Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2014 в 08:41, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование проблем профессиональной этики и компетенции государственных служащих Администрации Октябрьского района Оренбургской области.
В рамках курсовой работы будут решены следующие задачи:
исследовано понятие профессиональной этики государственных служащих;
рассмотрена история развития законодательства о этике и компетенции государственных служащих;
рассмотрена роль профессиональной этики в деятельности госслужащих;
При практическом применении понятия и принципы профессиональной этики государственной службы обретают форму этических требований. Из них основные, которые должны предъявляться к государственному служащему как при поступлении на государственную службу, так и при исполнении государственно-служебных полномочий:
Проступком, позорящим
честь и достоинство
Попытаемся раскрыть более подробно отдельные этические требования, возможно, не самые основополагающие и принципиальные, но, тем не менее, играющие немаловажную роль в формировании представления о том, каким же должен быть моральный облик государственного служащего.
Одним из самых серьёзных факторов, определяющих критическое отношение населения к руководству и аппарату управления всех ветвей и уровней власти, является отсутствие в работе властных структур подлинного внимания к человеку, уважения его личного достоинства, чуткости, тактичности, профессиональной этики.
Проявлением приверженности государственного служащего профессиональным этическим требованиям на всех уровнях его деятельности является способность уважительно относится к достоинству человека, независимо от его социального положения. Признать в человеке равные с собой права на достойное существование, понимать и чувствовать, что все люди равны, что человек – главная ценность социальной жизни, - первое условие всякой деятельности. Административная иерархия соподчинения по вертикали не исключает возможности в каждом человеке, на какой бы ступеньке иерархической лестницы он ни стоял, видеть, прежде всего, человека.
Одно из противоречий, образующихся вследствии нахождения государственных служащих между управленческой элитой и народом, заключается в специфике духовного мира государственного служащего – постоянном преодолении желания сохранить некоторую степень самостоятельности относительно ведомства и общегосударственной линии. Способность сделать правильный моральный выбор является показателем целостности его духовной культуры, основанной на стремлении к общему благу, сознательном выборе направления деятельности, чувстве ответственности перед своей совестью и перед общественным мнением за последствия и результаты своей деятельности.
Таким образом, духовная культура государственного служащего проявляется через отношение к людям, которым он служит. Здесь можно выявить различные уровни служения, начиная от такого социального образования, как государство (фактически абстрактный уровень). Абстрактно служить государству никто не может, поскольку оно выражает интересы своих граждан и за его политическими партиями и государственными учреждениями стоят реальные люди с их нуждами, интересами и потребностями. Значит, и на этом уровне государственный служащий за всё, что он делает, ответственен перед людьми.
«В последнее время
осознана первостепенная роль
в управлении, в том числе и
государственном, культурных
Одной из актуальных проблем кадровой политики в системе государственной службы является оценка управленческой культуры работников аппаратов органов власти. Если при прежней командной модели управления в государстве легитимность исполнения аппаратом управленческих функций и полномочий основывалась на его подотчетности КПСС, то в настоящее время складывается иной механизм политической легитимности и подотчетности чиновников.
Формально (де-юре) аппарат органов исполнительной власти не является субъектом властных отношений, а служащим возбраняется участие в политической деятельности. Но по сути дела государственная служба в РФ - часть политической системы общества, а ее функционеры играют заметную роль в дележе и исполнении власти. Причем вовлеченность государственных работников в политический контекст жизнедеятельности российского общества обусловлена не только развитием "теневой" политики, но и общими условиями перехода от одной модели общества к другой. Конфликтность процесса разделения властей, различия политических последствий выборов в регионах, несогласованность между федеральными законами и законами субъектов РФ, плюс рост властных амбиций растущего слоя представителей бизнеса, привлечение СМИ к решению политических вопросов и кадровым перестановкам и многое другое обусловливают активное проникновение политических интересов в процесс административного управления.
Иначе говоря, в настоящее время невозможно разграничить исключительные "вотчины" полномочных (по Конституции РФ) субъектов властных отношений, политиков и аппаратчиков. И эта ситуация заслуживает научного анализа. В том числе с точки зрения того, насколько соответствует политическая культура государственных служащих как посредников между органами власти и обществом процессу демократизации политической системы РФ.6
Одним из критериев оценки соответствия является отношение служащих к контролю деятельности аппаратов органов исполнительной власти со стороны общества. Такого рода контроль пока в зачаточном состоянии. Однако если иметь в виду курс демократизации общества и важность "обратной связи", то данный критерий весьма важен. Он интересен и тем, что сам по себе "деполитизирован", то есть применим независимо от партийной принадлежности их первых руководителей.
В глазах населения государственный и муниципальный служащий олицетворяет собой государство, и этичность его должностного поведения для обычных граждан имеет большое значение. В обыденном сознании часто именно нравственные, а не профессиональные и деловые качества представителей государственной службы более всего определяют отношение к оценке работы государственного органа и управления.
Цели государственной службы, ее ведущие принципы, нормы, профессиональные требования к ее кадрам — все содержит нравственный аспект, в решающей степени определяющий ее направленность, ее основные доминанты.
Морально - нравственная составляющая регламентации деятельности государственного и муниципального служащего находится в особом положении. С одной стороны, она должна быть стержневой основой его личности, на которую «нанизываются» профессиональные качества. С другой стороны, эту составляющую сложнее всего формализовать в виде определенного свода нормативных требований, так как личность государственного и муниципального служащего гораздо шире его профессиональных обязанностей и интересов. В идеале гражданские качества, включая их морально - этические составляющие, должны быть определяющими при отборе кандидатов на государственную службу.
Одной из важнейших задач комплексной проблемы повышения эффективности деятельности государственной и муниципальной службы Российской Федерации является развитие нравственной составляющей государственных и муниципальных служащих как определяющего условия их продуктивной деятельности.
Переподготовка и повышение квалификации государственных и муниципальных служащих необходимы. Они должны осуществляться по двум взаимосвязанным направлениям:
Данные направления
выражают содержание личностно —
профессионального развития, которое
является основой квалификационного
развития, и профессиональной карьеры
государственных и
В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом «О гражданской службе в Российской Федерации» регулируются отдельные вопросы поступления на гражданскую службу в Администрацию граждан Российской Федерации и граждан иностранных государств - участников международных договоров Российской Федерации, в соответствии с которыми иностранные граждане имеют право находиться на гражданской службе, прохождения и прекращения гражданской службы в администрации, а также определения правового положения (статуса) гражданских служащих в администрации.
Организация государственной гражданской службы регулируется Законом Оренбургской области «О государственной гражданской службе в Оренбургской области» от 27 июля 2004 года №79-ФЗ .
Гражданская служба в Оренбургской области - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях гражданской службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).
Гражданский служащий - гражданин, исполняющий в порядке, определенном гражданскими правовыми актами в соответствии с Федеральным законом, иными федеральными законами, настоящим Законом Оренбургской области, другими законами Оренбургской области, обязанности по должности гражданской службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета гражданского образования.7
Государственная служба Оренбургской области - профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов области.
Государственным служащим Октябрьского ра йона Оренбургской области является лицо, исполняющее обязанности по должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств бюджета администрации.
Должности гражданской службы Администрации Октябрьского района Оренбургской области учреждаются законом Оренбургской области о Реестре государственных должностей Оренбургской области и Реестре должностей государственной гражданской службы Оренбургской области с учетом положений Федерального закона в целях обеспечения исполнения полномочий государственных органов Оренбургской области либо лиц, замещающих государственные должности Оренбургской области.
Должности гражданской службы Администрации Октябрьского района Оренбургской области, классифицированные по государственным органам Оренбургской области, категориям, группам и иным признакам, составляют перечни должностей гражданской службы, являющиеся соответствующими разделами Реестра должностей государственной гражданской службы Оренбургской области.