Управление как вид профессиональной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 19:41, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель исследования состоит в изучении места и роли менеджмента в системе рыночных отношений и деятельности организаций.
В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
1. Дать определение понятию и сущности современного менеджмента.
2. Рассмотреть основные черты менеджмента как особого вида профессиональной деятельности.
3. Проанализировать функции и принципы менеджмента.
4. Провести анализ качества и эффективности менеджмента.

Содержание

Введение 3
1. Содержание и технология менеджмента 6
1.1 Понятие и сущность современного менеджмента 6
1.2 Менеджмент как особый вид профессиональной деятельности 11
1.3 Функции и принципы менеджмента 16
2. Место и роль эффективного менеджмента в деятельности организации ( на примере Администрации сельского поселения "Ираёль") 19
2.1 Пути и методы анализа качества и эффективности менеджмента 19
2.2 Эффективность управления и направления её повышения 22
2.3 Стратегия развития 24
2.4Профессиональный рост сотрудников 26
Заключение 32
Библиографический список 33

Вложенные файлы: 1 файл

Оглавление.docx

— 82.92 Кб (Скачать файл)

Менеджмент, хотя и играет вполне определенную роль в организации, тем не менее, как бы пронизывает всю организацию, касаясь и затрагивая практически  все сферы ее деятельности. Однако при всем многообразии взаимодействия менеджмента и организации можно  достаточно четко установить границу деятельности, которая составляет содержание менеджмента, а также достаточно четко определить субъектов управленческой деятельности — менеджеров.

Управление  организацией предстает в виде процесса осуществления определенного типа взаимосвязанных действий по формированию и использованию ресурсов организации  для достижения ею своих целей. Менеджмент не эквивалентен всей деятельности организации  по достижению конечных целей, а включает в себя только те функции и действия, которые связаны с координацией и установлением взаимодействия внутри организации, с побуждением  к осуществлению производственной и других видов деятельности, с  целевой ориентацией различных  видов деятельности и т.п.

Конечной  целью менеджмента является эффективное  использование кадрового потенциала при одновременном повышении  квалификации, творческой активности и лояльности каждого работника.

Менеджмент  призван создавать условия, для  успешного функционирования организации  исходя из того, что услуги являются не причиной существования организации, а результатом его деятельности, который в конечном итоге определяет рынок. Ситуация на рынке, как известно, постоянно меняется, происходят изменения в положении на рынке конкурентов, в условиях и формах финансирования, состоянии хозяйственной конъюнктуры в отрасли или в стране в целом. Отсюда постоянное наличие риска. Целью менеджмента в этих условиях является постоянное преодоление риска или рисковых ситуаций не только в настоящем, но и в будущем.

В связи с  этим в задачи менеджмента входит:

  • обеспечение автоматизации производства и переход к использованию работников, обладающих высокой квалификацией;
  • стимулирование работы сотрудников организации путем создания для них лучших условий труда и установления более высокой заработной платы;
  • постоянный контроль за эффективностью деятельности организации, координация работы всех подразделений организации;

К задачам, решаемым в менеджменте, относятся также:

  • определение конкретных целей развития организации;
  • выявление приоритетности целей, их очередности и последовательности решения;
  • разработка стратегии развития организации — хозяйственных задач и путей их решения;
  • выработка системы мероприятий для решения намечаемых проблем на различные временные периоды;
  • определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения;
  • установление контроля за выполнением поставленных задач.

Несмотря  на огромное разнообразие действий и  процессов, можно выделить несколько  групп функциональных процессов, которые  охватывают деятельность любой организации  и которые являются объектами  управления со стороны менеджмента:

  • финансы;
  • работа с кадрами;
  • учёт и анализ хозяйственной деятельности;

        Управление финансами состоит в том, что менеджмент осуществляет управление процессом движения финансовых средств в организации. Для этого осуществляется:

• составление  бюджета и финансового плана;

• формирование денежных ресурсов;

• распределение  денег между различными сторонами, определяющими жизнь организации;

• оценка финансового  потенциала организации.

Управление  персоналом связано с использованием возможностей работников для достижения целей организации.

Кадровая  работа включает в себя следующие  элементы:

• подбор и  расстановка кадров;

• обучение и  развитие кадров;

• компенсация  за выполненную работу;

• создание условий  на рабочем месте;

• поддержание  отношений с профсоюзами и  разрешение трудовых споров.

Управление  учётом и анализом хозяйственной деятельности предполагает управление процессом обработки и анализа финансовой информации о работе организации с целью сравнения фактической деятельности организации с ее возможностями, а также с деятельностью других организации. Это позволяет организации вскрыть проблемы, на которые она должна обратить пристальное внимание, осуществить поиск резервов и ресурсов для улучшения работы и более эффективного использования потенциала организации и выбрать лучшие пути осуществления ее деятельности.

Данные виды и направления управленческой деятельности реализуются и проявляются в её функциях.

    1. Функции и принципы менеджмента

 

Содержание  процесса управления отражают функции  управленческой деятельности. Под функцией управления понимается определенный вид  постоянно повторяющихся работ, характеризующих одну из сторон управления. Их возникновение явилось следствием разделения управленческого труда  из-за постоянно возрастающей сложности  управления объектами.

Функции занимают определяющее место в теории менеджмента. Они непосредственно влияют на формирование структуры аппарата управления организации, позволяют выявить наиболее трудоемкие участки управленческой деятельности для последующей их автоматизации и механизации. Для реализации функции формируется информационная база управления, совершенствуются методы выполнения управленческой работы, выявляется профессиональный уровень работников.

Каждая из функции управления имеет специфические  методы выполнения. Все функции взаимосвязаны  между собой и в то же время  относительно обособлены.

Исключение одной из функций нарушает ритмичность управленческого процесса. В то же время качественное улучшение одной из них не оказывает непосредственного влияния на качество выполнения других. Понятие функции управления многозначно, в связи, с чем их классифицируют по ряду признаков (рис. 1.2). [4] 

Обобщение практики управления позволяет выделить следующие, наиболее часто представленные на самых различных предприятиях, функции:

________________________

4 Юкаева В. С. Указ.соч. – с. 28-29

 

  • прогнозирования и планирования;
  • организации;
  • мотивации работников;
  • учета и контроля.

Функция планирования предусматривает выполнение следующих  действий:

  • установление цели предприятия;
  • определение стратегии поведения предприятия и составляющих его структур;
  • разработку политики и процедур, регламентирующих поведение объектов управления в организации;

         Функция организации состоит в формировании структурных подразделений организации и установлении связей между ними, позволяющих работникам эффективно работать вместе для достижения задач организации. Осуществляя эту функцию управление выбирает методы воздействия субъектов на объекты, устанавливает полномочия различных элементов организации и взаимоотношения между ними, связывая в единую систему высшее руководство с низшими уровнями работающих.

Функция мотивации  работников является ключевой в управлении. Она состоит в создании производственных условий, внутренне побуждающих  работников к действиям, вытекающим из делегированных им полномочий. Для этого необходимо определение действительных потребностей работников (часто они заключены не только в повышении их доходов) и обеспечение удовлетворения этих потребностей через хорошую работу.

Функция контроля обеспечивает наблюдение за ходом работы, её соответствием принятым планам, существующим нормам, инструкциям, правилам.

Для эффективного выполнения этой функции необходимо:

 • установить  стандарты — точное значение  параметров, которые должны быть  достигнуты в определенный отрезок  времени;

 • измерение  фактически достигнутого результата  в этот же отрезок времени  и сравнение его со стандартом;

• коррекция  отклонений от первоначальных целей вплоть до их полного пересмотра для придания им более реалистичного и соответствующего сложившейся ситуации характера.

Управление  осуществляется с помощью основных исходных положений, правил, называемых принципами менеджмента, которыми руководствуются  управляющие органы. В них отражается действие объективных законов и  практика управления, а также определяются требования к конкретной системе, структуре  и организации менеджмента. В  соответствии с этими требованиями образуются органы управления, устанавливаются  взаимоотношения между уровнями управления, между организациями  и государством, применяются те или  иные методы управления.

Французский горный инженер Анри Файоль в начале XX века разработал принципы управления, которые остаются по-прежнему актуальными в современных условиях деятельности предприятий.

В их составе  выделяются следующие:

1. Власть неотделима  от ответственности, что означает  необходимость сочетания властных  полномочий с соответствующей  долей ответственности.

2. Разделение  труда — предполагает соблюдение  определенного предела в специализации  работ, не допуская их дублирования.

3. Дисциплина  обязательна для всех — каков  руководитель, таков и коллектив.  Количество недостатков руководителя  умножается на количество подчиненных.

4. Единство  распоряжения — управленческое  воздействие должно исходить  от одного лица.

5. Подчиненность  индивидуальных интересов работников  общим интересам фирмы.

6. Справедливость  вознаграждения — справедливость  оценки труда со стороны работодателя  и работника.

7. Устойчивость  кадров — стабильность кадров  признак хорошего руководства.

8. Порядок  во всем — материальный (каждая  вещь на своем месте) и социальный (каждый работник на своем месте).

9. Единство  руководства — проведение целенаправленной  единой политики в масштабах  организации.

10. Корпоративный  дух — нацеленность всего коллектива  на достижение конкретных результатов  и др.

Современные литературные источники, не отвергая ранее сформулированные принципы, дополняют менеджмент как науку следующими принципами:

• направленность действий в сфере управления на достижение конкретных целей;

• обеспечение  цели, результата и средств его  достижения;

• комплексность  процесса управления, включающего планирование, анализ, регулирование и контроль;

• единство перспективного и текущего планирования, обеспечивающего  его непрерывность;

• контроль за реализацией принимаемых управленческих решений как важнейший фактор их эффективности;

• многоплановое  стимулирование творческой активности, успехов и достижений всего коллектива компании и каждого ее члена;

• индивидуальный подход к каждому участнику коллектива, позволяющий максимально использовать его потенциал;

• заинтересованность работника в повышении своей  квалификации, постоянной учебе и  овладении новыми знаниями и сферами  деятельности;

• ориентация на здоровый психологический климат в коллективе;

• гибкость организационной  структуры управления, позволяющей  решать функциональные и управленческие задачи.

В современных  условиях чрезвычайно важным является принцип научной обоснованности управления. Научный подход в управлении необходим для комплексного учета  объективных факторов экономического общества. Требование научной обоснованности управленческих решений может выполняться, если соблюдаются и такие принципы как системный подход к управлению, оптимальность и гибкость управления.

Применительно к низовым звеньям называют следующие  принципы: определённая самостоятельность  низовых звеньев, активизация инициативы работников и привлечение их к  управлению, повышение квалификации, ответственности, дисциплины и сознательности кадров.

Все принципы управления следует рассматривать  в их взаимосвязи и взаимной увязке.

 

2. Место  и роль эффективного менеджмента  в деятельности организации 

2.1 Пути и методы анализа качества  и эффективности менеджмента

Эффективно  работающая организация предполагает единовременное функционирование всех стадий и направлений менеджмента, т. е. взаимосвязь их во времени и пространстве.

Эффективности работы всех отделов организации — главная задача менеджмента. Она включает рациональную организацию производственного процесса, развитие технико-технологической базы, эффективное использование живого труда (кадров), обеспечение творческой активности работников.

Под качеством менеджмента подразумеваются некие особенности, благодаря которым различается менеджмент в разных организациях. Оценка качества менеджмента – это выделение каждой такой особенности, измерение степени ее выраженности и соотнесение с другими особенностями для получения какой-то итоговой оценки.

Другими словами, оценить качество менеджмента можно  только в том случае, если будет  оценена каждая составная часть  этого обобщающего понятия. А  для этого потребуется рассмотреть  базовые понятия управленческой сферы, проанализировать, что общего и в чем различия между разными  системами управления.

Система управления – это люди, согласующие усилия других людей для достижения общего результата. Это то общее, что присутствует всегда и везде, где организация состоит из двух и более человек. При этом организация рассматривается в самом общем виде: это может быть политическая партия, армия, даже просто два человека, объединившие свои усилия ровно на 5 минут, – в любом из этих случаев присутствуют люди, которым предписано (или они берут на себя это сами) направлять других людей на достижение общих задач.

Информация о работе Управление как вид профессиональной деятельности