Организация управления гос.организацией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2013 в 19:33, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: анализ процедуры управления государственным предприятием, а также разработка рекомендаций по организации управления государственным предприятием.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- охарактеризовать понятие и сущность управления государственным предприятием;
- раскрыть особенности статуса государственного предприятия;
- исследовать методы и технологии управления государственным предприятием;
- выявить функции управления государственным предприятием;

Содержание

Введение ………………………………………………………………………… .6
1 Теоретическое представление об особенностях управления государственным предприятием ………………………………………………..7
1.1 Понятие и особенности статуса государственного предприятия………….7
1.2 Методы и технологии управления государственным предприятием…….12
2 Пути совершенствования управления государственным предприятием...17
2.1 Рекомендации по совершенствованию управления государственным предприятием………………………………………………………………...17
2.2 Методологические подходы к оценке эффективности мероприятия по совершенствованию управления……………………………………………
Заключение ……………………………………………………………………...28
Библиографический список ……………………………………………............29

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 41.93 Кб (Скачать файл)

 Выделяют следующие  технологии управления:

-линейная технология представляет собой строгую последовательность отдельных работ и операций, которые производятся в соответствии с заранее намеченным планом;

-разветвленная технология управления применяется в ситуации, когда невозможно однозначно определить одну конечную цель и оценить ситуацию. Запланированный результат достигается путем решений, разрабатываемых по нескольким направлениям;

-технология управления по отклонениям основана на том, что их устранение возможно либо силами исполнителей, либо при их значительном размере при непосредственном участии руководителя. Данный подход предполагает осуществление тщательного наблюдения и анализа отклонений;

-управление по ситуации используется при высокой степени неопределенности, когда фазы управленческого процесса проходят независимо друг от друга, а менеджер принимает оперативные решения в постоянно меняющихся условиях, основываясь на сложившейся ситуации;

 

-технология управления по результатам связана с усилением функции координации и взаимодействия всех подразделений предприятия. Наиболее эффективна данная технология в организациях, где небольшое время между принятием решения и результатом;

-технология управления по целям требует наличия на предприятии сильного аналитического подразделения. Управление можно разделить на следующие виды: простое целевое, программно-целевое и регламентное. При простом целевом управлении руководителем определяются только конечную цель и сроки, без путей ее достижения. Программно-целевое управление предполагает назначение целей, механизмов и сроков для каждого этапа достижения целей. Регламентное управление применяется на уровне экономики в целом, задается конечная цель, ограничения по параметрам и ресурсам;

-технология управления по потребностям и интересам связана со стимулированием деятельности человека через его потребности (еда, жилье, отдых, здоровье и т.д.) и интересов (материальные, социальные, эстетические);

-поисковое управление основано на полной ясности задач. В данном случае решение разрабатывается, отталкиваясь от цели в обратной последовательности;

-технология управления на базе «искусственного интеллекта» осуществляется с помощью информационных систем с применением современных технологий и технических средств.

Методы управления

 Под методами управления  понимают совокупность приемов  целенаправленного воздействия  субъекта управления на объект.

Методы управления -- это  способы влияния на трудовые коллективы и отдельных работников, которые  объективно необходимы для достижения множественных целей предприятия.

 По продолжительности  цикла управления выделяют: стратегические, оперативные  и краткосрочные  методы управления.

 По способу принятия  решений различают альтернативные (принимаются единолично) и коллегиальные  методы (осуществляются правлением  предприятия). 

 По способу циркуляции  информации (по виду информационных  каналов): межличностные связи, бумажные  источники информации, телефонные  связи, коммуникации по компьютеру.

 По способу управления  трудовыми коллективами методы  делятся на: организационные, распорядительные, экономические и социально-психологические. 

Организационные методы включают приемы и методы организационного воздействия  на персонал. Задача данных методов  сводится к  разработке положений, определяющих состав организационно-подготовительных мероприятий. Разрабатывается структура  предприятия, вносятся в нее коррективы в связи с изменяющимися условиями, определяются полномочия работников и  руководителей аппарата управления, а также функциональные связи  между ними. Необходимо четко определить связи между структурными подразделениями, их права и обязанности. Среди  организационных методов можно  выделить три вида: регламентирование, нормирование и инструктирование.

 Распорядительные методы  руководства применяются для  конкретизации всех форм воздействия  в процессе управления. Эти методы  направлены на устранение или  локализацию дестабилизирующих  факторов для достижения запланированных  результатов. 

 Экономические методы  руководства применяются в активизации  деятельности персонала. Они представляют  собой способы воздействия, которые  направлены на стимулирование  заинтересованности людей в достижении  поставленных целей. 

 Социально-психологические  методы связаны с изучением  социальных и психологических  мотивов действий людей. Воздействия  оказываются либо на условия  труда, либо на психику людей.  Данные методы можно разделить  на социальные и психологические.  Социальные включают изучение  условий труда, их влияния на  производственную деятельность  предприятия. Психологические способы  воздействия основываются на  понимании психологии людей, их  личностных способностей. Независимо  от методов социально-психологического  воздействия доводы руководителя  должны быть аргументированными.

 Методы управления  постоянно совершенствуются под  влиянием научно-технического прогресса. 

 Для того чтобы понять  сущность и содержание процесса  управления, необходимо уделить  внимание функциям управления.

 Выделим следующие  общие функции управления: планирование, организация, контроль, регулирование,  координация, мотивация, учет  и анализ. Реализация общих функций  управления осуществляется посредством  вспомогательных функций, которые  отражают совокупность разнообразных  видов управленческой деятельности, отличающихся по назначению, направленности, характеру и способу реализации. Они тесно связаны со спецификой  деятельности предприятия и основными  сферами его деятельности. Совокупность  вспомогательных функций управления  обеспечивает комплексность и  системность управления предприятием.

 Планирование направлено  на определение мер, ресурсов  и сроков их осуществления  для достижения целей по развитию  предприятия. Оно связано с  разработкой системы качественных  и количественных показателей  развития организации, которые  определяют его темп и тенденции  в текущем периоде и на перспективу.  По срокам различают долгосрочное, среднесрочное и краткосрочное  планирование. При планировании  необходимо применять и учитывать  реальные данные о состоянии  производства и осуществления  хозяйственной деятельности на  предприятии. 

 Следующая функция  управления - организация, задача  которой состоит в формировании  структуры предприятия и обеспечение  всем необходимым для его стабильного  функционирования.

 Контроль - это комплекс  мер наблюдения за процессом  подготовки и принятия управленческих  решений, применяемых субъектом  управления, а также проверка  фактического состояния объекта  управления. С помощью контроля  устанавливается обратная связь  между субъектом и объектом  управления. Данная функция предназначена  для сохранения и поддержания  установленного планом порядка  проведения работ. По временному  параметру выделяют следующие  виды контроля: предварительный,  промежуточный и итоговый, по  отношению к системе управления - внешний и внутренний контроль.

 Регулирование применяется  на основе данных контроля, направляемых  по линии обратной связи. Задача  этой функции заключается в  поддержании состояния упорядоченности  путем устранения отклонения  фактических величин от плановых.

 Координация, как функция  управления, способствует регулированию  отношений между субъектами управления, которые не находятся в подчинении  друг у друга. Координация придает  организации целостность и устойчивость.

 Мотивация - это процесс,  с помощью которого руководство  направляет действия работников  так, чтобы это соответствовало  первоначальным планам и организации  работы, с целью достижения наилучшего  эффекта. 

Функция учета и анализа  является завершающим этапом управленческого  цикла. При учете уделяется внимание абсолютным величинам (объем выполненных  работ, количество использованных материалов, отработанных техникой часов, затраты  труда).

Функции управления можно  разделить по предметным областям деятельности предприятия: производство, качество, инновации, материально-техническое  обеспечение, маркетинг, качество, коммуникации и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Пути совершенствования  управления государственным предприятием

2.1 Рекомендации по совершенствованию управления государственным предприятием

Совершенствование организационной структуры управления

 

 Для решения сложных  нетрадиционных задач в управлении государственным предприятием можно использовать основные подходы программно-целевой структуры, согласно которой необходимо осуществить:

 

1) четкую постановку целей,  ориентированной на решение этой  нетрадиционной задачи;

 

2) разработку специальной  программы для её достижения;

 

3) реализацию этой программы  с помощью специально созданных  в структуре управления временных  органов.

 

 Внедрение данной структуры  позволит исключить недостатки  существующей структуры, усилить  горизонтальные связи в решение проблем; повысить гибкость, оперативное реагирование на появление каких-либо сложных проблем; повысить уровень ответственности за конечный результат производства; ускорить решение проблем управления; повысить эффективность использования специалистов за счет их привлечения к работе во временных органах.

 

 Для внедрения данной  структуры необходимо провести  психологическую работу с персоналом, морально их настроить.

 

 Кроме того, необходимо  побольше привлекать работников  к процессу управления предприятием. Активнее со стороны руководства  делегировать им часть своих  полномочий.

 

 Совершенствование  управленческой деятельности

 

 С точки зрения формирования  стратегии сильные стороны важны,  поскольку они могут быть использованы  как основа для ее формирования. Если же сильных сторон недостаточно  для того, чтобы сформировать  на их основе успешную стратегию,  то необходимо срочно создавать  ту основу, на которой можно  было бы разработать эффективную  стратегию.

 

 В то же время  успешная стратегия должна быть  направлена на устранение слабых  сторон, которые мешают нормальному  функционированию и не дают  использовать привлекательные возможности.  Принцип здесь прост: организационная стратегия должна полностью учитывать и сильные, и слабые стороны, как возможностей, так и угроз. Рискованно следовать стратегическому плану, который невозможно полностью реализовать, используя имеющиеся ресурсы и накопленный опыт, или выполнению которого помешают ее слабые стороны. Как правило, стратегию необходимо строить на том, что больше всего повышает устойчивость, а также избегать стратегий, которые не решают поставленной цели и вызывают сомнения.

 

 

 

2.2 Методологические подходы к оценке эффективности мероприятия по совершенствованию управления

 

Эффективность как  экономическое понятие

Эффективность управляемого объекта рассматривается в качестве главного критерия результативности управления. Проблема эффективности – составная  часть использования управленческого  потенциала, т.е. совокупности всех ресурсов системы управления. Управленческий потенциал выступает в материальной и интеллектуальной формах: в форме  затрат и расходов на управление, которые  определяются содержанием, организацией, технологией и объемом работ  по реализации соответствующих функций  управления; характера управленческого  труда; эффективности управления, т.е. эффективности действий людей в  процессе деятельности организации, в  процессе реализации интересов, в достижении определенных целей.

 

 Целесообразно рассматривать  эффективность как результативность  функционирования системы и процесса  управления, как результат взаимодействия  управляемой и управляющей систем, т.е. интегрированный результат  компонентов управления. Эффективность показывает, в какой мере управляющий орган реализует цели, достигает запланированных результатов.

 

 Результаты действия, соотнесенные с целью и затратами,  – это и есть содержание  эффективности как управленческой  категории. 

 

 На эффективность принятия  решений менеджером влияет ряд  факторов: потенциал сотрудника, его  способность выполнять определённую  работу; средства производства; социальные  аспекты персонала и коллектива  в целом; культура организации.  Все эти факторы действуют  совместно, в интеграционном единстве.

 

 Таким образом, эффективность  управления – один из основных  показателей совершенствования  управления, определяемый сопоставлением  результатов управления и ресурсов, затраченных на их достижение. Оценить эффективность управления, на первый взгляд, можно путем  соизмерения полученной прибыли и затрат на управление. Но такой подход является упрощенным и не дает точных результатов, так как целью управляющего воздействия не всегда является прибыль. Кроме того, оценка эффективности по полученной прибыли скрывает роль управления в достижении конечного результата. Результат управления может быть не только экономическим, но и социальным, социально-экономическим, прибыль же часто выступает как опосредованный результат. Сложность возникает и в том, что затраты на управление не всегда можно достаточно чётко выделить.

Информация о работе Организация управления гос.организацией