Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 06:16, контрольная работа
Отрасль является инвестиционно привлекательной, поэтому за последние годы организован целый ряд новых предприятий и цехов. Увеличилось число специализированных предприятий - их сегодня 178, из которых свыше половины – небольшие мощностью до 5 тыс. тонн в год, но в тоже время растет число предприятий, располагающих мощностью свыше 20 тыс. тонн, на которых коэффициент использования мощности значительно выше среднеотраслевого и составляет около 70%. Среди предприятий отчетливо наблюдается тенденция объединения и укрупнения с целью консолидации усилий и своих ресурсов в конкурентной борьбе, имеет место и специализация отдельных предприятий внутри таких объединений по выпуску более узких товарных групп кондитерских изделий. В настоящее время в России создано объединение «Сладко» (3 предприятия), «Объединенные кондитеры» («Рот-Фронт и группа предприятий ОАО «Красный Октябрь» АО «Бабаевское»), фирма «Нестле» (3 фабрики).
Количество собственно кондитерских предприятий (вырабатывающих только кондитерские изделия) к 2002 году возросло до 178, из которых свыше половины – мелкие, мощностью до 5 тыс. т. в год. Количество крупных (мощностью свыше 30 тыс. т. в год) – около 8,5% от общего количества кондитерских предприятий.
В первую десятку крупнейших из них входят:
(на 01.01.2002 г.)
(Статотчетность Госкомстата РФ за 2001 г.)
Таким образом, мы можем подсчитать индекс концентрации рынка (CR 8 – по первым восьми предприятиям):
* Данные на начало 2002 года
Получившийся индекс свидетельствует
о том, что на 8 крупнейших предприятий
отрасли приходится четвертая доля
общих продаж по отрасли, что свидетельствует
о тенденции к появлению
Затраты на производство и реализацию продукции кондитерской отрасли в 1997 – 2001 гг. (по данным Госкомстата РФ) в млн. руб.
1997 г. |
1998 г. |
1999 г. |
2000 г. |
2001 г. | |
Себестоимость продукции |
9527,93 |
13943,96 |
27617,73 |
31329,67 |
44458,45 |
Объем продукции (без НДС и акциза) |
11514,95 |
16614,17 |
32154,46 |
37421,18 |
53375,83 |
Затраты на 1 руб. продукции (коп) |
82,7 |
83,9 |
85,9 |
83,7 |
83,3 |
Снижение (повышение) затрат на 1 руб. продукции в % к прошлому году (* по оперативной инф.) |
-0,63 -0,20* |
1,45 |
2,38 |
0,7 |
0,1 |
Затраты на производство продукции | |||||
Сырье и материалы |
6277,71 |
8960,95 |
19946,21 |
22849,43 |
31497,92 |
Комплектующие и п/ф |
65,81 |
123,59 |
257,54 |
176,42 |
356,10 |
Работы сторонних организаций |
207,25 |
277,58 |
376,37 |
880,82 |
1174,97 |
Из них, по транспортировке грузов |
52,34 |
140,75 |
203,49 |
111,25 |
579,30 |
Топливо |
181,92 |
170,03 |
194,82 |
262,33 |
342,28 |
Энергия |
190,18 |
205,95 |
228,29 |
320,01 |
466,58 |
Итого материальных затрат |
6922,86 |
9738,10 |
21003,23 |
25244,18 |
33837,85 |
В том числе на импортное сырье |
936,30 |
1807,84 |
4223,54 |
4379,42 |
5632,88 |
Затраты на оплату труда |
1111,99 |
1429,78 |
2114,39 |
2676,93 |
4136,01 |
Отчисления на соц. нужды |
418,96 |
526,17 |
746,05 |
675,26 |
1241,30 |
Амортизация осн. фондов |
284,67 |
482,96 |
615,74 |
489,15 |
2083,20 |
Прочие затраты |
822,00 |
1843,09 |
3176,10 |
2362,04 |
4587,64 |
Итого затрат на произв-во продукции |
9560,47 |
11020,11 |
27655,51 |
31447,56 |
45171,75 |
Структура затрат на производство (в %) | |||||
Сырье и материалы |
65,7 |
63,9 |
72,1 |
70,8 |
63,9 |
Комплектующие и п/ф |
0,7 |
0,9 |
0,9 |
0,5 |
0,8 |
Работы сторонних организаций |
2,2 |
2,0 |
1,4 |
2,7 |
2,6 |
Топливо |
1,9 |
1,2 |
0,7 |
0,8 |
0,8 |
Энергия |
2,0 |
1,5 |
0,8 |
1,0 |
1,0 |
Итого материальных затрат |
72,4 |
69,5 |
75,9 |
75,8 |
74,9 |
В том числе импортного сырья |
9,8 |
20,1 |
17,3 |
16,8 | |
Затраты на оплату труда |
11,6 |
10,2 |
7,6 |
8,3 |
9,2 |
Отчисления на соц. нужды |
4,4 |
3,8 |
2,7 |
3,1 |
2,9 |
Амортизация осн. фондов |
3,0 |
3,4 |
2,2 |
2,3 |
2,6 |
Прочие затраты |
8,6 |
13,1 |
11,5 |
10,4 |
10,5 |
Итого затрат на произв-во продукции |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
Рентабельность производства | |||||
Объем продукции (без НДС и акциза) |
11514,95 |
16614,17 |
32154,46 |
37421,18 |
53375,83 |
Себестоимость товарной продукции |
9527,93 |
13943,96 |
27617,73 |
31329,67 |
44458,45 |
Прибыль (+), Убыток (-) |
1987,02 |
2670,21 |
4536,74 |
6091,51 |
8917,39 |
Рентабельность производства, % |
20,9 |
19,1 |
16,4 |
19,4 |
20,1 |
Сведения о финансовом состоянии кондитерской промышленности на 1 мая 2003 г. (данные Госкомстата России по крупным и средним предприятиям) Прибыль предприятий за 4 месяца 2003 г.
Кол-во предпр., получивших прибыль |
Удельный вес прибыльных предприятий в общем числе предпр. в % в 2003 г. в 2002 г. |
Прибыль в тыс. руб. | |||
за отчет. период |
за соотв. период 2002 г. |
За отчет. период |
за соотв. период 2002 г. | ||
124 |
142 |
53,7 |
54,9 |
12196126 |
1474999 |
Дебиторская задолженность на 1.05.2003 г.
Кол-во предприятий |
Удельный вес предприятий, имеющих просроченную дебиторскую задолженность |
Фактически, тыс. руб. |
Удельный вес просроченной задолженности в общем объеме задолженности, % |
Темпы роста в % к 1-му числу предыдущего месяца: | |||
Всего |
в т. числе, имеющих просроченную задолженность |
всего |
в т. числе просроченная |
всей задолжен-ности |
в т. числе просро-ченной | ||
231 |
96 |
41,6 |
9087477 |
574660 |
6,3 |
94,2 |
104,9 |
Задолженность покупателей и заказчиков за товары и услуги на 1.05.2003 г.
Кол-во предприятий, имеющих просроченную задолженность |
Фактически, тыс. руб. |
Удельный вес просроченной задолженности в общем объеме задолженности, % |
Темп роста в % к 1-му числу предыдущего месяца: | |||
единиц |
в % к общему количеству |
Всего |
в т. числе просроченная |
всей задолженности |
в т. числе просроченной | |
92 |
39,8 |
6159469 |
321659 |
5,2 |
92,5 |
96,5 |
Кредиторская задолженность на 1.05.2003 г.
Кол-во предприятий, единиц |
Удельный вес предприятий, имеющих просроченную кредиторскую задолженность |
Фактически, тыс. руб. |
Удельный вес просроченной задолженности в общем объеме задолженности, % |
Темпы роста в % к 1-му числу предыдущего месяца: | |||
всего |
в т. числе, имеющих просроченную задолженность |
Всего |
в т. числе просрочен-ная |
всей задолжен-ности |
в т. числе просрочен-ной | ||
231 |
80 |
34,6 |
8364047 |
662352 |
7,9 |
94,5 |
105,4 |
Экономия на масштабах деятельности – являет собой продуктовую конгломерацию в отрасли: предприятия стремятся производить как можно более широкий спектр продукции (конфеты, шоколад, печенье, торты, вафли и т.д.), что позволяет им адаптироваться к изменяющимся предпочтениям покупателей, ценам на сырье на рынке, появлению новых технологий.
Экономия на масштабах производства – так как в основном у предприятий растут переменные издержки (на разработку новых технологий, внедрение нового сырья, обучение персонала и т.д.), а постоянные издержки (на оборудование, здания) в основном не изменяются, то суммарное количество издержек на производство единицы продукции в среднем снижается.
Кривая опыта – так как в отрасли производятся стандартизованные товары, производство является серийным, то при увеличении производства товара издержки снижаются.
I.5 Характеристика потребителей
Потребителями данной отрасли являются следующие группы:
Представляется
затруднительным оценить
ТАБЛИЦА ПОПУЛЯРНОСТИ | ||||||||
Производитель |
Регионы | |||||||
Волго-Вятский |
Поволжье |
Северный |
Сев.-Западный |
Сев.-Кавказский |
Центр.-Черноземный |
Центральный |
ИТОГО | |
Несле, Россия |
20.57% |
39.45% |
22.48% |
14.06% |
28.06% |
22.18% |
9.38% |
22.22% |
Бабаевский |
18.44% |
10.86% |
8.72% |
8.98% |
19.73% |
21.34% |
19.92% |
16.35% |
Красный Октябрь |
6.38% |
3.06% |
6.42% |
8.20% |
14.12% |
15.90% |
24.66% |
13.43% |
Рот Фронт |
10.99% |
9.63% |
13.30% |
2.34% |
12.93% |
15.90% |
15.17% |
12.15% |
Штольверк |
13.83% |
5.05% |
8.26% |
1.95% |
3.06% |
5.02% |
8.96% |
6.59% |
СладКо |
1.42% |
12.23% |
1.38% |
3.52% |
3.74% |
9.21% |
3.79% |
5.52% |
КФ им. Крупской |
0.00% |
0.00% |
16.97% |
38.67% |
0.00% |
0.42% |
0.53% |
4.46% |
Коркунов |
0.35% |
0.61% |
0.92% |
0.78% |
4.93% |
0.00% |
3.90% |
2.35% |
Кэдбери |
2.13% |
1.22% |
2.29% |
7.81% |
1.19% |
2.51% |
1.58% |
2.10% |
Марс |
2.84% |
2.14% |
0.00% |
0.00% |
1.53% |
0.84% |
2.42% |
1.76% |
Большевик |
0.35% |
0.92% |
2.75% |
0.39% |
0.85% |
0.42% |
2.11% |
1.26% |
Сормовская КФ |
13.48% |
0.00% |
0.00% |
0.00% |
0.00% |
0.00% |
0.00% |
1.19% |
Каждый
второй житель европейской части
РФ, принявший участие в
II. ХАРАКТЕРИСТИКА КОНКУРЕНТНОЙ БОРЬБЫ НА РЫНКЕ
Майкл Портер выделяет 5 конкурентных сил, характеризующих состояние конкуренции в отрасли:
Сразу хотелось бы оговориться,
что на наш взгляд, такая сила,
как присутствие товаров-
Проанализировав материалы, касающиеся поведения поставщиков, предприятий и потребителей, мы выделили следующие факторы, оказывающие существенное воздействие на конкурентные силы:
Мировые цены на сырьё (сахар, како-бобы, соя и т.д.) - большая проблема, с которой столкнулась отрасль в 2002 году, это резкий рост цен на сахар. Учитывая, что сахар является основным видом сырья для кондитерской промышленности (на его долю приходится более 25% себестоимости всей продукции), резкий рост цен на сахар крайне отрицательно сказывается на промышленности, снижает конкурентоспособность, резко повышает себестоимость её продукции. Правительство РФ своим Постановлением «О тарифном регулировании импорта сахара-сырца и белого сахара в 2003 г.» установило с 01.01.2003. новую, гораздо более высокую, ставку ввозной пошлины на сахар-сырец, что сразу, с выходом Постановления, вызвало скачок внутренних цен на белый сахар и грозит неминуемым дальнейшим их ростом.
Законодательные квоты на ввоз сырья в РФ - таможенно-тарифное регулирование кондитерского рынка. Объемы экспорта, импорта кондитерских изделий зависит не только от эффективности работы предприятий, но и от защитных мер, принимаемых государством в отношении отечественных производителей.
В целях выравнивания конкурентных условий российских и иностранных производителей шоколада и шоколадных изделий Комиссия по защитным мерам рассматривает вопрос об отмене таможенных пошлин на основное сырье для производства товаров – какао-бобы:
Существующая у нас таможенно-тарифная система защиты отечественного рынка несовершенна – низки пошлины на готовую продукцию – 15-20%
Слияние и поглощение на рынке (объединение в холдинги, создание ассоциаций) в целях: