Экономическое поведение доминирующей фирмы в сфере газодобывающей промышленности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 15:15, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является оценка влияния доминирующей фирмы на развитие отраслевой структуры. Особое внимание в данной работе уделяется ценообразованию на рынке, где присутствует доминирующая фирма. В качестве примера рассматривается ОАО «Газпром» — глобальная энергетическая компания, основные направления деятельности которой — геологоразведка, добыча, транспортировка, хранение, переработка и реализация газа, газового конденсата и нефти, реализация газа в качестве моторного топлива, а также производство и сбыт тепло- и электроэнергии.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
§1. Общая характеристика доминирующей фирмы на рынке…………………5
§2. Ценовое лидерство доминирующей фирмы……………………………......9
§3. Основные модели ценообразования доминирующих фирм
3.1. Модель «самоубийственного» поведения доминирующей фирмы…......12
3.2. Статические модели ценообразования……………………………………15
3.3. Динамическая модель ценообразования………………………………….19
3.4. Грабительское ценообразование на рынке доминирующей фирмы……22
§4. Проблемы удержания лидирующих позиций доминирующей фирмы на примере ОАО «ГАЗПРОМ»
4.1. Характеристика газодобывающей отрасли РФ и ОАО «ГАЗПРОМ»…..24
4.2. ОАО «ГАЗПРОМ» как доминирующая фирма отрасли. Способы удержания лидирующих позиций……………………………………………..26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ………30

Вложенные файлы: 1 файл

Теория отраслевых рынков Реферат.docx

— 423.04 Кб (Скачать файл)

Цена, назначаемая доминирующей фирмой, зависит от числа потенциальных  конкурентов - PL=P(n), где n - число фирм, входящих в отрасль. Пока число фирм, входящих в отрасль, невелико, доминирующая фирма может назначать высокую цену и получать значительную прибыль. По мере того, как новые фирмы входят в отрасль, привлеченные высокой прибылью, доминирующая фирма понижает цену.

В долгосрочном периоде цена доминирующей фирмы должна быть равна С, уровню предельных издержек типичной фирмы-конкурента, при котором число фирм в отрасли будет стабильным (рис. 3.5). При цене PL=AC у новых фирм не будет стимулов входить в отрасль, так как ожидаемые прибыли при этой цене равны нулю. В то же время уже вошедшие фирмы останутся в отрасли, так как они получают возмещение своих издержек. Цена PL=AC называется ограничительной ценой.

Рис. 3.5. Потери преимущества при входе новых фирм в отрасль

Поскольку издержки доминирующей фирмы ниже ограничительной цены, она будет получать положительную  экономическую прибыль и в  долгосрочном периоде. Если это не так, доминирующая фирма теряет конкурентные преимущества и рыночную власть и перестает быть доминирующей.

Рассмотрим случай, когда  потенциальные конкуренты осведомлены  об изменениях прибыли по мере вхождения  новых фирм в отрасль - для них  не характерна близорукая стратегия.

Пусть доминирующая фирма  назначает высокую цену P2 > AC (рис. 3.6). Какое-то число новых фирм входит в отрасль. Цена понижается до уровня PL=AC. Фирмы, которых такая цена устраивает, продолжают входить на рынок. Доминирующая фирма понижает цену до уровня P3 < АС. Будем считать, что она обладает достаточным преимуществом в издержках для такого шага.

Рис. 3.6. Ограничивающая вход цена при полноте информации о прибыли у фирм-аутсайдеров

Новые фирмы-конкуренты уходят из отрасли. Доминирующая фирма поднимает  цену до уровня PL с тем, чтобы у  потенциальных конкурентов не было стимулов входить в отрасль.

Таким образом, общий результат, достигаемый в долгосрочном периоде, одинаков: цена остается на уровне ограничительной  цены. Отличается лишь характер динамики цены, а также время, необходимое  для достижения уровня PL (во втором случае, как правило, долгосрочное равновесие достигается быстрее). Отличается и  распределение рынка между фирмами: в первом случае на рынке остаются как доминирующая фирма, так и  аутсайдеры, во втором случае только доминирующая фирма.13

 

3.4. Грабительское ценообразование на рынке доминирующей фирмы.

Доминирующая фирма может  использовать ценовую политику для  создания барьеров входа и укрепления своего лидерства на рынке. С этой целью доминирующая фирма готова даже пожертвовать краткосрочной прибылью, назначая цену на уровне, близком к  средним издержкам.

Для усиления монопольной  власти доминирующая фирма может пойти ещё дальше - назначить цену ниже уровня средних и даже средних переменных издержек, проводя политику грабительского (или «хищнического») ценообразования.

Грабительское ценообразование  предусматривает назначение цены намного  ниже средних издержек производства фирм конкурентного окружения. Для  того чтобы при этом сама фирма-лидер  не несла потери, она должна обладать очень значительным преимуществом  в издержках.

Для фирм-аутсайдеров политика грабительского ценообразования ведет  к разорению и вытеснению с  рынка. Эта политика может использоваться доминирующей фирмой для «расчистки»  рынка, поглощения конкурентных фирм и  превращения доминирующей фирмы  в монополию.

Эффективность грабительского ценообразования зависит от соотношения  средних издержек доминирующей фирмы  и фирм-конкурентов, а также от высоты входа в отрасль.

Барьеры вхождения в рынок  — это любые обстоятельства, мешающие новому хозяйствующему субъекту на равных конкурировать с уже существующими  на данном товарном рынке хозяйствующими субъектами.14

Высота барьеров входа  предопределяет риск входа потенциальных  конкурентов. Существуют три основных источника барьеров входа:

  • лояльность к торговой марке покупателей (входящие компании должны перекрыть это значительными инвестициями);
  • абсолютное преимущество по издержкам (более низкие издержки производства обеспечивают компаниям значительные преимущества, которые трудно приобрести новым компаниям);
  • экономия на масштабе (это преимущество ассоциируется с большими компаниями), связана со снижением издержек при массовом производстве стандартизированной продукции, скидками при больших закупках сырья, материалов и комплектующих, снижением удельных расходов на рекламу и т.д.15

После вытеснения конкурентов  с рынка отсутствие или низкий уровень барьеров входа приведет к проникновению на рынок новых  конкурентов. Грабительское ценообразование  в этом случае может превратиться в ценовую войну, не обеспечивающую доминирующей фирме даже нормальной прибыли в долгосрочном периоде. Грабительское ценообразование  эффективно с точки зрения фирмы  тогда, когда выполнив свою задачу - устранение конкурентов, - оно уступает место монопольной цене.16

Таким образом, грабительское  ценообразование — это действия поставщиков товаров и услуг, устанавливающих на свои товары настолько  низкие цены на данном конкретном рынке, которые ниже их производственных издержек и ниже их фактической себестоимости  у традиционных поставщиков товаров  и услуг, что приводит к вытеснению конкурентов с рынка.

 

§4. Проблемы удержания лидирующих позиций доминирующей фирмы на примере  ОАО «ГАЗПРОМ».

4.1. Характеристика газодобывающей отрасли РФ и ОАО «ГАЗПРОМ»

Газодобывающая промышленность занимает ведущие позиции в экономике России. Производство и добыча природного газа, которые осуществляются в основном ОАО "Газпром", находятся в выгодных экономических условиях за счет, в первую очередь, разработки гигантских месторождений сырья. Фактическая концентрация добычи основных объемов природного газа у одного производителя и низкие издержки по его добыче позволяют на сегодняшний день ОАО самостоятельно финансировать свои наиболее важные проекты по расширению экспортной сети газопроводов и разработке новых месторождений.17

ОАО «Газпром» — одна из крупнейших энергетических компаний в мире. Основными направлениями  её деятельности являются геологоразведка, добыча, транспортировка, хранение, переработка и реализация углеводородов, а также производство и сбыт электрической и тепловой энергии.

Данная компания видит свою миссию в надежном, эффективном и сбалансированном обеспечении потребителей природным газом, другими видами энергоресурсов и продуктов их переработки.

«Газпром» располагает самыми богатыми в мире запасами природного газа. Его доля в мировых запасах газа составляет 18%, в российских — 72%, и приходится 14% мировой и почти 83% российской добычи газа (рис. 4.1).18

 

Рис. 4.1. Структура добычи природного газа в России по итогам 2012 года.

В настоящее время компания активно реализует масштабные проекты  по освоению газовых ресурсов полуострова  Ямал, арктического шельфа, Восточной  Сибири и Дальнего Востока, а также  ряд проектов по разведке и добыче углеводородов за рубежом.

«Газпром» — надежный поставщик  газа российским и зарубежным потребителям. Компании принадлежит крупнейшая в  мире газотранспортная сеть — Единая система газоснабжения России, протяженность  которой превышает 168 тыс. км. На внутреннем рынке «Газпром» реализует свыше  половины продаваемого газа. Кроме  того, компания поставляет газ в  более чем 30 стран ближнего и дальнего зарубежья.

«Газпром» является единственным в России производителем и экспортером  сжиженного природного газа.

Компания входит в пятерку  крупнейших производителей нефти в  РФ, а также является крупнейшим владельцем генерирующих активов на ее территории. Их суммарная установленная  мощность составляет 17% от общей установленной  мощности российской энергосистемы.19

Стратегической целью  является становление ОАО «Газпром»  как лидера среди глобальных энергетических компаний посредством освоения новых  рынков, диверсификации видов деятельности, обеспечения надежности поставок.

 

4.2. ОАО «ГАЗПРОМ» как  доминирующая фирма отрасли. Проблемы  удержания лидирующих позиций.

ОАО «Газпром» – яркий  пример доминирующей фирмы. Имея доход  в сотни млрд. рублей в год и  контрольный пакет акций у  государства, он влияет на экономику в России и, конечно же, привлекает в отрасль других производителей. Но в данном случае, препятствия для вступления в отрасль достаточно велики, и это практически блокирует проникновение конкурентов на монополизированный рынок газодобывающей промышленности. Рассматриваемое нами акционерное общество воздвигло реально значимые преграды на пути возможных конкурентов монополий.

Во-первых, доминирующее положение  сохраняется за счет эффекта масштаба. Высокоэффективное производство с низкими издержками достигается в условиях крупнейшего производства, обусловленного монополизацией рынка. Такую монополию обычно называют «естественной монополией», то есть это отрасль, в которой долгосрочные средние издержки минимальны, если только одна фирма обслуживает весь рынок. Другими словами, новым конкурентам чрезвычайно трудно войти в такую отрасль, так как это требует крупных капиталовложений (для добычи и распределения природного газа: необходимо освоение месторождений, строительство магистральных газопроводов, местных распределительных сетей и т.д.). Доминирующая фирма, имея более низкие издержки производства в состоянии на время снизить цену продукции, чтобы уничтожить конкурента.

Во-вторых, это исключительные права. В ряде стран Европы, в Америке правительство предоставляет фирмам статус единственного продавца (транспортные услуги, связь, газоснабжение). Но взамен на эти привилегии правительство сохраняет за собой право регулировать действия таких фирм-доминантов, чтобы исключить злоупотребление монопольной властью, защитить интересы немонополизированных отраслей и населения, пользующихся товарами и услугами монополистов. Такую же ситуацию мы наблюдаем и в нашем государстве. Это говорит о том, что «Газпром» не может самостоятельно устанавливать цены на газ.

Россия является основным рынком сбыта продукции ОАО «Газпром». На его долю приходится свыше половины общего объема поставленного компанией  газа. «Газпром» обеспечивает устойчивое, бесперебойное газоснабжение российских потребителей. Вместе с тем, поставки газа потребителям России остаются нерентабельными  из-за низких внутренних цен, которые  регулируются государством. Несмотря на то, что в последние годы регулируемые цены на газ изменялись темпами, превышающими индексы инфляции, в настоящее время они еще не достигли уровня, обеспечивающего рентабельную поставку газа внутри страны и учитывающего его потребительские свойства. За счет экспортных поставок «Газпром» получает более 60% доходов, тем самым компенсируя потери от продаж газа на внутреннем рынке и формируя инвестиционные ресурсы Компании.

В-третьих, это патенты  и лицензии на различные инновации. Правительство РФ гарантирует патентную защиту новым продуктам и производственным технологиям, что обеспечивает «Газпрому» монопольные позиции на рынке и на определенный промежуток времени гарантирует его исключительное право на владение рынком данного товара.

И в-четвертых, это собственность ОАО на важнейшие виды сырья. В отличие от других газодобывающих предприятий РФ, «Газпром», благодаря безраздельному владению источниками ценного сырья (причем немалой частью), способен почти бесперебойно обеспечивать производство монополизированного продукта с меньшими затратами.

Стратегия «Газпрома» базируется на следующих принципах деятельности компании, направленных также на сохранение лидирующих позиций:

  • повышение эффективности основной деятельности;
  • диверсификация деятельности за счет высокоэффективных проектов, обеспечивающих создание продуктов с высокой добавленной стоимостью;
  • повышение капитализации и кредитных рейтингов;
  • соблюдение интересов всех акционеров ОАО «Газпром»;
  • совершенствование корпоративного управления;
  • повышение прозрачности финансово-хозяйственной деятельности;
  • персональная ответственность руководителей за принятие управленческих решений;
  • минимизация удельного негативного техногенного воздействия на природную среду.20

Благоприятная конъюнктура  на мировых сырьевых рынках позволяет  компании показывать достаточно хорошую  динамику результатов. Различные формы  партнерства с крупнейшими западными  компаниями дают возможность «Газпрому» привлекать инвестиции и более активно  осуществлять разработку месторождений. Приобретение активов в сегменте распределения и сбыта позволит компании повысить рентабельность бизнеса.

Информация о работе Экономическое поведение доминирующей фирмы в сфере газодобывающей промышленности