Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 09:49, курсовая работа
Цель курсовой работы – определить коммуникативные особенности управления организации.
Предмет исследования – управление организацией.
Объект исследования – коммуникации в управлении.
Введение………………………………………………………………………….3
Что такое коммуникации в организации………………………………….4
Способы коммуникации………………………………………………….10
Коммуникативные барьеры…………………………………………….14
Коммуникативные особенности управления в организации……….16
Заключение………………………………………………………………………28
Список литературы…………………………………………………………….30
Неадекватность восприятия и стремление человека показать
себя лучше необходимо учитывать принимая
любые управленческие решения. Для этого
полезно использовать следующие подходы
к людям:
- любой человек к чему-то
- любой человек имеет возможности развития,
а скорость и эффективность развития у
всех различны (зависят от способностей);
- любой человек неисчерпаем -
т.е. ни одна оценка данная
ему при его жизни не может считаться окончательной.
3) Закон неадекватности
Людям вообще свойственно либо переоценивать
себя в чем-либо, или недооценивать. Этот феномен прямо
влияет на процесс принятия управленческих
решений. Необходимо помнить, что человек
далеко не рациональное и разумное логически
мыслящее существо. Человек в большей
мере существо алогичное, эмоциональное
и иррациональное. Т.е. в психике человека
широко представлено неосознаваемое (90-95%),
эмоционально-интуитивное начало. Поэтому
логический, рассудочный самоанализ никогда
не бывает вполне адекватным.[14]
Чем более адекватно
удается человеку оценить свои
возможности, систему
Специалисту в сфере
управления необходимо
4) Закон искажения информации. Любая информация, функционируя
в системе управления имеет тенденцию
искажения. Это заметно и при движении
информации "сверху-вниз", и при движении
ее "снизу-вверх". Изменяются смыслы,
значения, образы, понятия. Психологи выявили
прямо пропорциональную зависимость степени
изменения информации числу звеньев ее
движения. Происходит это даже не по чьей-то
злой воле, а по следующим обстоятельствам:
а) в силу многозначности и синонимичности
языка, используемого в передаче
информации, сложности его понятийной
базы (например, часто устная информация
воспринимается с точностью до 50%);
б) в силу домысливания в ситуации
неполного информационного
в) в силу существования зависимости
искажения информации от уровня образования, интеллектуального
развития, потребностей, а также от физического,
психического состояния человека.
Что надо делать, чтобы
свести искажение информации к минимуму?
а) Предельно уменьшать число
передаточных звеньев в каналах
функционирования информации.
б) Своевременно корректировать информационный поток в зависимости
от его проблематики, восприимчивости
и необходимых и достаточных дополнений.
в) Поддерживать обратную связь с
подчиненными и контролировать правильность
усвоения получаемых данных.
5) Закон самосохранения. Выражается
в том, что одним из ведущих мотивов,
отражающих поведение человека, является
мотив сохранения личностного статуса,
социальной состоятельности, собственного
достоинства. Прямое или косвенное ущемление
этого чувства формирует отрицательную
реакцию. Это снижает творческий потенциал
сотрудников, они перестают неформально
решать задачи организации по принципу
- "как бы чего не вышло", "как бы
во что-нибудь не попасть".
Управляющему необходимо вести
предварительную работу, анализировать
проблематику деятельности организации,
обговаривать меру и специфику ответственности
сотрудников.
6) Закон компенсации. Как
В последнее время
проводится много исследований,
посвященных проблемам общения,
Таким образом, часто возникает
проблема совмещения индивидуальных культур.
Проблема кроется в том, что управляющие
команды и сигналы и по прямой цепи коммуникации
передаются в символах, которые респондент
декодирует с совершенно иным смыслом,
а по цепи обратной связи передаются сигналы
не только в символах, присущих культуре
данной организации, но и смешиваются
с символами, присущими индивидуальной
культуре участников коммуникативного
акта. Если не учитывать в данном процессе
внешние шумы, то можно отметить, что те
символы, которые получатель не может
декодировать из-за несовместимости индивидуальных
культур, он может воспринять как «внутренний»
шум. Таким образом, часть информации от
отправителя не доходит до получателя
и обратно: кодирование и декодирование
сигналов обусловлено смыслом, вкладываемым
корреспондентом и респондентом в символы,
посредством которых передаются сигналы.
Различия субкультур приводят к вкладыванию
различных смыслов в символы, составляющие
сообщение. [16]
Если цепь, по которой
передаются управляющие
Если менеджер в процессе
управления осознает причины
такого рода ухудшения прохождения сигналов
по управляющей цепи и хочет повысить
эффективность управляющих воздействий,
то он может осуществлять корректировку
культурных различий в рассматриваемых
коммуникативных процессах. При правильном
подходе можно добиться уменьшения «внутренних»
шумов такого рода, улучшив коммуникации,
и тем самым значительно повысить эффективность
управления. [17]
Поэтому первым препятствием
на пути улучшения коммуникации можно
считать неосознание культурных различий
корреспондента и респондента в самом
процессе коммуникаций.
Вторым препятствием может являться
использование гипотезы подобия, в основе
которой лежит подсознательная узость
взглядов.
Третьим препятствием
может быть недостаточное
Следовательно, менеджер,
стремящийся к повышению эффективности
управления, должен учитывать эти особенности
коммуникативного процесса. Осознание
культурных различий, их выявление и исследование,
а затем использование этих знаний в организации
коммуникативных процессов в организации
– обязательный элемент хорошего менеджмента. [18]
Таким образом, можно
выделить первоочередные
- создание системы символов
для коммуникативного процесса;
- отработка процедур обеспечения
коммуникации;
- усиление культурносвязующих
элементов (осознаваемая миссия и т.п.).
Учет существующих препятствий
и активное воздействие на
них в процессе осуществления
коммуникаций, которое вырабатывается
в ходе тренинга, позволяют менеджерам осуществлять
управление на ином, значительно более
высоком качественном уровне. [19]
Для обеспечения эффективной
реализации коммуникаций, особенно
в управленческой деятельности, необходимым
условием является активное слушание.
Активное слушание –
это метод и способ взаимоотношений, который
является основой для эффективного сбора
информации. принятие важнейших управленческих
решений основано на собранной информации,
в том числе и в ходе бесед, которые приходится
вести менеджеру: подбор кадров, вопросы
организации, дисциплины, советы, представление
оценки, разрешение конфликтных ситуаций
и т.д.
Правила активного слушания:
1. Для того, чтобы устранить из
беседы излишнее напряжение и
продемонстрировать уважение к собеседнику,
необходимо избегать чрезмерного формализма
и вносить в беседу человеческую теплоту
и дружелюбие.
2. Необходимо проявлять
3. Следует поставить себя на
место собеседника, чтобы понять его настроение.
4. В ходе беседы слушателю нужно
по возможности использовать
соответствующие невербальные средства
общения. Мимика, выражение лица и интонация
должны соответствовать произносимым
словам.
5. В ходе беседы позиция
6. Нельзя опаздывать на встречу
и допускать, чтобы телефонные
звонки или другие помехи прерывали беседу,
поскольку это свидетельствует о недостатке
уважения к собеседнику. Необходимо устранить
все раздражающие моменты.
7. При затянувшемся молчании
8. Иногда можно использовать
9. Необходимо вникать в смысл сказанного.
10. В ходе беседы следует
11. Не говорить одновременно с говорящим.
12. Необходимо быть терпеливым
к собеседнику, не экономить
время и не прерывать говорящего.
13. Недопустимы критика и споры.
Таким образом, освоение метода активного
слушания может повысить эффективность управленческой
деятельности, так как позволяет использовать
самое главное средство – информацию.[20]
Заключение
Управляет в организации
тот, кто владеет информацией. Специалисты
по управлению сравнивают функцию информации
с функцией фар автомобиля при движении
ночью: фары освещают дорогу впереди, обеспечивая
контроль за обстановкой и подготовку
реакций водителя. Если фары светят слабо
или вбок, то неприятностей не избежать.
Потоки информации в организации, как
нервные импульсы по нервным путям организма,
как кровь по его кровеносным сосудам,
циркулируют в его «теле», питая подразделения
и работу должностных лиц, связывая их
воедино.
В процессе коммуникации возникает
множество препятствий, которые
называются барьерами. Коммуникационные барьеры обусловлены:
-трудностями восприятия;
-семантическими барьерами;
-невербальными барьерами;
-плохой обратной связью.
Проблемы коммуникации в организациях
напрямую связаны с характеристикой
барьеров и могут быть представлены следующим
образом:
-искажение сообщений (сознательно, несознательно);
-информационные перегрузки, которые
усложняют процесс обработки
информации;
-неудовлетворительная структура организации
(иерархия, кадры, организация выполнения
задач).
Совершенствовать коммуникации в организациях можно
по следующим направлениям:
-регулирование информационных потоков
(изучение информационных потоков);
-разработка систем сбора предложений
с целью обеспечения более легкого поступления
и прохождения информации от низовых уровней
наверх и с целью снижения фильтрации;
-совершенствование
-совершенствование систем обратной связи;
-использование современных
-выпуск информационных бюллетеней.
Список литературы
[1] Андреева Г.М. Социальная психология.-
М.: Аспект-пресс, 2004.-366 с.
[2] Жарковская Е.П. Антикризисное управление.- М.: Омега-Л, 2004.- 260 с.
[3] Лукичева Л.И. Управление организацией.- М.: Омега-Л, 2004.- 354 с.
[4] Лукичева Л.И. Управление персоналом.- М.: МИЭТ, 2000.- 265 с.
[5] Лукичева Л.И. Управление организацией.- М.: Омега-Л, 2004.- 354 с.
[6] Лукичева Л.И. Управление организацией.- М.: Омега-Л, 2004.- 354 с.
[7] Чалдини Р. Социальная психология. Влияние.- СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК,
2002.- 412 с.
[8] Тейлор С. Социальная психология.-СПб.:
Питер, 2004.- 580 с.
[9] Андреева Г.М. Социальная психология.-
М.: Аспект-пресс, 2004.-366 с.
[10] Магура М. Оценка работы персонала, подготовка
и проведение аттестации //Управление персоналом.-
2002.- № 9.
[11] Борисова Е. Критерии оценки персонала.
Рецепт для тех, кому некогда //www.emsi.ru
[12] Гапоненко А.Л. Стратегическое управление.-
М.: Омега-Л, 2003.-388 с.