Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 02:46, курс лекций
Лекция 1. Цель и задачи курса. Инженерное проектирование. Машина и механизм
Пара первого класса: ; ; .
Пара второго класса: ; .
Пара третьего класса: ; .
Пара четвёртого класса: ; .
Пара пятого класса: ; .
Рассмотрим кинематическую пару «винт-гайка» (рис.2.4). Число степеней подвижности этой пары равно 1, а число налагаемых связей равно 5. Это пара будет являться парой пятого класса, свободным можно выбрать только один вид движения для винта или гайки, а второе движение будет сопутствующим.
Рис.2.4
Классификация кинематических цепей
Несколько звеньев, соединённых между собой кинематическими парами, образуют кинематическую цепь.
Кинематические цепи бывают
- замкнутые (простые). В замкнутой цепи каждое звено входит не менее, чем две кинематические пары.
- разомкнутые (простые).
- сложные.
По признаку наличия разветвлений различают цепи простые (каждое звено цепи входит не более, чем две кинематических пары) и сложные или разветвленные (некоторые звенья входят в три, или более пары); в разветвленных цепях могут присутствовать так называемые кратные (двойные, тройные и т.д.) шарниры.
По области движения звеньев цепи бывают плоские (траектории движения точек всех звеньев - плоские кривые, лежащие в параллельных плоскостях) и пространственные.
Чтобы из кинематической цепи получить механизм, необходимо:
- одно звено сделать
неподвижным, т.е. образовать
- одному или нескольким
звеньям задать закон движения
(сделать ведущими) таким образом,
чтобы все остальные звенья
совершали требуемые
Некоторые дополнительные определения:
Обобщенная координата механизма – каждая из независимых координат, определяющих положение всех звеньев механизма относительно стойки
Число степеней свободы механизма – это число степеней свободы всей кинематической цепи относительно неподвижного звена (стойки).
Для пространственной кинематической цепи в общем виде условно обозначим:
- количество подвижных звеньев – n,
- количество степеней свободы всех этих звеньев – 6n,
- количество кинематических пар 5-го класса – P5,
- количество связей, наложенных кинематическими парами 5-го класса на звенья, входящие в них, – 5Р5,
- количество кинематических пар 4-го класса – Р4,
- количество связей, наложенных кинематическими парами 4-го класса на звенья, входящие в них, – 4Р4 и т.д.
Звенья кинематической цепи, образуя кинематические пары с другими звеньями, утрачивают часть степеней свободы. Оставшееся число степеней свободы кинематической цепи относительно стойки можно вычислить по формуле
Это структурная формула пространственной кинематической цепи, или формула Малышева, получена П.И. Сомовым в 1887 году и развита А.П. Малышевым в 1923 году.
Величину W называют степенью подвижности механизма (если из кинематической цепи образован механизм).
Для плоской кинематической цепи и соответственно для плоского механизма
Эту формулу называют формулой П.Л. Чебышева (1869). Она может быть получена из формулы Малышева при условии, что на плоскости тело обладает не шестью, а тремя степенями свободы:
Величина W показывает, сколько должно быть у механизма ведущих звеньев (если W = 1 – одно, W = 2 – два ведущих звена и т.д.).
Понятие
о структурном синтезе и
Cтруктура любой технической
системы определяется
Как на любом этапе проектирования
при структурном синтезе
Задачей структурного анализа является задача определения параметров структуры заданного механизма - числа звеньев и структурных групп, числа и вида КП, числа подвижностей (основных и местных), числа контуров и числа избыточных связей.
Задачей структурного синтеза является задача синтеза структуры нового механизма, обладающего заданными свойствами: числом подвижностей, отсутствием местных подвижностей и избыточных связей, минимумом числа звеньев, с парами определенного вида (например, только вращательными, как наиболее технологичными) и т.п.
Основные понятия структурного синтеза и анализа
Подвижность механизма - число независимых обобщенных координат однозначно определяющее положение звеньев механизма на плоскости или в пространстве
Связь - ограничение, наложенное на перемещение тела по данной координате.
Избыточные (пассивные) - такие связи в механизме, которые повторяют или дублируют связи, уже имеющиеся по данной координате, и поэтому не изменяющие реальной подвижности механизма. При этом расчетная подвижность механизма уменьшается, а степень его статической неопределимости увеличивается. Иногда используется иное определение: Избыточные связи - это связи число которых в механизме определяется разностью между суммарным числом связей, наложенных кинематическими парами, и суммой степеней подвижности всех звеньев, местных подвижностей и заданной (требуемой) подвижностью механизма в целом.
Местные подвижности - подвижности механизма, которые не оказывают влияния на его функцию положения (и передаточные функции), а введены в механизм с другими целями (например, подвижность ролика в кулачковом механизме обеспечивает замену в высшей паре трения скольжения трением качения).
Рис.2.5
Учитывая возможность
условного превращения
Среди рычажных механизмов наиболее распространенны так называемые четырехзвенные, примеры которых представлены на рис.2.5, а-г.
Виды звеньев (рис. 2.6 и рис.2.7):
стойка – звено, принимаемое за неподвижное; такое звено в механизме может быть только одно;
кривошип – вращающееся звено рычажного механизма, которое может совершать полный оборот вокруг неподвижной оси;
коромысло – вращающееся звено рычажного механизма, которое может совершать только неполный оборот вокруг неподвижной оси;
шатун – звено рычажного механизма, образующее кинематические пары только с подвижными звеньями;
кулиса – звено рычажного механизма, вращающееся вокруг неподвижной оси и образующее с другим подвижным звеном поступательную пару; в зависимости от степени протяженности элемента поступательной пары различают «камень» (звено меньшей протяженности) и «направляющую»;
ползун – звено рычажного механизма, образующее поступательную пару со стойкой;
кулачок – звено, имеющее элемент высшей пары, выполненный в виде поверхности переменной кривизны;
камень – звено, совершающее поступательное движение относительно подвижной направляющей, называемой кулисой;
зубчатое колесо – звено с замкнутой системой зубьев, обеспечивающее непрерывное движение другого зубчатого колеса или рейки.
Количество типов и видов механизмов исчисляется тысячами, поэтому классификация их необходима для выбора того или иного механизма из большого ряда существующих, а также для проведения синтеза механизма.
Универсальной классификации нет, но наиболее распространены 3 вида классификации:
Функциональная. По принципу выполнения технологического процесса механизмы делятся на механизмы: приведения в движение режущего инструмента; питания, загрузки, съёма детали; транспортирования и т.д.;
Структурно-конструктивная. Предусматривает разделение механизмов как по конструктивным особенностям, так и по структурным принципам. К этому виду относят механизмы: кривошипно-ползунный; кулисный; рычажно-зубчатый; кулачково-рычажный и т.д.;
Структурная. Проста, рациональна, тесно связана с образованием механизма, его строением, методами кинематического и силового анализа, была предложена Л.В. Ассуром в 1916 году и основана на принципе построения механизма путем наслоения (присоединения) кинематических цепей (в виде структурных групп) к начальному механизму. Согласно этой классификации, любой механизм можно получить из более простого присоединением к последнему кинематических цепей с числом степеней свободы W = 0, получивших название структурных групп, или групп Ассура. Недостаток классификации – неудобство для выбора механизма с требуемыми свойствами.
Структурные группы для плоских рычажных механизмов
Условие существования любой структурной группы описывается формулой
Так как количество звеньев n и количество кинематических пар P5 – целые числа, то
– кратно 2, то есть чётно,
– кратно 3.
Все структурные группы принято разделять на классы – со 2-го по 4-й.
Примеры структурных групп и начального механизма приведены на рис. 2.8.
- Структурная группа 2-го кл.
- Двухповодковая структурная группа 2-го кл.
- Структурная группа 3-го кл.
- Структурная группа 4-го кл.
- Механизм 1-го кл. (начальный механизм)
Рис.2.8.Примеры структурных групп
При добавлении к механизму 1-го класса различных структурных групп можно получить механизм, состоящий из одной или нескольких структурных групп и механизма 1-го класса.
Механизмам присваивается определённый класс, соответствующий наивысшему классу входящих в него структурных групп. Примеры механизмов различных классов приведены на рис. 2.9.
Не путать класс механизма и класс структурной группы.
2-й кл.
Порядок структурной группы
равен числу свободных
Структурная группа 2-го кл., 2-го порядка (все структурные группы 2-го кл. имеют 2-й порядок |
Структурная группа 3-го кл., 3-го порядка |
Структурная группа 4-го кл., 2-го порядка |
|
|
|
Наиболее распространённые структурные группы 2-го класса подразделяются на 5 видов (модификаций) (см.табл.).
Кинематическая схема структурной группы, вид |
Механизм, содержащий такую структурную группу |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|