Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июля 2013 в 21:19, курсовая работа
Цель написания курсовой работы:
- раскрыть сущность системы управления организацией, также показать построение структуры управления персоналом в фирменном магазине «Калач» Хлебозавода №3 г. Комсомольска-на-Амуре.
Для достижения указанной цели необходимо рассмотрение и решение следующих задач:
- рассмотреть понятие системы управления в организации, а также его виды;
- показать зависимость системы управления от организационной формы предприятия;
- раскрыть построение совершенствование системы управления предприятием на примере хлебобулочного магазина «Калач» Хлебозавода №3;
Введение 3
1. Теоретические аспекты системы управления в организации 5
1.1 Понятие системы управления в организации 5
1.2 Зависимость системы управления от организационной формы предприятия 8
2. Совершенствование системы управления в фирменном магазине «Калач» Хлебозавода №3 17
2.1 Основные сведения 17
2.2 Анализ организационной структуры магазина «Калач» 19
2.3 Определение структуры персонала 23
2.4 План по совершенствованию структуры управления фирмой 26
Заключение 31
Список использованных источников 33
Организационно-управленческие факторы:
выбранная стратегия развития (поглощения, роста, сокращения);
функции управления;
используемые информационные технологии;
система методов управления;
стиль работы руководителя.
Признаки оптимальной
Небольшие подразделения с
Небольшое число уровней руководства;
Наличие в структуре групп
Ориентация графиков работы на потребителей;
Быстрая реакция на изменения;
Высокая производительность труда;
Низкие затраты.
Последовательность выбора организационной структуры:
Сначала определяется миссия.
Разрабатывается стратегия.
Формулируются цели деятельности.
Разрабатывается функциональная структура организации.
Определяется
Определяется должностной
Формулируются цели и задачи деятельности работников.
В зависимости от видов организации (отраслей, видов продукции или услуг, размеров, количества предприятий, и др.) выстраивается и структура управления; возникают уровни управления по вертикали и координирующие центры по горизонтали.
Каждый управленческий орган относится
к конкретному объекту
При создании организационной структуры управления необходимо учитывать основные принципы:
Согласно принципу единства распорядительства и персональной ответственности работник должен получать полномочия только от одного начальника и отвечать перед ним.
Путем делегирования линейных полномочий устанавливается нормы управляемости, которые определяют число подразделений и число уровней управления. Итак, норма управляемости - число работников, подчиненных одному линейному руководителю, при котором суммарная трудоемкость выполняемых им функций приближается к нормативу (8 час в день, 40 час в неделю и т.д.), а эффективность управленческого труда удовлетворяет требованиям организации.
Норма управляемости зависит от следующих факторов:
Необходимо стремиться к минимальной
норме управляемости, что способствует
эффективной координации
Нормы управления на предприятиях различных отраслей промышленности варьируют в широком диапазоне и в среднем могут составлять 7-10 человек.
Структуры управления подразделяются на две большие группы – механистические и органические.
Механистические (бюрократические) или
жесткие организационные и
Децентрализованные структуры более гибкие, быстро меняющиеся. Они называются органическими, адаптивными.
Линейное управление строится на основе производственной структуры предприятия и используется для управления организацией в целом (предприятие – цех - участок), а также ее подразделениями (начальник цеха – начальник участка - мастер). Отношения «руководство - подчинение» строятся на основе линейной структуры и в управленческих подразделениях (начальник отдела - начальник бюро-начальник сектора - руководитель групп). Эту структуру используют небольшие фирмы с однородной и несложной технологией.
При такой структуре управление осуществляется всем предприятием в целом и по каждой функции в отдельности. Для выполнения каждой функции в системе создается специальное подразделение, деятельность которого направлена на решение специфического круга своих задач
Наиболее распространенной является организационная структура, основанная на сочетании линейных и функциональных связей в организации – это линейно-функциональная.
В линейно-функциональной структуре
принято такое разделение труда,
при котором линейные звенья управления
наделены правами единоначалия и
выполняют функции
Линейно-функциональная структура хорошо зарекомендовала себя на практике и поэтому положена в основу типовых форм управления.
Такая структура в максимальной
степени приспособлена к
Необходимость новых подходов к
организации управления вызвана
резким увеличением размеров предприятий,
диверсификацией их деятельности и
усложнением технологических
Ключевыми фигурами в управлении организациями с дивизиональной структурой становятся не руководители функциональных подразделений, а менеджеры. Такая структура является децентрализованной, основанной на центрах прибыли по продуктам, потребителям и регионам.
Организация подразделений по продуктовому принципу является одной из первых форм дивизиональной структуры, и в настоящее время большинство крупнейших производителей потребительских товаров с диверсифицированной продукцией используют продуктовую структуру организации.
Организационная структура, ориентированная на потребителя находит применение в сфере образования, коммерческих банках, фирмах, торгующих оптом и в розницу.
Создание региональных структур управления
обусловлено расширением
Органические структуры
Эти структуры обеспечивают быструю реакцию предприятия на изменения внешней среды, способствуют внедрению новых производственных технологий. Обычно выделяют два вида адаптивных структур: программно-целевой и матричный.
Программно-целевая структура
Такая структура предполагает создание
специального органа по управлению разработкой
и реализацией крупных
Возможны различные виды программно-целевых структур – от координационного типа до проектных. Программно-целевая структура представляет собой механизм управления, который накладывается на линейно-функциональную структуру, с тем, чтобы повысить адаптивные свойства предприятия в динамичных внешних условиях его деятельности. Только чисто проектная программно-целевая структура может быть самостоятельной организационной формой управления. Централизованный тип программно-целевой организационной структуры управления применяют при реализации целевых федеральных крупных проектов, на практике этот тип используется сравнительно редко. Координационный тип программно-целевой организационной структуры управления при увеличении координационных связей модифицируется в матричную структуру. Матричная структура построена на сочетании линейно-функциональной и программно-целевой структур управления. При этом создается специальный механизм их взаимодействия.
Главная особенность структур матричного
типа состоит в обязательном создании
специального, постоянно действующего
органа, который занимается выполнением
очередных комплексных
Особо следует обратить внимание на
организационные особенности
Для малого бизнеса наиболее простой является структура фирмы, находящейся в единоличном владении. Такая фирма обычно управляется собственником, который берет на себя весь риск предпринимательства. Глава фирмы нередко сам занимается бухгалтерским учетом и финансами, сбытом и снабжением, ценами и рекламой. Многое при этом зависит от его целеустремленности и работоспособности.
По мере роста предприятия и объема продаж создается управленческая группа. Она может включать управляющего (собственника), агента по снабжению, часто выполняющего функции технолога, мастера, в подчинении которого находятся рабочие. Для временной работы приглашается бухгалтер. Совмещение профессий, управленческих функций, способствуют экономному использованию ресурсов.
Главным требованием к управлению малым предприятием в условиях рынка является обеспечение его адаптивности (приспособляемости и гибкости) к меняющимся условиям хозяйствования.
Простая структура – основана на производстве единого продукта, непосредственном руководстве и не имеющая вспомогательных служб.
Проведение вертикальной интеграции
(вдоль производственного
2. Совершенствование системы управления в фирменном магазине «Калач» Хлебозавода №3
2.1 Основные сведения
Продуктовый магазин «Калач» - фирменный
магазин ОАО «Хлебозавод №3»,
был открыт в 1994 году. Здание магазина
объединяет в себе непосредственно
магазин - передняя часть здания, выходящая
на улицу, и цеха по выпечке хлеба
– задняя часть строения. Первоначально
магазин рассчитывался как
а) текущее рыночное положение фирмы, ситуация в отрасли на настоящий момент магазин «Калач» успешно функционирует. Доказательством этого можно назвать и проведенный недавно косметический ремонт фасада здания, а также прошедший в прошлом году ремонт внутренних залов магазинов.
Причиной успешной деятельности магазина можно считать то, что с изменением экономической ситуации в стране фирма смогла вовремя переориентироваться на более широкий круг потенциальных покупателей. для этого узкая специализация магазина – только хлебобулочные изделия – была расширена до магазина широкого профиля.
Причиной такого расширения стало
изменение ситуации в отрасли, когда
узкоспециализированные магазины не могут
выжить. Наличие в городе большого
числа конкурентных производителей
хлебопродукции и хлебных магазинов
не позволяет проводить
б) описание фирмы по оказываемым услугам. Магазин «Калач» предоставляет покупателям широкий ассортимент хлебобулочных изделий. Отличительной чертой и достоинством является то, что с момента выпечки до поступления в продажу проходит минимальный отрезок времени.
Одна из наиболее популярных услуг – выпечка тортов на заказ, покупатель может выбрать как «вид», т.е. его вкусовые качества, так и его оформление – надпись кремом, слова поздравление и т.п.
в) общая характеристика обслуживаемого рынка. Город насыщен продовольственными магазинами, особенно это относится к фруктовым и овощным лоткам и хлебным магазинам. В каждом микрорайоне города работает не менее одного крупного и 2-3 небольших магазинов, в котором покупатели могут приобрести хлебобулочную продукцию. Цены держатся примерно на одном уровне, немного варьируясь в зависимости от района города, престижности магазина. Однако, несмотря на множество конкурирующих магазинов, острой конкурентной борьбы за покупателя нет. Это обуславливается разделом рынка на географические, территориальные сегменты – по микрорайонам, участкам улиц, т.к. люди чаще всего покупают хлеб в одном и том же месте – в магазине, находящемся по дороге с работы домой или по месту жительства. В результате раздела рынка на столь многочисленные и мелкие сегменты, ни один магазин не может произвольно завышать цены, не терпя крупных убытков. Но все вышесказанное не означает, что конкурентной борьбы нет совершенно.
Информация о работе Совершенствование системы управления в организации