Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2014 в 16:35, курсовая работа
Основная цель дипломной работы – анализ деятельности Государственного казенного учреждения Центр занятости населения Крапивинского района и предложение путей совершенствования системы содействия занятости населения в Крапивинском муниципальном районе.
Для достижения поставленной цели в ходе исследования были сформулированы и решены следующие теоретические и методологические задачи:
– определить цели и задачи служб занятости;
– изучить их роль в регулировании рынка рабочей силы на районном уровне;
– охарактеризовать основные направления деятельности служб занятости;
Чтобы рынок был уравновешенным, монетаристы предлагают использовать институты денежно-кредитной политики, также предусматриваются другие меры, направленные на развитие предпринимательства, т.е. устраняется целый ряд прямых форм государственной регламентации экономической деятельности – реализуется политика дерегулирования. Эти меры включают ликвидацию регламентации по ценам и заработной плате и др. Таким образом, согласно этой теории в любой момент времени имеется некий уровень безработицы, обладающий свойством совместимости с равновесием в структуре ставок реальной заработной платы. По мнению представителей данной теории, именно неправильная политика государства в области денежного обращения порождает дисбаланс рынка труда.
Рассмотренные подходы к проблемам занятости и безработицы и в настоящее время находят свое воплощение в той или иной степени в многочисленных социально-экономических исследованиях экономистов и социологов.
Обращаясь к фундаментальным исследованиям вопроса занятости, можно привести следующие определения занятости.
Так, А.Я. Котляр определяет занятость как «...общественные отношения между людьми, прежде всего экономические и правовые, по поводу включения работника в конкретную кооперацию труда на определенном рабочем месте» [, С. ].
Б.Д. Бреев дает следующее определение занятости: «Занятость населения – сложное социально-экономическое явление, выступающее сложнейшей составной частью общественного производства. С точки зрения экономической категории занятость сегодня практически рассматривается как общественное отношение не только обеспечения населения рабочими местами (т.е. с позиции производства и накопления), но и обеспечения человека необходимыми средствами существования (т.е. в связи с формированием и использованием фонда потребления)» [, С. 77].
Сказанное о сути и причинах безработицы позволяет сделать вывод о том, что полная занятость трудовых ресурсов вовсе не означает полного отсутствия безработицы. В динамичной экономике часть работников по многим причинам неизбежно и всегда находится вне рабочих мест.
В мировом опыте выработаны два основных типа воздействия на уровень занятости: активный и пассивный. Активный включает в себя меры по созданию новых рабочих мест, сохранению и повышению уровня занятости на предприятиях. Пассивный включает выплаты всевозможных пособий безработным[Тальнишных, С. 237].
Рассмотрим структуру государственных органов, занимающихся проблемами занятости.
Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) – это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, оказывающий государственные услуги в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров.
Федеральная служба по труду и занятости осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы (службы занятости регионов и центры занятости) во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Службы занятости населения (СЗН) регионов Российской Федерации являются структурными подразделениями Федеральной службы по труду и занятости и организовывают и контролируют деятельность местных отделений службы занятости – центров занятости населения (ЦЗН).
Центр занятости населения (ЦЗН) – местное отделение службы занятости, непосредственно работающие с населением в области труда и занятости, непосредственно оказывает государственные услуги населению в сфере занятости.
Основные функции службы занятости населения:
Назначение службы занятости населения (СЗН) – помочь гражданам реализовать конституционное право на труд, а также регулировать взаимоотношения на рынке труда.
Основные направления деятельности службы занятости населения:
С целью выполнения вышеназванных задач служба занятости населения предоставляет следующие виды услуг, гражданам, зарегистрированным в качестве безработных:
Результатом предоставления государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы является получение гражданином выписки из регистра получателей государственных услуг в сфере занятости населения (банка вакансий и работодателей), содержащей сведения о свободных рабочих местах (вакантных должностях) или об отсутствии вариантов подходящей работы, а также направления на работу.
Данная государственная услуга предоставляется бесплатно. Граждане, имеют право на неоднократное получение данной государственной услуги.
2. Профориентация – это процесс определения гражданином того вида трудовой деятельности, в которой он хочет себя проявить, осознание своих склонностей и способностей к этому виду деятельности и способах приобретения знаний, умений и навыков для овладения конкретной профессией.
Услуга по организации профессиональной ориентации граждан предоставляется для тех, кто хочет определиться с выбором подходящей работы. Это дает определенность в выборе профессии, специальности, области трудовой деятельности. Гражданин сможет быстро и правильно определиться если:
Все это любой гражданин может обсудить с профконсультантом центра занятости. Данная услуга предоставляется бесплатно.
3. Профессиональное обучение. Образование состоит из четырех последовательных этапов, характеризующихся самостоятельными, но взаимосвязанными целями и средствами их достижения. На первом этапе у каждого члена общества формируется система образовательных знаний, приемов творческой деятельности, трудовых умений, на втором – комплекс профессиональных знаний и умений, опыт творческой деятельности. Третий этап – это периодическое углубление, обновление, расширение профессионально значимых умений, обеспечивающих повышение эффективности труда. Задачи четвертого этапа решаются параллельно с задачами первых трех этапов. Целью последнего этапа является формирование у членов общества знаний и умений, не связанных с профессиональной деятельностью (реальной или будущей), а обеспечивающих удовлетворение разнообразных интеллектуальных потребностей человека.
Профессиональное образование – это формирование профессиональной направленности и системы социально и профессионально ориентированных знаний, навыков, умений, приобретение опыта для решения профессиональных типовых задач. Цель профессионального образования – подготовка высококвалифицированного работника, с соответствующим уровнем, качеством и профилем образования, конкурентоспособного, свободно владеющего профессией. Такое образование является «ускоренным приобретением обучающимися навыков, необходимых для выполнения определенной работы, оно не сопровождается повышением образовательного уровня.
Профессиональное обучение безработных граждан и незанятого населения может проводиться по дневной или вечерней (сменной, очно-заочной), групповой или индивидуальной формам, быть укоренным с учетом опыта работы, уровня профессиональной подготовки обучаемых; совмещаться с участием граждан в оплачиваемых общественных работах. Обучение обычно носит интенсивный, краткосрочный характер и увеличивает вероятность трудоустройства граждан по полученным профессиям, специальностям, роду трудовой деятельности. Безработным гражданам предоставляется возможность включиться в процесс обучения круглогодично.
Профессиональное обучение безработных граждан и незанятого населения осуществляется:
4. Психологическая поддержка
Безработные граждане имеют право на неоднократное обращение за государственной услугой. Услуга по психологической поддержке проводится специалистами центра занятости населения, прошедшими специальную подготовку по психологии. При предоставлении услуги психологом строго соблюдается принцип конфиденциальности информации и защита персональных данных безработного.
Данная государственная услуга предоставляется гражданам, признанным в установленном порядке безработными в соответствии с законодательством о занятости населения. Услуга предоставляется бесплатно.
Во время оказания услуги проводятся беседы со специалистом (психологом), с целью оказания моральной и эмоциональной поддержки. Совместно со специалистом ищется решение проблем обратившегося человека, определяются причины, мешающие трудоустройству, ищутся пути реализации потребностей человека, определяются пути и методы самореализации. Для выявления личностных качеств и способностей психолог может предложить пройти тестирование или психологический тренинг.
На психологическом тренинге человек может осознать свои переживания, которые ощущаются как препятствия к профессиональному успеху, избавиться от внутренних барьеров и страхов, проработать конфликтные ситуации. С помощью других участников группы, человек осознает, как его воспринимают окружающие люди. Это позволяет ему выявить и в дальнейшем более эффективно применять свои положительные качества. Во время оказания услуги, совместно со специалистом центра занятости населения (психологом), ищется способ практического решения проблемы трудоустройства.
5. Социальная адаптация. Профессиональная, производственная и социальная адаптация – это система мер, способствующих профессиональному становлению работника, формированию у него соответствующих социальных и профессиональных качеств, установок и потребностей к активному творческому труду, достижению высшего уровня профессионализма.
Государственная услуга по социальной адаптации безработных граждан на рынке труда направлена на удовлетворение потребности граждан, признанных в установленном порядке безработными, в получении навыков активного, самостоятельного поиска работы. Таких как составление резюме, проведение деловой беседы с работодателем, самопрезентация, преодоление последствий длительной безработицы, повышение мотивации к труду. Данная услуга способствует сокращению периода поиска подходящей работы за счет формирования у безработного гражданина активной жизненной позиции.
Воспользоваться данной государственной услугой могут граждане, признанные в установленном порядке безработными в соответствии с законодательством Российской Федерации о занятости населения.
Государственная услуга предоставляется при наличии одного из следующих оснований: