Совершенствование системы управления в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июля 2013 в 21:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель написания курсовой работы:
- раскрыть сущность системы управления организацией, также показать построение структуры управления персоналом в фирменном магазине «Калач» Хлебозавода №3 г. Комсомольска-на-Амуре.
Для достижения указанной цели необходимо рассмотрение и решение следующих задач:
- рассмотреть понятие системы управления в организации, а также его виды;
- показать зависимость системы управления от организационной формы предприятия;
- раскрыть построение совершенствование системы управления предприятием на примере хлебобулочного магазина «Калач» Хлебозавода №3;

Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты системы управления в организации 5
1.1 Понятие системы управления в организации 5
1.2 Зависимость системы управления от организационной формы предприятия 8
2. Совершенствование системы управления в фирменном магазине «Калач» Хлебозавода №3 17
2.1 Основные сведения 17
2.2 Анализ организационной структуры магазина «Калач» 19
2.3 Определение структуры персонала 23
2.4 План по совершенствованию структуры управления фирмой 26
Заключение 31
Список использованных источников 33

Вложенные файлы: 1 файл

0674201_5114E_sovershenstvovanie_sistemy_upravleniya_v_organizacii_kalach.docx

— 63.46 Кб (Скачать файл)

Организационно-управленческие факторы:

выбранная стратегия развития (поглощения, роста, сокращения);

функции управления;

используемые информационные технологии;

система методов управления;

стиль работы руководителя.

Признаки оптимальной организационной  структуры:

Небольшие подразделения с высококвалифицированным  персоналом;

Небольшое число уровней руководства;

Наличие в структуре групп специалистов;

Ориентация графиков работы на потребителей;

Быстрая реакция на изменения;

Высокая производительность труда;

Низкие затраты.

Последовательность выбора организационной  структуры:

Сначала определяется миссия.

Разрабатывается стратегия.

Формулируются цели деятельности.

Разрабатывается функциональная структура  организации.

Определяется квалифицированный  состав работников.

Определяется должностной состав работников.

Формулируются цели и задачи деятельности работников.

В зависимости от видов организации (отраслей, видов продукции или  услуг, размеров, количества предприятий, и др.) выстраивается и структура  управления; возникают уровни управления по вертикали и координирующие центры по горизонтали.

Каждый управленческий орган относится  к конкретному объекту управления – группе, бригаде, цеху, отделу, корпусу, заводу и др. Поэтому структура  управления всегда совпадает с общей структурой организации, которая классифицируется на линейную, функциональную, линейно-функциональную, дивизиональную, программно-целевую, проектную, матричную и др.

При создании организационной структуры  управления необходимо учитывать основные принципы:

  • Принцип единства распорядительности и персональной ответственности;
  • Принцип соблюдения норм управляемости;
  • Принцип соответствия прав, обязанностей и ответственности каждого звена управления и должностного лица;
  • Принцип сочетания централизации и децентрализации.

Согласно принципу единства распорядительства  и персональной ответственности  работник должен получать полномочия только от одного начальника и отвечать перед ним.

Путем делегирования линейных полномочий устанавливается нормы управляемости, которые определяют число подразделений и число уровней управления. Итак, норма управляемости - число работников, подчиненных одному линейному руководителю, при котором суммарная трудоемкость выполняемых им функций приближается к нормативу (8 час в день, 40 час в неделю и т.д.), а эффективность управленческого труда удовлетворяет требованиям организации.

Норма управляемости зависит от следующих факторов:

  • уровня управления;
  • уровня решаемых задач;
  • квалификации руководителей и подчиненных.

Необходимо стремиться к минимальной  норме управляемости, что способствует эффективной координации действий и постоянному контролю за подчиненными.

Нормы управления на предприятиях различных  отраслей промышленности варьируют в широком диапазоне и в среднем могут составлять 7-10 человек.

  • высший уровень руководства 3-5 чел.
  • средний уровень руководства 10-12 чел.
  • нижний уровень управления -25-30 чел. при выполнении простых работ.

Структуры управления подразделяются на две большие группы – механистические и органические.

Механистические (бюрократические) или  жесткие организационные и управленческие структуры малоподвижны, стабильны, система планирования и контроля строго иерархичны, а решения принимаются  высшим руководством. Это централизованные структуры.

Децентрализованные структуры  более гибкие, быстро меняющиеся. Они  называются органическими, адаптивными.

Линейное управление строится на основе производственной структуры предприятия  и используется для управления организацией в целом (предприятие – цех - участок), а также ее подразделениями (начальник цеха – начальник участка - мастер). Отношения «руководство - подчинение» строятся на основе линейной структуры и в управленческих подразделениях (начальник отдела - начальник бюро-начальник сектора - руководитель групп). Эту структуру используют небольшие фирмы с однородной и несложной технологией.

При такой структуре управление осуществляется всем предприятием в  целом и по каждой функции в  отдельности. Для выполнения каждой функции в системе создается  специальное подразделение, деятельность которого направлена на решение специфического круга своих задач

Наиболее распространенной является организационная структура, основанная на сочетании линейных и функциональных связей в организации – это  линейно-функциональная.

В линейно-функциональной структуре  принято такое разделение труда, при котором линейные звенья управления наделены правами единоначалия и  выполняют функции распорядительства, а функциональные звенья призваны оказывать  помощь линейным подразделениям и осуществлять планирование, координирование, стимулирование, учет, контроль, анализ, регулирование  их деятельности в форме информирования и консультирования. Свое воздействие  на линейные подразделения они осуществляют через линейных руководителей.

Линейно-функциональная структура  хорошо зарекомендовала себя на практике и поэтому положена в основу типовых  форм управления.

Такая структура в максимальной степени приспособлена к управлению предприятием в относительно стабильных условиях.

Необходимость новых подходов к  организации управления вызвана  резким увеличением размеров предприятий, диверсификацией их деятельности и  усложнением технологических процессов  в условиях динамично меняющейся внешней среды.

Ключевыми фигурами в управлении организациями  с дивизиональной структурой становятся не руководители функциональных подразделений, а менеджеры. Такая структура является децентрализованной, основанной на центрах прибыли по продуктам, потребителям и регионам.

Организация подразделений по продуктовому принципу является одной из первых форм дивизиональной структуры, и в  настоящее время большинство  крупнейших производителей потребительских  товаров с диверсифицированной продукцией используют продуктовую структуру организации.

Организационная структура, ориентированная  на потребителя находит применение в сфере образования, коммерческих банках, фирмах, торгующих оптом  и в розницу.

Создание региональных структур управления обусловлено расширением предприятия, распространением их влияния на больших  территориях как в одной стране, так и за рубежом. Это обстоятельство делает необходимым учет региональной специфики в работе предприятия, требует предоставления региональным отделениям (независимо от их размеров) относительной самостоятельности  в решении многих вопросов.

Органические структуры управления.

Эти структуры обеспечивают быструю  реакцию предприятия на изменения  внешней среды, способствуют внедрению  новых производственных технологий. Обычно выделяют два вида адаптивных структур: программно-целевой и матричный.

Программно-целевая структура управления.

Такая структура предполагает создание специального органа по управлению разработкой  и реализацией крупных программ.

Возможны различные виды программно-целевых  структур – от координационного типа до проектных. Программно-целевая структура  представляет собой механизм управления, который накладывается на линейно-функциональную структуру, с тем, чтобы повысить адаптивные свойства предприятия в динамичных внешних условиях его деятельности. Только чисто проектная программно-целевая структура может быть самостоятельной организационной формой управления. Централизованный тип программно-целевой организационной структуры управления применяют при реализации целевых федеральных крупных проектов, на практике этот тип используется сравнительно редко. Координационный тип программно-целевой организационной структуры управления при увеличении координационных связей модифицируется в матричную структуру. Матричная структура построена на сочетании линейно-функциональной и программно-целевой структур управления. При этом создается специальный механизм их взаимодействия.

Главная особенность структур матричного типа состоит в обязательном создании специального, постоянно действующего органа, который занимается выполнением  очередных комплексных программ. Его основная задача – распределение  ресурсов между всеми программами. Взаимодействие программно-целевого органа с подразделениями линейно-функциональной структуры порождает новые горизонтальные связи в системе управления. Отсюда название «матричная структура».

Особо следует обратить внимание на организационные особенности малых  предприятий.

Для малого бизнеса наиболее простой  является структура фирмы, находящейся  в единоличном владении. Такая  фирма обычно управляется собственником, который берет на себя весь риск предпринимательства. Глава фирмы  нередко сам занимается бухгалтерским  учетом и финансами, сбытом и снабжением, ценами и рекламой. Многое при этом зависит от его целеустремленности и работоспособности.

По мере роста предприятия и  объема продаж создается управленческая группа. Она может включать управляющего (собственника), агента по снабжению, часто  выполняющего функции технолога, мастера, в подчинении которого находятся  рабочие. Для временной работы приглашается бухгалтер. Совмещение профессий, управленческих функций, способствуют экономному использованию  ресурсов.

Главным требованием к управлению малым предприятием в условиях рынка  является обеспечение его адаптивности (приспособляемости и гибкости) к  меняющимся условиям хозяйствования.

Простая структура – основана на производстве единого продукта, непосредственном руководстве и не имеющая вспомогательных  служб.

Проведение вертикальной интеграции (вдоль производственного цикла) приводит к созданию функциональной структуры.

 

 

 

2. Совершенствование системы управления в фирменном магазине «Калач» Хлебозавода №3

 

2.1 Основные  сведения

 

Продуктовый магазин «Калач» - фирменный  магазин ОАО «Хлебозавод №3», был открыт в 1994 году. Здание магазина объединяет в себе непосредственно  магазин - передняя часть здания, выходящая  на улицу, и цеха по выпечке хлеба  – задняя часть строения. Первоначально  магазин рассчитывался как специализированный магазин по торговле хлебом и хлебопродуктами, однако вскоре были добавлены обычные  для продуктовых магазинов широкого профиля, молочный, кондитерский, отделы.

а) текущее рыночное положение фирмы, ситуация в отрасли на настоящий момент магазин «Калач» успешно функционирует. Доказательством этого можно назвать и проведенный недавно косметический ремонт фасада здания, а также прошедший в прошлом году ремонт внутренних залов магазинов.

Причиной успешной деятельности магазина можно считать то, что с изменением экономической ситуации в стране фирма смогла вовремя переориентироваться  на более широкий круг потенциальных  покупателей. для этого узкая  специализация магазина – только хлебобулочные изделия – была расширена до магазина широкого профиля.

Причиной такого расширения стало  изменение ситуации в отрасли, когда  узкоспециализированные магазины не могут  выжить. Наличие в городе большого числа конкурентных производителей хлебопродукции и хлебных магазинов  не позволяет проводить независимую  ценовую политику, чрезмерное расширение ассортимента не окупает себя. Поэтому  выходом стало превращение в  продовольственный магазин широкого профиля с сохранением доминирующего  хлебобулочного направления.

б) описание фирмы по оказываемым  услугам. Магазин «Калач» предоставляет покупателям широкий ассортимент хлебобулочных изделий. Отличительной чертой и достоинством является то, что с момента выпечки до поступления в продажу проходит минимальный отрезок времени.

Одна из наиболее популярных услуг  – выпечка тортов на заказ, покупатель может выбрать как «вид», т.е. его  вкусовые качества, так и его оформление – надпись кремом, слова поздравление и т.п.

в) общая характеристика обслуживаемого рынка. Город насыщен продовольственными магазинами, особенно это относится к фруктовым и овощным лоткам и хлебным магазинам. В каждом микрорайоне города работает не менее одного крупного и 2-3 небольших магазинов, в котором покупатели могут приобрести хлебобулочную продукцию. Цены держатся примерно на одном уровне, немного варьируясь в зависимости от района города, престижности магазина. Однако, несмотря на множество конкурирующих магазинов, острой конкурентной борьбы за покупателя нет. Это обуславливается разделом рынка на географические, территориальные сегменты – по микрорайонам, участкам улиц, т.к. люди чаще всего покупают хлеб в одном и том же месте – в магазине, находящемся по дороге с работы домой или по месту жительства. В результате раздела рынка на столь многочисленные и мелкие сегменты, ни один магазин не может произвольно завышать цены, не терпя крупных убытков. Но все вышесказанное не означает, что конкурентной борьбы нет совершенно.

Информация о работе Совершенствование системы управления в организации