Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 17:54, реферат
Управление – элемент и функция организованных систем: биологических, социальных, технических и др., которая обеспечивает сохранение их структуры, осуществление режима деятельности, исполнение программы и цели деятельности.
Управление в социально-экономических системах изучается в рамках теории управления социально-экономическими процессами.
Тема. 1 Сущность и содержание управления.
1)СУЩНОСТЬ
УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-
Управление – элемент и функция организованных систем: биологических, социальных, технических и др., которая обеспечивает сохранение их структуры, осуществление режима деятельности, исполнение программы и цели деятельности.
Управление
в социально-экономических
Разновидности специальных теорий управления:
1) теория государственного регулирования экономики;
2) региональный и муниципальный менеджмент. Задачи науки управления: создает, систематизирует и распространяет знания о том, как осуществлять управленческую деятельность.
Предмет науки управления – управленческие отношения, в которых проявляются одновременно экономические, социальные и политические отношения и интересы, технологии и методы управления и тенденции развития практики управления. В качестве предмета теории управления могут выступать следующие направления научного исследования: сущность управленческих отношений как системы взаимодействия людей по поводу организации их совместной жизни; механизм управления и регулирования различными социально-экономическими системами; механизм самоорганизации и саморегулирования; технологии и методика процесса управления; структурные элементы системы управления; принципы, методы управления и т.д.
Объектом теории управления являются управленческие отношения, то есть такие социальные отношения, которые складываются между организациями, учреждениями и отдельными индивидами (представителями этих организаций и учреждений) в процессе управленческой деятельности и устанавливают определенную структуру соподчинения между ними.
Объекты управления: 1) аспекты экономической деятельности (качество продукции, взаимодействие с потребителем, маркетинг); 2) отрасли (промышленность, сельское хозяйство, транспорт); 3) территориальные общности людей (область, район, город); 4) отдельные стадии воспроизводства (производство, снабжение, сбыт, НИОКР); 5) виды ресурсов (финансовые, человеческие и др.); 6) характеристики производства (эффективность, отношение к работе, качество жизни, уровень занятости).
Субъекты управления: совет директоров, директор, менеджер, мэр города, городская дума, начальник отдела, группа качества, городская торгово-промышленная палата, а также любые другие люди или группы людей, осуществляющие управленческое воздействие на объект управления.
Основной элемент
любой социально-экономической
Человек и организация в целом реагируют на управляющее воздействие с учетом предварительных оценок и самостоятельного анализа последствий собственной реакции. То как человек воспринимает управленческие воздействия, как реагирует на них – от этого зависит эффективность работы всей системы в целом. Следовательно, управление человеком неотделимо от управления организацией, отраслью, городом, регионом, страной.
Основные функции управления: 1) целеполагание; 2) анализ; 3) прогнозирование; 4) планирование; 5) организация; 6) координация; 7) мотивация; 8) обучение; 9) учет и контроль; 10) коммуникация; 11) принятие решений.
Все функции управления тесно связаны друг с другом и взаимно дополняют друг друга.
Методы управления – способы выполнения функций управления.
Классификация
методов управления по содержанию:
1) экономические; 2) административные (организационно-
Основными понятиями и категориями, используемыми в теории управления, являются: управление, система управления, субъект управления, объект управления, цель управления, принципы управления, управленческие отношения, методы управления, функции управления, процесс управления, модель
2)методология управления
Теория управления опирается на собственную методологию при изучении своего предмета. Методологией называют систему принципов научного исследования. Методология теории управления – это совокупность исследовательских методов, процедур, техник, используемых при познании управленческих процессов. Выделяются несколько уровней методологии: философская методология (совпадает с гносеологией); общенаучная методология, в которой рассматриваются принципиальные подходы и методы познания, встречающиеся во всех науках; специально-научная методология, то есть методология конкретных наук, в данном случае – теории управления; методика и техника научного исследования.
Соотношение теории и методологии можно выразить так: теория отвечает на вопрос: что необходимо делать, а методология – как необходимо делать. Она объясняет, как надо использовать познавательные средства в исследовательской деятельности.
Среди важнейших общенаучных
методологических подходов выделим
исторический (рассматривающий явление
в генезисе); сравнительный (выявляющий
общие и специфические
Подчеркнем основные требования к использованию системного подхода: выделение той или иной системы из окружающего мира и определение взаимосвязи между ней и средой; определение составных элементов системы; рассмотрение отношений между элементами и определенной структурой системы; анализ функций элементов по отношению к системе; выявление системообразующих связей; определение механизма функционирования системы.
Обращаясь к характеристике специально-научной методологии, следует отметить, что их роль могут выполнять парадигмы и теории конкретных наук – социологии, психологии, кибернетики, экономики, менеджмента и т.д.
Выделим, прежде всего, такие подходы, как бихевиористский, ситуационный, количественный, деятельностный. Бихевиоризм представляет собой прагматический подход к изучению организационно-экономического поведения людей. Программа бихевиоризма и сама теория были впервые представлены Уотсоном в 1913 г. Бихевиоризм акцентирует внимание на внешних формах поведения и его составных элементах – поступках, реакциях и т.д.
Ситуационный подход был разработан в США в конце 60-х годов ХХ века. В рамках данного подхода отрицается возможность выдвижения любых универсальных принципов управления деятельностью вне контекста деятельности, специфики ситуации, типа решаемых задач и внешней среды, технологии и др. Сторонники ситуационного подхода критикуют понятие социальной системы, настаивают на ограниченном его применении в управленческой практике.
Количественный подход в теории управления основан на применении математических методов к исследованию операций в организации и деятельности руководителя. Он также сводится к формированию моделей поведения. Создание модели позволяет упростить сложные схемы поведения сокращением числа переменных факторов до пределов управляемости; объективно сравнить и описать каждый фактор и отношения между ними; использовать компьютеры для конструирования и анализа модели с большим числом переменных факторов. Этот подход не получил широкого применения в силу того, что не все руководители владеют методологией количественного анализа.
Процессный подход основан на рассмотрении функций руководителя как процесса взаимосвязанных между собой действий. Общий процесс деятельности организации складывается из совокупности процессов деятельности ее членов, каждый из которых, в свою очередь, представляет совокупность выполняемых функций, состоящих из ряда взаимосвязанных процессов.
Компоненты методологии управления:
1. Подход – компонент методологии, определяющий выбор и использование остальных ее компонентов.
2. Парадигма (от греч. paradeigma – пример, образец) – исходная концептуальная схема, система понятий, воссоздающая осмысление значительных черт действительности, модель постановки проблем и их решения, выбора надлежащих методов, доминирующая в научном сообществе на протяжении конкретного исторического периода и подтверждающая собой определенный этап в развитии теории.
Современная парадигма управления акцентирует свое внимание на человеческой личности с упором на управление знаниями, на сетевые, партнерские принципы взаимодействия. Проблема в управленческой деятельности – это противоречие цели и ситуации, разрешение которого обусловит изменение ситуации в направлении принятой цели.
4. Приоритеты (от лат. prior – первый, старший) в управлении – характеризуют акценты на те или иные сферы, с которыми могут быть сопоставлены результаты управляемой деятельности.
5. Ориентиры – в управлении определяются в различных сферах как хорошо воспринимаемые (качественно определенные и количественно измеряемые) объекты, которые позволяют определиться относительно цели деятельности, и могут быть квалифицированы по степени соотнесения с перспективой, как стратегические или оперативные.
6. Критерии (от греч. kriterion – средство для суждения) в методологии управления – меры оценки. Наиболее важными являются комплексные показатели, позволяющие установить, классифицировать, оценить различные аспекты управленческой деятельности.
7. Альтернативы (от лат. alter – одно из двух) – возможные (обычно взаимоисключающие) варианты будущих ситуаций, роли, целей и действий организации, механизмов и процедур управления.
8. Процедуры выбора – методики и технологии оценки альтернатив. Методология определяет (в том числе на базе применяемых подходов, критериев и т. п.), какие именно процедуры целесообразно задействовать.
9. Средства управления – инструменты, рычаги управления. Это материализованные аспекты, компоненты функций управления, предполагающие применение конкретных методов управления.
10. Ограничения – средства государственной защиты интересов национальных товаропроизводителей и потребителей, а также обеспечения государственных интересов и выполнения международных обязательств.
3) Исследование систем управления.
Необходимость исследования
систем управления
Управление только тогда может быть действительно
успешным, когда оно находится в постоянном
и непрерывном развитии, когда оно ориентировано
на изменения, обеспечивающие жизнестойкость
организации и накопление ею потенциала
инноваций. Это оказывается практически
возможным при условии исследования систем
управления, которое предполагает своим
результатом разработку и предложение
наиболее эффективных вариантов построения
системы управления.
В процессе развития управления возникают
новые реальности и новые потребности,
которые определенным образом отражаются
и на содержании управления. В современном
управлении исследовательская деятельность
составляет не менее 30% рабочего времени
и усилий руководителей. В дальнейшем
доля исследовательской деятельности
будет возрастать. В этом состоит одна
из основных тенденций развития управления.
Сегодня в управлении нет простых решений:
усложняются условия управления, усложняется
человек в своих социально-психологических
характеристиках. Невозможно принимать
решения, опираясь только на опыт, интуицию
и здравый смысл или формально усвоенные
знания. Необходимо исследование ситуаций,
проблем, условий, факторов эффективности
деятельности организации, необходим
обоснованный выбор решений из постоянно
растущего количества их вариантов.
Каждая организация находится в постоянном
развитии. Ее развитие - это решение множества
проблем, которые следуют одна за другой
или вместе, возникают неожиданно, проявляются
остро и не дают времени на обдумывание.
Несвоевременность их решения может обернуться
кризисом. Поэтому исследование обеспечивает
такой подход к управлению, который предусматривает
высокое качество управленческих решений.
Сущность исследования систем
управления
Исследование - это вид деятельности человека,
состоящий из следующих компонентов:
распознавание проблемных ситуаций и
самих проблем, установление их места
в системе накопленных знаний;
выявление свойств, содержания, закономерностей
поведения и развития;
нахождение путей, средств и возможностей
использования новых представлений или
знаний о данной проблеме в практике ее
разрешения.
Всякое исследование характеризуется
целью, объектом и предметом исследования,
методологией и организацией его проведения,
результатами и возможностями их практической
реализации1.
Цель исследования - это поиск наиболее
эффективных вариантов построения системы
управления и организации ее функционирования
и развития. Главная задача исследования
- найти решение проблемы, которое либо
устраняет существующее препятствие развития,
либо выявляет фактор, обеспечивающий
нормальное, желаемое функционирование
или развитие. Решение, полученное в результате
исследования, может иметь вид некоторого
акта деятельности, а может быть концепцией
деятельности на ближайшую перспективу.
Лучшим вариантом результата исследования
является разработка программы совершенствования,
модернизации или реконструкции, реформирования
системы управления в полном комплексе
ее характеристик и параметров.
Объектом исследования является система
управления. В методологическом отношении
очень важным оказывается понимание и
учет класса этой системы. Она относится
к классу социально-экономических систем.
А это значит, что основополагающим ее
элементом является человек, поскольку
именно деятельность человека определяет
особенности всех процессов функционирования
и развития такой системы. Какими бы совершенными
ни были современные технические средства,
система управления строится на деятельности
человека. Можно исследовать технику,
но нельзя исследовать ее в отрыве от человека
и от всех факторов ее использования в
его деятельности.
Систему управления нельзя рассматривать
в отрыве от объекта управления. Поэтому
при исследовании систем управления в
качестве объекта исследования, наряду
с системой собственно управления, выступает
управляемая социально-экономическая
система (предприятие, фирма, корпорация,
ассоциация и пр.). Главная ее особенность
также заключается в том, что основополагающим
элементом и здесь является человек, деятельность
которого определяет и существование,
и развитие этой системы, и в значительной
степени зависит от того, как организовано
управление этой деятельностью, в какой
мере управление соответствует его интересам
и мотивам поведения, по каким целям и
с учетом каких факторов оно осуществляется.
Предметом исследования систем управления
- это наиболее существенный для исследователя
аспект проявления сущности рассматриваемой
системы управления, некая проблема, т.е.
это реальное противоречие, требующее
своего разрешения. Предметом изучения
могут быть проблемы в организации управления,
профессионализме персонала, механизмах
мотивации, использовании компьютерных
технологий и т.д.
Слово «менеджмент» (management) в переводе с английского языка означает «управление». В недавнем времени этим термином обозначали умение управлять лошадьми. В настоящее же время речь идет об управлении людьми, умении добиваться поставленных целей, используя их труд и мотивы поведения. Однако не следует толковать слово «менеджмент» однозначно. Из фундаментального «Оксфордского словаря» можно извлечь следующие его значения:
Менеджмент – это
Таким
образом, данный термин можно рассматривать
с разных сторон. Во-первых, менеджмент
– это отрасль знаний, которая
с помощью управленческого
Основная цель менеджмента – обеспечение гармонии в развитии организации, т. е. согласованного и эффективного функционирования всех внешних и внутренних элементов организации.
Категория
менеджмента – это наиболее общее
и фундаментальное понятие, отражающее
существенные свойства и устойчивые
отношения в процессах
Для определения содержания менеджмента необходимо выделить:
Можно выделить три группы функций: