Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 22:37, курсовая работа
Целью данной работы: выявить современные направления развития и размещения типов магазинов потребительской кооперации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить теоретические аспекты типизации торговых сетей, и её роль в повышении качества обслуживания населения;
рассмотреть номенклатуру типов магазинов потребительской кооперации, а также характеристику их размещения;
исследовать современные форматы торговли, используемые в мировой практике.
ВВЕДЕНИЕ 3
1). Понятие типизации магазинов, её роль в повышении
качества обслуживания населения 5
2). Понятие «тип магазина», «формат торговли» и факторы, их
определяющие
2.1). Номенклатура типов магазинов
потребительской кооперации, их характеристика и размещение 9
2.2). Понятие «формат торговли», характеристика форматов торговли,
используемых в мировой практике розничной торговли 12
3). Современные направления развития и размещения типов магазинов
потребительской кооперации 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 28
ПРИЛОЖЕНИЕ
Под типом магазина понимают розничный торговый объект определенного вида, классифицированный по торговой площади и методам торгового обслуживания покупателей.
Выделяют такие типы магазинов как:
Тип магазина определяется его ассортиментным профилем, размером торговой площади, формами и методами торговли, целевыми функциями. Исходя из вышеперечисленных принципов, все типы магазинов сведены в Номенклатуру типов магазинов, в которой учтены современные требования к развитию и организации торгового обслуживания городского населения, а также зарубежный опыт.
Номенклатура
типов магазинов
В Номенклатуре отражены основные тенденции типизации розничной торговой сети в мировой практике и традиционные подходы к данной проблеме, используемые в республике.
В таблице 2.1.1 (приложение 1) предоставлены наиболее распространенные типы магазинов потребительской кооперации.
Характеристика основных типов
1). Универмаг – розничный торговый объект, реализующий непродовольственные товары универсального ассортимента, использующий различные методы обслуживания покупателей, торговой площадью от 600м2.
2). Универсам – розничный торговый объект, реализующий универсальный ассортимент продовольственных и непродовольственных товаров методом самообслуживания, торговой площадью от 150м2.
3). Супермаркет – объект розничной торговли, реализующий продовольственные и непродовольственные товары универсального ассортимента преимущественно методом самообслуживания торговой площадью от 1000 до 5000м2.
4). Гипермаркет – объект розничной торговли, реализующий продовольственные и непродовольственные товары универсального ассортимента преимущественно методом самообслуживания с оказанием услуг населению торговой площадью от 5000м2.
5). Мини-магазин – розничный торговый объект из сборных облегченных конструкций, с минимальным количеством складских помещений, реализующий несколько групп продовольственных (или непродовольственных) товаров, связанных общностью спроса и удовлетворяющих отдельные потребности с использованием различных методов обслуживания покупателей.
6). Магазин продовольственных
7). Специализированный магазин
продовольственных товаров – ро
8). Магазин непродовольственных товаров (« Промтовары») – розничный торговый объект, реализующий несколько групп непродовольственных товаров, связанных общностью спроса и удовлетворяющих отдельные потребности с использованием различных методов обслуживания покупателей.
9). Специализированный магазин непродовольственных товаров – розничный торговый объект, в котором реализуется одна группа непродовольственных товаров или её часть с использованием различных методов обслуживания покупателей.
9). Торговый центр – совокупность розничных торговых объектов, в которых реализуется универсальный ассортимент товаров и оказывается широкий набор услуг расположенных на определённой территории, спланированных как единое целое в одном комплексе.
10). Комиссионный магазин – розничн
11). Магазин-склад – торговый объект, осуществляющий оптовую продажу товаров юридическим лицам, их обособленным подразделением и индивидуальным предпринимателям по методу самообслуживания с минимальной торговой надбавкой, в том числе за наличный расчет.
12). Магазин со смешанным
13). Автомагазин – специально оборудованный торговый объект, осуществляющий развозную торговлю и использующий в качестве транспортного средства автомобиль.
14). Мелкорозничная (торговая) сеть – торговая сеть представленная павильонами (без торгового зала), киосками, а также передвижными средствами развозной и разносной торговли.
15). Магазин формата «Дисконт» (
16). Магазин формата «Дискаунт» (дискаунтер») – розничный торговый объект «низких цен», в котором розничные цены устанавливаются значительно ниже, чем в других магазинах, за счет снижения торговой надбавки и (или) закупки товаров по низким отпускным ценам. Применяется система скидок в зависимости от объема покупки [5, с. 2–5].
Распространенными типами специализированных и комбинированных магазинов являются:
Тип магазина может зависеть и от его месторасположения. Так, в сельской местности получили распространение магазины «Товары повседневного спроса», в которых покупатели могут приобрести все необходимые на каждый день продовольственные товары, а также непродовольственные товары повседневного и частого спроса.
Типы торговых предприятий постоянно изменяются и совершенствуются под влиянием процессов, происходящих в экономике страны, научно-технического прогресса, социальных и других факторов.
2.2 Понятие «формат торговли»,
характеристика форматов
Структурной единицей сетевых структур в розничной торговле является определенный формат торговли.
Формат торговли - совокупность параметров, по которым определяется принадлежность торгового предприятия (как сетевого, так и независимого) к одному из распространенных в мировой практике видов.
Цель формата в розничной торговле такая же, как и в других сферах человеческой деятельности - задать общепринятый стандарт, уже опробованную и успешную технологию.
Торговые предприятия, так же, как и предприятия любого другого типа, выживают только при наличии какого-либо долгосрочного конкурентного преимущества. Поэтому в системе торговых форматов нет никакого хаоса: каждый из форматов занимает свое конкурентное место (их ценность для покупателя проверена временем и жесткой конкуренцией на западных рынках).
Как правило, каждый из форматов имеет устоявшееся наименование. На практике достаточно оценить предприятие по небольшому количеству параметров, опустив второстепенные и формирующиеся под воздействием местных условий. Основными параметрами отнесения предприятия к какому либо из форматов являются:
• Площадь торгового зала;
• Количество расчетно-кассовых узлов*;
• Площадь складских, вспомогательных, офисных помещений*;
• Присутствующие в ассортименте категории товара, ширина ассортимента;
• Количество позиций в категориях, глубина ассортимента;
• Доля товара, производимого специально для данного предприятия ("марки продавца")*;
• Наличие собственного производства продукции (для продовольственного сектора)*;
• Форма обслуживания (для предприятий самообслуживания отдельно оценивается и доля традиционной торговли "через прилавок");
• Предоставляемый сервис;
• Часы работы*;
• Списочное количество персонала;
• Оборот за день, месяц, год;
• Оборот с единицы площади*;
• Среднее количество покупок в день;
• Уровень цен на базовые позиции ассортимента*;
Формат, прежде всего ориентирован на покупателя, поэтому в приведенном списке отсутствует, например, такой важный для владельца бизнеса показатель, является магазин сетевым либо независимым. Вместе с тем, некоторые из форматов могут успешно существовать только в сетевом варианте, по достижении "критической массы" торговых площадей (Рис. 2.2.1).
Существуют различные системы отнесения торгового предприятия к одному из форматов, базирующиеся на сочетании групп вышеперечисленных параметров (табл. 2.2.1 приложение 3). Различные наборы этих групп формируют базу для отнесения к тому или иному формату в зависимости от классификации [10].
Безусловно, существуют и предприятия, которые невозможно классифицировать, то есть отнести к одному из известных форматов либо его разновидностям. К предприятиям такого вида относят:
многие (в том числе, крупные) предприятия, созданные в 90-х годах без учета необходимости противостоять сегодняшней интенсивной конкуренции);
Знаком "*" отмечены параметры, применение которых помогает уточнить принадлежность предприятия к тому или иному формату. |
Рисунок 2.2.1 – Форматы торговли розничных торговых сетей [10]
Таким образом, в 99,9 % случаев для успеха торгового предприятия необходимо соответствие одному из оправдавших себя в мировой практике форматов [11].
Продовольственные форматы.
В таблице 2.2.1, кратко охарактеризуем форматы продовольственной торговли:
Необходимые комментарии к таблице:
1. Если
оставить в стороне специфику
гипермаркета (представление