Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 08:21, курсовая работа
Правила проектирования и оформления конструкторской документации устанавливают четыре стадии ее разработки: техническое задание, эскизный проект, технический проект, рабочая документация. Курсовой проект представляется в виде пояснительной записки, сборочного чертежа редуктора, его деталировки и чертежа общего вида привода.
Заданием на курсовой проект предусмотрена разработка конструкции одноступенчатого конического редуктора привода ковшового элеватора.
Приводное устройство включает в себя двигатель, цепную муфту, конический редуктор, цепную передачу, барабан, ковш, ленту элеватора, натяжное устройство.
[σ]H2 = 1,8HB+67 = 1,8·193+67 = 414 МПа.
[σ]H = 0,45([σ]H1 +[σ]H2) = 0,45(513+414) = 417 МПа.
Допускаемые напряжения изгиба:
[σ]F = KFL[σ]F0,
где KFL – коэффициент долговечности
Так как N > NF0 = 4·106, то КFL = 1.
[σ]F01 = 1,03HB1 = 1,03·248 = 255 МПа.
[σ]F02 = 1,03HB2 = 1,03·193 = 199 МПа.
[σ]F1 = 1·255 = 255 МПа.
[σ]F2 = 1·199 = 199 МПа.
Внешний делительный диаметр колеса (рис.4.1)
,
где KHB = 1,1 – коэффициент, учитывающий распределение нагрузки по ширине венца для колес с круговыми зубьями;
= 1,85 – коэффициент вида конических колес
de2
= 165×[(75,5×103×1,1×3,15)/(1,
Принимаем по ГОСТ 12289–766 de2 = 160 мм
Углы делительных конусов
сtgd1 = u1 = 3,15 ® d1 = 17,61°,
d2 = 90o – d1 = 90o – 17o36’ = 72,39o.
Внешнее конусное расстояние Re и длина зуба b
Re = de2/(2sinδ2) = 160/(2sin72,39°) = 84 мм,
b = yybRRe
где yybR = 0,285 – коэффициент ширины колеса
b = 0,285××84 = 24 мм
Внешний окружной модуль
mte = 14T2KFβ /( Fde2b[σ]F
где F = 1 – для колес с круговыми зубьями,
КFβ = 1,08 – для колес с круговыми зубьями
mte
= 14·75,5·103·1,08/(1,0·160·24·
принимаем mte = 1,5 мм
Число зубьев колеса и шестерни
z2 = de2/mte = 160/1,5 = 107
z1 = z2/u1 =107/3,15 = 34
Фактическое передаточное число конической передачи
u1 = z2/z1 =107/34 = 3,15
По таблице 4.6 [1c.68] находим коэффициент смещения для шестерни и колеса хn1 = 0,19; хn2 = -0,19
Диаметры шестерни и колеса
de1 = mtez1 = 1,50·34 = 51 мм
Диаметры вершин зубьев
dae1 = de1+
1,64(1+xn1)mtecos δ1
= 51+1,64(1+0,19)1,50·cos17,61°=
dae2 = de2 + 1,64(1 – xn2)mtecos δ2 =160 + 1,64(1 + 0,19)1,50·cos72,39° =160,88 мм
Диаметры впадин зубьев
dfe1=de1–1,64(1,2–xn1)mtecos
δ1 =51–1,64(1,2–0,19)1,5·cos17,
dfe2 = de2 – 1,64(1,2 + xn2)mtecos δ2 = 160 – 1,64(1,2 – 0,19)1,5·cos72,39°=159,25 мм
Средние делительные диаметры
d1 ≈ 0,857de1 = 0,857·51 = 43,70 мм
d2 ≈ 0,857de2 = 0,857·160 = 137,12 мм
Рис. 4.1 Геометрические параметры конической зубчатой передачи
Силы действующие в зацеплении:
окружная
Ft= 2T2/d2 = 2××75,5××103/137,12 = 1101 Н
радиальная для шестерни, осевая для колеса
Fr1 = Fa2 = Ftγr = 1101·0,208 = 229 H
где γr – коэффициент радиальной силы
γr = (0,44cosδ1 – 0,7sinδ1) = 0,44cos17,61° – 0,7sin17,61° = 0,208
осевая для шестерни, радиальная для колеса
Fa1= Fr2 = Ftγa = 1101·0,80 = 881 H
где γа – коэффициент осевой силы
γа = (0,44sinδ1 + 0,7cosδ1) = 0,44sin17,61° + 0,7cos17,61° = 0,80
Средняя окружная скорость.
V = ω2d2/2×103 = 47,5·137,12/2×103 = 3,3 м/с.
Принимаем седьмую степень точности.
Расчетное контактное напряжение
где КН – коэффициент нагрузки
KH = KHαKHβKHv =1,0××1,05·1,1 =1,155
KHα = 1,0 – коэффициент учитывающий неравномерность распределения нагрузки между зубьями [1c.69]
KHβ = 1,1–коэффициент учитывающий неравномерность распределения нагрузки по ширине венца [1c.65]
KHv = 1,05 – динамический коэффициент [1c62]
σН
= 470{1101×1,155[(3,152+1)]1/2/(
Недогрузка (417 – 362)100/417=13,2 % > 10% - допускаемая недогрузка 10%, поэтому принимаем ширину венца b = 22 мм, тогда
σН
= 470{1101×1,155[(3,152+1)]1/2/(
Недогрузка (417 – 378)100/417= 9,3 % < 10%,
Проверяем напряжения изгиба зубьев шестерни и колеса
σF2 = YF2YβFtKFαKFβKFv/( Fbmte)
σF1 =σF2YF1/YF2
где YF – коэффициент формы зуба, зависящий от эквивалентного числа зубьев
zv= z/(cosdd·cos3β)
β = 35° - угол наклона зубьев
zv1 = 34/(cos17,61°·cos335°) = 64,9 → YF1 = 3,56
zv2 =107/(cos72,39°·cos335°) = 643 → YF2 = 3,63
Yβ = 1 – коэффициент учитывающий наклон зуба
KFα = 1,0 – коэффициент учитывающий неравномерность распределения нагрузки между зубьями [1c.69]
KFβ = 1,0 – для прирабатывающихся зубьев
КFv = 1,09 – коэффициент динамичности [1c. 62]
σF2
= 3,56·1,0·1101·1,0·1,0·1,09/(1,
σF1 = 129·3,56/3,63 = 127 МПа < [σ]F1
Так как расчетные напряжения σH < [σH] и σF < [σ]F, то можно утверждать, что данная передача выдержит передаваемую нагрузку и будет стабильно работать в нормальных условиях весь срок службы.
Шаг цепи
где [p] = 25 МПа – допускаемое давление в шарнирах;
Кэ – коэффициент эксплуатации
Кэ = КдКсКqКрегКр,
где Кд = 1 – коэффициент динамической нагрузки,
Кс = 1,5 – смазка периодическая,
Кq = 1,0 – положение передачи горизонтальное,
Крег = 1,25 – нерегулируемая передача,
Кр = 1,25 – работа в одну смену.
Кэ = 1,5×1,25∙1,25 = 2,34.
Рис.5.1 Геометрические и силовые параметры цепной передачи
z1 – число зубьев малой звездочки
z1 = 29 – 2u = 29 – 2×4,37= 20,3,
принимаем ближайшее нечетное значение z1 = 21
р = 2,8(75,5×103×2,34/21×25)1/3 = 19,5 мм
Принимаем ближайшее большее значение р= 25,40 мм:
- разрушающая нагрузка Q = 60,0 кН;
- масса одного метра цепи q = 2,6 кг/м;
- диаметр валика d1 = 7,92 мм;
- ширина внутреннего звена b3 = 15,88 мм
Уточняем разрушающую нагрузку [p] = 25,5 МПа [1c.91].
Число зубьев ведомой звездочки:
z2 = z1u = 21×4,37 = 91,7
Принимаем z2 = 91
Фактическое передаточное число
u2 = z2/z1 = 91/21 = 4,33
Отклонение фактического передаточного числа от номинального
4,37 – 4,33|100/4,37 = 0,9%
Межосевое расстояние
ар = 0,25{Lp-0,5zc+[(Lp-0,5zc)2 – 8D2]0,5}
где Lp – число звеньев цепи;
zc – суммарное число зубьев,
zc =z1+z2 = 21+91 =112,
D = (z2 – z1)/2p = (91 – 21)/2p =11,14
Lp = 2ap+0,5zc+D2/ap = 2×40+0,5×112+11,142/40 = 139,1
где ар = 40 – межосевое расстояние в шагах (предварительно),
принимаем Lp = 140
ар = 0,25{140 – 0,5×112+[(140 – 0,5×112)2 – 8×11,142]0,5} = 40,5
a = app = 40,5×25,40 = 1028 мм.
Длина цепи
l = Lpp = 140·25,40 =3556 мм
Определяем диаметры звездочек
Делительные диаметры
dд = t/[sin(180/z)]
ведущая звездочка:
dд1 = 25,40/[sin(180/21)] = 170 мм,
ведомая звездочка:
dд2 = 25,40/[sin(180/91)] = 736 мм.
Диаметры выступов
De = p(K+Kz – 0,31/l)
где К = 0,7 – коэффициент высоты зуба
λ– геометрическая характеристика зацепления,
Кz – коэффициент числа зубьев
l = р/d1 = 25,40/7,92 = 3,21,
Кz1 = ctg180/z1 = ctg180/21 = 6,63,
Кz2 = ctg180/z2 = ctg180/91 = 28,95,
De1 = 25,40(0,7+6,63 – 0,31/3,21) = 184 мм,
De2 = 25,40(0,7+28,95 – 0,31/3,21) = 750 мм.
Диаметры впадин:
Df = dд – (d1 – 0,175dд0,5)
Df1= 170 – (7,92 – 0,175×1700,5) = 160 мм
Df2= 736 – (7,92 – 0,175×7360,5) = 732 мм
Ширина зуба:
b = 0,93b3 – 0,15 = 0,93×15,88 – 0,15 = 14,62 мм
Толщина диска:
С = b+2r4 = 14,62+2×1,6 = 17,8 мм
где r4 = 1,6 мм при шаге < 35 мм
Допускаемая частота вращения меньшей звездочки
[n] = 15×103/p = 15×103/25,4 = 590 об/мин
Условие n = 462 < [n] = 590 об/мин выполняется.
Число ударов цепи
U = 4z1n2/60Lp = 4×21×454/60×140 = 4,54
Допускаемое число ударов цепи:
[U] = 508/p = 508/25,40 = 20
Условие U < [u] выполняется.
Фактическая скорость цепи
v = z1pn2/60×103 = 21×25,40×454/60×103 = 4,04 м/с
Окружная сила:
Ft = Р2/v = 3,586·103/4,04 = 888 H
Давление в шарнирах цепи
p = FtKэ/А,
где А – площадь проекции опорной поверхности в шарнирах цепи.
А = d1b3 = 7,92×15,88 = 126 мм3.
р = 888×2,34/126 = 16,5 МПа.
Условие р < [p] = 25,5 МПа выполняется.
Коэффициент запаса прочности
s = Q/(kдFt+Fv+F0)
где Fv – центробежная сила;
F0 – натяжение от провисания цепи.
Fv = qv2 = 2,6×4,042 = 42 H
F0 = 9,8kfqa = 9,8×3,5×2,6×1,028 = 90 H
где kf = 3,5 – для передачи с углом к горизонту 30º
s = 60000/(1×888+42+90) = 58,8 > [s] = 9,9 [1c.94].
Сила давления на вал
Fв = kвFt+2F0 = 1,15×888 +2×90 = 1201 H.
где kв = 1,15 – коэффициент нагрузки вала.
Так как условия р < [p] и s > [s] выполняются, то можно утверждать, что данная передача выдержит передаваемую нагрузку и будет стабильно работать в нормальных условиях весь срок службы.
Силы, действующие в зацеплении конической передачи
окружная
Ft1 = Ft2 =1101 Н
радиальная для шестерни, осевая для колеса
Fr1 = Fa2 = 229 H
осевая для шестерни, радиальная для колеса
Fa1= Fr2 = 881 H
Консольная сила от муфты действующая на быстроходный вал
Fм = 100·Т11/2 = 100·24,81/2 = 498 Н
Консольная силы действующие на тихоходный вал
Fв = 1201 H.
Горизонтальная и вертикальная составляющие консольной силы от цепной передачи, действующие на вал
Fвв= Fв sinθ = 1201sin30° = 600 H
Fвг = Fвcosθ = 1201cos30° =1040 H
Рис. 6.1 – Схема нагружения валов редуктора
7.1 Выбор материала валов
Материал быстроходного вала – сталь 45,
термообработка – улучшение: σв = 780 МПа;
7.2 Выбор допускаемых напряжений на кручение
Допускаемое напряжение на кручение [τ]к = 10÷20 МПа
7.3 Определение геометрических параметров ступеней валов (рис.7.1)
Диаметр быстроходного вала
где Т1 – передаваемый момент;
d1 = (16·24,8·103/π10)1/3 = 23 мм
Ведущий вал редуктора соединяется с помощью стандартной муфты с валом электродвигателя диаметром dдв= 28 мм,
d1 = (0,8¸1,2)dдв = (0,8¸1,2)32 = 25¸38 мм
принимаем диаметр выходного конца d1 = 28 мм;
длина выходного конца:
l1 = (1,0¸1,5)d1 = (1,0¸1,5)28 = 28¸42 мм,
принимаем l1 = 40 мм.
Диаметр вала под уплотнением:
d2 = d1+2t = 28+2×2,2 = 32,4 мм,
где t = 2,2 мм – высота буртика;
принимаем d2 = 30 мм:
длина вала под уплотнением:
l2 » 0,6d2 =0,6×30 = 18 мм.
Диаметр резьбы d5 > d2 принимаем d5 = М33
Диаметр вала под подшипник:
d4 > d5 принимаем d4 = 35 мм.
Вал выполнен заодно с шестерней
Диаметр выходного конца тихоходного вала:
d1 = (16·75,5·103/π15)1/3 = 29 мм
принимаем диаметр выходного конца d1 = 28 мм;