Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 21:56, реферат
«Как мир меняется, и как я сам меняюсь, лишь именем одним я называюсь...» Эти строчки вполне можно отнести и к организации — она растет, меняются ее цели, задачи, амбиции, изменяются люди. Как любой живой организм, она проходит в своем развитии определенные этапы, переход на новый этап сопровождается кризисом, который дает возможность двигаться дальше. Симптомы одинаковы для всех компаний независимо от вида бизнеса и географии: формирование организации, интенсивный рост, стабилизация, внутреннее предпринимательство, спад. Причем в конце любого этапа компания может оказаться нежизнеспособной или переживать период спада, который либо поднимет ее на новый уровень, либо заставит уйти с рынка. Важно точно поставить диагноз происходящему в компании, суметь отличить кризис роста от проблем, вызванных экономическим положением в стране, конфликтов конкретных людей, частных просчетов в бизнесе. Во многом эта работа по интерпретации происходящего в компании ложится на плечи менеджера по персоналу. Миновать кризис нельзя, да и не надо, он дает организации новые перспективы, но смягчить острые углы, сделать этот процесс менее болезненным и более управляемым важно. Каждый день образуется множество новых фирм.
Глава 1. Концепция жизненного цикла………………………………..….……5
1.1 Понятие жизненного цикла организации……………………………..……5
1.2 Графическая модель жизненного цикла организации……………..……..6
1.3 Социальная компонента жизненного цикла организации………….…….9
Глава 2. Этапы жизненного цикла организации…………………….………..13
2.1 Этап предпринимательства……………………………………….………..13
2.2 Этап коллективности…………………………………………….………….15
2.3 Этап формализации и управления…………………………….……………19
2.4 Этап выработки структуры………………………………………...………..20
2.5 Этап упадка……………………………………………………..…..………..23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….……26
МИНОБРНАУКИ
РОССИИ
Федеральное
государственное бюджетное
высшего
профессионального образования
«Российский государственный гуманитарный университет»
(РГГУ)
Смирнова Наталья Владимировна
______________________________
Этапы и жизненные циклы организации
(Ф.И.О. студента)
______________________________
Теория организации
(тема)
РЕФЕРАТ ______________________________
2
(по дисциплине)
ГМУВс – 21
студента_____
курса группы ________
_____________________ | |
_____________________ | |
( ФИО преподавателя) | |
Дата регистрации: | |
____________________ |
Всеволожск
2011
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
Глава 1. Концепция жизненного цикла………………………………..….……5
1.1 Понятие жизненного цикла организации……………………………..……5
1.2 Графическая модель жизненного цикла организации……………..……..6
1.3 Социальная компонента жизненного цикла организации………….…….9
Глава 2. Этапы жизненного цикла организации…………………….………..13
2.1 Этап
предпринимательства……………………………
2.2 Этап
коллективности…………………………………………
2.3 Этап формализации и управления…………………………….……………19
2.4 Этап
выработки структуры………………………………………...………
2.5 Этап
упадка……………………………………………………..….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….……….…….27
ВВЕДЕНИЕ
«Как
мир меняется, и как я сам
меняюсь, лишь именем одним я называюсь...»
Эти строчки вполне можно отнести
и к организации — она растет,
меняются ее цели, задачи, амбиции, изменяются
люди. Как любой живой организм,
она проходит в своем развитии
определенные этапы, переход на новый
этап сопровождается кризисом, который
дает возможность двигаться дальше.
Симптомы одинаковы для всех компаний
независимо от вида бизнеса и географии:
формирование организации, интенсивный
рост, стабилизация, внутреннее предпринимательство,
спад. Причем в конце любого этапа
компания может оказаться
Глава 1. Жизненный цикл
организации
1.1
Понятие жизненного
цикла организации
Учитывая зависимость любой организации от многих внешних и внутренних факторов, можно предполагать, что компании развиваются индивидуально, по особому, отличному от других, пути. Отчасти это утверждение верно. Однако еще в 60-х годах XX века было предложено провести аналогию между развитием организации и человека. Впоследствии был сделан следующий вывод: все компании эволюционируют по определенной закономерности, согласно своим внутренним законам, и, так или иначе, проходят несколько стадий в своем развитии. Под стадиями понимаются периоды жизни организации в рамках однотипных ценностных установок, фиксирующие особенности управленческих задач, находящихся в центре внимания руководства.
Выявленная закономерность нашла свое отражение в теории жизненного цикла организации. Периоды, в которые организация принципиально изменяет ценности и ориентации, называют циклами или фазами развития организации. То есть жизненный цикл организации («онтогенез») отражает ее эволюцию («филогенез») от замысла до исчезновения организации как отдельной сущности. Причем время прохождения этапов цикла у различных организаций значительно отличается. На средний срок жизни организации влияет множество факторов. В их числе размер фирмы, отрасль приложения, тип товара, степень комбинирования, диверсификации, горизонтальной и вертикальной интегрированности, технический уровень, общее состояние общенациональной и мировой рыночной конъюнктуры, успешность менеджмента (структура, стратегия, имидж, корпоративная идеология, корпоративная культура, уровень издержек) и многие другие.
Еще в 1965 году Дж. Гарднер писал: «Как люди и растения, организации также имеют свой жизненный цикл. Они проходят время зеленой и гибкой юности, расцвета и сучковатой старости... Организации могут преодолеть время от юности до старости за два или три десятилетия, а могут жить веками».
Можно утверждать, что психологический возраст организации нередко отличается от физического, в чем и проявляется индивидуальность развития организаций.
Таким
образом, модель жизненного цикла была
создана для прогнозирования изменений,
ожидаемых в организации, находящейся
в той или иной стадии развития. Получив
информацию о пребывании организации
на определенном этапе, руководитель может
с большей долей уверенности оценить правильность
принятого в фирме стиля руководства.
Также это позволяет предусмотреть негативные
явления, ожидающие компанию на следующей
стадии и заблаговременно предупредить
их появление, либо (при неизбежности их
возникновения) предотвратить возможные
последствия.
1.2
Графическая модель
жизненного цикла организации
Основа эффективного управления любой организации – фундаментальный закон, гласящий что все организации, как живые организмы, проходят через различные стадии жизненного цикла и демонстрируют прогнозируемые и повторяющиеся паттерны поведения во время роста и развития. На каждой новой стадии развития каждая организация сталкивается с уникальным набором вызовов и сложностей. Успех организации определяется способностью лидеров управлять здоровым переходом от одной стадии к другой.
Управление организацией во время перехода от одной стадии жизненного цикла к другой – не простой, и не очевидный процесс. Методы, приводящие к успеху на одних стадиях, могут привести к поражению на следующих. Требуются фундаментальные изменения в управлении и лидерстве, тщательная балансировка степени контроля и гибкости, необходимых на каждой стадии. Лидеры, не понимающие потребностей компании, могут помешать ее развитию, или привести к преждевременному старению.
Сложности, с которыми сталкивается каждая организация на разных стадиях, связаны как с ростом и успехом компании, так и с внешними факторами: изменениями рынка, конкурентами, технологиями, экономической и политической средой. Это простая и неизбежная реальность является основой следующих 5 важных принципов природы проблем в организациях.
Таким
образом, достижение равновесия организации
- того объема производства, когда прибыль
становится максимальной, - прямой путь
к переходу в новое качество. Не решение
данной проблемы - движение в направлении
умирания экономической организации,
коей является фирма. Даже самые успешные
организации, “живущие” долго, не могут
похвастаться, что после каждого жизненного
цикла они становились крупнее, а их бизнес
рос. Большие компании наиболее устойчивы
по сравнению с мелкими, имеющими меньше
ресурсов. Периоды, связанные с получением
убытков, не являются исключениями в их
“жизни”. Главное для них – получение
прибыли в конечном итоге, т. е. за весь
период жизненного цикла (сегодняшние
убытки могут быть покрыты предыдущими
прибылями и накопленным в предыдущих
циклах капиталом).
1.3
Социальная компонента
жизненного цикла организации
В настоящее время теория жизненного цикла не только применяется на практике, но и претерпевает некоторые изменения и дополнения, т.к. до сих пор является объектом изучения исследователей. Однако меняются лишь ракурсы исследования жизненного цикла, вносятся новые, ранее не учитываемые аспекты жизнедеятельности организаций.
Так, в своей статье «Некоторые аспекты управления жизненным циклом организации» исследователь О.В. Лавизина пытается осмыслить социальную природу организации и рассмотреть возможности управления ее жизненным циклом, управляя социальной компонентой организации. При этом отмечается несовершенство ранее предложенных моделей жизненного цикла вследствие недооценивания в них социального аспекта. В качестве основных критериев типизации стадий жизненного цикла предложено рассматривать уровень освоения компанией своей рыночной ниши (аналогично экологической нише).
Далее, рассматривая людей в качестве носителей информации и субъектов организационной культуры, происходит исследование модели организации, включающую в себя организационную культуру как отдельную подсистему, коррелирующую с остальными организационными подсистемами.
Главный
вывод, который следует из анализа
динамики социальной компоненты компании:
вместе с организацией развивается
и организационная культура. Более
того, определенной стадии жизненного
цикла организации