Внеклассная работа по технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 16:26, курсовая работа

Краткое описание

Декоративно-прикладное искусство наиболее прочно связано с бытом и повседневной жизнью каждого человека. Именно поэтому оно играет большую роль в воспитании школьников, так как способствует развитию творческих способностей и имеет огромное значение для формирования культуры быта и труда нашего народа, культуры человеческих отношений в целом. Занятия в кружке декоративно-прикладного творчества позволяют посредством изготовления изделий развивать творческие способности учащихся. Здесь происходит более глубокое изучение теоретических основ конкретного художественного ремесла, развивается интерес к творчеству мастеров художественных промыслов, и одновременно реализуется важный педагогический принцип тесной связи теории с практикой.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА В ШКОЛЕ……………………..……….5
1.1.Сущность внеклассной работы………………………………………………5
1.2.Цели, задачи и функции внеклассной работы………………………………6
1.3.Специфика и содержание внеклассной работы……………………………..9
1.4.Формы, методы и средства………………………………………………….11
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ В КРУЖКЕ «ВЯЗАНИЕ КРЮЧКОМ»……………………………………………………………………..13
2.1. История возникновения техники вязание крючком……………………....13
2.2. Оборудование и инструменты……………………………………………..15
2.3. Техника вязания крючком………………………………………………….17
2.4.Методические рекомендации к организации и проведению кружка «Вязание крючком»……………………………………………………………..19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….26

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа ТиМОТиП 4курс.docx

— 53.67 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

 Кузбасская государственная  педагогическая академия

ТЭФ

Кафедра ПО и АПП

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по

Теории и методике обучения технологии и предпринемательству

На тему: «Внеклассная работа по технологии»

 

 

 

Выполнила:                                                       студенткаТЭФ ЗФО 4 курса 2гр.

                                                                           Вичканова М.Г.

 

Проверил:                                                          кандидат пед.наук, доцент   

                                                                            кафедры ПО иАПП.

                                                                            Савченко А.И.

 

 

Г.Новокузнецк, 2012г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА I. ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА В ШКОЛЕ……………………..……….5

1.1.Сущность внеклассной  работы………………………………………………5

1.2.Цели, задачи и функции  внеклассной работы………………………………6

1.3.Специфика и содержание  внеклассной работы……………………………..9

1.4.Формы, методы и средства………………………………………………….11

ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ В КРУЖКЕ «ВЯЗАНИЕ КРЮЧКОМ»……………………………………………………………………..13

2.1. История возникновения  техники вязание крючком……………………....13

2.2. Оборудование и инструменты……………………………………………..15

2.3. Техника вязания крючком………………………………………………….17

2.4.Методические рекомендации  к организации и проведению  кружка «Вязание крючком»……………………………………………………………..19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….25

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

       Для учителя всегда актуален вопрос, как повысить мотивацию познавательной деятельности, как вызвать интерес к своему предмету, как расширить образовательное пространство своих учеников. Внеклассная работа учителя по своему предмету является необходимой учебно-воспитательной работой в школе.

       Такая работа позволяет активизировать мыслительную, познавательную и исследовательскую деятельность учащихся. Она способствует углублению знаний учащихся, расширяет их кругозор, и имеет огромное воспитательное значение в том, чтобы заинтересовать учащихся своим предметом.

          Внеклассная работа по технологии имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Эта работа не только углубляет и расширяет знания в области технологии, но и способствует также расширению культурного кругозора, эрудиции школьников, развитию их творческой активности, духовно-нравственной сферы, эстетических вкусов и, как следствие, повышает мотивацию к изучению традиций и культуры другой страны и сквозь призму этих знаний более активно осваивать культуру своей страны.

Задача внеклассной работы состоит в привлечении учащихся к общественно полезной деятельности, стимулировании их инициативы и самостоятельности. развитии индивидуальных интересов, склонностей  и способностей. Специфика педагогического  руководства ею заключается в  осуществлении воспитательного  влияния на жизнь школьников, их деятельность и поведение не только на уроках, но и через различные  внеклассные мероприятия, включение  учащихся в различные виды творчества, развитие у них интереса к технике  и труду.

          Декоративно-прикладное искусство наиболее прочно связано с бытом и повседневной жизнью каждого человека. Именно поэтому оно играет большую роль в воспитании школьников, так как способствует развитию творческих способностей и имеет огромное значение для формирования культуры быта и труда нашего народа, культуры человеческих отношений в целом. Занятия в кружке декоративно-прикладного творчества позволяют посредством изготовления изделий развивать творческие способности учащихся. Здесь происходит более глубокое изучение теоретических основ конкретного художественного ремесла, развивается интерес к творчеству мастеров художественных промыслов, и одновременно реализуется важный педагогический принцип тесной связи теории с практикой.

          Вязание - один из самых старинных видов декоративно-прикладного искусства, который существует более трех тысяч лет. Издавна, стараясь украсить свой быт, люди стремились использовать самые простые материалы для сочетания несложных форм и средств с неприхотливыми узорами, достигнув при этом высокого мастерства. Ручное вязание изначально появилось как простая утилитарная необходимость, в дальнейшем превратилось в настоящее искусство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I. ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА В ШКОЛЕ

1.1.Сущность внеклассной  работы.

          Внеклассная работа - это организация педагогом различных видов деятельности школьников во внеучебное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности ребенка.

          Прежде всего следует определить место внеклассной работы в педагогическом процессе школы. Внеклассная работа представляет собой совокупность различных видов деятельности и обладает широкими возможностями воспитательного воздействия на ребенка.

          Рассмотрим эти возможности.

          Во-первых, разнообразная внеклассная деятельность способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удается рассмотреть на уроке.

          Внеклассная работа помогает преодолеть стереотипы в восприятии ребенка как ученика. Кроме того, разнообразные виды деятельности способствуют самореализации ребенка, повышению его самооценки, уверенности в себе, т. е. положительному восприятию самого себя.

          Во-вторых, включение в различные виды внеклассной работы обогащает личный опыт ребенка, его знания о разнообразии человеческой деятельности, ребенок приобретает необходимые практические умения и навыки.

          В-третьих, разнообразная внеклассная работа способствует развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желания активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности. Если у ребенка сформирован устойчивый интерес к труду в совокупности с определенными практическими навыками, обеспечивающими ему успешность в выполнении заданий, тогда он сможет самостоятельно организовать свою собственную деятельность. Это особенно актуально сейчас, когда дети не умеют занять себя в свободное время, в результате чего растут детская преступность, проституция, наркомания и алкоголизм.    

 

          В-четвертых, в различных формах внеклассной работы дети не только проявляют свои индивидуальные особенности, но и учатся жить в коллективе, т.е. сотрудничать друг с другом, заботиться о своих товарищах, ставить себя на место другого человека и пр. Причем каждый вид внеучебной деятельности - творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой - обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определенном аспекте, что в своей совокупности дает большой воспитательный эффект.

          Например, когда дети ставят спектакль, они получают один опыт общения - опыт взаимодействия, в большей степени на уровне эмоций. При коллективной уборке класса они приобретают опыт распределения обязанностей, умения договариваться друг с другом. В спортивной деятельности дети понимают, что такое "один за всех, все за одного", "чувство локтя". В КВНе принадлежность к команде будет восприниматься уже по-другому, следовательно, и опыт коллективного взаимодействия будет другим.

          Таким образом, внеклассная работа является самостоятельной сферой воспитательной работы учителя, осуществляемой во взаимосвязи с воспитательной работой на уроке.

 

1.2.Цели, задачи  и функции внеклассной работы.

          Поскольку внеклассная работа является, составной частью воспитательной работы в школе, она направлена на достижение общей цели воспитания - усвоения ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей.

          Специфика внеклассной работы проявляется на уровне следующих задач:

         1. Формирование у ребенка положительной "Я-концепции", которая характеризуется тремя факторами:

 а) уверенностью в  доброжелательном отношении к  нему других людей;

 б) убежденностью в  успешном овладении им тем  или иным видом деятельности;

 в) чувством собственной  значимости.

         2. Формирование у детей навыков сотрудничества, коллективного взаимодействия.

         3. Формирование у детей потребности в продуктивной, социально-одобряемой деятельности через непосредственное знакомство с различными видами деятельности, формирование интереса к ним в соответствии с индивидуальностью ребенка, необходимых умений и навыков. Другими словами, во внеклассной работе ребенок должен научиться заниматься полезной деятельностью, он должен уметь включаться в такую деятельность и самостоятельно организовывать ее.

         4. Формирование нравственного, эмоционального, волевого компонентов мировоззрения детей.

          Во внеклассной работе дети усваивают моральные нормы поведения через овладение нравственными понятиями. Эмоциональная сфера формируется через эстетические представления в творческой деятельности.

         5. Развитие познавательного интереса.

          В данной задаче внеклассной работы отражается преемственность в учебной и внеучебной деятельности, так как внеклассная работа связана с воспитательной работой на уроке и в конечном счете направлена на повышение эффективности учебного процесса. Развитие познавательного интереса у детей в качестве направления внеклассной работы, с одной стороны, "работает" на учебный процесс, а с другой - усиливает воспитательное воздействие на ребенка.

          Перечисленные задачи определяют основные направления внеклассной работы в достижении ее основной цели и носят характер общих положений. В реальной воспитательной работе они должны конкретизироваться в соответствии с особенностями класса, самого педагога, с общешкольной внеучебной работой и пр.

          Цель и задачи внеклассной воспитательной работы придают специфический характер функциям целостного педагогического процесса - обучающей, воспитывающей и развивающей.

          Обучающая функция, например, не имеет такого приоритета, как в учебной деятельности. Во внеклассной работе она выполняет роль вспомогательной для более эффективной реализации воспитывающей и развивающей функций. Обучающая функция внеклассной работы заключается не в формировании системы научных знаний, учебных умений и навыков, а в обучении детей определенным навыкам поведения, коллективной жизни, навыкам общения и пр.

          Огромное значение во внеклассной работе имеет развивающая функция. Она заключается в развитии психических процессов школьника.

          Развивающая функция внеклассной работы заключается также в развитии индивидуальных способностей школьников через включение их в соответствующую деятельность. Например, ребенка с артистическими способностями можно привлечь к участию в спектакле, празднике, КВНе и пр. Ребенку с математическими способностями можно предложить участвовать в математической олимпиаде, рассчитать наиболее интересный и безопасный маршрут прогулки по городу за определенное время. В индивидуальной работе с этим ребенком педагог может предложить составить примеры, задачи для ребят и т.д.

          Развивающая функция внеклассной работы заключается в выявлении скрытых способностей, развитии склонностей, интересов ребенка. Заметив, что ребенок интересуется чем-либо, педагог может сообщить дополнительную интересную информацию по этому вопросу, предложить литературу, дать поручение, лежащее в области интересов ученика, создать такие условия, в которых ученик получает одобрение детского коллектива за свою компетентность по данному вопросу, т. е. педагог открывает новые возможности ребенку и тем самым укрепляет его интересы.

        

1.3.Специфика и содержание внеклассной работы.

         Специфика содержания внеклассной работы характеризуется:

- во-первых, преобладанием  эмоционального аспекта над информативным  (для эффективного воспитательного  воздействия требуется обращение  к чувствам ребенка, его переживаниям, а не к разуму, вернее, к разуму  через эмоции);

- во-вторых, в содержании  определяющее значение имеет  практическая сторона знаний, т.е.  содержание внеклассной работы  направлено на совершенствование  разнообразных умений и навыков.  Во внеклассной работе совершенствуются  учебные навыки ("Занимательная  азбука", "Веселая математика" и т.д.), отрабатываются умения  самостоятельной работы при поиске  информации, организации различных  внеклассных дел ("Вечер сказок", викторина "Мой любимый город"), коммуникативные ("общенческие") умения, умения сотрудничать (коллективный  труд, КВН, спортивные, сюжетно-ролевые  походы, игры); умения соблюдать этические  нормы (повседневное общение, "Этикет  и мы", "Путешествие в страну  дорожных знаков" и пр.). Поскольку  в содержании внеклассной работы  практический аспект преобладает  над теоретическим, разумнее рассматривать  содержание с позиции деятельности  детей, через которую они осваивают  ту или иную область социального  опыта. 

Информация о работе Внеклассная работа по технологии