Типизация торговой сети как элемент управления розничной торговой сетью потребительской кооперации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 22:37, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы: выявить современные направления развития и размещения типов магазинов потребительской кооперации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить теоретические аспекты типизации торговых сетей, и её роль в повышении качества обслуживания населения;
рассмотреть номенклатуру типов магазинов потребительской кооперации, а также характеристику их размещения;
исследовать современные форматы торговли, используемые в мировой практике.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1). Понятие типизации магазинов, её роль в повышении
качества обслуживания населения 5
2). Понятие «тип магазина», «формат торговли» и факторы, их
определяющие
2.1). Номенклатура типов магазинов
потребительской кооперации, их характеристика и размещение 9
2.2). Понятие «формат торговли», характеристика форматов торговли,
используемых в мировой практике розничной торговли 12
3). Современные направления развития и размещения типов магазинов
потребительской кооперации 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 28
ПРИЛОЖЕНИЕ

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА ОиТТ.docx

— 348.83 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие «тип магазина», «формат торговли» и факторы, их определяющие.

 

    1. Номенклатура типов магазинов потребительской кооперации, их характеристика и размещение.

Под типом магазина понимают розничный торговый объект  определенного вида, классифицированный по торговой площади и методам торгового обслуживания покупателей.

Выделяют  такие типы магазинов как:

  • универсальные, торгующие обширным перечнем товаров нескольких ассортиментных групп и подгрупп. Универмаги – это технически хорошо оборудованные крупные магазины, имеющие обычно несколько товарных отделов, в свою очередь, разделяющихся на секции, в которых представлены все основные группы товаров. В универмаге должно быть не менее 22 рабочих мест и 8 специализированных секций. Примером универсальных  магазинов,  торгующих  всеми  группами товаров, могут служить супермаркеты, гипермаркеты.
  • комбинированные, торгующие товарами нескольких ассортиментных групп, родственных по своим потребительским свойствам, например готовым платьем, мехами и головными уборами; фото- и радиотоварами и т.д.
  • смешанные, торгующие различными промышленными и продовольственными товарами разнообразных групп. Внутригрупповой ассортимент таких магазинов обычно узкий, они не имеют отделов и секций.
  • специализированные, торгующие товарами только одной ассортиментной группы, например обувью, швейными изделиями, тканями и т. д.
  • узкоспециализированные, имеющие в своем ассортиментном перечне только одну подгруппу или один вид товаров, например чулки, носки, галстуки, канцтовары, авторучки.

Тип магазина определяется его ассортиментным профилем, размером торговой площади, формами и методами торговли, целевыми функциями. Исходя из вышеперечисленных принципов, все типы магазинов сведены в Номенклатуру типов магазинов, в которой учтены современные требования к развитию и организации торгового обслуживания городского населения, а также зарубежный опыт.

Номенклатура  типов магазинов распространяется на организации розничной торговли различных организационно-правовых форм и форм собственности и применяется: 

  • для разработки перспективных планов (схем) развития и размещения сети объектов торговли в генеральных планах развития городов;
  • работ по рациональной специализации действующей торговой сети;
  • разработки проектов зданий магазинов, строительных норм и правил по проектированию магазинов;
  • планомерного и комплексного развития сети объектов торговли, совершенствования их структуры и размещения;
  • улучшения условий работы персонала магазина и повышения эффективности его деятельности.

В Номенклатуре отражены основные тенденции типизации  розничной торговой сети в мировой  практике и традиционные подходы  к данной проблеме, используемые в республике.

В таблице 2.1.1 (приложение 1) предоставлены наиболее распространенные типы магазинов потребительской кооперации.

Характеристика основных типов

1). Универмаг – розничный торговый объект, реализующий непродовольственные товары универсального ассортимента, использующий различные методы обслуживания покупателей, торговой площадью от 600м2.

2). Универсам – розничный торговый объект, реализующий универсальный ассортимент продовольственных и непродовольственных товаров методом самообслуживания,  торговой площадью от  150м2.

3). Супермаркет – объект розничной торговли, реализующий продовольственные и непродовольственные товары универсального ассортимента преимущественно методом самообслуживания торговой площадью от 1000 до 5000м2.

4). Гипермаркет – объект розничной торговли, реализующий продовольственные и непродовольственные товары универсального ассортимента преимущественно методом самообслуживания с оказанием услуг населению торговой площадью от 5000м2.

5). Мини-магазин – розничный торговый объект из сборных облегченных конструкций, с минимальным количеством складских помещений, реализующий несколько групп продовольственных (или непродовольственных) товаров, связанных общностью спроса и удовлетворяющих отдельные потребности с использованием различных методов обслуживания покупателей.

6). Магазин продовольственных товаров  («Продукты», Продтовары, Гастроном) – розничный торговый объект, реализующий несколько групп продовольственных товаров, связанных общностью спроса и удовлетворяющих отдельные потребности с использованием различных методов обслуживания покупателей.

7). Специализированный магазин  продовольственных товаров – розничный  торговый объект, в котором реализуется 1 группа продовольственных товаров или её часть с использованием различных методов обслуживания покупателей.

8). Магазин непродовольственных  товаров (« Промтовары»)  – розничный торговый объект, реализующий несколько групп непродовольственных товаров, связанных общностью спроса и удовлетворяющих отдельные потребности с использованием различных методов обслуживания покупателей.

9). Специализированный магазин  непродовольственных товаров  – розничный  торговый объект, в котором реализуется одна группа непродовольственных товаров или её часть с использованием различных методов обслуживания покупателей.

9). Торговый центр – совокупность розничных торговых объектов, в которых реализуется универсальный ассортимент товаров и оказывается широкий набор услуг расположенных на определённой территории, спланированных как единое целое в одном комплексе.

10). Комиссионный магазин – розничный торговый объект, осуществляющий продажу товаров, принятых от организаций или отдельных лиц на комиссионных началах.

11). Магазин-склад – торговый объект, осуществляющий оптовую продажу товаров юридическим лицам, их обособленным подразделением и индивидуальным предпринимателям по методу самообслуживания с минимальной торговой надбавкой, в том числе за наличный расчет.

12). Магазин со смешанным ассортиментом  товаров – розничный торговый объект, расположенный преимущественно в сельской местности, в котором реализуются отдельные виды продовольственных и непродовольственных товаров с использованием различных методов обслуживания покупателей.

13). Автомагазин – специально оборудованный торговый объект, осуществляющий развозную торговлю и использующий в качестве транспортного средства автомобиль.

14). Мелкорозничная (торговая) сеть  – торговая сеть представленная павильонами (без торгового зала), киосками, а также передвижными средствами развозной и разносной торговли.

15). Магазин формата «Дисконт» (дисконтный магазин) – розничный торговый объект, осуществляющий реализацию товаров и услуг по «дисконтной системе», под которой понимается продажа товаров с предоставлением повторно обратившемуся покупателю скидки в виде процентов от стоимости новой покупки.

16). Магазин формата «Дискаунт» (дискаунтер»)  – розничный торговый объект «низких цен», в котором розничные цены устанавливаются значительно ниже, чем в других магазинах, за счет снижения торговой надбавки и (или) закупки товаров по низким отпускным ценам. Применяется система скидок в зависимости от объема покупки [5, с. 2–5].

Распространенными типами специализированных и комбинированных  магазинов являются:

  • продовольственные магазины «Хлеб», «Кондитерский», «Овощи-фрукты», «Мясо», «Рыба», «Диетические продукты» и т.п.;
  • непродовольственные магазины «Одежда», «Обувь», «Хозяйственные  товары», «Мебель», «Культтовары», «Электротовары», «Ткани», «Игрушки», «Товары для детей», «Товары для женщин», «Товары для мужчин», «Всё для дома»,  «Товары для спорта и туризма» и т.п.;
  • магазины прочей товарной специализации «Природа», «Семена»,  «Зоомагазин», «Книги» и т.п.

Тип магазина может зависеть и от его месторасположения. Так, в сельской местности получили распространение магазины «Товары повседневного спроса», в которых покупатели могут приобрести все необходимые на каждый день продовольственные товары, а также непродовольственные товары повседневного и частого спроса.

Типы торговых предприятий постоянно  изменяются и совершенствуются под  влиянием процессов, происходящих в  экономике страны, научно-технического прогресса, социальных и других факторов.

 

2.2 Понятие «формат торговли»,  характеристика форматов торговли, используемых в мировой практике розничной торговли.

Структурной единицей сетевых структур в розничной  торговле является определенный формат торговли.

Формат  торговли - совокупность параметров, по которым определяется принадлежность торгового предприятия (как сетевого, так и независимого) к одному из распространенных в мировой практике видов.

Цель  формата в розничной торговле такая же, как и в других сферах человеческой деятельности - задать общепринятый стандарт, уже опробованную и успешную технологию. 

Торговые  предприятия, так же, как и предприятия  любого другого типа, выживают только при наличии какого-либо долгосрочного  конкурентного преимущества. Поэтому в системе торговых форматов нет никакого хаоса: каждый из форматов занимает свое конкурентное место (их ценность для покупателя проверена временем и жесткой конкуренцией на западных рынках). 

Как правило, каждый из форматов имеет устоявшееся  наименование. На практике достаточно оценить предприятие по небольшому количеству параметров, опустив второстепенные и формирующиеся под воздействием местных условий. Основными параметрами отнесения предприятия к какому либо из форматов являются:

• Площадь торгового зала;

• Количество расчетно-кассовых узлов*;

• Площадь складских, вспомогательных, офисных помещений*;

• Присутствующие в ассортименте категории товара, ширина ассортимента;

• Количество позиций в категориях, глубина ассортимента;

• Доля товара, производимого специально для данного предприятия ("марки   продавца")*;

• Наличие собственного производства продукции (для продовольственного сектора)*;

• Форма обслуживания (для предприятий самообслуживания отдельно оценивается и доля традиционной торговли "через прилавок");

• Предоставляемый сервис;

• Часы работы*;

• Списочное количество персонала;

• Оборот за день, месяц, год;

• Оборот с единицы площади*;

• Среднее количество покупок в день;

• Уровень цен на базовые позиции ассортимента*;

Формат, прежде всего ориентирован на покупателя, поэтому в приведенном списке отсутствует, например, такой важный для владельца бизнеса показатель, является магазин сетевым либо независимым. Вместе с тем, некоторые из форматов могут успешно существовать только в сетевом варианте, по достижении "критической массы" торговых площадей (Рис. 2.2.1).

Существуют  различные системы отнесения  торгового предприятия к одному из форматов, базирующиеся на сочетании групп вышеперечисленных параметров (табл. 2.2.1 приложение 3). Различные наборы этих групп формируют базу для отнесения к тому или иному формату в зависимости от классификации [10].

Безусловно, существуют и предприятия, которые  невозможно классифицировать, то есть отнести к одному из известных форматов либо его разновидностям. К предприятиям такого вида относят:

  • магазины, не имеющие собственной стратегии (аутсайдеры рынка). К этой группе относится большое количество постсоветских магазинов, а также

многие (в том числе, крупные) предприятия, созданные в 90-х годах без учета необходимости противостоять сегодняшней интенсивной конкуренции);

  • концептуальные магазины с уникальным предложением покупателю по ассортименту и сервису (авторские магазины, не путать с бутиками).

 

 

Знаком "*" отмечены параметры, применение которых помогает уточнить принадлежность предприятия к тому или иному  формату.



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      Рисунок 2.2.1 – Форматы торговли розничных торговых сетей [10]

 

Таким образом, в 99,9 % случаев для успеха торгового  предприятия необходимо соответствие одному из оправдавших себя в мировой практике форматов [11].

 

Продовольственные форматы.

В таблице 2.2.1, кратко охарактеризуем форматы продовольственной торговли:

Необходимые комментарии к таблице:

1. Если  оставить в стороне специфику  гипермаркета (представление непродовольственной группы, то есть бытовой техники, одежды, игрушек, школьно-письменных принадлежностей), то можно сказать, что ширина ассортимента у перечисленных в таблице форматов распространяется на все продовольственные категории и так называемые "сопутствующие товары". Поэтому в приведенной таблице строка "Представленные товарные категории" отсутствует. Отличия заключаются только в глубине представления каждой из категорий. Если гипермаркет предлагает в одной категории до 1500 позиций, то жесткий дискаунт - в лучшем случае около 80.

Информация о работе Типизация торговой сети как элемент управления розничной торговой сетью потребительской кооперации