Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 08:21, курсовая работа
Правила проектирования и оформления конструкторской документации устанавливают четыре стадии ее разработки: техническое задание, эскизный проект, технический проект, рабочая документация. Курсовой проект представляется в виде пояснительной записки, сборочного чертежа редуктора, его деталировки и чертежа общего вида привода.
Заданием на курсовой проект предусмотрена разработка конструкции одноступенчатого конического редуктора привода ковшового элеватора.
Приводное устройство включает в себя двигатель, цепную муфту, конический редуктор, цепную передачу, барабан, ковш, ленту элеватора, натяжное устройство.
В проектируемом редукторе используется консистентная смазка подшипниковых узлов. Для изолирования подшипникового узла от внутренней полости редуктора применяются мазеудерживающие кольца (рис. 10.5) шириной 10…12 мм, а изоляция выходных участков валов от окружающей среды достигается с помощью манжетных уплотнений (рис.10.4) по ГОСТ 8752-79. Внутренне кольцо подшипника упирается в мазеудерживающее кольцо (рис.10.4.1), а наружное фиксируется распорной втулкой между подшипником и крышкой подшипника. Подшипниковый узел быстроходного вала собирается в отдельном стакане.
Рис. 10.4 Манжеты Рис. 10.5 Мазеудерживающие кольца
б) с винтовой канавкой
Толщина стенки корпуса и крышки корпуса:
d = 1,12Т20,25 = 1,12×75,50,25 = 3,3 мм,
принимаем d = 8 мм
Толщина нижнего пояса:
р = 2,35d = 2,35×8 = 20 мм.
Фундаментные болты
При межосевом расстоянии 160 мм диаметр фундаментных болтов М16, диаметр болтов у подшипников М12 [1c. 219].
Рис. 10.6 Корпус конического одноступенчатого
горизонтального редуктора
Диаметры выступов De1 = 184 мм,
Ширина зуба: b = 14,62 мм
Толщина диска: С = 17,8 мм
Диаметр ступицы внутренний d = 30 мм
Диаметр ступицы наружный dст = 1,55d = 1,55∙30 = 46,5 мм
принимаем dст = 50 мм
Длина ступицы lст = (0,8…1,5)d = (0,8…1,5)30 = 24…45 мм
принимаем lст = 45 мм.
Диаметры выступов De2 = 750 мм.
Ширина зуба: b = 14,62 мм
Толщина диска: С = 17,8 мм
Диаметр ступицы внутренний
d = (16·302,8·103/π20)1/3 = 42 мм
принимаем d1 = 45 мм
Диаметр ступицы наружный dст = 1,55d = 1,55∙45 = 69,8 мм
принимаем dст = 70 мм
Длина ступицы lст = (0,8…1,5)d = (0,8…1,5)45 = 36…68 мм
принимаем lст = 50 мм.
Рис. 10.7 Звездочки роликовых цепей. Конструктивные размеры
Для передачи вращающего момента с вала электродвигателя на ведущий вал редуктора выбираем упругую втулочно-пальцевую муфту МУВП по ГОСТ 21424-75 с допускаемым передаваемым моментом [T] = 63 Нм. Муфты предназначены для соединения выходного конца двигателя и быстроходного вала редуктора, установленных как правило на общей раме.
Упругие втулочно-пальцевые муфты МУВП получили наиболее широкое применение в практике; просты по конструкции, надежны в эксплуатации, обеспечивают легкость монтажа и демонтажа; обладают определенными компенсирующими свойствами. Допускается осевой сдвиг до 10-15 мм; работают при температуре от -40до +500С в среде с парами воды, керосина, масла и бензина; передают крутящие моменты от 0,0063 до 16 кНм.
Муфта состоит из двух полумуфт (рис.10.8), на одной из которых закрепляются пальцы с надетыми на них упругими втулками. Полумуфты изготавливаются из чугуна СЧ 21-40, а для быстроходных муфт применяется сталь 30 или стальное литье. Пальцы изготавливаются из стали 45, втулки - из специальной резины. Характеристика муфт МУВП приведена в таблице 10.1
Расчетный вращающий момент передаваемый муфтой
Тр = kТ1 = 1,5·24,8 = 37 Н·м < [T] 37<63
Условие выполняется
где k = 1,5– коэффициент режима нагрузки
Муфта упругая втулочно-пальцевая 63-28-1.28-У3 ГОСТ 21424-75
Рис. 10.8 Упругая втулочно - пальцевая муфта МУВП
Характеристика МУВП [8 с.336]
МК, Нм |
d, мм |
D, мм |
L, мм |
l, мм |
D1, мм |
B, мм |
B1, мм |
l1, мм |
d1, мм |
d2, мм |
l2, мм |
63 |
28 |
100 |
124 |
60 |
71 |
4 |
28 |
16 |
48 |
20 |
20 |
Смазка зубчатого зацепления. Смазка зубчатого зацепления осуществляется путем окунания зубчатых колес в масляную ванну. Для одноступенчатых редукторов при смазывании окунанием объём масляной ванны определяют из расчёта 0,5 – 0,8 л масла на 1 кВт передаваемой мощности. Принимаем:
V=(0,5¸0,8)N=(0.5¸0.8)3,722,5 л при мощности 3,72 кВт.
При работе передач масло постепенно загрязняется продуктами износа. С течением времени оно стареет. Свойства его ухудшаются. Поэтому масло, налитое в корпус редуктора, периодически меняют. Для этой цели в корпусе предусматривают сливное отверстие, закрываемое пробкой с цилиндрической резьбой и уплотняющей прокладки из фибры, алюминия или паронита.
При длительной работе в связи с нагревом масла и воздуха повышается давление внутри корпуса. Это приводит к просачиванию масла через уплотнения и стыки. Чтобы избежать этого, внутреннюю полость корпуса сообщают с внешней средой путём установки отдушины в его верхних точках. Заливка масла осуществляется через отдушину.
Рекомендуемое значение вязкости масла при v = 3,3 м/с и контактном напряжении σв=378 МПа ® n =28·10-6 м2/с. По этой величине выбираем масло индустриальное И-Г-А-46
Смазка подшипниковых
узлов. Так как надежное смазывание подшипников
за счет разбрызгивания масла возможно
только при окружной скорости больше 3
м/с, то выбираем пластичную смазку для
подшипниковых узлов – смазочным материалом
УТ-1.
Материал шпонок – сталь 45 нормализованная.
Напряжение смятия и условие прочности
где h – высота шпонки;
t1 – глубина паза; l – длина шпонки; b – ширина шпонки.
Быстроходный вал.
Шпонка на выходном конце вала 8´7´32 мм:
σсм = 2·24,8·103/28(7-4,0)(32- 8) = 24,5 МПа.
Тихоходный вал.
Шпонка под колесом 14´9´32 мм:
σсм = 2·75,5·103/45(9-5,5)(32-14) = 53,4 МПа.
Шпонка на выходном конце тихоходного вала 10´8´32 мм:
σсм = 2·75,5·103/30(8-5,0)(32-10) = 76,1 МПа.
11.2 Проверочный расчет стяжных винтов подшипниковых узлов
Стяжные винты рассчитывают на прочность по эквивалентным напряжениям на совместное действие растяжения и кручения.
Сила приходящаяся на один винт
Fв = 0,5RСХ = 0,5∙1700 = 850 H
Принимаем коэффициент затяжки Кз = 1,5 – постоянная нагрузка, коэффициент основной нагрузки х=0,3 – для соединения чугунных деталей без прокладки.
Механические характеристики материала винтов: для стали 30 предел прочности σв = 500 МПа, предел текучести σт = 300 МПа; допускаемое напряжение:
[σ] = 0,25σт = 0,25∙300 = 75 МПа.
Расчетная сила затяжки винтов
Fp = [Kз(1 – х) + х]Fв = [1,5(1 – 0,3) + 0,3]850 = 1148 H
Определяем площадь опасного сечения винта
А = πdp2/4 = π(d2 – 0,94p)2/4 = π(12 – 0,94∙1,75)2/4 = 84 мм2
Эквивалентное напряжение
σэкв = 1,3Fp/A = 1,3∙1148/84 = 17,8 МПа < [σ] = 75 МПа
11.3 Уточненный расчет валов /2/.
Быстроходный вал
Рассмотрим сечение, проходящее под опорой А. Концентрация напряжений обусловлена подшипником посаженным с гарантированным натягом.
Материал вала сталь 45, улучшенная: sВ = 780 МПа [3 c. 34]
Пределы выносливости:
Суммарный изгибающий момент
Ми = (51,12 + 7,82)1/2 = 51,7 Н·м
Осевой момент сопротивления
W = πd3/32 = π353/32 = 4,21·103 мм3
Полярный момент сопротивления
Wp = 2W = 2·4,21·103 = 8,42 мм
Амплитуда нормальных напряжений
σv = Mи/W = 51,7·103/4,21·103 = 12,3 МПа
Амплитуда и среднее напряжение цикла касательных напряжений
tv = tm = T1/2Wp = 24,8·103/8,42·103 = 2,9 МПа
Коэффициенты [3 c. 165]:
kσ/eσ = 3,4; kt/et = 0,6 kσ/eσ + 0,4 = 0,6·3,4 + 0,4 = 2,44
Коэффициент
запаса прочности по
sσ = σ-1/(kσσv/eσ) = 335/3,4·12,3 = 8,0
Коэффициент
запаса прочности по
st = t-1/(kttv/et + yt tm) = 195/(2,44·2,9 + 0,1·2,9) = 26,5
Общий коэффициент запаса прочности
s = sσst/(sσ2 + st2)0,5 = 8,0·26,5/(8,02 + 26,52)0,5 = 7,8 > [s] = 2,5
Рассмотрим сечение, проходящее под опорой C. Концентрация напряжений обусловлена подшипником посаженным с гарантированным натягом.
Суммарный изгибающий момент
Ми = (46,22 + 80,12)1/2 = 92,5 Н·м
Осевой момент сопротивления
W = πd3/32 = π353/32 = 4,21·103 мм3
Полярный момент сопротивления
Wp = 2W = 2·4,21·103 = 8,42 мм
Амплитуда нормальных напряжений
σv = Mи/W = 92,5·103/4,21·103 = 22,0 МПа
Амплитуда и среднее напряжение цикла касательных напряжений
tv = tm = T2/2Wp = 75,5·103/2·8,42·103 = 4,5 МПа
Коэффициенты [3 c. 165]:
kσ/eσ = 3,5; kt/et = 0,6 kσ/eσ + 0,4 = 0,6·3,5 + 0,4 = 2,5
Коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям
sσ = σ-1/(kσσv/eσ) = 335/3,5·22,0 = 4,4
Коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям
st = t-1/(kttv/et + yt tm) = 195/(2,5·4,5 + 0,1·4,5) =16,7
Общий коэффициент запаса прочности
s = sσst/(sσ2 + st2)0,5 = 4,4·16,7/(4,42 +16,72)0,5 = 4,2 > [s] = 2,5
12.1 Обоснование способа задания основных осевых размеров, получаемых
на операциях токарной обработки
Ниже приведены примеры задания осевых размеров, допусков, оформления чертежа вала, конического колеса и крышки подшипника.
Вал.
Коническое колесо
Крышка подшипника
Условный объем редуктора
13.2 Определение критерия технического уровня редуктора
Критерий технического уровня редуктора
γ = m/T2 = 78/75,5 = 1,03
При γ > 0,2 технический уровень редуктора считается низким, а редуктор морально устаревшим.
13.3 Конструирование рамы
Узлы привода устанавливают обычно на сварных рамах, состоящих из элементов сортового проката: швеллеров, уголков, полос, листов (рис. 13.1).
Конфигурацию
и размеры рамы определяют тип
и размеры редуктора и
Рисунок 13.1. Рама привода конвейера
Определяют основные размеры рамы в плане: длину L и ширину B. Затем определяют высоту рамы H=(0,08…0,1)L, по которой подбирают ближайший больший размер швеллера. Швеллеры располагают полками наружу для удобства монтажа узлов к раме.