Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 23:12, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение особенностей управления социально-культурной организацией.
Актуальность проблематики культурно-досуговой деятельности продиктована заинтересованностью как государства, так и его граждан в обеспечении условий для полноценного отдыха, просвещения, творчества, нравственно-эстетического развития личности в процессе досуга.
А. Д. Жарков, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой культурно-досуговой деятельности МГУ культуры и искусств предлагает понимать культуру досуга как многомерное социальное явление, как систему по созданию, хранению, распространению и потреблению духовных ценностей, норм знаний, а также значений и символов. Среди разнообразных социальных характеристик досуга наиболее важными представляются две:
ВВЕДЕНИЕ
В любом развитом обществе формируется и действует целая система организаций и предприятий, главной функцией которых является организация культурного времяпрепровождения граждан. Каждое из культурно-досуговых предприятий выполняет свойственные только ему функции, специализируется на каких-либо видах деятельности, формах и методах работы, имеет свою производственную специфику. Следовательно, творческо-производственная и организационно-методическая деятельность сетевых единиц досуговой сферы становится предметом анализа научных дисциплин, связанных с маркетингом, менеджментом, рекламой.
Целью данной курсовой работы является изучение особенностей управления социально-культурной организацией.
Актуальность проблематики
культурно-досуговой деятельнос
А. Д. Жарков, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой культурно-досуговой деятельности МГУ культуры и искусств предлагает понимать культуру досуга как многомерное социальное явление, как систему по созданию, хранению, распространению и потреблению духовных ценностей, норм знаний, а также значений и символов. Среди разнообразных социальных характеристик досуга наиболее важными представляются две:
– досуговая деятельность является, как правило, непроизводственной деятельностью;
– досуговые виды деятельности выбираются самостоятельно, по собственной инициативе.
ГЛАВА
1. СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ
1.1. Особенности
функционирования культурно-
В специальных исследованиях
культурно-досуговая
Культурно-досуговая деятельность как специфическое культурное явление – общественный феномен, который вполне логично рассматривать в соотношении с такими явлениями, как трудовая деятельность, рекреационная деятельность, научная деятельность, образовательная деятельность и т.п.
В дореволюционную пору доминирующим направлением в содержании культурного досуга правомерно считать просвещение.
В советское время доминантой социально организованного досуга становится политика, затем доминантой социализированного досуга становится идеология, а работники идеологического фронта гордо именуют себя не иначе как "идеологические бойцы", верные помощники КПСС в деле коммунистического строительства.
Сегодня мы все должны осознать, что культура вступила в качественно новый этап развития. Возникает новая ситуация во взаимодействии культуры и социальной сферы. Культура выступает как динамическая сила, формирующая жизнь общества, оказывающая громадное решающее воздействие на развитие общественных отношений. И в этом смысле учреждение культуры должны выступать важным средством повышения органичности социально-культурного развития.
Современная культурология
рассматривает культурно-
Потребности "нерыночного характера" перекрываются государственными субсидиями или чьими-либо пожертвованиями, но поскольку наше государство достаточно бедно, чтобы удовлетворить все многообразие потребностей своих граждан, а меценатство и спонсорство на современном этапе пока эпизодичны, рынок и рыночные отношения в сфере культуры и, в частности, в культурно-досуговой деятельности не только неизбежны, но и просто необходимы. Как видим, маркетинговый взгляд на вещи снимает все сомнения по поводу правомерности развития рыночных отношений в сфере культуры. Доминанта завтрашнего этапа развития культурно-досуговой деятельности - рыночная экономика. Она мобилизует для удовлетворения духовных потребностей не только государственные ресурсы, но и личные средства граждан, а также пожертвования всевозможных спонсирующих организаций и лиц.
В условиях рыночной экономики немаловажное значение имеет реклама.
Информационно-рекламной деятельностью учреждения культуры занимались и прежде. Другое дело, что работа эта велась бессистемно, наощупь, а эффективность рекламы никто всерьез не изучал. Оставляли желать лучшего и рекламные средства. На сегодняшний день недостатка в специальной литературе по проблемам рекламной работы достаточно, необходимо ею воспользоваться.
Прямо противоположные задачи у "паблисити", иначе говоря - пропаганды. Любое культурно-досуговое учреждение может и должно способствовать собственному закреплению на рынке услуг культуры. Для этого вполне подойдут презентации, газетные репортажи о состоявшихся мероприятиях, радиопередачи о коллективах и объединениях и др.
Наконец, необходимо сказать о менеджменте, о перестройке всей системы работы с персоналом культурно-досуговых учреждений. Наблюдение показывает: здесь мало что изменилось за последние годы. Если внешняя сторона дела как-то еще отработана (оборудованные офисы, компьютеры, сотовые телефоны и пейджеры и т.п.), то внутри-коллективная воспитательная работа зачастую оказывается запущенной. В классической теории маркетинга отдельно рассматривается так называемый интернальный маркетинг, предполагающий целенаправленную работу с персоналом организации: переподготовка, овладение смежными профессиями, мотивация и стимулирование, помощь в самообразовании, улучшение бытовых условий.
1.2. Направления маркетинга культурной организации
Вопросам развития российской сферы культуры в последние годы уделяется большое внимание. Изменение приоритетов политики государства в области распределения доходов поставило данную сферу в крайне сложное финансовое положение. Культурные организации, находившиеся еще в начале 1990-х годов на полном государственном обеспечении, сейчас получают от правительства не более 40% общей суммы расходов. Данное обстоятельство заставляет учреждения искать пути повышения эффективности управления и разрабатывать стратегию в области маркетинга.
В рыночных условиях главной особенностью маркетинга в сфере культуры является соединение трех его направлений. Кроме привлечения потенциальных потребителей можно выделить управление отношениями с покровителями, создание репутации и системы внутреннего менеджмента учреждения.
Работа с посетителями
(клиентами) необходима для оправдания
миссии учреждения культуры, тогда
как целью привлечения
Кроме того, следует отметить, что разные области маркетинга в сфере культуры неразрывно взаимосвязаны. Учреждение, качественно разрабатывающее свою индивидуальную, высокопрофессиональную рабочую программу, становится более интересным для посетителей и для общества в целом. Внимание прессы, создание собственного уникального имиджа и прочной репутации позволяют привлечь интерес частных и корпоративных покровителей (спонсоров), что, в свою очередь, способствует улучшению внутренней работы учреждения и созданию индивидуальной рабочей программы.
Английский экономист Брадфорд составил схему, описывающую маркетинговую деятельность музеев, которая справедлива и для других культурных организаций (см. рис. 1).
Государственные и частные фонды |
Попечители |
Средства массовой информации |
Заинтересованные лица | |||||||||
Управление отношениями с покровителями |
Управление репутацией организации |
|||||||||||
Местные власти |
Спонсоры |
Контрактники |
Посетители | |||||||||
Руководитель |
||||||||||||
Цели |
Рабочая программа |
|||||||||||
Управление организацией |
||||||||||||
Персонал |
Собрания |
|||||||||||
Рис. 1. Направления маркетинга культурной организации.
Следовательно, направления маркетинговой деятельности культурных организаций действуют последовательно, друг за другом — по спирали, переходя с каждым витком на качественно иной, более высокий уровень развития (см. рис. 2).
Рис. 2. Спираль развития направлений маркетинговой деятельности в сфере культуры
Внутренняя среда маркетинга включает тех лиц и те силы, которыми осуществляется маркетинг внутри фирмы. Как правило, в культурных организациях имеются службы, которые планируют, разрабатывают и осуществляют маркетинговые программы отдельно для посетителей, друзей культурной организации, спонсоров и т.д.
Анализируя направления
маркетинга в сфере культуры, мы
рассмотрим маркетинговую среду, которая
служит ключевым моментом процесса управления.
Маркетинговая среда складывает
Макросреда включает в себя такие социальные факторы, как политические, экономические, демографические, социокультурные, научно-технические, которые определяют развитие сферы культуры. В то же время сфера культуры отличается устойчивыми обратными связями со своей макросредой, которые заключаются в непосредственном влиянии на формирование личности, культурного уровня нации, что в конечном счете воздействует на само отношение к сфере культуры.
Микросреда наряду с макропроцессами также имеет важное значение. Микросреда в свою очередь может быть подразделена на две составляющие: внутреннюю и внешнюю.
Внешней средой маркетинга является окружающая среда, на которую фирма выходит со своими маркетинговыми мероприятиями. В сфере культуры она включает реальных и потенциальных посетителей, спонсоров, покровителей, партнеров, конкурентов, а также общественность в лице средств массовой информации и иных лиц, формирующих общественное мнение как о работе культурной организации, так и о культуре в целом.
ГЛАВА 2. ПЕРСОНАЛ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
2.1. Особенности мотивации персонала на государственном предприятии
Персонал – это весь личный состав учреждения, предприятия, организации или часть этого состава, представляющая собой группу по профессиональным или иным признакам (например, обслуживающий персонал). Иными словами, основные характеризующие составляющие понятия "кадры" – постоянство и квалификация работников – для понятия "персонал" не являются обязательными. Персоналом называют постоянных и временных работников, представителей квалифицированного и неквалифицированного труда.
Информация о работе Система социальной организации досуга в стране