Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 17:27, контрольная работа
Современная Россия переживает процесс перехода от командно-административной к рыночной экономике. Конечной целью этого перехода является глубокое обновление хозяйственного механизма, построение цивилизованного рынка. Среди механизмов, создающих предпосылки для реализации этой стратегической цели, важное место занимает потребительская кооперация. При этом необходимо отметить, что в результате шоковых рыночных реформ начала 90-х годов прошлого века, потребительская кооперация оказалась в сложном положении. Кардинальное изменение структуры и объема совокупного спроса, дезорганизация прежней системы обеспечения материальных потоков, завышенный по отношению к рублю валютный курс, дестабилизирующая экономическая политика правительства, - все это создает неопределенность и огромные сложности в хозяйственной деятельности кооперативных организаций.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………….……….. 2
ГЛАВА 1. ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КООПЕРАЦИЯ КАК СИСТЕМА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ОБЩЕСТВ И ИХ СОЮЗОВ ………………………… 3
ГЛАВА 2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОГРАНИЗАЦИОННОГО ПОСТРОЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСОКЙ КООПЕРАЦИИ …………………… 13
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КООПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ КАК ФАКТОР УЛУЧШЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ …… 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………..…………. 25
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ……………………………………...… 27
Центросоюз достойно защищает экономические интересы организаций потребительской кооперации. Среди его заслуг в этом направлении следует отметить такие: Постановлением от 24.01.94 № 24 кооперативным организациям разрешено привлекать заемные средства от населения, а проценты, начисляемые за пользование ими, включать в издержки обращения. По инициативе Центросоюза в постановлении Правительства Российской Федерации от 2 июля 1994 г. № 760 "О реализации некоторых вопросов Соглашения о взаимоотношениях Правительства Российской Федерации с Центросоюзом Российской Федерации 1994 год" разрешено создание Фонда развития потребительской кооперации с отнесением расходов, направляемых в Фонд, на себестоимость продукции (работ, услуг) в размере до 6% от стоимости реализуемых товаров (продукции). Заслугой Центросоюза является необлагаемый налогом фонд подготовки кадров, а также отнесение на издержки обращения внутрихозяйственных отчислений (совместное письмо Государственной налоговой службы Российской Федерации от 29.01.97 №ПВ-6-02/84 и Правления Центросоюза РФ от 29.01.97, ЦСЦ-6).Значение этих льгот для потребительской кооперации трудно переоценить. Они позволили решить проблему оборотных средств. Центросоюз обеспечил реальную основу для безубыточной деятельности потребительской кооперации. Эти и другие льготы даны потребительским обществам и союзам не как предпринимательским структурам, а как аванс государства под деятельность по социальной защите пайщиков и всего сельского населения. Позднее в Законе РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» (в редакции 2000 г.) цель помощи государства будет выражена предельно емко: «Настоящий закон гарантирует потребительским обществам и их союзам с учетом их социальной значимости государственную поддержку» (ст. 1). В период 1994 -1995 гг. Центросоюз оказал существенную помощь системе в решении таких вопросов, как право использования торговой выручки на закупку сельхозпродуктов без ограничение сумм, право при реорганизации не включать в налогооблагаемую базу стоимость имущества, передаваемого с баланса на баланс. Освобождение от уплаты налога на прибыль организаций, расположенных на Крайнем Севере, способствовало выравниванию экономики потребсоюзов, обеспечивающих торговое обслуживание населения, проживающего в экстремальных условиях. В процессе взаимодействия Центросоюза РФ с федеральными органами власти и управления решены и другие экономически проблемы, оказавшие стабилизирующее воздействие на финансово-хозяйственную деятельность. В 1995 -1996 гг. из федерального бюджета получена часть средств в погашение задолженности по объектам, построенным в 1994 г. за счет государственных инвестиций. Министерство внешних экономических связей и торговли РФ приняло решение о восстановлении для организаций торговли с 1 января 1997 г. действия норм естественной убыли продовольственных товаров. Межведомственная экспертная комиссия по контрольно-кассовым аппаратам неоднократно устанавливала организациям потребительской кооперации льготы и давала отсрочки по применению и маркам контрольно-кассовых машин. Указ Президента РФ № 795 от 31 мая 1996 г. «О мерах по стабилизации обеспечения сельского населения товарами и услугами», а также соответствующее постановление Совета Центросоюза мерах по усилению работы с пайщиками сыграли существенную роль в восстановлении прав пайщиков, увеличении их численности, возрождении специальных служб по работе с пайщиками и некооперированным населением. Вырабатывается новая идеология Центросоюза, суть которой состоит в осмыслении потребительской кооперации как социально ориентированной системы. Ее отражением явилась новая редакция закона «О потребительской кооперации (потребительских обществ, их союзах) в Российской Федерации»", принятого в 1997 г.
Позицию Центросоюза об организационном построении потребительской кооперации России четко изложил председатель его Совета в докладе "Кооперативная самобытность в новом тысячелетии": «В отличие от любой страны мира потребкооперация в Россиг имеет существенные особенности в организационном построении. Если в зарубежных странах кооператив (потребительское общество) сразу выходит на свой национальный центральный союз, то в России из-за огромных расстояний и множества административных единиц организационное построение потребкооперации иное. Центросоюз не в состоянии напрямую осуществлять руководство и контролировать деятельность потребительских обществ, оказывая им помощь. В соответствии с законом Центросоюз создан потребительскими обществами для координации деятельности потребительски обществ и их союзов, защиты имущественных и иных прав этих обществ, их членов и союзов. Вместе с тем Центросоюз целиком и полностью несет ответственность перед государством за состояние и развитие потребкооперации страны, заключает с правительством соглашения о взаимодействии, донося до госорганов важность социальной миссии, выполняемой потребкооперацией, добивается государства правовой, финансовой и другой поддержки, открывая тем самым возможности такой же поддержки в регионах».
Центросоюз Российской Федерации как правопреемник Центросоюза СССР, Всероссийского центрального союза потребительских обществ, Московского союза потребительских обществ в 1998 г. отметил свой 100-летний юбилей. Центросоюз является хранителем исторического опыта кооператоров, продолжателем лучших традиций российской кооперации, искренним защитником интересов пайщика, консолидирующим органом потребительской кооперации России.
Как отмечает К.И. Вахитов: «Сегодняшний Центросоюз, как в свое время и Московский союз, имеет эмблему, на которой изображено дружеское рукопожатие и начертаны мудрые слова: «В единении сила». В этом изречении великого гуманиста Роберта Оуэна содержится призыв ко всем кооператорам - призыв к взаимопониманию, сплоченности, солидарности, сотрудничеству».
ГЛАВА 2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОГРАНИЗАЦИОННОГО ПОСТРОЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСОКЙ КООПЕРАЦИИ
2.1 Организационная структура
построения потребительской
После распада Советского Союза «Закон о кооперации в СССР» от 1988 г. утратил свою силу и потребительская кооперация в России оказалась без правовой поддержки. Возникла угроза существования ее вертикальной структуры - райпотребсоюзов, облпотребсоюзов и республиканских потребсоюзов во главе с Центросоюзом.
В 1992 г., в разгар
шоковой терапии, к ликвидации кооперативных
союзов призывали отдельные представит
В то же время
в этот период было принято и ряд
решений, которые существенно ослабили
систему потребительской кооперации. Среди
них было положение Закона РФ «О потребительской
кооперации» от 1992 о правах союза потребительских
обществ. В статье 4, пункт 4 говорится:
«Союз потребительских обществ является
юридическим лицом, действует на основании
своего устава в соответствии с делегируемыми
ему потребительскими обществами правами.
Он не несет ответственности по обязательствам
потребительских обществ и не наделен
по отношению к ним организационно-
Также тяжелыми социально-экономическими последствиями для потребительской кооперации обернулась, развернувшаяся в стране в 1991 - 1995 гг. широкая кампания коммерциализации и акционирования государственных предприятий. Суть коммерциализации сводилась к разукрупнению действующих предприятий и предоставлению, выделившимся из них хозяйственным единицам права юридического лица. Некоторые коллективы кооперативных магазинов, столовых, кафе, автобаз, получив юридических лиц, начали выходить из сельских и районных потребительских обществ. Возникла реальная угроза утраты кооперативной собственности многими организациями потребительской кооперации.
Еще большую угрозу кооперативной собственности представляли попытки акционирования в ряде мест потребительских обществ. Ее инициаторы объясняли свои действия стремлением преодолеть кризисное финансовое положение своих организаций. Однако реальная причина была другой: передел собственности в пользу управленческого аппарата. Чтобы уменьшить число будущих акционеров, отдельные руководители потребительских обществ многократно увеличивали размер паевого взноса и таким образом автоматически исключили большинство пайщиков, оказавшихся не в состоянии внести дополнительно крупные суммы. Затем оставшееся меньшинство создавало акционерное общество, присвоив, по существу, имущество потребительского общества, или, оставаясь кооперативом, устанавливало высокие дивиденды на пай.
Иногда передача кооперативной собственности в частные руки оформлялась через ее продажу на аукционах. Так, например, случилось в Нижегородской области, где пайщикам поначалу выдали "паевые грамоты" - свидетельства о праве на имущественный пай, затем "паевые грамоты" были сгруппированы (до тысячи и более) в "лоты" - под конкретные объекты, магазины, склады, автомашины и т.д. На аукционах лоты раскупили в основном работники потребительской кооперации области, заведующие магазинами, складами. Иначе говоря, на базе кооперативной собственности возникла частная индивидуальная (частные предприятия) и частно-групповая (общества с ограниченной ответственностью) собственность. Однако нижегородский "эксперимент" не получил распространения на остальной территории России.
Такие негативные
явления вели к развалу системы
и ухудшению снабжения
Другим юридическим актом, который остановил распад системы потребительской кооперации явился Закон РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации, принятый Государственной Думой 13 июня 1997 г. Закон 1997 г. привел в соответствие с Гражданским кодексом Российской Федерации правовые основы деятельности потребительских обществ и их союзов, закрепил их юридический статус как некоммерческих организаций, ввел новый орган управления - совет, на который возлагаются представительские функции потребительских обществ и союзов. Таким образом управление из двухуровневого - общее собрание членов (уполномоченных) в потребительском обществе или представителей в союзе - правление, стало трехуровневым - общее собрание членов (уполномоченных) в потребительском обществе или представителей в союзе - совет - правление. Совет потребительского общества или потребсоюза назначает председателя и членов правления, а также руководителей учреждений, организаций или структурных подразделений, в том числе филиалов и представительств. Закон создал правовую основу для сохранения кооперативной собственности, определив субъектами кооперативной собственности юридические лица: потребительские общества и союзы потребительских обществ. Кооперативная собственность определена как общая, совместная. Также в этом законе были восстановлены контрольные и распорядительные функции союзов по отношению к потребительским обществам или нижестоящим союзам. Так, статья 31, пункт 5 гласит: «Союз вправе осуществлять контрольные и распорядительные функции, предусмотренные учредительным договором или уставом союза».
Таким образом, Закон РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» от 11 июля 1997 г. сыграл выдающуюся роль в сохранении системы потребительской кооперации в стране, признал организационную структуру потребительских обществ и их союзов как систему потребительской кооперации в Российской Федерации, наделил союзы распорядительными и контрольными функциями, определил потребительские общества и их союзы субъектами собственности, утвердил новые органы управления - Советы и распределение функций и ответственности между общими собраниями, советами и правлениями потребительских обществ и их союзов, усилил роль пайщика в управлении и хозяйственной деятельности всех организаций потребительской кооперации.
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
КООПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ КАК ФАКТОР
УЛУЧШЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ
Возвращение к
мировым принципам
Для преодоления этого положения в законе РФ «О потребительской кооперации» 1997 г. устанавливается ряд мер, призванных с точки зрения законодателя, повысить уровень участия пайщиков в управлении. Так, как уже отмечалось, законом РФ 1997 устанавливается трехуровневая система управления потребительским обществом: общее собрание членов, совет и правление. Это положение устанавливается статьей 15 пункт 1: «Управление потребительским обществом осуществляют общее собрание потребительского общества, совет и правление потребительского общества». Пунктом 2 этой же статьи определяется что: «Высшим органом потребительского общества является общее собрание потребительского общества».
Совет осуществляет управление в период между общими собраниями потребительского общества: «В период между общими собраниями потребительского общества управление в потребительском обществе осуществляет совет, который является представительным органом».(ст.15 пункт 3). Согласно пункту 4 этой же статьи исполнительным органом потребительского общества является правление потребительского общества. Контроль за соблюдением устава потребительского общества, его финансовой и хозяйственной деятельностью, а также за созданными им организациями и подразделениями осуществляет ревизионная комиссия потребительского общества. (ст. 15 пункт 5)