Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 02:46, курс лекций
Лекция 1. Цель и задачи курса. Инженерное проектирование. Машина и механизм
Рис.1.34. Зубчатый механизм с внутренним зацеплением
Наряду с прямозубыми, широкое распространение получили зубчатые колеса с косыми и шевронными зубьями.
Зубчатая передача с реечным зацеплением имеет в составе зубчатую рейку 1 и зубчатое колесо 2 (рис.1.35).
Рис.1.35. Зубчатый механизм с реечным зацеплением
2) При пересекающихся
валах применяют конические
Рис.1.36. Коническая зубчатая передач
3) При скрещивающихся
валах используется червячная
передача (рис.1.37), у которой входным
звеном является червяк 1, а также
могут применяться винтовые
Рис.1.37. Червячная передача
По форме зуба передачи классифицируются:
- зубчатые передачи с эвольвентным профилем зубьев;
- передачи с циклоидным профилем зуба
- косозубые передачи с зацеплением Новикова М.Л., имеющем в нормальном сечении круговой профиль зуба.
Зубчатые передачи осуществляются не только в виде отдельной пары зубчатых колес в одноступенчатой передаче, но и в более сложных комбинациях, образуя сложные передачи. Различают два вида таких передач: многоступенчатые зубчатые передачи с неподвижными осями и зубчатые передачи с колесами, имеющими подвижные оси.
Многоступенчатые зубчатые передачи с неподвижными осями подразделяются на рядовые и ступенчатые зубчатые передачи.
1. Рядовое соединение зубчатых колес представляет собой последовательное соединение нескольких зубчатых колес (рис.1.38).
Рис.1.38. Рядовое соединение зубчатых колес
Рис.1.39. Двухступенчатая зубчатая передача
В ступенчатых зубчатых передачах
последовательно соединяются
2. Специальные многоступенчатые
передачи имеют некоторые
Рис.1.40. Планетарный зубчатый механизм
Колеса 1 и 3 называются центральными колесами (солнечным и корончатым), колесо 2 сателлит или планетарное колесо. Рассматриваемая зубчатая передача называется планетарной и имеет одну степень подвижности, т.к. имеется неподвижное колесо 3. Достаточно задать закон движения одному звену, чтобы все остальные звенья двигались определенно и целесообразно.
Рис.1.41. Дифференциальный механизм
Иными словами работу передачи следует описать так: центральное колесо 1 сообщает движение сателлиту 2, который обкатывается по колесу 3 и увлекает за собой по часовой стрелке водило.
Планетарные передачи компактны и используются для значительного уменьшения числа оборотов на выходе, при этом передаточные отношения могут быть более тысячи,
Планетарные передачи,
в которых все колеса подвижны,
обладают двумя степенями
К зубчатым передачам относятся и устройства прерывистого движения: храповые механизмы, мальтийские механизмы и другие.
Храповые механизмы.
Храповые механизмы относятся к механизмам прерывистого действия, которые обеспечивают движения ведомого звена в одном направлении с периодическими остановками. Конструктивно храповые механизмы делятся на нереверсивные с внутренним зацеплением и с храповым колесом, а также реверсивные в виде зубчатой рейки.
Нереверсивный храповый механизм с внутренним зацеплением (рис. 12). Ведущим звеном может быть как храповое колесо внутреннего зацепления /, соединенное с зубчатым колесом внешнего зацепления, так и втулка 4 с закрепленной на ней собачкой 3, подпружиненной к зубьям храпового колеса 1 пружиной 2.
Рис. 1.42. Нереверсивный храповый механизм с внутренним зацеплением:
1 — храповое колесо; 2 — пружина; 3 — собачка; 4 — втулка
В нереверсивных механизмах
(рис. 1.43) храповое колесо выполняют
в виде рейки 1 в направляющих, и
тогда собачка 2 сообщает рейке с
храповым зубом прерывистое
Рис. 1.43. Нереверсивный храповый Рис. 1.44. Реверсивный храповый механизм: 1 — рейка; 2 — собачка механизм:1- храповик; 2 — ведущий
В машино- и приборостроении применяют храповые механизмы, в которых механизм (ведомое звено) двигается в одном направлении с периодическими остановками (металлообрабатывающие станки, задняя ведущая втулка у велосипеда и др.).
Мальтийский механизм (крест).
Мальтийские кресты широко применяются в машинных автоматах. Они относятся к механизмам прерывистого действия и предназначены для преобразования равномерного вращения ведущего звена в периодические с остановками ведомого звена, работают плавно без ударов (в отличие от храповых механизмов).
Наиболее распространенные
мальтийские механизмы с
Рис. 1.45. Мальтийский механизм: 1 — ведущий кривошип; 2 — ролик; 3 - мальтийский крест; 4 - паз мальтийского креста
Механизмы с гибкими звеньями.
Ременные передачи
Кроме механизмов с твердыми звеньями, рассмотренными нами выше, в качестве промежуточных звеньев применяются гибкие звенья (ремни, канаты, цепи, ленты и т.д.). Механизмы с гибкими звеньями применяются при значительных межосевых расстояниях. Применяются также для передачи вращения между параллельными удаленными валами. Область распространения этих передач в настоящее время значительно сократилась, однако они еще находят широкое применение в качестве первичного привода от двигателя, а также привода к механизмам, обладающим большим моментом вращающихся масс. При трогании с места и в случае внезапных перегрузок ремни пробуксовывают, спасая механизмы от поломок.
Преимущественное
Рис.1.46. Открытая ременная передача
Ременные передачи по конструктивному оформлению подразделяются на
- Передачи с параллельными осями валов
- Передачи с непараллельными осями валов.
На рис.1.46 показан простейший пример открытой ременной передачи, у которой вращение шкивов 1 и 2 происходит в одном и том же направлении.
Передача ремнем осуществляется за счет трения возникающего между шкивом и ремнем. Ремень может быть плоский, клиновой или зубчатый.
В перекрестной ременной передаче (рис.1.47) вращение шкивов 1 и 2 происходит в разных направлениях.
Рис.1.47. Перекрестная ременная передача
Рис.1.48. Полуперекрестная ременная передача
Примерами передачи с непараллельными осями валов может служить полуперекрестная ременная передача (рис.1.48), применяемая при передаче вращения между скрещивающимися валами.
Для обеспечения необходимой силы трения между ремнем и шкивами, ремень должен быть натянут. Простейшее натяжное приспособление показано на рис.1.49, где ролик 3 установлен на рычаге 4, который вращается вокруг оси В. На противоположном плече рычага закреплен груз 5, перемещением которого вдоль рычага достигается регулировка силы натяжения.
Рис.1.49. Открытая ременная передача с натяжным роликом
Цепные передачи
Применяются при передаче вращения между, параллельными удаленными друг от друга валами. В настоящее время получили распространение два типа приводных цепей:
а) цепи втулочно-роликовые (типа Галя),
б) цепи зубчатые из штампованных звеньев (типа Рейнольдса).
Зубчатые цепи, благодаря относительно меньшему шагу, работают более плавно и бесшумно.
Недостатком цепных передач является сравнительно быстрый износ шарниров, способствующий вытяжке цепи и нарушению ее зацепления со звездочкой, а также шумная работа на высоких скоростях вследствие особенностей кинематики цепной передачи.
Клиновые и винтовые механизмы.
Эти механизмы трехзвенные. Они состоят из стойки и двух подвижных звеньев, образующих три кинематические пары.
1) Трехзвенный клиновый
механизм простейшего вида, показанный
на рис.1.50, состоит из клиньев
1 и 2 и стойки 3. Он служит для
преобразования одного
Рис.1.50. Простой клиновый механизм
2) Трехзвенный винтовой
механизм (рис.1.51) состоит из винта
1, гайки 2 и стойки 3. Он предназначен
для преобразования
Рис.1.51. Трехзвенный винтовой механизм
Механизмы
с гидравлическими и
Простейший механизм с
гидравлическим устройством является
гидравлический пресс (рис.1.52). Его можно
рассматривать как
Рис.1.52. Гидравлический пресс
Аналогичное устройство имеют многие механизмы, в которых используется сжатый воздух, например, различные станочные приспособления, инструменты.
Основные кинематические и силовые отношения в передачах.
Основные характеристики передач. К ним относятся мощность на ведущем Р1 и ведомом Р2 валах в кВт и угловая скорость ведущего и ведомого валов в рад/с. Эти две характеристики минимально необходимы и достаточны для проведения проектного расчета любой передачи.
Ведущее звено – звено, которое приносит энергию в передачу (ведущий вал, ведущее колесо).
Ведомое звено – вал или колесо, воспринимающее усилие от ведущего звена (катки, шкивы, зубчатые колеса и т. п.),
Ступень передачи – два колеса сопряжено работающих между собой с непосредственным сопряжением или с промежуточным звеном.
В машиностроении принято
обозначать угловые и окружные скорости,
частоту вращения, диаметры вращающихся
деталей ведущих валов