………………………………………………………30-31
Список литературы………………………………………………………...32

Вложенные файлы: 1 файл

Жизненый цикл организации.doc

— 151.50 Кб (Скачать файл)

Предусмотрена и имущественная поддержка (ст. 18 Закона № 209-ФЗ), которая может выражаться в виде передачи во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной и безвозмездной основе или на льготных условиях. Имущество должно использоваться по целевому назначению и не может быть переуступлено или внесено в уставный капитал других предприятий.

Кроме того, в  законе названы формы информационной, консультационной и кадровой поддержки. Предполагается выделение льготных субсидий, кредитов, имущества, создание информационной инфраструктуры и консультационных центров и т. д.

Законом также  предусмотрена поддержка субъектов  малого и среднего предпринимательства в областях:

  1. подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;
  2. инноваций и промышленного производства;
  3. ремесленной, внешнеэкономической и сельскохозяйственной деятельности.

 

    1. Организационная структура малого предприятия

Управление  предполагает ведение предприятия к поставленной цели и использование его ресурсов наилучшим образом. Принято считать, что не существует идеальной модели управления, поскольку каждое предприятие уникально. Поэтому фирмы находятся в процессе постоянного поиска своей собственной модели управления[6, c. 67].

 Современная  система управления на малом  предприятии должна быть, прежде  всего, простой и гибкой. Главным  ее критерием должно быть обеспечение  эффективности работы предприятия  и его конкурентоспособности.  На малых предприятиях без соблюдения этих условий трудно вообще рассчитывать на успех.

 Организация  управления малым предприятием  предполагает решение таких вопросов, как создание структуры предприятия  и распределение полномочий.

 Ключевым аспектом организации управления является создание структуры предприятия. Под структурой понимается упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых взаимоотношениях, обеспечивающая их функционирование и развитие как единого целого. Элементами структуры предприятия являются отдельные сотрудники, отделения и другие звенья аппарата управления. В рамках структуры предприятия протекает процесс управления (движение информации и принятие управленческих решений). Между участниками процесса управления распределены задачи и функции управления, а также права и ответственность за их выполнение.

Организационная структура предприятия – это  средство для достижения поставленных целей и задач [6, c.69]. Работа над созданием организационной структуры должна начинаться с определения целей и стратегии предприятия. Структура следует за стратегией, определяется ею, следовательно, структура меняется тогда, когда меняется стратегия.

 Для российского  малого бизнеса наиболее простой  является структура фирмы, находящейся в единоличном владении. Управление такой фирмой обычно берет на себя собственник, на которого ложится также вся ответственность и риск предпринимательства. Глава фирмы в таком случае нередко сам занимается бухгалтерским учетом, сбытом и снабжением, ценами и рекламой. При этом многое зависит от его целеустремленности и работоспособности.

 Таким образом,  главным требованием к управлению  малым предприятием в условиях  рынка является обеспечение его  гибкости и приспособляемости  к меняющимся условиям хозяйствования.

 

 

    1. Влияние кризисных явлений в экономике на малый бизнес

Как уже указывалось  выше, в 2006-2008 годах была активизирована государственная политика по созданию благоприятных условий для развития предпринимательских инициатив  как на федеральном, так и региональном уровне.

Итоги активизации  показывают данные Федеральной службы государственной статистики, число  малых предприятий на 1 января 2008 года превысило 1,1 млн., а индивидуальных предпринимателей - 3,4 млн. человек. Можно  констатировать, что тенденции к росту данного сектора отмечаются уже в течение нескольких лет.

Однако положительные  тенденции развития малого предпринимательства  могут быть сняты воздействием как  общих, так и специфических факторов, обусловленных кризисными явлениями  в экономике зарубежных стран и России. К общим негативным факторам можно отнести, например, снижение ликвидности, неплатежи, низкую инвестиционную активность.

К специфическим  факторам в свою очередь относятся  следующие.

Во-первых, это  резкое сокращение доступа к дополнительным финансовым возможностям и возможностям для инвестирования. Несмотря на то, что в настоящий момент зависимость от банковского сектора и банковского финансирования малых предприятий в отличие от крупных и средних компаний не является сильно выраженной, кризис ликвидности сократит возможности банков для выделения дополнительных кредитов малым предприятиям. Как правило, представители малого бизнеса в меньшей степени пользуются кредитами для реализации проектов по расширению бизнеса и созданию новых производств. Субъекты малого предпринимательства используют кредиты в основном для пополнения оборотных средств, закупки товаров у крупных производителей, оптовиков. Другими словами, у малого бизнеса велика доля (и потребность) краткосрочных и среднесрочных кредитов. Однако банки, ограниченные в своих ресурсах из-за кризиса, не смогут удовлетворить спрос со стороны малых предприятий на получение таких кредитов. При этом в большей степени влияние банковского кризиса почувствуют на себе малые предприятия, работающие с небольшими региональными банками, которые в настоящий момент испытывают наиболее значительные сложности с ликвидностью и уже не имеют возможности предоставлять кредиты субъектам малого предпринимательства.

Во-вторых, необходимо обратить внимание на высокую зависимость малого бизнеса от внутреннего спроса. Данный фактор заключается в том, что малый бизнес в основном ориентирован на удовлетворение потребностей населения и предприятий, действующих в России. Доля экспортоориентированных малых предприятий очень низка. Снижение платежеспособного спроса на товары и услуги малых предприятий окажет негативное влияние на деятельность малого бизнеса. Так, сокращение спроса приведет к сокращению оборотных средств, что в свою очередь заставит предприятия урезать издержки за счет сокращения объема выпуска продукции, сокращения штата, приостановки проектов собственного развития и расширения деятельности.

В-третьих, для  малого бизнеса станет нецелесообразным использование при работе с крупными производителями и поставщиками схемы "предоплата за продукцию - отгрузка продукции", поскольку из-за кризиса ликвидности и затруднения доступа к финансовым ресурсам предприятия не будут иметь возможности привлекать заемные средства для закупки необходимых товаров. Это в свою очередь приведет к приостановке деятельности отдельных малых предприятий, бизнес-процессы которых основываются на указанной схеме.

В-четвертых, кризисные  явления увеличивают риск приостановки деятельности и даже распада инфраструктуры поддержки малых предприятий. Так, в случае сокращения активности малых предприятий и их спроса на информационные, маркетинговые, образовательные и иные бизнес-услуги некоторые организации могут прекратить свое существование. При этом продолжится деятельность только тех из них, которые специализируются на предоставлении малым предприятиям финансовых услуг. Например, микрофинансовых организаций, венчурных фондов, фондов прямых инвестиций, гарантийных фондов. Возможно, именно эти институты в условиях отсутствия банковского финансирования станут единственным источником заемных денег для малого бизнеса.

В-пятых, кризисные  явления могут спровоцировать уход в теневой сектор малых предприятий. В условиях отсутствия средств и  платежеспособного спроса субъекты малого предпринимательства будут вынуждены сокращать масштабы деятельности. Чтобы высвободить дополнительные средства, они будут минимизировать налоговые поступления, принимать максимальные усилия по экономии издержек, в том числе укрывать собственные доходы. При этом в условиях существующего налогового администрирования возникает и другой риск: на малый бизнес может оказываться излишнее административное давление с целью сохранения существующего уровня налоговых платежей от конкретных предприятий [7, c. 89-94].

Безусловно, кризис повлияет не на все малые предприятия. Ущерб от экономического кризиса для отдельных субъектов малого предпринимательства будет не очень сильным. К таким прежде всего относятся:

    1. предприятия, производящие недорогую продукцию массового спроса и предоставляющие относительно дешевые услуги населению;
    2. предприятия, производящие товары/услуги с неэластичным спросом;
    3. предприятия, не использующие в своей работе заемные средства;
    4. предприятия, имеющие постоянные и налаженные отношения с банками, которые могут предоставить кредиты в сложный момент;
    5. предприятия, имеющие административную поддержку и работающие по государственному/муниципальному заказу.
  1. ОАО «Матрица»

2.1 Общая характеристика предприятия

Открытое акционерное  общество «Матрица» зарегистрировано ИФНС Центрального района г. Павлово в 2012 году.

ОАО «Матрица» - коммерческая организация, целью которой является получение прибыли путем предоставления услуг по ремонту электроники (ноутбуков, компьютеров…). Компания «Матрица» является профилированным предприятием по предоставлению данных услуг в Павловском районе.

При реализации услуг предоставляется консультация по вопросам возникающим у потребителя.

ОАО «Матрица» в своей деятельности руководствуется действующим законодательством и несет всю полноту ответственности за соблюдением интересов государства, граждан, выполнения принятых на себя обязательств.

Предприятие является малым, то есть не обладает значительным количеством трудовых ресурсов, но функциональные обязанности каждой группы работников распределены достаточно четко, чтобы система функционирования предприятия могла действовать слаженно.

Главным органом  управления фирмы является собрание учредителей. Оно назначает на должность  директора предприятия, который  является официальным главным представителем интересов фирмы и уполномоченным принимать финансово - хозяйственные решения различной сложности. Директор нанимает на работу персонал, заключает договора, несет ответственность за совершаемые сделки. Поскольку предприятие небольшое, у директора ОАО «Матрица» один заместитель. Это необходимо в связи с тем, что деятельность фирмы можно условно разделить на два вида: взаимодействие с окружающей средой (поиск клиентов, заключение договоров, их обслуживание - т. е. контакты с клиентами; взаимодействие с другими контрагентами и государственными органами - налоговой инспекцией, фондами страхования) и собственно реализация услуг.

Офис и склад  связаны между собой единым процессом  обслуживания клиентов: менеджеры офиса  находят клиентов, подготавливают и  заключают хозяйственные договора на предоставление услуг. Затем данные о полученных заказах и необходимости их выполнения передаются. После того, как услуга выбран в стенах офисного помещения, необходимо ее предоставить заказчику. К офису также относится бухгалтерия ОАО «Матрица», которая начисляет заработную плату на всех сотрудников предприятия, ведет учет и контроль хозяйственной деятельности, отчитывается в фондах страхования, в Управлении статистики и ИФНС. Бухгалтерия состоит из главного бухгалтера и бухгалтера - кассира. Главный бухгалтер подчиняется непосредственно Директору предприятия.

Таким образом, взаимодействие офиса и склада обеспечивает целостность фирмы и возможность  ее нормального существования в  условиях рынка.

Практически в  течение всего анализируемого периода  наблюдается рост выручки от предоставления услуг, что является благоприятным фактором, так как это свидетельствует о расширении деятельности предприятия.

Темп прироста выручки в 2013 г. по сравнению с 2012 г. составил 5% или 745 тыс. руб. Таким образом, предприятие в 2013 г. получило выручку в размере 277050 тыс. руб. против 263200 тыс. руб. 2003 г.

Растет в  течение всего анализируемого периода  численность работников предприятия, что также свидетельствует о  расширении деятельности ОАО «Матрица».

Темп прироста численности в 2013 г. по сравнению с 2012г. составил 3,8% или 3 чел., численность человек составила 10 человек.

Рост выработки, который происходит почти в течение  всего анализируемого периода, является благоприятным фактором, так как  свидетельствует об эффективном  использовании трудовых ресурсов организации.

В 2013г. по сравнению с 2012г. выработка увеличилась на 6,4%.

Размер заработной платы увеличился в 2013г. по сравнению с 2012г. на 58%.

В течение анализируемого периода происходит увеличение размера  заработной платы с 15000 тыс. руб. в 2012г. До 17500 тыс. руб. в 2013г., что составляет 15%.

Рост заработной платы можно оценить как положительную  тенденцию, так как заработная плата - основной мотивирующий фактор деятельности работников.

В 2012 г. на 1 руб. выручки от продаж приходится 5 руб. затрат, т.е. с 1 рубля выручки предприятие получает 4 руб. прибыль от продаж. В 2013 г. на 1 руб. выручки приходится 6 руб. затрат.

Происходит  рост среднегодовой стоимости основных производственных фондов: в 2013г. прирост основных производственных фондов составил 37,9% по сравнению с предыдущим годом.

Информация о работе Организация малых предприятий