Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 16:02, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - на основе исследования системы управления выявить управленческую технологию мотивации персонала организации и разработать рекомендации по ее применению.
1 Введение 3
2 Система управления организации 6
2.1 Сущность и содержание системы управления 6
2.2 Система управление мотивация персонал 8
2.3 Классификация типов управления организацией 11
2.4 Методология исследования систем управления 19
3 Управленческая технология мотивации персонала 25
3.1 Технология управления мотивацией персонала группы салонов сотовой связи 25
3.2 Рекомендации по эффективному применению методов мотивации персонала 32
4 Заключение 35
5 Список использованной литературы 37
6 Приложение 39
Рисунок
5 - Графическое отображение
В сложных структурах управления такое деление носит чисто условный характер. В рамках деловой организации иерархия предусматривает распределение полномочий властного или функционального характера не только по вертикали, но и по горизонтали. Взаимодействие по горизонтали обусловлено, в частности, разделением функциональных обязанностей.
В современной теории менеджмента выделяются два типа управления организациями: бюрократический и органический. Они построены на принципиально различных основаниях и имеют специфические черты, позволяющие выявлять сферы их рационального использования и перспективы дальнейшего развития.
Исторически первым сформировался бюрократический тип организации. Соответствующую концепцию подхода разработал в начале XX столетия немецкий социолог Макс Вебер. Он предложил нормативную модель рациональной бюрократии, менявшую ранее действовавшие системы коммуникации, отчетности, оплаты труда, структуры работы, отношений на производстве. В основе этой модели - представление о предприятиях, как об "организованных организациях", предъявляющих жесткие требования к людям и к структурам, в рамках которых они действуют. Ключевые концептуальные положения нормативной модели рациональной бюрократии таковы:
Главные понятия бюрократического типа структуры управления - рациональность, ответственность и иерархичность. Вебер считал, что состав и содержание управленческих работ должны определяться исходя из потребностей организации. Четко сформулированные предписания по каждой работе не оставляет места для проявления субъективизма и индивидуального подхода. Бюрократические структуры управления показали свою эффективность в крупных и сверхкрупных организациях, в которых необходимо обеспечивать слаженную четкую работу больших коллективов людей, работающих на единую цель. Эти структуры позволяют мобилизовать человеческую энергию и кооперировать труд людей при решении сложных проектов, в массовом и крупносерийном производстве. Очевидно, что бюрократический тип структуры не способствует росту потенциала людей, каждый из которых использует только ту часть своих способностей, которая непосредственно требуется по характеру выполняемой работы. Также с помощью структур бюрократического типа невозможно управлять процессом изменений, направленных на совершенствование работы. Функциональная специализация элементов структуры приводит к тому, что их развитие характеризуется неравномерностью и различной скоростью. В результате возникают противоречия между отдельными частями структуры, несогласованностью в их действиях и интересах, что замедляет прогресс в организации. [15. С. 98.]
Органический тип структур управления возник как антипод бюрократической организации, модель которой перестала удовлетворять многие предприятия, испытывающие необходимость в более гибких и адаптированных структурах. Данный подход отвергает представление об эффективности организации как "организованной" и работающей с четкостью часового механизма. Постепенно вырисовывается иной тип организации, в которой импровизация ценится выше, чем планирование; которая руководствуется возможностями гораздо больше, чем ограничениями, предпочитает находить новые действия, а не цепляться за старые; которая больше ценит дискуссии, чем успокоенность, и поощряет сомнения и противоречия, а не веру. В исходном определении органического типа структуры подчеркивались такие ее принципиальные отличия от традиционной бюрократической иерархии, как более высокая гибкость, меньшая связанность правилами и нормами, использование в качестве базы групповой (бригадной) организации труда. Дальнейшие разработки позволили существенно дополнить перечень свойств, характеризующих органический тип структуры управления:
Рассматриваемый тип структуры предполагает существенные изменения отношений внутри организации: отпадает необходимость в функциональном разделении труда, повышается ответственность каждого работающего за общий успех. Реальный переход к органическому типу структуры управления требует серьезной подготовительной работы. Прежде всего, компании принимают меры к расширению участия работающих в решении проблем организации (путем обучения, повышения уровня информированности, заинтересованности и т.п.), ликвидируют функциональную обособленность, развивают информационные технологии, радикально пересматривают характер взаимоотношений с другими компаниями. Данный тип структуры управления находится лишь в начальной фазе своего развития, и в "чистом" виде его используют пока немногие организации. Но элементы этого подхода к структуре управления получили довольно широкое распространение, особенно в тех компаниях, которые стремятся приспособиться к динамично меняющейся внешней среде. [19. C. 131.]
Существуют и другие классификации структур управления, имеющие более прикладной характер, например, классификация, подразделяющая организационные структуры на линейные, линейно-функциональные, проектные и матричные, венчурные и инновационные внутрифирменные. Приведем краткую характеристику основных организационных структур по данной классификации.
Линейная структура управления (рис.6) является наиболее приемлемой лишь для простых форм организаций. Отличительная черта: прямое воздействие на все элементы организации и сосредоточение в одних руках всех функций руководства. Схема хорошо работает в небольших организациях при высоком профессионализме и авторитете руководителя.
В небольших
организациях с четким распределением
функциональных обязанностей получили
также распространение
Рисунок 6 - Линейная структура управления
Рисунок 7 - Варианты структур:
а - кольцо; б - звезда; в - колесо. Р - руководитель; И - исполнитель
Линейно-функциональная структура управления (рис.8) основана на так называемом "шахтном" принципе построения и специализации управленческого процесса в зависимости от обязанностей, возложенных на заместителей руководителя - функциональных руководителей. К их числу относятся: коммерческий директор, заместители директора по кадрам, по производству, руководители информационного отдела и т.д.
Рисунок 8 - Линейно-функциональная структура управления
Линейно-штабная
структура управления (рис. 9) представляет
собой комбинированную
Рисунок
9 - Линейно-штабная структура
Матричная структура управления (рис. 10) представляет собой решетчатую организацию, построенную на принципе двойного подчинения исполнителей: с одной стороны, непосредственному руководителю функциональной службы, которая предоставляет персонал и техническую помощь руководителю проекта, с другой - руководителю проекта (целевой программы), который наделен необходимыми полномочиями для осуществления процесса управления в соответствии с запланированными сроками, ресурсами и качеством. Матричная схема применяется при сложном, наукоемком производстве товаров, информации, услуг, знаний.
Рисунок 10 - Матричная структура управления
Проектная структура управления формируется при разработке организацией проектов, под которыми понимаются любые процессы целенаправленных изменений в системе управления или в организации в целом, например, модернизация производства, освоение новых технологий и т.п. Управление проектом включает определение его целей, формирование структуры, планирование и организацию работ, координацию действий исполнителей. Одной из форм проектного управления является формирование специального подразделения - проектной команды, работающей на временной основе.
В условиях рыночной экономики и острой конкурентной борьбы наиболее интенсивно развиваются структуры управления органического типа. Главным достоинством таких гибких структур является их способность быстро приспосабливаться к меняющимся внешним условиям и изменению целевых установок. К гибким структурам можно отнести проектные и матричные структуры. Для них характерна самостоятельная работа отдельных подразделений, что дает возможность руководителям подразделений самим принимать решения и налаживать функциональные связи по горизонтали. [12.С. 169.]
Несмотря на то, что иерархические структуры управления в настоящее время признаны во всем мире наиболее эффективными, они обладают рядом существенных недостатков, а именно:
Наличие
в любой иерархической системе
указанных недостатков ведет
к тому, что со временем в работе
деловой организации
На каждом этапе развития организация вызывает к жизни определенные тенденции изменения систем управления. Исследование систем управления или проблем функционирования систем управления всегда должно проводиться для достижения каких-либо известных (установленных) целей. В зависимости от поставленной цели по исследованию системы управления могут использоваться следующие исследования:
теоретические - изучение явлений и процессов системы и системы управления осуществляется на основе использования неких абстрактных объектов. Фундаментальное исследование позволяет выявить новые законы и закономерности, которые могут быть использованы при прикладных исследованиях или в практической деятельности;
прикладные - решение определенных практических проблем с использованием фундаментальных исследований. При прикладных исследованиях выявляются и обосновываются на научной основе направления совершенствования систем управления и их элементов;
теоретико-эмпирические - способствуют выявлению фактического состояния организации и систем управления и их элементов, тенденций развития, важнейших причинно-следственных связей, определенной направленности в разработке и реализации системы мер по их совершенствованию.
Исследования систем управления относятся к прикладным исследованиям и носят теоретическо-эмпирический характер. Они предполагают изучение с использованием научных подходов явлений и процессов, протекающих в элементах и в системе в целом. Остановимся на каждом из этих подходов.
При исследовании систем управления необходимо использовать диалектический подход, суть которого состоит в том, что в процессе функционирования системы все ее элементы взаимосвязаны и взаимообусловлены. Необходимо изучать всю совокупность параметров и показателей, характеризующих результативность функционирования системы и системы управления в динамике; свойства организационных процессов (адаптацию, саморегулирование и самоорганизацию).
На
основании эмпирического
Изучение
межличностных отношений