Системы управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2011 в 01:05, реферат

Краткое описание

Рассмотрение управления как системы является одним из достижений современной науки. Это обусловливается, прежде всего, как необходимое требование учета многофакторных проявлений управления как деятельности, находящейся в сложной структуре отношений, сформированных как внутри самой системы управления, так и в отношениях с внешним миром, с внешними системами и надсистемами.

Содержание

1.Введение……………………………………………………………..3-4

2. Система управления как объект исследования…………………...5-10

3. Методы исследования и проектирования систем управления…...11-18

4.Тесты………………………………………………………………….19

5 Список использованной литературы…………………………….20

Вложенные файлы: 1 файл

контр. по теории управления.docx

— 37.16 Кб (Скачать файл)

Разумеется, исследование имеет и теоретические результаты - осмысление проблемы, выявление закономерностей  функционирования и развития, концепции  управления системой в определенных условиях, заданных уже не с позиции  конкретной ситуации, а категориально. В зависимости от глубины проникновения  в суть проблемы и уровня обобщения  теоретических результатов возникает  возможность существенно расширить  и практические результаты, решить важную народно-хозяйственную проблему, обеспечить возможность для тиражирования  нового опыта управления. Всякое исследование требует определенного ресурсного обеспечения. Без необходимых ресурсов (человеческих, информационных, финансово-экономических, технических) невозможно провести современное  исследование (а тем более невозможно реализовать его выводы на практике). Поэтому важной проблемой исследования систем управления является выделение  ресурсов, необходимых для его  проведения и воплощения в жизнь.  
 
 
 
 
 
 

Методы  исследования и проектирования систем управления

Организации относятся  к числу сверхсложных систем: они  состоят из элементов и подсистем  разной природы (технические, правовые, психологические, социокультурные), они  многофункциональны (производят продукцию, услуги, формируют человека и среду). Для объекта такой сложности  приходится строить и сложную  методологию. Именно системный подход позволяет рассмотреть организацию  как систему, как целое - ведь основной его принцип - это принцип интеграции. От него происходит цепь производных  принципов, главные из которых - целостность  объекта и комплектность его  анализа.

Системный подход, придавая важное значение научно обоснованному  определению функций управления и нормативов численности как  части общего процесса формирования организационно-управленческой структуры, ориентирует исследователей и разработчиков  на более общие принципы проектирования организаций. Он предполагает исходное определение системы целей организации, обусловливающих структуру задач  и содержание функций аппарата управления.

Многообразие  целей как на высшем, так и на среднем и низших уровнях организации  обычно не может быть сведено к  одному измерителю. Основное назначение большинства производственных организаций  с точки зрения общества определяется целями удовлетворения рыночных потребностей в производимой продукции. В любом  случае каждая цель отражает одну из объективно необходимых сторон функционирования и развития организационной системы.

Вместе с тем  соответствие между системой целей  и организационной структурой управления не может быть однозначным. Эффективность  построения организационной структуры не может быть оценена каким-либо одним показателем. С одной стороны, здесь следует учитывать, насколько структура обеспечивает достижение организацией результатов, соответствующих поставленным перед ней целям, с другой - насколько ее внутреннее построение и процессы функционирования адекватны объективным требованиям к их содержанию, организации и свойствам.

Конечным критерием  эффективности при сравнении  различных вариантов организационной  структуры является наиболее полное и устойчивое достижение целей, поставленных в области производства, экономики, технического прогресса и социального  развития. Однако довести этот критерий до практически применимых простых  показателей, связать каждое конкретное организационное решение с его  конечными результатами чрезвычайно  трудно. Целесообразнее использовать набор нормативных характеристик  аппарата управления: его производительность при переработке информации; оперативность  принятия управленческих решений; надежность аппарата управления, выражающаяся в  качестве исполнения решений в рамках установленных сроков и ресурсов; адаптивность и гибкость, характеризующиеся  способностью своевременного выявления  организационных проблем и соответствующей  перестройкой работы.

Все методы исследования систем управления можно классифицировать на две группы:

- теоретические: метод восхождения от абстрактного к конкретному, метод абстрагирования, методы анализа и синтеза, методы дедукции и индукции, метод моделирования и др.;

- эмпирические: наблюдение, сравнение, метод экспертных оценок и др.

Проектирование  организационных структур управления осуществляется на основе следующих  основных взаимодополняющих методов: аналогий; экспертно-аналитического; структуризации целей; организационного моделирования.

Метод аналогий состоит в применении организационных  форм и механизмов управления, которые  оправдали себя в организациях со сходными организационными характеристиками (целями, типом технологии, спецификой организационного окружения, размером и т.п.), по отношению к проектируемой  организации. К методу аналогий относится  выработка типовых структур управления производственно-хозяйственных организаций  и определение границ и условий  их применения.

Использование метода аналогий основано на двух взаимодополняющих  подходах. Первый из них заключается  в выявлении для каждого типа производственно-хозяйственных организаций  и для различных отраслей значений и тенденций изменения главных  организационных характеристик  и соответствующих им организационных  форм и механизмов управления, которые  исходя из конкретного опыта или  научных обоснований доказывают свою эффективность для определенного  набора исходных условий.

Второй подход представляет, по сути, типизацию наиболее общих принципиальных решений о  характере и взаимоотношениях звеньев  аппарата управления и отдельных  должностей в четко определенных условиях работы организаций данного  типа в конкретных отраслях, а также  разработку отдельных нормативных  характеристик аппарата управления для этих организаций и отраслей. Типизация решений является средством  повышения общего уровня организации  управления производством, направленным на стандартизацию и унификацию организационных  форм управления, ускорение внедрения  наиболее рациональных, прогрессивных  форм. Типовые организационные решения  должны быть, во-первых, вариантными, а  не однозначными, во-вторых, пересматриваемыми  и корректируемыми с регулярной периодичностью и, наконец, допускающими отклонения в случаях, когда условия работы организации отличаются от четко формулированных условий, для которых рекомендуется соответствующая типовая форма организационной структуры управления.

Экспертно-аналитический  метод состоит в обследовании и аналитическом изучении организации, проводимыми квалифицированными специалистами  с привлечением ее руководителей  и других работников, с тем чтобы  выявить специфические особенности, проблемы, «узкие места» в работе аппарата управления; а также выработать рациональные рекомендации по его формированию или  перестройке. Данный метод, являющийся наиболее гибким и всеохватывающим, применяется в тесном сочетании  с другими (в особенности методами аналогий и структуризации целей) и  имеет многообразные формы реализации. К нему относится и проведение экспертных опросов руководителей  и членов организации для выявления  и анализа отдельных характеристик  построения и функционирования аппарата управления, обработка полученных экспертных оценок статистико-математическими  методами (ранговой корреляции, факторного анализа обработки списков и  т.п.).

К экспертным методам  следует отнести также разработку и применение научных принципов  формирования организационных структур управления. Под ними понимаются выведенные из передового опыта управления и  научных обобщений руководящие  правила, выполнение которых направляет деятельность специалистов при выработке  рекомендаций по рациональному проектированию и совершенствованию организационных  систем управления. Принципы формирования организационных структур управления являются конкретизацией более общих  принципов управления (например, единоначалия или коллективного руководства, специализации и т.п.). Примерами  современных принципов формирования организационных структур могут  служить такие, как «построение  организационной структуры исходя из системы целей», «отделение стратегических и координационных функций от оперативного управления», «сочетание функционального и программно-целевого управления» и целый ряд других.

Особое место  среди экспертных методов занимает разработка графических и табличных  описаний организационных структур и процессов управления, отражающих рекомендации по их наилучшей организации. К такого рода описаниям относятся, в частности, маршрутная технология выполнения управленческих функций  или их этапов, основанная на принципах  научной организации труда, а  также на прогрессивных методах  и технических средствах осуществления  управленческих работ, и регламентирующая порядок их выполнения. Этому предшествует разработка вариантов организационных  решений, направленных на устранение выявленных организационных проблем, отвечающих научным принципам и передовому опыту организации управления, а  также требуемому уровню количественно-качественных критериев оценки эффективности  организационных структур. Как правило, при этом осуществляется табличное  представление преимуществ и  недостатков каждого из вариантов  с целью их последующего обсуждения и анализа.

Метод структуризации целей предусматривает выработку  системы целей организации (включая  их количественную и качественную формулировки) и последующий анализ организационных  структур с точки зрения их соответствия системе целей. При его использовании  чаще всего выполняются следующие  этапы:

1) разработка  системы («дерева») целей, представляющей  собой структурную основу для  увязки всех видов организационной  деятельности, исходя из конечных  результатов, независимо от распределения  этих видов деятельности по  организационным подразделениям  и программно-целевым подсистемам  в организации;

2) экспертный  анализ предлагаемых вариантов  организационной структуры с  точки зрения организационной  обеспеченности достижения каждой  из целей, соблюдения принципа  однородности целей, устанавливаемых  каждому подразделению, определения  отношений руководства, подчинения, кооперации подразделений исходя  из взаимосвязей их целей и  т.п.;

3) составление  карт прав и ответственности  за достижение целей как для  отдельных подразделений, так  и по комплексным межфункциональным  видам деятельности, где регламентируется  сфера ответственности (продукция,  ресурсы, рабочая сила, производственные  и управленческие процессы, информация); конкретные результаты, за достижение  которых устанавливается ответственность;  права, которыми наделяется подразделение  для достижения результатов (утверждать  и представлять на утверждение,  согласовывать, подтверждать, контролировать).

Метод организационного моделирования представляет собой  разработку формализованных математических, графических, машинных и других отображений  распределения полномочий и ответственности  в организации, являющихся базой  для построения, анализа и оценки различных вариантов организационных  структур по взаимосвязи их переменных. Можно назвать несколько основных типов организационных моделей:

- математико-кибернетические модели иерархических управленческих структур, описывающие организационные связи и отношения в виде систем математических уравнений и неравенств или же с помощью машинных имитационных языков (примерами могут служить модели многоступенчатой оптимизации, модели системной, индустриальной динамики и др.);

- графоаналитические модели организационных систем, представляющие собой сетевые, матричные и другие табличные и графические отображения распределения функций, полномочий, ответственности, организационных связей. Они дают возможность анализировать их направленность, характер, причины возникновения, оценивать различные варианты группировки взаимосвязанных видов деятельности в однородные подразделения, «проигрывать» варианты распределения прав и ответственности между разными уровнями руководства и т.п. Примерами могут служить «метасхемные» описания материальных, информационных, денежных потоков совместно с управленческими действиями; матрицы распределения полномочий и ответственности; таблицы коэффициентов связей между функциями производства и управления и др.;

- натурные модели организационных структур и процессов, заключающиеся в оценке их функционирования в реальных организационных условиях. К ним относятся организационные эксперименты - заранее спланированные и контролируемые перестройки структур и процессов в реальных организациях; лабораторные эксперименты - искусственно созданные ситуации принятия решений и организационного поведения, сходные с реальными организационными условиями; управленческие игры - действия практических работников, основанные на заранее установленных правилах с оценкой их текущих и долгосрочных последствий (в т.ч. с помощью ЭВМ);

- математико-статистические модели зависимостей между исходными факторами организационных систем и характеристиками организационных структур. Они построены на основе сбора, анализа и обработки эмпирических данных об организациях, функционирующих в сопоставимых условиях. Примерами могут служить регрессивные модели зависимости численности ИТР и служащих от производственно-технологических характеристик организации; зависимости показателей специализации, централизации, стандартизации управленческих работ от типа организационных задач и других характеристик и т.п.

Информация о работе Системы управления