Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 22:37, курсовая работа
Целью данной работы: выявить современные направления развития и размещения типов магазинов потребительской кооперации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить теоретические аспекты типизации торговых сетей, и её роль в повышении качества обслуживания населения;
рассмотреть номенклатуру типов магазинов потребительской кооперации, а также характеристику их размещения;
исследовать современные форматы торговли, используемые в мировой практике.
ВВЕДЕНИЕ 3
1). Понятие типизации магазинов, её роль в повышении
качества обслуживания населения 5
2). Понятие «тип магазина», «формат торговли» и факторы, их
определяющие
2.1). Номенклатура типов магазинов
потребительской кооперации, их характеристика и размещение 9
2.2). Понятие «формат торговли», характеристика форматов торговли,
используемых в мировой практике розничной торговли 12
3). Современные направления развития и размещения типов магазинов
потребительской кооперации 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 28
ПРИЛОЖЕНИЕ
В настоящее время этот монополизм в основном разрушен, доля государственной торговли резко снижена, поэтому важнейшим фактором дальнейшей демонополизации розничной торговли и развития конкуренции должно стать ускоренное развитие новой торговой сети и новых типов торговых предприятий.
Ранее основным источником развития розничной торговой сети были отчисления от жилищного строительства (5-7%). В результате имеется фактическая обеспеченность розничной сетью около 250 м2 на тысячу жителей, в то время как в странах Запада она составляет 700-1000 м2.
С переходом к рыночным отношениям источники финансирования развития новой розничной торговой сети должны значительно возрасти за счет промышленных предприятий, коммерческих структур, совместных и иностранных предприятий, а также частных лиц. С переходом к рынку должны видоизмениться и типы магазинов. Здесь можно смело копировать оправдавший себя зарубежный опыт оптимального сочетания крупных и крупнейших магазинов и торговых центров с высоким сервисом торгового обслуживания и небольших предприятий торговли с минимумом услуг, низкими ценами и максимально приближенными к покупателю. В связи с этим в настоящее время завершается разработка новой номенклатуры типов торговых предприятий. Это будет способствовать развитию конкуренции между предприятиями и скажется на уровне культуры торгового обслуживания.
В настоящее время деятельность подавляющего большинства магазинов ограничена чисто торговыми функциями (прием товаров, хранение, подготовка и продажа). Неторговая деятельность магазинов и фирм в основном связана с дополнительными услугами (кафетерии, раскрой тканей, подгонка одежды, доставка на дом и т.п.), большинство из которых бесплатные, так как сохраняются экономические и организационные препятствия для оказания более выгодных и рентабельных платных услуг. В результате обеспеченность площадями для оказания услуг и в продовольственной, и особенно в непродовольственной торговле далека от нормативов.
розничной продажи товаров.
Прежде всего, надо отметить, что в условиях экономического кризиса 90х годов почти в 2 раза снизился удельный вес самообслуживания: на 01.01.2006г. он составил только 39% в общем количестве магазинов и 43,5% в общей торговой площади. Следует отметить, что удельный вес этой формы продажи в странах с рыночной экономикой достаточно высок. Например, в продовольственной торговле он достигает 80-100%.
Наряду с реформированием форм
собственности торговых предприятий
произошла реорганизация в
В странах с рыночной экономикой интересы потребителя защищены не только деятельностью торговых предприятий, но и политикой государственных органов управления и общественных организаций (налоговая дисциплина, установление режимов работы магазинов и т.п.). В результате созданы мощные барьеры предпринимателям, деятельность которых не отвечает требованиям потребителей.
Государственная политика в сфере розничной торговли направлена на укрупнение размеров магазинов за счет строительства и открытия гипер- и супермаркетов и торговых центров.
В 2010 году количество магазинов с торговой площадью свыше 650 кв. метров в городе Минске составило 98 единиц, свыше 1000 кв. метров преимущественно в формате супер- и гипермаркетов - 52 единицы. Следовательно, ежегодно предполагается вводить в эксплуатацию по одному торговому объекту, как среднего, так и крупного формата. В дальнейшем в структуре торговой сети будут преобладать форматы с площадью от 650 кв.м. Количество «средних» магазинов почти в два раза больше чем крупных.
Для обеспечения системного подхода к строительству и размещению крупных торговых объектов (торговых центров, гипер- и супермаркетов, магазинов с торговой площадью от 650 кв. метров и более) облисполкомами и Минским горисполкомом разрабатываются генеральные схемы размещения крупных торговых объектов в городах республики на период до 2020 года.
Укрупнение торговой сети за счет привлечения инвестиций в отрасль сегодня является одним из приоритетных направлений в развитии торговой сети городов Беларуси. В Программе развития внутренней торговли на 2010-2015 гг. определены важнейшие инвестиционные проекты по развитию торговой инфраструктуры городов. Из 44 инвестиционных проектов, предусмотренных в инфраструктуре торговли, только 12 проектов приходиться на столицу. Это позволяет сделать вывод, что активизируется развитие инфраструктуры торговли во всех крупных городах республики.
Программа развития потребительской кооперации на 2010-2015гг является основным документом, определяющим задачи комплексного развития потребительской кооперации на ближайшую перспективу. В данном документе определены основные направления развития кооперативной торговли .
Согласно этому документу задача кооперативной торговли - оперативно реагировать на происходящие изменения в экономической ситуации, внесение коррективов в хозяйственную деятельность системы, активное сотрудничество с государственными органами в целях защиты интересов кооперации.[6, с. 2]:
Развитие торговли будет направлено на стабильное обеспечение платежеспособного спроса различных категорий населения на высококачественные товары широкого ассортимента преимущественно за счет отечественного производства при высоком уровне обслуживания, а также увеличение сопутствующих услуг.
Для достижения этой цели предусматривается:
отраслями народнохозяйственного комплекса.
Для решения этих задач важное значение придается созданию крупных конкурентоспособных структур в сфере торговли. Основным направлением в развитии розничной торговой сети будет укрупнение размеров магазинов, развитие таких их типов, как гипер-и супермаркеты. До 2015 года предстоит ввести 45 крупных объектов с торговой площадью от 1,5 тыс. кв. метров и более, в том числе 33 гипер-и супермаркета, строительство которых будет осуществляться во всех областях республики. Укрупнению торговых структур будет способствовать формирование сетевых технологий торговли и применение франчайзинга.
Важное направление развития торговой сети - формирование системы так называемых ”удобных магазинов“, расположенных в радиусе пешеходной доступности и торгующих ассортиментом продовольственных и непродовольственных товаров первой необходимости, а также сети дисконтных магазинов (магазинов самообслуживания, реализующих товары по более низким ценам за счет сокращения затрат на их хранение и продажу).
Предполагается
расширение фирменной торговли и
совершенствование ее функционирования,
формирование сети современных фирменных
магазинов в областных и
В системе потребительской кооперации особое внимание будет уделяться улучшению торгового обслуживания жителей сельской местности, обеспечению их социально значимыми товарами, расширению ассортимента и повышению качества обслуживания. В магазинах потребительской кооперации предусматривается предоставление скидок и бонусов. В сельской местности будет возобновлена работа порядка 800 ранее закрытых магазинов в малых населенных пунктах, дополнительно открыто 400 торговых объектов, проведены реконструкция и ремонт, 160 магазинов будет переведено на новые формы обслуживания. В итоге сформируется устойчивая система обеспечения сельских жителей товарами расширенного ассортимента с повышением качества торгового обслуживания.[8, с. 23]:
Для развития торговли на селе была разработана Государственная программа возрождения и развития села. Она уже реализуется в республике на протяжении 3-х лет. На её реализацию из бюджета республики выделено около 70 трлн. руб. Основная задача программы – возрождение и развитие социальной и производственной сферы села, обеспечение устойчивого ведения сельскохозяйственного производства, повышение уровня доходов сельского населения, создание условий для улучшения демографической ситуации на селе.
Для восстановления и повышения роли потребительской кооперации, иных торговых организаций в удовлетворении потребностей сельского населения в товарах и услугах намечается:
Оценка показателей развития розничных торговых сетей на примере сетей потребительской кооперации «Белкоопсоюз».
В организациях розничной торговли завершается процесс кругооборота средств, вложенных в производственные предметы потребления, происходит превращение товарной формы стоимости в денежную и создается экономическая основа для возобновления производства товаров. Здесь происходят постоянные количественные и качественные изменения, вызванные применением передовой технологии, совершенствованием техники и оборудования, методов управления, обеспечивающих повышение эффективности работы торговых организаций и повышение культуры торговли.
Следовательно, экономическое значение розничной торговой сети состоит в ускорении движения и реализации товара, а так же сохранения его количества и качества на всем пути от производства до потребителя. Экономический аспект торговли проявляется в величине совокупного общественного продукта и национального дохода общества.
Динамику розничной торговой сети Республики Беларусь изучим, составив таблицу 3.1 (приложение 4) [7].
Данные таблицы 3.1 (приложения 4) свидетельствуют о том, что в 2011 году по сравнению с 2010 годом количество магазинов выросло на 3,58%, в том числе магазинов самообслуживания на 4,59%, торговой площадью от 650м2 на 5,65%, а с торговой площадью от 1000м2 – на 7,83%.
Так же, увеличение в 2011 году по сравнению с 2010 годом наблюдалось по торговой площади магазинов на 7,11%, в том числе по магазинам самообслуживания на 3,48%. На ряду с данными изменениями наблюдалось и снижение количества торговых центров на 0,93%, а их торговая площадь на 31,54%. Снижалось и количество рынков на 4,12%, а количество торговых мест на них на 3,11%. Следовательно, в Республике Беларусь происходили изменения в торговой сети, так как закрывались места на рынках, магазины с небольшой площадью, а увеличивалось количество магазинов торговой площадью от 1000м2, и магазинов самообслуживания, что свидетельствует об укрупнении торговых объектов и увеличении супер- и гипермаркетов в стране.
Итак, для создания рыночного механизма требуется длительное время и желание проводить реформы. Важно правильно определить роль государства в формировании рыночных отношений. Она должна проявиться в следующих сферах [8, с. 25]: