Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 18:46, курсовая работа
В рамках этого курсового проекта целями являются: 1)формирование и функционирования формальных и неформальных групп (общие черты и различия); 2) анализ формальных и неформальных групп в ООО «Строитель».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: Изучить теоретические аспекты и выявить природу формальных и неформальных групп. Охарактеризовать формальные и неформальные группы. Показать влияние формальных и неформальных групп на организацию. Дать общую характеристику ООО «Строитель». Проанализировать состояние формальных и неформальных групп в ООО «Строитель».
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1 ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМАЛЬНЫХ И НЕФОРМАЛЬНЫХ ГРУПП В ОРГАНИЗАЦИИ………………………………………………………………….5
1.1 Понятие групп и их значимость для организации………………………….6
1.2 Формальные группы………………………………………………………….7
1.3 Неформальные группы……………………………………………………….9
1.4 Влияние формальных и неформальных групп на организацию………….11
2 АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ФОРМАЛЬНЫХ И НЕФОРМАЛЬНЫХ ГРУПП В ООО «Строитель»………………………………………………………………..14
2.1 Общая характеристика ООО «Строитель»………………………………...14
2.2 Анализ формальных и неформальных групп в организации ООО «Строитель» и рекомендации по управлению неформальными группами в организации………………………………………………………………………19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………29
Главными их «соперниками» являются главный инженер и коммерческий директор, которые составляют вторую неформальную группу в организации. В этой группе явно выраженного неформального лидера нет. Группа организовалась так как:
Оба работника находятся в одном офисе
И главный инженер, и коммерческий директор в большинстве случаев не согласны с мнением генерального директора, из – за чего происходят постоянные споры и мелкие конфликты. Коммерческий директор пытается часто предложить генеральному директору более выгодное по деньгам и эффективное предложение.
Цель у обоих работников:
эффективно и выгодно выполнить
задание более дешевым и
Главный инженер и коммерческий директор являются родственниками.
Коммерческий директор.
Хорошо себя проявляет в управленческой
сфере, где необходимо руководить другими
людьми, координировать их деятельность.
Напористый и работоспособный человек,
способен работать столько часов, сколько
требует дело, которым занимается.
Борется за качество, надежность и
продуктивность труда. Обладает исключительно
практическим складом ума. Имеет
склонность к рационализаторской деятельности.
Всё оценивает с точки зрения
целесообразности и полезности. Ко
всему готовится
Главный инженер - Хорошо распределяет обязанности и следит за их выполнением, может эффективно осуществлять конкретное руководство подразделений. Его сильно стороной является конкретная логика, т.е. тщательная проработка любого вопроса и мероприятия. Человек ответственный, не бросающий слов на ветер. Характерно стремление к порядку, дисциплине, соблюдению чётких норм и правил, нетерпелив к безответственности. Настойчивый, целеустремлённый. Склонен уважать авторитеты, при этом бескомпромиссен в выполнении своего дела, дисциплинирован, исполнителен, собран, следит за порядком в быту и на производстве. Члены коллектива считают его одним из наиболее компетентных работников организации.
Чувствует уверенность в ситуациях, требующих ломки устоявшихся взглядов без ясных перспектив, недоверчивость к неожиданным идеям и предложениям, требующим отказа от ценностей прошлого, альтернативности. Сторонник применения мер дисциплинарного воздействия к людям, не выполняющим свои обязанности.
В случае возникновения конфликтных ситуаций в данном коллективе для преодоления разногласий стремится искать компромиссное решение.
Третьей неформальной группой в ООО «Строитель» является сотрудники бухгалтерского отдела. Группа состоит из трех женщин: главный бухгалтер и два бухгалтера. Неформальным лидером в этой группе является главный бухгалтер, так как она:
дольше всех троих работает в организации,
знает устои и правила организации,
имеет большой стаж работы,
опытный работник.
Главный бухгалтер - Хорошо себя проявляет в управленческой сфере, где необходимо руководить другими людьми, координировать их деятельность. В целом проявляет стремление объединить в своих руках весь цикл производства.
Требовательная, прямолинейная, очень работоспособная. Иногда способна работать «на износ». Может быть резкой в суждениях. Обычно формулирует задачу очень чётко. Характеризуется повышенным чувством справедливости, сочетающимся с убеждением в собственной правоте.
В сфере производства
способна добиваться высокой качественности
результатов труда, любит полюбоваться
сделанным, подчёркивая преимущества
именно своей работы. Главное для
него – чистота, порядок, функциональность.
Склонна считать, что большинство
важных событий в её жизни являются
результатом собственных
Но при этом обнаруживает выраженную близость к таким личностным характеристикам, как излишняя прямолинейность в высказываниях и поступках; отсутствие мягкости и дипломатичности в отношениях с людьми. Однако в случае возникновения конфликтной ситуации с вышестоящим руководством способна пойти на компромиссное урегулирование разногласий.
Может быть характерна повышенная обидчивость, легко угасающая в ситуации комфортной, не ущемляющей престиж её личности.
Ведущие потребности в раскрытии своего потенциала, в самореализации находятся в зоне неудовлетворённости.
Группа организовалась по нескольким причинам:
Единственный женский коллектив в организации
Попытки доказать, что женское мнение – правильное мнение
Присутствие личных антипатий к генеральному директору
Все работницы находятся в одном кабинете
Обеденные перерывы проводят вместе
Общие интересы.
Таким образом, выявлены три ярко выраженные неформальные группы в ООО «Строитель»:
Первая группа – генеральный директор и исполнительный директор.
Вторая группа – главный инженер и коммерческий директор.
Третья группа – главный бухгалтер и два бухгалтера.
По моему мнению генеральному директору не стоит избавляться от неформальных групп. Уволив одного из этих работников генеральный директор потеряет квалифицированных и опытных работников, из–за чего деятельность компании пойдет на спад.
Предложим другие способы борьбы с неформальными группами в ООО «Строитель»:
Общение работников вне стен организации. Например, празднование праздников в кафе коллективом организации. Таким образом, коллектив будет сплочен. Отношения в коллективе, таким образом, наладятся.
Главному директору прислушиваться к мнению его коллег, так как не только его мнение может быть верным. Иногда нужно смиряться с тем, что у подчиненных идеи могут быть правильными, эффективными и выгодными.
Признать существование неформальной организации и осознать, что ее уничтожение повлечет за собой уничтожение и формальной организации.
Разрешить коллективу участвовать в принятии решений.
Быстро выдавать точную информацию, тем самым, препятствуя распространению слухов.
Повысить заработную плату работникам, тем самым, попытаться улучшить мнение о директоре.
Попытаться наладить отношения с подчиненными.
Мне кажется, что если генеральный директор будет использовать некоторые способы, предложенные выше, то проблема организации может быть решена.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В ходе проделанной работы проведен анализ неформальной группы. Даны общее понятие группы, рассмотрены особенности неформальных групп и неформальных организаций, а также характеристика неформальной группы, ее возникновение и роль в процессе функционирования организации.
Неформальные группы
создаются не распоряжениями руководства
и формальными постановлениями,
а членами организации в
Изученные нами особенности характеристик неформальных групп, а именно: социальный контроль, осуществляемый неформальной организацией; тенденция к сопротивлению переменам; наличие своих неформальных лидеров, помогли нам глубже изучить данную проблематику и в дальнейшем найти необходимые рычаги управления данными группами.
Неформальные группы несут в себе как отрицательное, так и положительное влияние на деятельность формальной организации.
К отрицательным сторонам
относятся: распространение ложных
слухов, преданность людей группе,
тенденция к сопротивлению
Было выявлено три неформальные группы в ООО «Строитель». Также предложены способы борьбы с неформальными группами. Мне кажется, что если генеральный директор будет использовать некоторые перечисленные способы, то проблема организации может быть решена.
Чтобы увеличить эффективность работы всей организации, справиться с потенциальными проблемами и овладеть потенциальными выгодами неформальной организации, руководство должно признать неформальную организацию и работать с ней, прислушиваться к мнению неформальных лидеров и членов группы, учитывать эффективность решений неформальных организаций, разрешать неформальным группам участвовать в принятии решений и гасить слухи путем оперативного предоставления официальной информации.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Вершигора Е.Е., Менеджмент: Учеб. пособие. – 2-е издание, перераб. и доп. – М.ИНФРА-М. 2001. -285с.
2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент М.: Гардарики, 2002.
3. Владимирова В.А./Управление персоналом /№3(91)2004/стр.73
4. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Банки Биржи, ЮНИГИ,1999. 501с.
5. Дизель П.М. Поведение человека в организации М.: Фонд, 2000.
6. Должностные инструкции ООО «Строитель».
7. Зайцева О. А., Радугин А. А. Основы менеджмента: Учеб. пособ. – М.: Центр, 2002.
8. Зигерд В., Лонг Л. Руководить без конфликтов М: ИНФРА-М, 2001.
9. Иванцевич Д.М. Основы управления персоналом – М.: Дело, 2003.
10. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. Минск: Новое издание, 2001.
11. Коноваленко М.Р./Управление персоналом/№ 4(92)2004/стр.64.
12. Коротков Э.М. Концепция менеджмента: Учеб. пособие. – М.: Дека, 1998. – 304с
13. Кохно П.А., Микрюков В.А., Комаров С.Е. Менеджмент – М.: Финансы и статистика , 2001.
14. Красовский Ю.Д. Управление поведением в фирме: эффекты и парадоксы (на материалах 120 рос. компаний):Практ. пособи. – М.:ИНФРА – М, 2001- 400с
15. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента М.: Дело, 2003.
16. Одегов Ю.Г., Журавлев П.В., Управление персоналом: - М.: Финстатиформ, 2000. – 878с.
17. Омаров А.М. Предприимчивость руководителя. М.: Политиздат, 1990.
18. Познякова Е.В. /Управление персоналом/№3(80)2003/стр.25.
19. Поршнева А.Г. Управление организацией. М: ИНФРА-М, 2003.
20. Радченко А.В., Смирнов Э.А. Теория организации, М.: ГУУ, 2000.
21. Рогачева А.Л./Управление персоналом /№11-12(98)2004/стр.70.
22. Саймон Г.А., Смитбург Д.У., Томнсон В.А. Менеджмент в организациях, М.: Экономика, 2002.
23. Сафронов Н.А. Экономика предприятия. – М.: Юристъ, 2002.
24. Соловьев А.В. Менеджмент в России и за рубежом /№5 2003/стр.51
25. Травин В.В. Менеджмент персонала предприятия. – М.: Дело, 2004.
26. Устав ООО «Строитель».
27. Уткин Э.А. Профессия – менеджер. – М.: Экономика, 1995.
28. Шепель В.М., Настольная книга бизнесмена и менеджера. – М.:Финансы и статистика, 20004.
Информация о работе Формальные и неформальные группы в организации