Формальная и неформальная организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 16:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – изучить особенности формальных и неформальных организаций.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
Изучить основные характеристики формальных и неформальных организаций;
Выявить сходства и различия формальных и неформальных организаций;
Рассмотреть особенности неформальных организаций на примере ООО «Агентство по туризму «Сфера»;
Определить ролевой аспект формальных и неформальных организаций в деятельности предприятия;
Выявить основные проблемы, связанные с появлением неформальных организаций;
Предложить способы решения возникших проблем.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1. Формальные и неформальные организации. Особенности, основные черты и функции……………………………………………………5
1.1. Сущность формальных организаций……………………………….5
1.2. Основные черты неформальных организаций………………………8
1.3. Сходства и различия формальных и неформальных организаций…………………………………………………………………….13
2. Развитие неформальных организаций и их характеристика на примере ООО «Агентство по туризму «Сфера»……………………………16
2.1. Краткая характеристика организации…………………………….16
2.2. Неформальные группы, их существование………………………..20
3. Пути устранения проблем в ООО «Агентство по туризму «Сфера», связанных с появлением неформальных организаций………25
3.1. Ролевой аспект формальных и неформальных организаций в деятельности организации……………………………………………………..25
3.2. Устранение проблем, при помощи определенных методов и походов ……………………………….…………………………………………28
3.3. Применение способов борьбы с неформальными организациями…………………………………………………………………..31
Заключение………………………………………………………………..32
Список используемой литературы………………………………………34

Вложенные файлы: 1 файл

148376_2C9ED_formalnye_i_neformalnye_organizacii.docx

— 66.95 Кб (Скачать файл)

     • неизбежность возникновения в организации  непредвиденных ситуаций, требующих  нестандартных решений;

     • необходимость отработки новых  стандартов поведения, которые первоначально  возникают именно в неформальной организации и лишь затем переносятся  в формальную;

     • невозможность сведения отношений  между людьми только к деловым  задачам, поэтому всё многообразие неделовых отношений.

     Именно  последнее условие дало специалистам возможность разделить неформальную организацию на два блока: неформальную организацию как тип неформальной организации, возникающей по поводу трудовой деятельности, и так называемую социально-психологическую организацию, регулирующую внепроизводственные  связи людей. Характеризуя роль неформальной организации внепроизводственной  сферы, они отмечают её роль в поддержании  социальной целостности, в снятии социальных напряжений в коллективе, в поддержании у работников высокой самооценки и самоуважения. Видимо, неформальная организация выступает своеобразным буфером между человеком и жесткой формальной организацией. Она проявляет себя главным образом на уровне контактных коллективов, малых групп и опирается на спонтанно формирующиеся здесь межличностные нормы, ценности, механизмы сплочённости и лидерства, на выработанные группой санкции за отклоняющееся поведение.

         Причины существования неформальных  организаций: чувство принадлежности - наиболее сильное из эмоциональных  потребностей (формальные организации лишают людей возможностей социальных контактов, следовательно‚ необходимы неформальные организации); взаимопомощь; защита (сила - в единстве); общение - доступ к неформальному получению информации; симпатия.

     В общих чертах, неформальная организация  появляется в ответ на социальную потребность - потребность людей  общаться друг с другом. Однако для  аналитических целей это объяснение не является вполне удовлетворительным. Исследование выявило следующие  более специфические факторы, лежащие  в основе появления неформальных организаций.

     Фактор  местонахождения просто констатирует, что для того, чтобы сформироваться в группы более длительного характера, люди должны иметь частые межличностные  контакты. Таким образом, география  физического местонахождения на предприятии или офисе является важным фактором в предсказании того, кто будет в какой группе.

     Род занятий - главный критерий, определяющий возникновение и состав неформальных групп. У людей, выполняющих схожие работы, имеется тенденция группироваться вместе.

     Интересы - еще один фактор для формирования неформальной группы. Даже если люди находятся  в одном и том же месте, выполняют  схожие работы, различие интересов у них объясняет, почему возникает несколько маленьких неформальных организаций вместо одной большой.

     Определенные  проблемы часто приводят к образованию  неформальных групп, но этот фактор ставится отдельно от трех предварительно упомянутых. В этом случае люди, которые не обязательно  имеют схожие интересы, род занятий  или место работы, могут соединяться  для общего дела. Как только проблема решена, возникает тенденция возвратиться к более естественным групповым  формам. Таким образом, особые причины  вызывают появление довольно непостоянных неформальных ассоциаций; группы, основанные на других трех факторах, имеют тенденцию  сохраняться более продолжительно.

     Когда неформальные организации возникают, они приобретают некоторые характерные  признаки. Поскольку понимание этих признаков важно для практики управления, рассмотрим их подробнее.

     Неформальные  организации действуют как группы общественного контроля. Они порождают  культуру, основанную на определенных нормах поведения, которые, в свою очередь, требуют согласованности среди  членов группы. Эти стандарты могут  противоречить набору ценностей, установленных  формальной организацией. Так что  человек может очень легко  оказаться в ситуации противоречивых требований (конфликта требований).

     Неформальные  организации обычно возникают как  социально-психологические объединения, спонтанно складывающиеся в результате длительного межличностного и внутригруппового общения. Неформальные организации складываются как добровольные ассоциации. В них вступают люди, оказавшиеся в одинаковой ситуации, разделяющие одни и те же интересы, сталкивающиеся с одними и теми же проблемами. Членство в них подвижно, существуют они на членские взносы. Однако, развиваясь и разрастаясь, такие организации имеют тенденцию превращаться в формальные.

       По отношению к индивиду неформальные  организации выступают как механизм защиты его от ограничивающего воздействия формальных организаций, как сфера удовлетворения его психологических потребностей и социальных, а также личных, интересов. Если неформальная организация возникает внутри формальной, она может играть двоякую роль. Может самостоятельно поддерживать и расширять деятельность организации (домовой комитет при ЖЭУ, совет ветеранов на производстве), а может и играть дисфункциональную роль, противодействуя общим целям, низвергая авторитеты и т.д. Часто такое случается при внутриорганизационных конфликтах.

       Количественно неформальные организации  могут совпадать с формальными  (бригада, отдел); или отличаться  от них, включать членов нескольких подразделений, либо разбивать их на неформальные группы и даже функционировать за пределами организации.

     В неформальных организациях со временем создаются собственные нормы поведения, механизм внутригруппового контроля. Группа может распадаться на формальную и социально-психологическую. Рано или поздно такое разделение может привести к дезорганизации. Поэтому необходимо находить способы совмещения формальных и неформальных организаций путем кадровой политики, подбора персонала, участия сотрудников в принятии решений и т.д. 
 
 
 
 
 
 
 

     1.3. Сходства и различия формальных и неформальных организаций

       Термин "управление"‚ как правило‚  применяется к формальным организациям, однако существуют и неформальные  организации. В каждом коллективе  наряду с формальной организационной  структурой существуют неформальные (неофициальные) взаимоотношения  между членами коллектива.

         Формальная организация - созданная по воле руководства для достижения целей организации. Это командные группы, комитеты, рабочие группы. Их функции - выполнение конкретных задач и достижение целей.

         Неформальная организация - это  стихийно образовавшаяся группа  людей, вступивших в регулярное  взаимодействие для достижения  определенных целей (цели).

     Существуют  следующие отличия формальной и неформальной организации:

    • в формальной организации отношения регламентированы, в неформальной - нет. Процесс управления относится только к созданию и функционированию формальной организации;
    • формальная организация планируется руководством, неформальная имеет спонтанный характер создания. Основами отношений являются личные симпатии, общность взглядов, целей, интересов, дружеские отношения.

         Существование неформальной организации  может создавать проблемы управления. Для нормального функционирования  организации важно, чтобы неформальные  группы не доминировали. Особенно  это важно для больших организаций,  большого количество людей. В  этих условиях усиливается власть  неформальной группы. Способом влияния неформальной организации является неофициальное общение, "тайный телеграф"‚- один из способов, с помощью которого неформальная группа осуществляет свою власть (неформальная коммуникация). Другой способ, которым пользуется неформальная группа для проявления власти‚- ее способность действовать или бездействовать (несанкционированный менеджмент): несанкционированное установление производственных норм. Это один из путей, благодаря которому неформальные группы оказывают влияние на людей. Это может быть усердие‚ превышающее нормы‚ или наоборот‚ занижение норм. Таким образом‚ неформальная группа может либо продвигать, либо тормозить развитие организации. Следовательно‚ задачей менеджеров является минимизация влияния этих групп.

         Влияние неформальной организации  можно контролировать, но менеджер  должен иметь представление о  базовой мотивации функционирования  неформальной группы. Для разработки  стратегии поведения важно понять, что неформальная организация  рождается из взаимодействия.

     Следует отметить, что разделение формальных и неформальных организаций (и групп), несмотря на его очевидность, не является абсолютным. Неформальные группы могут трансформироваться в формальные и наоборот. И те и другие, различаясь по механизмам возникновения, имеют и важные черты общности - наличие структуры, "ведущего" и "ведомых" членов, множество общих социально-психологических феноменов. И те и другие при условии их достаточно большого объема, как правило, дифференцируются на подгруппы. В формальных организациях это, например, регламентировано устанавливаемые подразделения, отделы, Неформальные организации также разделяются на подгруппы, группировки - так называемые клики и подклики, между которыми устанавливаются довольно сложные отношения. Наконец, наиболее важно то, что любая формальная организация не исключает, а наоборот, предполагает наличие внутри себя ряда, а часто - многих неформальных групп. Тем самым в структуре организаций, особенно - крупных, тесно взаимодействуют и как бы "накладываются" друг на друга формальные и неформальные способы их структурирования. Взаимодействие формальных и неформальных групп внутри организаций - одна из важнейших проблем и трудностей управления. 

     Выводы:

     Формальная  организация может быть описана  в виде системы узаконенных безличных требований и стандартов поведения, формально заданных и жестко закрепленных ролевых предписаний. Неформальная организация строится на основе личностных особенностей работников, специфики отношений, складывающихся между ними.

         Существование неформальной организации  может создавать проблемы управления. Для нормального функционирования  организации важно, чтобы неформальные  группы не доминировали. Особенно  это важно для больших организаций,  большого количество людей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Развитие неформальных организаций и их характеристика на примере ООО «Агентство по туризму «Сфера»»

     2.1. Краткая характеристика  организации

    Турфирма  «Агентство по туризму «Сфера» имеет  организационно-правовую форму общество с ограниченной ответственностью. Собственность  частная. В соответствии с законодательством  уставный капитал Общества с ограниченной ответственностью должен составлять не менее 100 минимальных размеров оплаты труда, то есть 10000 рублей.  Уставный капитал ООО «Агентство по туризму  «Сфера» составляет 10000 рублей, сформирован  за счет взносов учредителей в  денежном эквиваленте. Учредителями являются  2 физических лица, граждане Российской Федерации. Доля каждого учредителя в уставном капитале составляет 50%, то есть 5000 рублей. Учредители являются сотрудниками организации. ООО «Агентство по туризму «Сфера» применяет  упрощенную систему налогообложения.

    Основным  видом деятельности является турагентская и туроператорская в сфере  внутреннего туризма.

      ООО «Агентство по туризму «Сфера» является туроператором в сфере  внутреннего  туризма. Номер в Едином Реестре  Туроператоров под № ВТ-011022. Финансовые гарантии Агентству предоставила Страховая  компания «Москва». Финансовое обеспечение  составляет пятьсот тысяч рублей.

    Согласно  штатному расписанию численность сотрудников  составляет 14 человек. Директором является Крюкова Елена Алексеевна. Главный бухгалтер – Крюкова Лилия Сергеевна. В ООО «Агентство по туризму «Сфера» работают старший менеджер и 3 менеджера по работе с клиентами по направлениям: внутренний туризм, внешний туризм, экскурсионное обслуживание. Также в штате фирмы находятся: помощник бухгалтера, 2 водителя, 2 экскурсовода, 2 курьера, специалист по информационному обеспечению.

      На  рисунке 1 показана организационная  структура агентства.

      

      

      

      

      

        

      

        

      

      

        

      

        

      Рис.1 Организационная  структура ООО  «Агентство по туризму  «Сфера» 

Информация о работе Формальная и неформальная организации