Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 22:02, контрольная работа
В изучении социальных явлений и процессов социология основывается на принципах историзма. Это означает, что, во-первых, все социальные явления и процессы рассматриваются как системы, обладающие определенной внутренней структурой; во-вторых, изучается процесс их функционирования и развития; в-третьих, выявляются специфические изменения и закономерности перехода их из одного качественного состояния в другое. Наиболее общей и сложной социальной системой является общество, а ее элементами - люди, социальная деятельность которых обусловливается определенным социальным статусом, который они занимают, социальными функциями (ролями), которые они выполняют, социальными нормами и ценностями, принятыми в данной системе, а также индивидуальными качествами (социальные качества личности, мотивы, ценностные ориентации, интересы и т. д.).
Введение
Социальные общности
Особенности социальных общностей
Социальные связи
Социальное взаимодействие
Социальные отношения, социальная структура и социальные системы
Основные виды социальных общностей
Причины дезорганизации социальных общностей
Социальные институты
Общие признаки социального института
Основные социальные институты
Неосновные социальные институты
Институционализация
Дисфункция института семьи
Признаки социальных институтов
Институт семьи
Институционализация семьи
Функции семьи
Типы семей
Институт образования
Признаки института образования
Основные виды образования
Социальные функции системы образования
Институт политики
Социальная политика
Принципы социальной политики
Институт религии
Функции церкви в обществе
Церковь как социальный институт
Функции церкви как социального института
Роль церкви в обществе
Заключение
Литература
Воспроизводство тех социальных
классов, групп и слоев, принадлежность
к которым обусловлена
Замещение родителей, социальная поддержка учащихся на период пребывания их в стенах образовательного учреждения. Ради нее создаются специализированные организационные и ролевые структуры, напоминающие семейную обстановку. В выполнении этой функции образование и особенно допрофессиональная школа воспроизводит культурные стереотипы и ролевую дифференциацию, присущие семье.
институт Политики
Наиболее масштабной задачей социально
ориентированной экономики
Существуют некоторые проблемы, связанные с регулированием занятости и обеспечения социальной защиты населения. В данной работе рассмотрены такие немаловажные проблемы, как нестабильность на рынке труда и невозможность охватить социальной защитой все слои населения, обусловленные отсутствием нормативно-законодательной базы и прочими трудностями, которые зиждутся на сложившейся политико-социальной атмосфере нашего формирующегося в зарождающихся рыночных отношениях и накалившейся криминогенной ситуации общества, которая усугубилась кризисом государственной власти.
Неоклассики рассматривали рынок
труда как равноценный, где опыт
и предложение уравниваются при
помощи колебаний уровня заработной
платы, а безработица выступает
смягчающее, то есть вызванное природным
стремлением работников найти лучшее
рабочее место. В двадцатом столетии
оказалось, что невозможно отдавать
рынок труда на “откуп” стихийным
рыночным силам. Наиважнейшими причинами
развития и активизации деятельности
буржуазного государства в
1) развитие НТР и повышение роли человека в общественном производстве;
2) обеспечение общих условий воспроизводства, в том числе воспроизводство рабочей силы;
3) обеспечение
4) необходимость компромиссности и смягчения социальных конфликтов;
5) способствование развитию и
совершенствованию
6) влияние идей и конкретных социальных достижений (отсутствие явной безработицы - прежде всего) капитализма;
Влияние государства на рынок труда осуществляется прямыми и косвенными средствами.
Возникает вопрос, возможна ли безработица в нашем обществе. Возможно и неизбежно, прежде всего из-за экономического кризиса производства, смену форм собственности, курс на реализацию производства, технический прогресс и структурные сдвиги в экономике, конверсию ВПК.
Реальные и потенциальные
Для нашего общества есть два варианта развития. Первый заключается в том, чтоб всем сохранить статус-кво, то есть всем платить одинаково и мало, рабочую силу оставить иммобильной. Второй состоит в том, чтобы существенно повысить уровень заработной платы, но не всем одинаково, а дифференцировано, в зависимости от реального вклада в производство. При этом вводить трудосберегающую технику и технологию, сокращать избыточные кадры, выплачивать им пособие, размер которого прямо зависит от уровня зарплаты, и предоставлять бесплатно возможность переквалификации и помощи в трудоустройстве. Первый вариант значительно уменьшает качество рабочей силы, продуктивность труда. Второй - это модель развития рынка труда во всех развитых странах. Поэтому наше общество должно перенаправлять свои социальные ориентиры, выполняющие коренные преобразования в развитии и использовании трудовых ресурсов. Речь ведется о перемене концепции рабочей силы, то есть об отказе от концепции полной занятости и принятии на вооружение концепции эффективной занятости.
Полная занятость превратилась в нашем обществе в поголовную занятость маломобильной рабочей силы, которая привыкла получать низкую заработную плату не за труд, а за рабочее место. Значительная часть работников и сейчас занята неквалифицированным рабочим трудом в сфере производства. Эта модель использования трудовых ресурсов нацелена на дешевую рабочую силу с неразвитыми современными потребностями и большим количеством бесплатных социальных услуг достаточно низкого качества.
Игнорируется обратная связь - “ производство - человек”. Производство нацелен в основном на свои цели и решает свои задачи. При отсутствии социального ориентированного общественного производства такая политика применительно к трудовым ресурсам породила деформации: снижение рождаемости, простое воспроизводство рабочей силы, плохое воспитание детей, низкий уровень квалификации и образования рабочей силы и т. п. Полная занятость - это добровольная трудовая служба, организованная по военному образцу (“ кто не работает тот не ест”, имеется в виду только государственный сектор). С точки зрения государства, она была лучшим способом обеспечения всех рабочими местами и минимальными средствами существования, а также тотальным контролем за населением за населением.
При этом занятость характеризовалась большими диспропорциями: рядом с излишком рабочей силы в одних сферах и видах деятельности существует колоссальный дефицит рабочих кадров в других (на 100 верстаков, которые работают в одну смену, приходится 60 работников, пятая часть машин простаивает в автопарках из-за отсутствия водителей, не достает доярок, механизаторов и строителей).
Поэтому во второй половине 80-х годов
была определена и получила официальное
одобрение концепция
Социальная политика - это комплекс
социально-экономических мер
Основными принципами проведения социальной политики являются:
1) защита уровня жизни путем
введения разных форм
2) обеспечение помощи самым
3) выдача помощи на случай безработицы;
4) обеспечение политики
5) развитие образования, охрана здоровья, окружающей среды в основном за счет государства;
6) проведение активной политики, направленной на обеспечение квалификации.
ИНСТИТУТ РЕЛИГИИ
Религия является необходимым составным элементом общественной жизни, в том числе и духовной культуры общества. В развитой форме религиозные организации представляют собой сложную централизованную и иерархическую систему — церковь. Церковь, как общественно-историческое образование — один из важнейших социальных институтов. И поэтому она может и должна быть подвергнута анализу с позиций социологии. Социология религии — это одно из направлений социологии, объектом исследования которого являются различные религиозные феномены, в том числе и церковь. Ее основоположниками считаются Э. Дюркгейм и М. Вебер. Дюркгейм заложил традицию функционального изучения религии как “коллективного представления”, воплощающего систему верований и действий, санкционированных обществом. М. Вебер рассматривал религию как определенный мотив социального действия, исследовал ее роль в процессе крупных общественных преобразований.
Социология религии не берется
отвечать на вопрос об истинности или
ложности тех или иных положений
вероучения, религиозных догм, о
степени адекватности отражения
религиозным сознанием
В современной социологии религии
можно выделить два уровня изучения
религиозных феноменов: теоретический
и эмпирический. На теоретическом
уровне церковь рассматривается
как общественная подсистема и изучается
ее взаимодействие с другими социальными
структурами. На эмпирическом уровне изучается
религиозность отдельных
История России и СССР, где общественно-политической и духовной жизни одним из значительных “действующих лиц” была и продолжает оставаться Русская Православная Церковь, позволяет проследить противоречивые процессы, имевшие место во взаимоотношениях между государством и церковью, переосмыслить многие устоявшиеся взгляды на место и роль ее в жизни общества.
Функции церкви в обществе
1. Церковь как социальный институт
Воздействие религии на общество и происходящие в нем процессы реализуется через ее институты — церковь, религиозные организации, объединения верующих.
Важным элементом религиозного
комплекса является церковь —
один из социальных институтов, обладающих
рядом характерных признаков. Прежде
всего, это наличие профессионального
духовенства, которое формируется
по иерархической системе. Например,
христианская церковь с первых веков
своего существования построила
свою иерархию по “феодальному образцу”.
Кроме всего этого, церковь выступает
и как юридическое лицо, владеющее
определенной собственностью, которая
составляет экономическую основу ее
существования. Для церкви типично
также наличие четко
Внутренняя структура такого института
представляет собой организационно
оформленное взаимодействие различных
систем, функционирование каждой из которых
связано с формированием
Раннехристианские общины не представляют собой церковной организации. На первых этапах становления христианства их можно охарактеризовать как культовые сообщества. Превращение культового сообщества в религиозную организацию совершается тогда, когда в его рамках образуется устойчивая прослойка служителей культа с закрепленным социальным статусом, вырабатывается единое вероучение, носящее нормативный характер, происходит выполнение определенных социальных функций как по отношению к членам данной организации, так и к более широким социальным образованиям, в том числе и к государству. Конкретно, в Римской империи (I-II вв.) христианские объединения превращались из культовых сообществ в религиозные организации по мере разделения ее членов на клир и мирян и выполнения этими объединениями социальных функций на базе общего имущества.