Рынок кондитерских изделий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 06:16, контрольная работа

Краткое описание

Отрасль является инвестиционно привлекательной, поэтому за последние годы организован целый ряд новых предприятий и цехов. Увеличилось число специализированных предприятий - их сегодня 178, из которых свыше половины – небольшие мощностью до 5 тыс. тонн в год, но в тоже время растет число предприятий, располагающих мощностью свыше 20 тыс. тонн, на которых коэффициент использования мощности значительно выше среднеотраслевого и составляет около 70%. Среди предприятий отчетливо наблюдается тенденция объединения и укрупнения с целью консолидации усилий и своих ресурсов в конкурентной борьбе, имеет место и специализация отдельных предприятий внутри таких объединений по выпуску более узких товарных групп кондитерских изделий. В настоящее время в России создано объединение «Сладко» (3 предприятия), «Объединенные кондитеры» («Рот-Фронт и группа предприятий ОАО «Красный Октябрь» АО «Бабаевское»), фирма «Нестле» (3 фабрики).

Вложенные файлы: 1 файл

чужая кондитер.docx

— 91.11 Кб (Скачать файл)

 

 

Количество собственно кондитерских предприятий (вырабатывающих только кондитерские изделия) к 2002 году возросло до 178, из которых свыше половины – мелкие, мощностью до 5 тыс. т. в год. Количество крупных (мощностью свыше 30 тыс. т. в год) – около 8,5% от общего количества кондитерских предприятий.

В первую десятку крупнейших из них входят:

(на 01.01.2002 г.)

  • ЗАО «Крафт Фудс Рус»     81,3 т.т.
  • ОАО Конд. объед. «Россия»     71,6 т.т.
  • ОАО «Красный Октябрь»      66,9 т.т.
  • АО «Бабаевское»       61,3 т.т.
  • ОАО «Рот Фронт»       61,0 т.т.
  • ОАО Конд. объед. «СладКо»     41,6 т.т.
  • ОАО «Волжанка»       37,7 т.т.
  • ОАО «Брянконфи»       34,5 т.т.
  • ЗАО «Русский Бисквит»      33,8 т.т.
  • АОЗТ «Азарт»        32,7 т.т.

(Статотчетность Госкомстата  РФ за 2001 г.)

Таким образом, мы можем  подсчитать индекс концентрации рынка (CR 8 – по первым восьми предприятиям):

 

  


 

* Данные на начало 2002 года

 

Получившийся индекс свидетельствует  о том, что на 8 крупнейших предприятий  отрасли приходится четвертая доля общих продаж по отрасли, что свидетельствует  о тенденции к появлению олигополии на рынке: основные игроки делят сегменты рынка между собой.  

 

Затраты на производство и реализацию продукции кондитерской отрасли в 1997 – 2001 гг. (по данным Госкомстата РФ) в млн. руб.

 

1997 г.

1998 г.

1999 г.

2000 г.

2001 г.

Себестоимость продукции

9527,93

13943,96

27617,73

31329,67

44458,45

Объем продукции (без НДС  и акциза)

11514,95

16614,17

32154,46

37421,18

53375,83

Затраты на 1 руб. продукции (коп)

82,7

83,9

85,9

83,7

83,3

Снижение (повышение) затрат на 1 руб. продукции в % к прошлому году (* по оперативной инф.)

-0,63

-0,20*

1,45

2,38

0,7

0,1

Затраты на производство продукции

Сырье и материалы

6277,71

8960,95

19946,21

22849,43

31497,92

Комплектующие и п/ф

65,81

123,59

257,54

176,42

356,10

Работы сторонних организаций

207,25

277,58

376,37

880,82

1174,97

Из них, по транспортировке  грузов

52,34

140,75

203,49

111,25

579,30

Топливо

181,92

170,03

194,82

262,33

342,28

Энергия

190,18

205,95

228,29

320,01

466,58

Итого материальных затрат

6922,86

9738,10

21003,23

25244,18

33837,85

В том числе на импортное  сырье

936,30

1807,84

4223,54

4379,42

5632,88

Затраты на оплату труда

1111,99

1429,78

2114,39

2676,93

4136,01

Отчисления на соц. нужды

418,96

526,17

746,05

675,26

1241,30

Амортизация осн. фондов

284,67

482,96

615,74

489,15

2083,20

Прочие затраты

822,00

1843,09

3176,10

2362,04

4587,64

Итого затрат на произв-во продукции

9560,47

11020,11

27655,51

31447,56

45171,75

Структура затрат на производство (в %)

Сырье и материалы

65,7

63,9

72,1

70,8

63,9

Комплектующие и п/ф

0,7

0,9

0,9

0,5

0,8

Работы сторонних организаций

2,2

2,0

1,4

2,7

2,6

Топливо

1,9

1,2

0,7

0,8

0,8

Энергия

2,0

1,5

0,8

1,0

1,0

Итого материальных затрат

72,4

69,5

75,9

75,8

74,9

В том числе импортного сырья

9,8

 

20,1

17,3

16,8

Затраты на оплату труда

11,6

10,2

7,6

8,3

9,2

Отчисления на соц. нужды

4,4

3,8

2,7

3,1

2,9

Амортизация осн. фондов

3,0

3,4

2,2

2,3

2,6

Прочие затраты

8,6

13,1

11,5

10,4

10,5

Итого затрат на произв-во продукции

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

Рентабельность производства

Объем продукции (без НДС  и акциза)

11514,95

16614,17

32154,46

37421,18

53375,83

Себестоимость товарной продукции

9527,93

13943,96

27617,73

31329,67

44458,45

Прибыль (+), Убыток (-)

1987,02

2670,21

4536,74

6091,51

8917,39

Рентабельность производства, %

20,9

19,1

16,4

19,4

20,1


 

Сведения о финансовом состоянии  кондитерской промышленности на 1 мая 2003 г. (данные Госкомстата России по крупным и средним предприятиям) Прибыль предприятий за 4 месяца 2003 г.

Кол-во предпр., получивших прибыль

Удельный вес прибыльных предприятий  в общем числе предпр. в %

 в 2003 г. в 2002 г.

Прибыль в тыс. руб.

за отчет. период

за соотв. период 2002 г.

За отчет. период

за соотв. период

2002 г.

124

142

53,7

54,9

12196126

1474999

           

 

Дебиторская задолженность на 1.05.2003 г.

Кол-во предприятий

Удельный вес предприятий, имеющих  просроченную дебиторскую задолженность

Фактически, тыс. руб.

Удельный вес просроченной задолженности  в общем объеме задолженности, %

Темпы роста в % к 1-му числу предыдущего  месяца:

Всего

в т. числе, имеющих просроченную задолженность

всего

в т. числе просроченная

всей задолжен-ности

в т. числе просро-ченной

231

96

41,6

9087477

574660

6,3

94,2

104,9


 

Задолженность покупателей и заказчиков за товары и услуги на 1.05.2003 г.

Кол-во предприятий, имеющих просроченную задолженность

Фактически, тыс. руб.

Удельный вес просроченной задолженности  в общем объеме задолженности, %

Темп роста в % к 1-му числу 

предыдущего месяца:

единиц

  в % к общему количеству предприятий

Всего

в т. числе просроченная

всей задолженности

в т. числе просроченной

92

39,8

6159469

321659

5,2

92,5

96,5


 

Кредиторская задолженность на 1.05.2003 г.

Кол-во предприятий, единиц

Удельный вес предприятий, имеющих  просроченную кредиторскую задолженность

Фактически, тыс. руб.

Удельный вес просроченной задолженности  в общем объеме задолженности, %

Темпы роста в % к 1-му числу предыдущего  месяца:

всего

в т. числе, имеющих просроченную задолженность

Всего

в т. числе просрочен-ная

всей задолжен-ности

в т. числе просрочен-ной

231

80

34,6

8364047

662352

7,9

94,5

105,4


 

 

Экономия на масштабах деятельности – являет собой продуктовую конгломерацию в отрасли: предприятия стремятся производить как можно более широкий спектр продукции (конфеты, шоколад, печенье, торты, вафли и т.д.), что позволяет им адаптироваться к изменяющимся предпочтениям покупателей, ценам на сырье на рынке, появлению новых технологий.

Экономия на масштабах производства – так как в основном у предприятий растут переменные издержки (на разработку новых технологий, внедрение нового сырья, обучение персонала и т.д.), а постоянные издержки (на оборудование, здания) в основном не изменяются, то суммарное количество издержек на производство единицы продукции в среднем снижается.

Кривая опыта – так как в отрасли производятся стандартизованные товары, производство является серийным, то при увеличении производства товара издержки снижаются.

 

I.5 Характеристика потребителей

 

Потребителями данной отрасли являются следующие  группы:

  • массовый потребитель, приобретающий продукция через розничную сеть
  • посредники, приобретающие продукцию для перепродажи
  • различные организации и фирмы (т. е. юридические лица), приобретающие продукцию для собственных нужд (пример: рестораны, кафе).

Представляется  затруднительным оценить влияние  третьей группы потребителей, вторая группа потребителей в конечном итоге  сбывает продукцию потребителям первой и третьей групп. Таким  образом, проанализируем первую группу потребителей.

 

 

 ТАБЛИЦА ПОПУЛЯРНОСТИ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ  ШОКОЛАДНОЙ ПРОДУКЦИИ СРЕДИ РЕСПОНДЕНТОВ  ЕВРОПЕЙСКОЙ ЧАСТИ РОССИИ

Производитель

Регионы

Волго-Вятский

Поволжье

Северный

Сев.-Западный

Сев.-Кавказский

Центр.-Черноземный

Центральный

ИТОГО

Несле, Россия

20.57%

39.45%

22.48%

14.06%

28.06%

22.18%

9.38%

22.22%

Бабаевский

18.44%

10.86%

8.72%

8.98%

19.73%

21.34%

19.92%

16.35%

Красный Октябрь

6.38%

3.06%

6.42%

8.20%

14.12%

15.90%

24.66%

13.43%

Рот Фронт

10.99%

9.63%

13.30%

2.34%

12.93%

15.90%

15.17%

12.15%

Штольверк

13.83%

5.05%

8.26%

1.95%

3.06%

5.02%

8.96%

6.59%

СладКо

1.42%

12.23%

1.38%

3.52%

3.74%

9.21%

3.79%

5.52%

КФ им. Крупской

0.00%

0.00%

16.97%

38.67%

0.00%

0.42%

0.53%

4.46%

Коркунов

0.35%

0.61%

0.92%

0.78%

4.93%

0.00%

3.90%

2.35%

Кэдбери

2.13%

1.22%

2.29%

7.81%

1.19%

2.51%

1.58%

2.10%

Марс

2.84%

2.14%

0.00%

0.00%

1.53%

0.84%

2.42%

1.76%

Большевик

0.35%

0.92%

2.75%

0.39%

0.85%

0.42%

2.11%

1.26%

Сормовская КФ

13.48%

0.00%

0.00%

0.00%

0.00%

0.00%

0.00%

1.19%


 

Каждый  второй житель европейской части  РФ, принявший участие в исследовании, приобретает шоколадную продукцию  в продовольственных магазинах, второе по популярности место продаж занимают коммерческие ларьки (палатки), где покупают сладости в основном люди с невысокими доходами, третье предпочтительное место покупок - традиционные кондитерские отделы магазинов. Только каждый десятый респондент приобретает  шоколадные изделия на оптовом рынке. Супермаркеты выбирают в качестве мест покупки люди с высокими доходами, а в специализированных магазинах  приобретают шоколадную продукцию  как обеспеченные респонденты, так  и не очень, первые приходят за тем, чтобы приобрести гарантированный высококачественный продукт, вторые же довольны кроме этого его приемлемой ценой. Домохозяйки отовариваются в основном на оптовых рынках, в продовольственных и специализированных магазинах, в поселковых магазинах и палатках приобретают шоколадную продукцию - безработные, рядовой служащий покупает продукцию в кондитерских отделах, начальник приобретает шоколадные изделия в основном в супермаркетах.

 

 

II. ХАРАКТЕРИСТИКА КОНКУРЕНТНОЙ БОРЬБЫ НА РЫНКЕ

 

Майкл Портер выделяет 5 конкурентных сил, характеризующих состояние  конкуренции в отрасли:

  1. соперничество компаний уже существующие внутри отрасли;
  2. возможность появления в отрасли новых компаний;
  3. попытки компаний из других отраслей завоевать потребителей товарами-субститутами;
  4. поведение поставщиков сырья;
  5. поведение потребителей.

Сразу хотелось бы оговориться, что на наш взгляд, такая сила, как присутствие товаров-субститутов  на рынке не влияет на производителей внутри кондитерской отрасли, так как  на сегодняшний день сладостям еще  пока не нашлось никакой замены.

Проанализировав материалы, касающиеся поведения поставщиков, предприятий и потребителей, мы выделили следующие факторы, оказывающие  существенное воздействие на конкурентные силы:

Мировые цены на сырьё (сахар, како-бобы, соя и т.д.) - большая проблема, с которой столкнулась отрасль в 2002 году, это резкий рост цен на сахар. Учитывая, что сахар является основным видом сырья для кондитерской промышленности (на его долю приходится более 25% себестоимости всей продукции), резкий рост цен на сахар крайне отрицательно сказывается на промышленности, снижает конкурентоспособность, резко повышает себестоимость её продукции. Правительство РФ своим Постановлением «О тарифном регулировании импорта сахара-сырца и белого сахара в 2003 г.» установило с 01.01.2003. новую, гораздо более высокую, ставку ввозной пошлины на сахар-сырец, что сразу, с выходом Постановления, вызвало скачок внутренних цен на белый сахар и грозит неминуемым дальнейшим их ростом.

Законодательные квоты  на ввоз сырья в РФ - таможенно-тарифное регулирование кондитерского рынка. Объемы экспорта, импорта кондитерских изделий зависит не только от эффективности работы предприятий, но и от защитных мер, принимаемых государством в отношении отечественных производителей.

В целях выравнивания конкурентных условий российских и иностранных  производителей шоколада и шоколадных изделий Комиссия по защитным мерам  рассматривает вопрос об отмене таможенных пошлин на основное сырье для производства товаров – какао-бобы:

  • Созданы мощности по переработке какао-бобов 120 тыс. тонн в год, которые используются на 50%;
  • Мировой и отечественный опыт показывает, что экономически выгодно производить глубокую переработку какао-бобов, получая все какао продукты;
  • В странах ЕС да и почти во всех странах мира, имеющих развитую кондитерскую промышленность, нет таможенных пошлин на какао-бобы;
  • Снятие пошлин повысит конкурентоспособность отечественной продукции и в конечном итоге уменьшит импорт этой продукции в РФ;
  • Потери бюджета в объеме 4,5 млн. долларов от неуплаты таможенной пошлины будут восполнены в виде налогов и сборов от производства дополнительной продукции в объеме 11 млн. долларов. Чистая прибыль бюджета составит около 6 млн. долларов, кроме того, увеличится и прибыль у кондитерских предприятий.

Существующая  у нас таможенно-тарифная система  защиты отечественного рынка несовершенна – низки пошлины на готовую  продукцию – 15-20%

Слияние и поглощение на рынке (объединение в холдинги, создание ассоциаций) в целях:

  • представления и защита экономических прав и интересов кондитеров перед центральными и местными органами законодательной и исполнительной власти;
  • участия в разработке основных направлений единой экономической, инвестиционной и социальной политики развития кондитерской промышленности России;
  • содействия в создании отечественным производителям кондитерских изделий благоприятных рыночных условий для наращивания объемов производства в целях обеспечения внутренних потребностей страны и необходимого экспортного потенциала;
  • содействия в реализации научно-исследовательских и опытно- конструкторских работ, мероприятий по освоению новых видов продукции, имеющих отраслевое значение, научное сопровождение при освоении научно-технических разработок;
  • делового сотрудничества с зарубежными и международными организациями, объединениями, союзами;
  • проведения целенаправленной политики в вопросах обеспечения кондитерских предприятий сырьем, материалами и финансовыми ресурсами;
  • организации в интересах предприятий сбора и обмена информацией для проведения маркетинговых исследований в области производства, рекламы и сбыта продукции;
  • оказания консультативной и методической помощи.

Информация о работе Рынок кондитерских изделий